Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11024

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
29.7 Mб
Скачать

31

Бурное развитие техники, начало которого приходится на середину XIX века, неизбежно породило новые возможности формообразования. Развитие металлических конструкций, изобретение железобетона, открытие новых возможностей стекла и т.д., а также внедрение новых технологий оказало решающее влияние на формирование архитектуры здания нового типа. Известный призыв Виолле-ле-Дюка «откровенно прибегать к помощи индустрии, не дожидаясь, пока она навяжет нам свою продукцию, а, наоборот, опережая ее», отразился, в первую очередь, именно на архитектуре конторских зданий [1].

Складывается специфический «городской» образ жизни: теперь жизнь индивида и его семьи тесно связана с жизнью капиталистического города в целом, модель жизни из автономной превращается в коммуникативную. Как писал Й. Хейзинга, «труд и производство становятся идеалом, а вскоре и идолом. Европа надевает рабочее платье!».

Во времена промышленной революции и развития машинного производства появились утопические проекты идеальных городов. Своеобразная идеальная модель делового центра – фаланстеры Шарля Фурье, объединяющие разные виды деятельности в многофункциональную структуру: «Одно крыло должно было объединить все шумные виды работ: столярные мастерские, кузницы и др. Оно должно было вместить все помещения для детского труда, так как дети очень шумны в своей деятельности. Другое крыло содержит гостиницу с залами и другими помещениями для посторонних, чтобы они не занимали центральный объем здания и не мешали семейной жизни» [8]. Таким образом, доминирующим типом деловых отношений выступало свободное предпринимательство, а доминирующим типом делового центра – биржа, банк, страховая контора, многофункциональный торговопромышленный комплекс [1].

Кроме этого, в начале XIX века появился новый вид многофункционального торгово-промышленного комплекса в виде крытого пассажа или галереи. Они получили распространение в Европе и Северной Америке. Нижние этажи занимали обычно магазины, лавки, ночные клубы, рестораны, кафе и музеи, верхние этажи – квартиры или офисы.

На рубеже XIX – XX веков начинает формироваться относительно новый вид деятельности – бизнес, который постепенно становится поистине массовой профессией. «Бизнес» – многофункциональное поливалентное понятие, связанное с деловой активностью, которое целесообразно рассматривать как социокультурный институт. Как доминирующий тип деловых отношений бизнес привел к тому, что в

32

середине XX века на Западе здания уже рассматриваются не как законченные сооружения с жесткой программой и связями, а как подвижные структуры, легко приспосабливаемые для разнообразных условий и функций. Осуществляется переход к понятию многофункционального использования здания и сооружения. XX век завершил собой определенный этап развития европейских деловых отношений и деловых центров: от гражданского здания XVIII века через разнохарактерную структуру традиционных деловых центров периода становления капитализма к гибкой структуре современного делового центра.

Таким образом, на рубеже XX – XXI веков сформировался новый тип здания – здание делового центра (далее ДЦ) [1]. Как часть, строящаяся по образу и подобию целого, оно включило в себя черты наиболее жизнеспособных прототипов деловых центров разных исторических эпох: ярмарок, банков, бирж, контор и др. И сегодня деловые центры европейских городов выступают во всем многообразии типов, базирующихся на исторических образцах (рис. 13, 14). В мировой цивилизации город как деловой центр возникал, как правило, на реке и генетически воспринимал ее диктат. С этой точки зрения, города на реках близки, и их архитектурная среда формируется по общим законам. Остановить время невозможно, как невозможно остановить течение реки. «Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными и торговыми судами», – писал А. С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого» про строящийся Петербург. Интересно, что река здесь – прекрасна не только своей природой, а тем, что она – символ деловой активности.

И действительно, мы произносим название города, и в наших глазах возникает картина или картины. Это творение природы – река и творение человека – здание, причем здание или сооружение общественно-деловое, которое является знакомсимволом любого исторического города. Здания крупных бизнес-центров, являясь неотъемлемой приметой современной деловой деятельности, неизбежно появляются в исторических городах старой Европы. Построенные на единых принципах формирования, эти сооружения становятся принадлежностью интернациональной культуры.

Крупные параметры бизнес-центров привели к тому, что организация деловой функции в историческом центре – наиболее привлекательной части города для управления, предпринимательства и координации деловых процессов – стала наиболее проблемной. Поэтому возникли отдельные районы деловой активности за пределами центра – сити.

33

Рис. 9 Общественные пространства древнеримских форумов

34

Рис. 10 Общественные пространства ратушных площадей европейских городов (Стокгольм, Копенгаген, Аахен, Мальме, Йончепинг, Лион, Грац, Керкраде)

35

Рис. 11 Общественные пространства рынков и пассажей европейских городов (Гренобль, Париж, Вена, Лондон, Будапешт)

36

Рис. 12 Общественные пространства пешеходных улиц европейских городов (Вена, Аахен, Маастрихт, Грац, Гренобль, Хеерлен, Флоренция)

37

Рис. 13 Общественно-деловые центры европейских городов (Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон – Докланд, Дюссельдорф, Вена, Лион)

38

Рис. 14 Общественно-деловой центр Тьювхолмен в Осло

39

Лекция 1.3

ВНЕСТИЛЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АРХИТЕКТУРЫ

(на примере современной архитектуры Италии)

Современную архитектуру принято отсчитывать от 1851 года – создания Хрустального дворца в Лондоне. Датировка представленных в данной лекции объектов современной итальянской архитектуры – уже этого понятия и шире понятия «современная» в значении «новейшая», или архитектура постиндустриального периода. Рассматривается 100 лет. Прежде всего – те архитектурные сооружения, которые не были достроены перед первой мировой войной и, не меняя своего стиля, были достроены позже – в межвоенный период. И то, что не было достроено до второй мировой войны и, не меняя своего стиля, достроено позже. Лишь наиболее выпуклые объекты итальянской архитектуры – крупные общественные пространства.

Рассматривая формирование архитектуры общественных пространств Рима, мы неизбежно выходим на объекты, которые являются знаками-символами не только итальянскими, но и общецивилизационными. Прежде всего, это, конечно, римские форумы. Известно, что идея ревалоризации форумов и создания «Третьего Рима» подвигла авторов генерального плана Вечного города проложить Вия Империале (1931 г.) «по живому» организму города. Под ней – наследие античного Рима. С высказыванием о том, что римские форумы превратились в декорации, можно согласиться лишь частично: именно в этих декорациях «разыгрывается» настоящая каждодневная жизнь города. Пусть даже общественные функции представлены здесь не в полном объеме, но эта территория служит для туризма, отдыха, рекреации, информации. Исторические наслоения, созданные веками, воспринимаются как в ретроспективе, так и в реалиях сегодняшнего дня (рис. 9).

Демаркационной линией центра города в Риме служат городские стены, которые начали строить в 270 году при императоре Аврелиане, закончили через двенадцать лет при его приемнике Пробии, а в 307 году при императоре Максенции увеличили по высоте вдвое. В пределах этих стен город оставался до конца XIX века. Главный въезд в город до середины XIX века проходил через Фламиниевы ворота.

По замыслу Муссолини, столица новой Итальянской империи должна была простираться от форумов до самого моря. Вероятно, это был один из наиболее утопических проектов периода, который этим славился. Согласно этой идее в южной части Рима решили провести Всемирную римскую выставку (Espositione Universale

40

de Roma), сокращенно – ЭУР. Ее планировалось открыть в 1942 году, но вторая мировая война помешала этому. Универсальную римскую экспозицию достраивали в 1950-е годы как городской район, или город-спутник Рима, строительство закончилось к Олимпиаде 1960 года. Проект относится к 1937 – 1942 годам, арх. Марчелло Пьячентини, Джузеппе Пагано, Луиджи Пиччинато, Этторо Росси и Луиджи Виетти. В проекте «заявлялась постфутуристическая концепция – заложить основу цивилизации будущего, которую осеняет слава Римской империи» [9]. Он явился вершиной неоклассицизма периода правления Б. Муссолини. В основе планировки лежала симметрия как символ волевого начала. Три главных объекта закрепили структуру ансамбля – Палаццо де Лаворо, Дворец конгрессов и церковь Санто Пьетро и Паоло.

Центром глубинно-пространственной композиции являлся, по замыслу авторов, Дворец труда (Дворец цивилизаций, Палаццо де Лаворо), который был запроектирован под руководством архитектора Марчелло Пьячентини в 1938 году (рис. 15). Стройка была заброшена в 1943 году, а в 1950 году объект был построен без существенных изменений первоначального проекта, арх. Джованни Гуеррини, Аттило Ла Падула, М. Романо [10]. Палаццо де Лаворо – белоснежный куб с темными рядами арок. В арках нижнего яруса, как в античном цирке, расположены статуи, прославляющие искусства. Надпись на фасаде воспевает «нацию поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и путешественников». Авторы Дворца цивилизаций отлично знали богатый декором стиль, но отказались от него, оставив от прежнего ордерного языка Колизея лишь простую арку. Главный павильон ансамбля ЭУР отразил образ государственного здания 1930-х годов в Италии – бесспорный, абсолютный в своей простоте, декорация мифа (рис. 15). За арками расположены галереи, за галереями – функционально наполненный объем. Дворец цивилизаций в Риме является характерным примером межстилевой архитектуры. Сейчас объект используется для выставок и концертов.

Дворец конгрессов, построенный в духе рационализма, арх. Адальберто Либера, 1937 – 1954 гг., замыкает продольную ось ансамбля с противоположной стороны. Это параллелепипед с выступающим объемом зала, перекрытого пологим крестовым сводом [9]. Церковь Санто Пьетро и Паоло, арх. Арнальдо Фоскини, 1937

– 1942 гг. – однокупольный центричный храм – фланкирует территорию ЭУРа с запада.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]