Добавил:
418108@mail.ru Все материалы за бакалавриат (год выпуска 2023) еще не все Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЕМИНАР №11 - Коллоквиум по теме _Отечественное право в XV - XVII вв.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2024
Размер:
361.79 Кб
Скачать
  • 1-4-я главы - сведения об открытии собора, участники, причины и цели;

  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 - в 41-й главе;

  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;

  • Глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;

  • 100-я глава содержит ответ Иосафа. Он предложил ряд замечаний и дополнений к Стоглаву.

Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.

26. 90. Стоглав 1551 г.: основные положения.

Финансовые вопросы. Стоглав разрешил взимание ставленнических пошлин. При этом все пошлины должны были собирать поповские старосты с десятскими.

Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства и мирян. Собора вводит институты поповских старост. Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось, епископами по царскому повелению. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. В их обязанности входил контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и др. Собор 1551 г. вынес постановление об осуждении безбожных и еретических книг например, сборник средневековой мудрости, под названием «Аристотель и др. Также был наложен запрет на общение с иностранцами.

Вопросы богослужения. Стоглав официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Собор занялся вопросом об исправлении священных книг и постановил открыть в Москве типографию. Но эта типография просуществовала недолго.

Церковный суд. Стоглав отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам. Светским судам он запретил судить духовных лиц. Священникам было дано право участия в судах через своих выборных старост и сотских. Но при этом законодательство не определяло роль этих представителей.

Церковное землевладение. В результате стремления царя ограничить рост церковных земельных владений была издана 101 глава «Приговор о вотчинах» закрепляющий следующие основные решения: Архиепископам, епископам и монастырям запрещается покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя; Земельные вклады на помин души допускаются, оговоренных условиях и порядке их выкупа родственниками завещателя; Вотчинникам областей запрещалось продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям; Приговор не имел обратной силы, и не распространялся до своего действия на сделки; За нарушения приговора устанавливалась санкция в виде конфискации вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

27. 91. Соборное Уложение 1649 г.: история создания, источники, структура.

В 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве. В этой сложной ситуации был созван Земский собор, который продолжал свои заседания довольно долго. В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное Уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия, его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора ("по палатам") посословно. Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.

В этой сложной ситуации был созван Земский собор, который продолжал свои заседания

довольно долго. На собор съехались выборные представители из 130 городов, среди которых

насчитывалось до 150 служилых и до 100 тяглых людей. Московских дворян и придворных чинов

насчитывалось весьма мало, т. к. их поголовное участие было запрещено, как ранее, и из их среды

так; же были выдвинуты представители. Члены думы и освященный собор присутствовали в

полном составе. В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное Уложение, которое

существен; но отличалось от предыдущих судебников.

Была сделана попытка, впервые создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Намечается разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется.

Источниками Уложения стали: Судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора), "Стоглав", литовское и византийское законодательство. Уже после 1649 г. в корпус правовых норм Уложения вошли новоуказные статьи о "разбоях и душегубстве" (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г.).

В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском Соборе не колебало установленных принципов, напротив — обосновывало, легитимировало их. Даже преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха жестоко наказывался.

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл. XI "Суд о крестьянах"), посадская реформа, изменившая положение "белых слобод" (гл. XIX), перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях (гл.XVI, XVII), регламентация работы органов местного самоуправления (гл.XXI), режим въезда и выезда (гл.VI) — все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований.

Составлением проекта занималась специальная комиссия, его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора «Уложенный собор» («по палатам») посословно на протяжении 1648 – 1649 гг. В процессе обсуждения было

добавлено несколько статей, сформулированных на основании челобитных, которые поступали в

собор во время его работы.

Готовое Уложение было подписано высшим духовенством, начиная с

патриарха, а также боярами и выборными людьми, всего в количестве 315 человек, «чтобы то все

Уложение впредь было прочно и неподвижно». Напечатанный текст в количестве 2000

экземпляров был разослан в приказы и на места.

Структура:

Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Намечается разделение норм по отраслям и

институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется.

Специалист по древнерусскому праву М. Ф. Владимирский-Буданов (1838--1916) находил

возможным разбить все главы «Уложения» на пять групп по отделам права:

1) 1-9 - государственное право;

2) 10-14 - устав судоустройства и судопроиз-водства;

3) 15-20 - вещное право;

4) 21-22 - уголовное уложение;

5) 23-25- добавочная часть: о стрельцах, о казаках, о корчмах

13. 77. Виды наказаний в русском законодательстве XV-XVII вв.

В Судебнике устанавливались следующие виды наказаний: 1) смертная казнь; 2) торговая казнь; 3) продажа; 4) возмещение убытков.

Смертная казнь устанавливалась за особо опасные преступления: убийство зависимым своего господина, крамолу, церковную и головную татьбу, подмет, поджог города (ст. 9), а также татьбу, разбой, душегубство, ябедничество или любое лихое дело, совершённое «ведомым лихим человеком» (ст. ст. 8, 39), и за повторную кражу (ст. 11).

В самом Судебнике не указываются способы осуществления смертной казни.

Однако исследование документальных данных показывает, что способы осуществления смертной казни были чрезвычайно разнообразны. Большей частью смертная казнь осуществлялась через повешение или отсечение головы. Осуществляя расправу с восставшими устюжанами, Василий III "воеводу великого князя Глеба Обаленскаго убил, а десятинника владычня Иева Булатова повесил, и много устюжан сек и вешал". Участникам заговора против Ивана III "князь Василий, Иван Васильевич, головы ссекоша"[22].

Летописи того периода упоминают об осуществлении смертной казни через утопление. В январе 1498 г. Иван III велел "...казнити, потопити в Москве реке нощью..."[23] "лихих баб", приходивших с зельем к великой княгине Софье - участнице заговора против Ивана III.

Помимо повешения, отсечения головы, утопления, являвшихся наиболее распространёнными видами смертной казни, практика того периода знала квалифицированную смертную казнь, то есть казнь, сопряжённую с особыми мучениями для преступника: с предварительным избиением кнутом, смертная казнь путём четвертования и т.п. Четвертованию, например, были подвергнуты наиболее деятельные заговорщики против Ивана III: "...казниша их на Москве реке, пониже моста, шестерых: Афанасию Еропченку руки да ноги отсекли и голову отсекоша, а Поярку, Рунову брату, руки отсекли и голову ссекоша".

Торговая казнь состояла в битье кнутом на торговой площади. Как вид наказания она применялась до середины XIX в., но особенного развития достигла в XVII в. Кнут как орудие торговой казни в период XVII в. представлял собой прикреплённый к деревянной рукоятке плетённый из кожи упругий столбец, имеющий на конце кольцо. К этому кольцу прикреплялся сделанный из толстой сыромятной лошадиной или лосиной кожи ремень, согнутый вдоль наподобие желобка, заострённый на конце и в таком виде засушенный. Длина ремня была около метра. Зачастую кнут заканчивался не одним, а несколькими ремнями. Этот конец, твёрдый, как дерево или кость, сдирал не только кожу, но и мясо со спины истязаемого.

Историк XVIII в. Котошихин так описывает битьё кнутом: "Как ударит по которому месту и на спине станет так слово в слово будто большой ремень вырезан ножем, мало не до костей"[24]. Число ударов в законодательстве не определялось. В XVIII-XIX вв. число ударов доходило до 400, в XVII - для пытки установили 300 ударов. Но уже 50 ударов считались битьём нещадным. По свидетельству русских и иностранных очевидцев, наказание кнутом в большинстве случаев заканчивалось смертью. Факты применения битья кнутом как замаскированного вида смертной казни подтверждаются и отдельными сообщениями более позднего времени.

Установление Судебником торговой казни за преступления, направленные против феодальной собственности и особенно собственности на землю, показывает, как усиленно защищал господствующий класс основу своего господства.

Судебник, как и РП, знает продажу, но она теперь отдельно применяется редко: обычно в сочетании со смертной или торговой казнью. Продажа означала денежный штраф за преступление и шла в пользу князя или лиц, осуществлявших правосудие. Размер продажи, как правило, устанавливался по усмотрению суда. Продажа, по мнению Владимирского-Буданова, могла означать в некоторых случаях и конфискацию всего имущества.

Чаще всего продажа являлась дополнительным наказанием и применялась в сочетании с торговой или смертной казнью (ст. 8, 10, 13, 39). "...Того велети казнити смертною казнью а исцево велети доправити изъ его статка, а что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А противень и продажа боярину и диаку делити..." (ст. 8).

Но продажа могла быть и самостоятельным видом наказания за злостную невыплату долга, оскорбление словом или действием.

Денежное вознаграждение в пользу потерпевшего или родственников убитого взыскивалось с виновного одновременно с выплатой продажи. "А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбои, или в татьбе, ино на убитом исцево доправити; ...А сам убитой в казни и в продаже боярину и дияку" (ст. 7). Если виновный не имел средств, чтобы выплатить требуемое истцом вознаграждение, он выдавался истцу "головою на продажю", т.е. в холопство до отработки долга (ст. 10).

Таким образом, все установленные Судебником виды наказаний, в т.ч. и имущественные наказания, были средством расправы господствующего класса с зависимым и закрепощённым населением, средством его дальнейшего закабаления.

Помимо наказаний, указанных в Судебнике, практика знала и такие виды наказаний, как тюрьма, ссылка, пожизненное заключение, членовредительство разного рода.

Тюремному заключению были подвергнуты некоторые участники заговора против Ивана III: "А иных детей боярских велел князь великий в тюрьму пометати".

Утвердившись на великом княжении, Василий Васильевич вернул себе Дмитров, а "Наместников дмитровских сослал..."[25].

После волнений в Галиче или Устюге Шемяка был отправлен на заточение в Коломну.

За подозрение в умыслах "крамолы" был "поиман" на Москве и сослан в Углич серпуховский князь Василий Ярославич. Он подвергся пожизненному заключению и умер, пробыв в заточении около 30 лет.

Из членовредительских наказаний известны ослепление, отрезание языка за "дерзкие речи" и др.