Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

10884

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
16.43 Mб
Скачать

р. Волге и Каспийском море. Причинами назывались нерегулируемый промышленный лов, браконьерство и массовый прилов молоди, а также загрязнение реки нефтью, мазутом и керосином, тревожившие современников. Улов сельди в Каспийско-Волжском бассейне упал с 1885 г. к 1911 г. с 307 млн штук до 96 млн [108; 621].

Гидроэнергетическое строительство внесло изменения в условия обитания и размножения волжских рыб. Фонд нерестилищ в результате строительства каскада ГЭС сократился до 400 тыс. га, оставшихся на участке от Волгоградской ГЭС до Каспийского моря. При этом белуга лишилась естественных нерестилищ на 100 %, русский осетр на 80 %, севрюга на 60 %. Надо понимать, что в те годы страна наращивала индустриальную мощь, на переднем плане была электроэнергия, а осетры – на заднем плане, без них (как пищевого продукта) можно было обойтись (также, как большинство населения обходится сейчас), но принимались меры и для сохранения стад осетровых. Для прохода рыб во время нереста в составе Волгоградского и Саратовского гидроузлов были предусмотрены специальные рыбопропускные сооружения. В 1962 г. рыбоподъемник в Волгоградском гидроузле пропустил в верхний бьеф около 1 млн экземпляров различных пород рыб, в т.ч. 27 тыс. осетровых [534], в дальнейшем обеспечивал пропуск не более 10 % рыб в отличие от естественных условий [242]. В целом эффективность работы рыбоподъемников посчитали невысокой, в 1994 г. они были законсервированы.

Начиная с 1960 г. и до настоящего времени в нижний бьеф Волгоградского гидроузла ежегодно подаются специальные весенние попуски воды, назначение которых состоит в том, чтобы в апреле-мае обводнить нерестилища, обеспечив воспроизводство рыб ценных пород, а также чтобы не менее чем на 10 суток затопить сельскохозяйственные земли Волго-Ахтубин- ской поймы и дельты Волги с целью их влагозарядки. Максимальный расход попуска составляет 25 тыс. м3/с [28].

В результате воздействия гидроэнергетического строительства численность осетровых в бассейне Каспия стала снижаться. Согласно официальной статистике, вылов осетра уменьшился с 11 тыс. т/год (1910 – 1930 гг.) до 1,8 тыс. т/год (1996 – 1998 гг.) [109]. По другим сведениям, особенно упали промышленные уловы осетровых в годы перестройки экономики страны: с 24 тыс. т (90 % мировой добычи) в 1984 г. до 4,5 тыс. т в 1994 г. [29].

Наиболее действенными способами решения проблемы сохранения

130

генофонда и поддержания численности осетровых было определено развитие искусственного воспроизводства рыбного стада с организацией сети рыборазводных заводов и создание индустриального товарного осетроводства. В 1980-е гг. это давало высокие положительные результаты: 13 осетровых заводов (Волгоградский, Александровский, Бертюльский, Житнинский, Сергиевский, Кизанский, Икрянинский – рис. 6.9, Камызякский и др.) ежегодно выпускали к местам нагула в северном Каспии свыше 100 млн штук молоди, обеспечивая уловы белуги на 47 %, осетра на 28 %, севрюги на 15 %. В результате в то время уловы осетровых увеличились даже по сравнению с периодом до зарегулирования стока Волги.

Рис. 6.9. Пруды Икрянинского центра товарного осетроводства в Астраханской области. 1990 -е гг. [420]

Нерестовые хозяйства дельты Волги обеспечивали также до 20 % уловов сазана и леща. Благодаря рыбоводным заводам удалось возобновить промысел белорыбицы, лишенной естественных нерестилищ, восстановился промысел лосося. В последующие годы этот высокопродуктивный бассейн, который благотворно откликается на повышения водности, рыбоводные, мелиоративные и другие мероприятия, оказался под воздействием неблагоприятных факторов, что сказалось на промысле [123]. Однако в 2019 г. Волж- ско-Каспийский бассейн обеспечил улов 73,5 тыс. т рыб. Возобновился лов легендарной каспийской кильки [АН, 2020. – №3]

131

Колыбелью осетровых является река Урал, располагающая нерестилищами из отложений гравия площадью около 1 700 га. Из проходных рыб, кроме осетровых, наиболее интересна белорыбица, которая нигде в мире, кроме Каспия и его притоков не встречается. После строительства ВолжскоКамского каскада ГЭС она лишилась своих нерестилищ, располагавшихся в р. Уфе. Небольшое стадо каспийских белорыбиц поддерживается за счет нерестилищ в р. Урал, одно из которых находится в 200 км выше г. Оренбурга [114].

В Азово-Донском промысловом бассейне наибольшее рыбохозяй-

ственное значение имеет речная система ниже Цимлянского гидроузла до Таганрогского залива протяженностью 240 км с общей площадью поймы Дона 306 тыс. га. До зарегулирования стока Цимлянским водохранилищем площадь заливаемых весной нерестилищ достигала в среднем 95 тыс. га при продолжительности затопления 49 суток. После вода в эксплуатацию Цимлянского гидроузла площадь естественных пойменных нерестилищ сократилась до 58 тыс. га, а вероятность их затопления уменьшилась до 30 – 35 %. Для прохода к нерестилищам и эффективного размножения ценных рыб необходимы рыбохозяйственные попуски из Цимлянского водохранилища объемами 0,3 – 0,6 км3 в марте, 3,2 – 3,6 км3 в апреле, 4,4 – 6,1 км3 в мае, организация которых вступает в противоречие с интересами сельского хозяйства, судоходства и других участников ВХК [112].

Нижний Дон на протяжении от Цимлянского гидроузла до устья загрязнен нефтепродуктами, соединениями меди, фенолами, органическими веществами. Уровень загрязнения увеличивается к устью. Загрязненность воды оказывает отрицательное воздействие на рыбопродуктивность основной реки и притоков [114].

Предпринимались попытки увеличения донского рыбного стада в порядке международного обмена рыбами-переселенцами. Таков, например, полосатый окунь – морская рыба, живущая до 20 лет, достигающая 2-мет- ровой длины и массы 50 кг. Родина окуня – атлантическое и тихоокеанское прибрежье Северной Америки, но он может жить и в пресной воде. В 1968 г. 1 тысячу мальков полосатого окуня выпустили в Таганрогский залив Азовского моря. Убедившись, что рыбы прижились, американского переселенца перевезли в р. Дон. Еще одна североамериканская рыба – буффало (рыба-буйвол): быстрорастущая, за несколько лет нагуливает свыше 40 кг. На реках Дону и Кубани создавались ее маточные стада, самки буффало

132

созревали к 3 – 4 годам. О том, ловятся ли сейчас эти переселенцы в наших водах, информации нет.

К 2000 г. в пойме Нижнего Дона действовали 3 рыбоводных завода, 4 нерестово-выростных хозяйства, 19 товарных прудовых хозяйств общей площадью 26,9 тыс. га. Их водопотребление составляет 340 млн м3/год, в т.ч. безвозвратное – 163 млн м3/год [114].

В прежние годы одним из самых рыбопродуктивных в России был

Азово-Кубанский рыбопромысловый район. Нарушение условий есте-

ственного воспроизводства (изменение режима половодий, перекрытие плотинами миграционных путей, изъятие значительной части стока, загрязнение промышленными и бытовыми сточными водами) сократило его рыбопромысловую эффективность. Возникла необходимость искусственного воспроизводства рыбных запасов путем строительства рыбозаводов, рыбопитомников, восстановления и создания новых нерестилищ, а также пру- дово-озерного товарного рыбопроизводства [114].

Обь-Иртышский бассейн является обиталищем таких ценных пород рыб, как осетр сибирский, стерлядь, муксун, пелядь, пыжьян, сырок, щекур, а также карп, язь, щука, судак, карась и др. Всего в водах бассейна обитают 69 видов и подвидов рыб, из которых 33 служат объектами промысла.

Характерной особенностью Нижней Оби является развитая система соров – мелководных пойменных водоемов, служащих основными местами нагула сиговых рыб. Сюда поднимаются из Обской губы, но не заходят выше устья Иртыша ряпушка, корюшка и пыжьян. На левых притоках Нижней Оби нерестятся сырок и нельма. В Северной Сосьве обитает тугун (сосьвинская сельдь).

На Средней Оби наибольшее количество рыб вылавливается в самой реке, ее притоках и пойменных водоемах.

Основными промысловыми водоемами верхней части бассейна, расположенной в степной и лесостепной зонах, являются озера Чаны, Сартлан, Убинское, Кулундинское, Салтаим, Ик и др., а также Новосибирское водохранилище. В областях Свердловской, Кемеровской и Челябинской развиты прудовые рыбоводные хозяйства.

Однако, вылов рыб в Обь-Иртышском бассейне снижается: если за период 1962 – 1976 гг. он составлял 56,4 тыс. т/год, то, например, в 2007 г. – 14 тыс. т. Особенно упал вылов ценных пород рыб: в 1948 – 1972 гг. вылавливалось 2 218 т осетра в год, в 1996 г. – только 5,9 т. Добыча рыб снижается не только в р. Оби, но и в озерных водоемах. Снижение эффективности

133

рыболовства связывают с сооружением Новосибирского гидроузла, преградившего путь осетру и нельме к местам нереста в устье р. Катуни, загрязнением речных вод продуктами промышленной деятельности, недостатком средств для развития рыбоводных предприятий и др. [110; 114].

Енисейский бассейн при многоводности основной реки и притоков в основном рыбохозяйственном районе (Красноярский край, Хакасия, Тыва) имеет промысловый запас рыб 55 тыс. т [РФ, 2019. – №7]. Промышленные рыбные уловы составляли в 2000 г. 1,7 тыс. т, в 2007 г. – 1,35 тыс. т [110]. Сегодня в районе действуют около 300 зарегистрированных рыболовецких организаций. Квота выдается на 12 тыс. т, официально вылавливается около 5 тыс. т рыб в год.

Запрещена добыча осетра, стерляди, гольца, ленка, тайменя, нельмы, под запретом также арктический омуль в р. Енисее выше устья р. Курейки. Но оставлена возможность любителям побаловать себя малосольным муксуном. Для самых распространенных у коренных северян способов приготовления и употребления рыб – сагудая и строганины – пригодны только два вида – чир и сиг. Их разрешено вылавливать соответственно 10 и 20 кг на человека. До 1 т на человека разрешены к ловле язь, карась, елец, плотва, окунь, которые известны коренным народам только по картинкам, так как либо не употребляются ими, либо не водятся в водоемах Таймыра и Эвенкии.

В бассейне работают 2 государственных рыбоводных завода – Абаканский и Норильский. В р. Енисей выпускается ежегодно 1200000 штук мальков осетра и стерляди (рис. 6.10), но это только 5 % от необходимого количества [РФ, 2019. – №7].

Бассейн р. Лены большей частью расположен в пределах Якутской Республики. Объектами лова в северной, полярной части Якутии служат главным образом лососевые: нельма, муксун, омуль, ряпушка, таймень (рис. 6.11), сиг, чир, пелядь и лишь отчасти осетровые. Для центральной части Якутии наибольшее значение приобрели рыбы карповые (гольян, карась), а также щука, окунь и налим. Из лососевых рыб здесь имеют некоторое значение нельма и пелядь. Традиционными рыбными продуктами являются: рыба соленая, пупки (брюшки рыб в соленом виде), юкола и хах (соответственно провяленая и прокопченая рыба с удаленной головой и позвоночником), строганина (свежемороженая), балыки, рыбий жир, икра. Состояние отрасли в ленском бассейне примерно то же, что в енисейском [110; 733].

134

Рис. 6.10. Зарыбление р. Енисея мальками осетра, лосося и сига

Рис. 6.11. Таймень

Рис. 6.12. Рыболовство в реке Жупанова на Камчатке (В.М. Песков)

135

Рис. 6.13. Обсыхающая икра на мелководье Горьковского водохранилища при уровне воды, пониженном в период нереста (В.В. Логинов)

Рис. 6.14. Искусственное нерестилище – рыбообитаемый город. Разработка ОАО «Институт Гидропроект»

Рис. 6.15. Рыбы, погибшие зимой 1976 г. в Воронежском водохранилище (В.М. Песков)

136

Ситуация с уменьшением уловов рыб наблюдается на реках северозапада России независимо от того, построены на них гидроузлы или нет.

Так, в р. Неве, не имеющей плотин, из-за загрязнения нерестилищ и плохого качества воды пострадали запасы невского стада балтийского лосося. Его уловы с 20 – 27 т/год в довоенные годы сократились до 1 т/год к 2000-м гг. и в настоящее время добыча лосося разрешена лишь для рыбоводных целей. Кроме того, в реке практически перестали ловиться заходившие ранее из Финского залива сиг и ряпушка, уловы которых в прежнее время достигали 100 т/год [114].

Ситуацию пытаются подправить с помощью рыбоводных заводов, например в Карелии действуют Кемский, Выгский заводы, Карельская рыбоводная станция (г. Петрозаводск) и др.

Зато на востоке России (на Сахалине, Камчатке, в Магаданской области и др.) каждой осенью добывают рекордные количества тихоокеанских лососей (кеты, горбуши и др.) идущих в реки на нерест (рис. 6.12), причем

вчетные годы уловы больше, чем в нечетные. Так, в путину 2018 г. рыбаки взяли их 676 тыс. т, по данным на 2019 г. вылов составил около 500 тыс. т,

в2021 г. – 538 тыс.т. Весь дальневосточный улов в 2019 г. достиг 3,42 млн т, из них больше 1,8 млн т наловили минтая. [www.fishnews.ru].

Вцелом по стране добыча водных ресурсов добралась в 2019 г. до 4,92 млн т. 1,665 млн т было поставлено за границу. На 2020 г. пришелся большой скачок по кильке, скумбрии и креветкам [АН, 2020. – №3]. План 2022 г. – 5,2 млн т, из них 449 тыс. т продукция аквакультуры [АН, 2021. – №50].

6.3. Рыбохозяйственное использование водохранилищ

Известно, что рыбы комфортно чувствуют себя только в воде. Поэтому логично утверждать: чем больше в чаше водохранилища чистой воды, тем больше будет в нем рыб. Уловы рыб в водохранилищах возрастают в несколько раз по сравнению с уловами на этих же участках рек до зарегулирования (табл. 6.2) [122; 534].

Промысловая рыбопродуктивность водоемов зависит от географической широты. Если водохранилище расположено севернее 58° с.ш., его рыбопродуктивность ориентировочно составляет 5 – 20 кг/га, у водохранилищ, лежащих между 58° и 52° с.ш., она обычно равна 20 – 50 кг/га, а южнее 52°с.ш. 50 – 80 кг/га [266].

137

Т а б л и ц а 6.2

Уловы рыб в реках Волге, Каме и Дону до и после создания водохранилищ [7; 534]

 

Годы

 

Ежегодный вылов рыб, т

 

 

в реке до

 

 

 

 

 

заполнения

 

в водохранилищах

 

Водохранилища

заполне-

 

 

водохрани-

 

 

 

 

 

ния водо-

 

 

 

 

 

лищ

1960 г.

1962 г.

1965 г.

1968 г.

 

хранилищ

 

 

 

 

 

 

Иваньковское

1937

30

380

Угличское

1940

160

Рыбинское

1941 – 1947

500

4 200

3 320

3 850

2 840

Горьковское

1955 – 1957

260

750

Камское

1954 – 1956

70

540

Куйбышевское

1955 – 1957

1 500

3 730

4 070

4 840

3 890

Волгоградское

1958 – 1960

2 000

940

2 000

2 160

2 770

Цимлянское

1952

2 000

10 330

11 040

10 290

12 130

По рыбохозяйственному значению выделяют водохранилища высокопродуктивные (на реках Дону, Волге), среднепродуктивные, рыбная продукция которых еще может быть повышена (на реках Каме, Оби, Енисее, Ангаре), и малопродуктивные (в Карелии, на Кольском полуострове). Наиболее встречаемая рыбопродуктивность водохранилищ 15…30 кг с 1 га водной поверхности. Уловы рыб в высокопродуктивных водохранилищах сопоставимы и даже превышают уловы в больших естественных озерах. Например, за 1995 – 2005 гг. они были, тыс.т/год: в озерах Ладожском 3,1 – 2,9, Онежском 1,0 – 2,1, Ильмень 1,6 – 1,38; в водохранилищах Куйбышевском 3,2 – 2,11, Волгоградском 1,0 – 1,72, Цимлянском 7,4 – 6,9 [110].

Создание водохранилищ различного назначения в XX в. привело к существенному увеличению рыбных запасов страны. Благодаря водохранилищам рыбохозяйственный фонд внутренних водоемов вырос на 30 %. В 1986

– 1990 гг. среднегодовой статистически учтенный вылов рыб из водохранилищ России составил 68,7 тыс. т, или 1/3 ежегодного улова из пресноводных водоемов [112].

Требования рыбохозяйственного использования водохранилищ

режимные и сводятся они к обеспечению необходимой динамики повышения и сработки уровней воды.

Для обеспечения нормальных условий воспроизводства рыбных запасов требуется не допускать снижения уровня водохранилища в течение периода размножения весенне-нерестующих рыб. Этот период для северных и центральных районов страны обычно падает на май–июнь. Икра откладыва-

138

ется в прибрежных зонах водохранилища, преимущественно в заливах и устьях притоков, на залитую водой растительность. Успех нереста в значительной степени зависит от уровня наполнения водохранилища (рис.6.13). Если уровень воды на момент нереста не достигает береговой зоны с остатками прошлогодней растительности, то значительная часть отложенной икры погибает. Эффективность нереста снижается и в том случае, когда сразу после него уровень воды продолжает подниматься быстрыми темпами, тогда икра оказывается в неблагоприятных для развития гидрологических условиях [411].

На период размножения осенне-нерестующих рыб требуется также не допускать глубокой сработки уровня водохранилища, так как эти рыбы откладывают икру в грунт при определенной глубине воды (от 1,5 до 3 м) и большая сработка уровня вызывает гибель отложенной икры.

Для создания нормальных условий зимовки рыб и развития икры сработка уровня в водохранилищах в осенне-зимний период должна быть плавной, без резких колебаний, не превышающих 5 см в сутки. Особенно недопустимо форсировать сработку водохранилищ в марте–апреле, когда рыба может не успеть уйти из зимовальных ям и останется в изолированных водоемах, придавленная ледяным покровом. Негативный опыт имеется. Так, в 1954 г. в результате недопустимо глубокой сработки только что заполненного Цимлянского водохранилища подо льдом погибло 2,5 тыс. т сазана [534]. В 1996 – 1998 гг. зарегистрированы резкие сработки на 1,5 – 2 м Кумского водохранилища (оз. Пяозеро и оз. Топозеро) на р. Ковде в Карелии в периоды нереста и инкубации икры осенне-нерестующих рыб. Вследствие падений уровня произошло промерзание значительной части нерестилищ палии (до 30 % площади нерестилищ), сига (до 50 %), ряпушки (до 40 %), налима (до 15 %). Неблагоприятные последствия данного обстоятельства длительное время отражались на поколениях рыб этих лет рождения [411].

Важным фактором сохранения видового разнообразия рыб и численности их популяций в водохранилищах являются кормовая обеспеченность и рацион питания, которые также зависят от гидрологического режима.

Некоторого увеличения рыбопродуктивности водохранилищ можно добиться искусственными мероприятиями. Рекомендуется, например, доводить протяженность побережья с зарослями макрофитов до 10 – 15 % длины береговой линии [112]. Еще Н. Я. Данилевский (1822–1885), русский мыслитель, по роду своей основной деятельности в труде «Исследования о состоянии рыболовства в России» (1862 г.) отмечал: «Неглубокие места

139

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]