Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Учебный год 2024 / Сундуров. Талан. Общая часть.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
7.73 Mб
Скачать

Глава 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности

Статья 305 УК РФ предусматривает наказуемость вынесения судьей (судьями) заведомо неправосудного судебного акта – таковым может быть приговор, постановление или определение о незаконном направлении на лечение в психиатрический стационар. В таком случае, как представляется, имеет место идеальная совокупность преступлений и применению подлежат обе статьи: и 128, и 305 УК РФ.

Ответственность в ст. 128 дифференцирована. К квалифицированным видам ч. 2 этой статьи относит незаконное помещение, а) совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо б) если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Тяжкие последствия должны быть результатом помещения и содержания потерпевшего в психиатрическом стационаре.

Субъектом первого вида квалифицированного состава является лицо, могущее оказать по службе влияние на принятие незаконного решения.

§ 3. Преступления против чести и достоинства личности

Клевета (ст. 129 УК РФ). Потерпевшим от преступления может быть любое лицо, в том числе малолетнее и страдающее психическим расстройством, а также умерший.

Объективная сторона слагается из: а) распространения сведений, б) ложных по содержанию, в) которые порочат честь и достоинство другого лица или подрывают его репутацию. Только в совокупности упомянутые объективные признаки достаточны для констатации состава клеветы. Так, распространение сведений ложных, но не позорящих (например, о поощрении потерпевшего по месту работы), и наоборот – позорящих, но не ложных (например, о наличии соответствующего действительности венерического заболевания) не дает состава клеветы.

Под распространением понимается сообщение сведений третьим лицам (хотя бы одному лицу). Сообщение их только потерпевшему недостаточно для обвинения в распространении, если лицом были приняты достаточные меры конфиденциальности1. Распространение сведений возможно как в присутствии, так и в отсутствие оклеветанного. Форма распространения может быть любой: устной, письменной (рукописная или печатная), в виде рисунка или иного изображения, в виде сплошной лжи или полуправды, прямо или иносказательно выраженной и т.д.

Ложные сведения – это вымышленные, надуманные, не соответствующие действительности. Большинство ученых и практика стоят на той позиции, что ложные сведения при клевете должны носить конкретный характер. В п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ

1  См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4. С. 5.

97

Раздел II. Преступления против личности

от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» указано: обязательным признаком противоправного поведения является распространение порочащих и не соответствующих действительности сведений1. Поэтому если лицо распространяет ложные сведения о том, что потерпевший совершил изнасилование, украл лошадь, состоит на учете в психоневрологическом диспансере и т.д., оно клевещет, и в содеянном усматриваются признаки ст. 129. Если же виновный ограничивается общими характеристиками потерпевшего типа «он насильник, извращенец, вор», состава клеветы нет и при наличии всех иных признаков возможна ответственность за оскорбление2.

Сведения должны быть не только ложными, но и порочащими другое лицо или подрывающими его репутацию. Указание на «другое лицо» свидетельствует о том, что распространение ложных сведений о самом себе, даже если это и затрагивает интересы других людей (например, членов семьи), не дает состава клеветы.

Порочащими, как подчеркнуто в п. 7 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, являются такие (не соответствующие действительности) сведения, которые содержат утверждение о нарушении лицом действующего законодательства или моральных принципов, например, о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в коллективе по месту работы, в быту, а также другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, репутацию и т.п., которые умаляют честь и достоинство потерпевшего3. Такого рода сведения вызывают у окружающих презрение, навлекают позор и бесчестье, ставят оклеветанного в унизительное положение.

Действующий Кодекс выделил подрыв репутации потерпевшего в самостоятельный альтернативный признак состава. Ранее, по УК РСФСР 1960 г. (ст. 130), это считалось разновидностью опорочивания другого лица.

Термин «репутация» заключает в себе представление о моральных и деловых качествах человека, его добропорядочности в глазах окружающих. Сведения, подрывающие репутацию, ставят под сомнение наличие этих качеств и отталкивают окружение и потенциальных партнеров от потерпевшего, которые воздерживаются от контакта с ним.

Состав – формальный, поэтому преступление полагается оконченным с момента состоявшегося распространения сведений ложного и порочащего характера, даже если они еще не стали известны оклеветанному.

1  Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4. С. 4.

2  Высказано и иное мнение, согласно которому состав клеветы налицо и при распространении «общих порочащих характеристик о потерпевшем», общих отрицательных отзывов о нем (см.: Красиков А.Н. Указ. соч. С. 131).

3  Там же. С. 5.

98

Глава 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности

Субъектом преступления может быть любое лицо. Автором измышлений может выступать как сам виновный, так и иное лицо. Однако распространяет их виновный.

Субъективная сторона. Обязательным признаком состава клеветы является заведомость, означающая знание виновным того, что сведения – изначально ложные, вымышленные, не соответствующие действительности. Лицо также осознает, что такого рода сведения не украшают, а, напротив, порочат потерпевшего. Тем не менее оно занимается их распространением и желает этого. Таким образом, данное преступление совершается с прямым умыслом.

Если лицо добросовестно заблуждалось относительно характера распространяемых им сведений (считало их истинными) или хотя бы сомневалось в этом (говоря, например, что, по его сведениям потерпевший «подхватил» ВИЧ-инфекцию, но он этому не очень-то верит), то ответственность за клевету ввиду отсутствия признака заведомости исключается. Возможно привлечение к ответственности лишь за оскорбление1. Мотивы поведения могут быть различными и подлежат учету в процессе индивидуализации наказания.

Клевета имеет общие черты с заведомо ложным доносом (ст. 306 УК РФ), когда она соединена с обвинением в совершении преступления. При заведомо ложном доносе умысел виновного направлен на иной объект – интересы правосудия и имеет целью привлечение невиновного к уголовной ответственности. В связи с этим и сведения адресуются, как правило, органам, правомочным возбудить уголовное преследование2.

Ответственность за клевету дифференцирована. В ч. 2 ст. 129 предусмотрено усиление наказуемости за клевету, содержащуюся а) в публичном выступлении (на собрании, митинге и т.д.), б) в публично демонстрирующемся произведении (книге, брошюре, листовке и т.д.) или в) в средствах массовой информации (телевидении, радио, журналах и т.д.).

Особо квалифицированным видом признается клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (например, в совершении изнасилования, разбоя, убийства). Понятие тяжкого и особо тяжкого преступления содержится в ст. 15 УК РФ.

Оскорбление (ст. 130 УК РФ). Потерпевшим при оскорблении, в отличие от клеветы, может выступать лицо, способное воспринять обиду и неприличную форму ее подачи. Отсюда им не может быть, скажем, невменяемый. В диспозиции статьи говорится об оскорблении другого

1  См.: Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ. С. 431. 2  Там же.

99

Раздел II. Преступления против личности

лица – самобичевание потерпевшего даже в неприличной форме не подпадает под действие ст. 130.

Объективная сторона слагается из: а) действия, унижающего честь

идостоинство потерпевшего, и б) формы (способа) его проявления. Унижение осуществляется в неприличной форме.

Унижение связано с негативной оценкой личности потерпевшего, подрывающей уважение последнего к самому себе и его престиж в глазах окружающих. Оно может быть осуществлено публично или же наедине с потерпевшим; словом или жестом; устно или в письменной форме (записке, рисунке и т.д.); без физического контакта или сопряженное с ним (например, нанесение пощечины); в присутствии или же в отсутствие потерпевшего. В последнем случае виновный действует с расчетом на то, что его негативная оценка (как и неприличная форма ее выражения) дойдут до потерпевшего.

Вотличие от клеветы неважно, соответствуют ли сведения, сообщаемые виновным лицом, действительности. Важно, чтобы они несли в себе отрицательную оценку личности потерпевшего, обидную для последнего.

Обязательный признак объективной стороны состава – неприличная форма выражения негативной оценки, нанесения обиды. Данный признак – оценочный. Вывод о его наличии делается правоприменителем в каждом конкретном случае исходя из норм морали и сложившихся в обществе представлений. Как правило, она выражается в циничных жестах, грубых, бранных – чаще облаченных в нецензурную форму – словах и прозвищах, плевках в лицо, пощечине, непристойных изображениях потерпевшего на бумаге, на заборах и т.д.

Оскорбление (ст. 130) – общий состав. УК РФ содержит и специальные составы оскорбления, которым – при наличии всех иных признаков – и отдается предпочтение (ст. 297, 319, 336 УК РФ). Оскорбление может быть составной частью других преступлений – например, хулиганства (ст. 213 УК РФ), надругательства над личностью (ст. 131, 132 УК РФ), над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ), над памятниками истории или культуры (ст. 243 УК РФ) и т.д. В таких случаях дополнительной квалификации по ст. 130 не требуется. В тех случаях, когда оскорбление было сопряжено с очевидным для виновного грубым нарушением общественного порядка и выражало явное неуважение к обществу, т.е. совершено из хулиганских побуждений,

ивызвало нарушение общественного спокойствия, действия виновного необходимо квалифицировать как хулиганство1.

1  Разумеется, при наличии всех других криминообразующих признаков основного состава.

100

Глава 4. Преступления против половой неприкосновенности

Оскорбление может выразиться и в физическом воздействии (пощечине, нанесении удара). В отличие от уголовно наказуемых видов насилия оскорбление направлено не на причинение физической боли или вреда здоровью, а на унижение достоинства и чести потерпевшего. Если оскорбление наносится в ходе посягательства на здоровье человека, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, включая ст. 130.

Оскорбление всегда опредмечено: потерпевшим – адресатом во всех случаях выступает конкретное лицо. При этом необязательно, вопреки встречающимся утверждениям, должны называться фамилии или имена1 – виновный их просто может не знать. Важно, что личности оскорбляемых персонифицированы, будь то одно лицо или несколько лиц (например, виновный, стремясь унизить стоящих на улице лиц, говорит им: «Ты кретин, а ты козел вонючий»).

Состав – формальный. Поэтому преступление полагается оконченным с момента поданного в неприличной форме оскорбительного выражения, воспринятого потерпевшим как унижающего его честь и достоинство. Если такого восприятия не произошло – например, потерпевший не разобрал смысл сказанного или ему не передали адресованные ему оскорбительные слова, рисунки и т.д., следует вести речь о покушении на оскорбление (ч. 3 ст. 30 и ст. 130), а не об оконченном преступлении.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом – виновный осознает, что совершает действия, унижающие честь и достоинство потерпевшего, и намеренно облекает это в неприличную форму. Мотивы преступления могут быть различными.

Ответственность за оскорбление дифференцирована. Часть 2 ст. 130, подобно ч. 2 ст. 129 УК РФ (клевета), в качестве квалифицирующих обстоятельств предусматривает совершение описанных в ч. 1 действий: а) в публичном выступлении, б) публично демонстрирующемся произведении или в) в средствах массовой информации.

Глава 4. Преступления против половой неприкосновенности

иполовой свободы личности

§1. Понятие и виды половых преступлений. – § 2. Преступления против половой свободы. – § 3. Преступления против половой неприкосновенности.

Литература

Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Изнасилования: причины и предупреждение. М., 1990.

1  См.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. С. 91.

101