Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мельник В.В. Ведение защиты в суде с участием присяжных заседателей. Научно-практическое пособие. - OOO Новая правовая культура, 2006 г..rtf
Скачиваний:
138
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
11.09 Mб
Скачать

5.3.4. Использование рефрейминга

5.3.4.1. Сущность рефрейминга как способа нейролингвистического программирования сознания и поведения слушателей и его значение для убеждения присяжных заседателей и председательствующего судьи

Как известно, одни и те же факты, явления, события и ситуации можно воспринимать, интерпретировать и освещать в речи по-разному: под разными углами зрения, с разных точек зрения. Наглядным тому подтверждением является притча:

"Работали два каменотеса. - Что делаете? - спросил их прохожий. - Тешу камень, - ответил один. - Строю дворец! Гордо сказал другой" *(854).

Неожиданная задержка в отправлении поезда - это неприятность для пассажиров в вагонах, но подарок судьбы для тех, кто опаздывает на вокзал.

О том, что одни и те же ситуацию, событие, явление, факт можно по-разному воспринимать, интерпретировать и освещать в речи свидетельствует и известная история об оптимисте, который видит стакан наполовину наполненным, и пессимисте, воспринимающем его наполовину пустым.

Люди, которые называют наполовину наполненный стакан "наполовину пустым" в любой ситуации обращают внимание на негативную ее сторону, видят в ней лишь то, что в ней не хватает. Те же, которые называют стакан "наполовину полным" в любой ситуации обращают внимание на позитивную ее сторону, на то, что в ней действительно есть.

Комментируя этот пример, известный российский лингвист Г.В. Колшанский пишет:

"Как известно, наполовину наполненный стакан можно определять, как наполовину пустой и наполовину полный, что будет в обоих случаях абсолютно истинно отражать реальное положение вещей ...ибо языковое выражение и его соответствующее понятийное содержание адекватно отражает реальные признаки указанного факта" *(855).

Однако отношение говорящего и слушателей к описываемому предмету и ситуации будет разным. Обозначение наполовину наполненного стакана словосочетанием "стакан наполовину полон" задает говорящему и слушающим оптимистический взгляд на ситуацию. Тогда как словосочетание "стакан наполовину пуст" задает пессимистическую точку зрения на ту же ситуацию.

Такие психологические эффекты возникают при восприятии, интерпретации и описании и других объектов окружающей действительности. Подобно стакану, может быть наполовину пуста или полна бутылка. День может быть наполовину солнечным или наполовину пасмурным. В зависимости от выбранных словосочетаний для обозначения этих фактов, характеризующих сложившуюся для участников пикника ситуацию, у них может сформироваться оптимистический или пессимистический взгляд на одну и ту же ситуацию.

Таким образом, используемые говорящим человеком при описании окружающего мира слова и выражения определенным образом нейролингвистически программируют то, как мы воспринимаем, переживаем и интерпретируем ситуацию, событие, явление, факты, о которых говорится в речи, выступают в роли своеобразных "словесных рамок", "языковых очков", через призму которых говорящий человек и слушатели в определенном преломлении, под тем или иным углом зрения воспринимают, понимают окружающий мир, переживают и передают свое отношение к нему.

Иначе говоря, при помощи подходящих слов и выражений можно изменять внутреннюю модель мира слушателей, формировать у них разные точки зрения, представления, взгляды, убеждения на определенные ситуации, явления, события и факты, являющиеся предметом речи.

Для развития у людей способности под различными углами зрения, с разных точек зрения воспринимать и интерпретировать происходящие в жизни проблемы, явления, события, ситуации и факты, что является одной из предпосылок достойно реагирования и выхода даже из, на первый взгляд, тупиковой, безысходной ситуации, в НЛП разработан способ нейролингвистического программирования сознания и поведения человека, который называется рефреймингом. Создатели НЛП значение этого слова объясняют следующим образом:

"Рефрейминг" есть отглагольное существительное от глагола "reframe", означающего "вставить в новую рамку" (ту же картину), вставить в ту же рамку (новую картину", "заново приспособить", "по новому формулировать" *(856).

Если одну картину вынуть из рамки и вставить в новую рамку, а в ее прежнюю рамку вставить другую картину, то обе картины будут выглядеть по-новому, иным будет и их эстетическое и эмоциональное воздействие на зрителей.

Эстетическое и эмоциональное воздействие на зрителей одной и той же картины или фотографии будет иным и в тех случаях, когда в новую рамку помещается только часть картины или фотографии, а остальные изображенные на ней фрагменты реальности остаются за рамкой. В этом случае реальное эстетическое и эмоциональное воздействие на зрителей оказывают только находящиеся в рамке "фигуры", на которых "фокусируется" восприятие, внимание, мышление и другие познавательные процессы зрителей. Фрагменты реальности, оставшиеся за рамкой, не воспринимаются сознанием, не попадают в "фокус" внимания, мышления и иных познавательных процессов, не влияют на то, как зрители переживают и интерпретируют содержание картины или фотографии.

"Рамка вокруг картины, - пишет Р. Дилтс, - хорошая метафора для осмысления понятия и процесса рефрейминга. В зависимости от того, какая часть картины помещена в рамку, мы будем иметь различную информацию о содержании картины и, следовательно, различное восприятие картины. Фотограф или живописец, передающий конкретный пейзаж, например, может "поместить в рамку" только дерево, а может и включить в нее луг с целой рощей, животными и, возможно, рекой или прудом. Это определяет, что из первоначального пейзажа впоследствии увидит на картине зритель. Кроме того, человек, купивший картину, может впоследствии решить изменить фрейм - поменять рамку так, чтобы это эстетически больше соответствовало интерьеру" *(857).

Точно также любая ситуация, событие или проблема, в том числе проблемное поведение человека, могут предстать в совершенно ином свете, вызвать у человека или слушателей совершенно другую реакцию (оценку, эмоциональное отношение, если вербально переопределить (при помощи других слов и выражений) их смысл (содержание) и (или) значение в определенном контексте.

В НЛП рефрейминг рассматривается как один из самых глубоких и мощных способов помочь человеку изменить точку зрения и расширить его нейролингвистическую карту мира:

"С точки зрения психологии, - пишет Р. Дилтс, - подвергнуть что-либо "рефреймингу" означает трансформировать значение, поместив это в иные рамки или контекст, чем ранее... Рефрейминг имеет отношение к тому факту, что на наши переживания и интерпретации событий оказывают влияние наша точка зрения и контекст. Например, вероятность дождя - это благо для того, кто искал повод остаться дома и не поехать на пикник с компанией, неудобство для того, кто планировал сходить за покупками, и проклятие для того, кто планировал свадьбу на открытом воздухе. Иногда мы оказываемся в тупиковом положении, рассматривая лишь одну сторону ситуации, случая или последствий, и попадаем в ловушку единственной точки зрения. Важно понять, что есть различные способы взглянуть на что-либо" *(858) (выделено мною - В.М.).

Итак суть рефрейминга как способа нейролингвистического программирования сознания и поведения людей заключается в изменении у человека или слушателей способа видения определенной ситуации, события, явления, факта или проблемы, формировании новой точки зрения на внешнюю и внутреннюю реальность, нового взгляда и отношения к ним путем языкового переопределения их смысла (содержания и значения) *(859).

Разные точки зрения на одни и те же объекты окружающей реальности, ситуации, поведение людей являются полезными, поскольку они помогают оценить их под разными углами зрения.

"Чтобы извлечь максимум информации из любой ситуации или опыта, человеку необходимо располагать как можно большим количеством точек зрения" *(860).

Для иллюстрации полезности рефрейминга в состязательном уголовном процессе при освещении одних и тех же фактов, обстоятельств дела, связанных с интерпретацией поведения людей с разных точек зрения (с позиции обвинения и защиты) свидетельствует следующий пример.

По делу Максименко, которая обвинялась в отравлении мужа, обвинение настаивало на ее аморальных чертах поведения, поскольку за ней одновременно ухаживали большое количество женихов. Защита в лице Ф.Н. Плевако и Н.И. Холева это опровергала. Для усиления своей аргументации и разрушения аргументации процессуального противника они применили рефрейминг: дали совершенно другую интерпретацию того же поведения потерпевшей и ее женихов, т.е. словесно переопределили смысл, содержание этого поведения.

Плевако Ф.Н.: "Обвинитель отмечает, что в течение года было (у обвиняемой) до тридцати женихов... И вот это называют первыми признаками ее нравственной порчи. Но разве это так? Женихи, в такой массе попытавшиеся просить ее руки, свидетельствуют как раз о противном. Значит, она была желанная невеста для многих и не спешила броситься на шею первому искателю" *(861).

Н.И. Холев: "Подсудимая характеризуется (в обвинительном акте) как легкомысленная, ветренная, чуть не ежедневно меняющая свои привязанности... Она, молоденькая, миловидная, богатая наследница, была желанной невестой, руки которой одновременно добивались 40 женихов, способна ли она была проявить приписываемую ей распущенность?" *(862).

В данном случае адвокаты для того, чтобы "переописать" в сознании присяжных заседателей спорную интерпретацию существенного для характеристики подсудимой факта (у подсудимой было много женихов), осветили этот факт в выгодном для защиты свете, дали ему с позиции защиты совершенно другую, позитивную, интерпретацию. Это помогло присяжным заседателям сформировать новую точку зрения на личность потерпевшей, ее взаимоотношения с претендентами на ее руку и сердце.

Подобные разногласия в оценке личности подсудимого и потерпевшего обычны в состязательном уголовном судопроизводстве. П.С. Пороховщиков отмечал, что "Прокурор всегда склонен считать подсудимого худшим, защитник - лучшим, чем он есть на самом деле; к потерпевшему, к его друзьям у них бывает обратное отношение".

И та и другая сторона в подобных случаях использует рефрейминг. В литературе по НЛП отмечается, что использование рефрейминга позволяет:

очень быстро менять смысл фразы, делая так, что у человека возникает еще одно видение ситуации или отношение к ней;

изменять восприятия, негативное заменять на позитивное; переключить внимание человека и направить его мышление в совершенно новую сторону;

обратить внимание на несколько иной и особый смысл привычного, а иногда показать его уникальность, чтобы даже "невзрачная" картина стала очень привлекательной в рамках данного контекста;

обнаружить позитивный смысл, который лежит в основе того или иного убеждения человека, его проблемного поведения;

легко и изящно изменять представление и мнение человека о той или иной ситуации, делая недостаток преимуществом; таким образом всегда можно даже самую тяжелую, безнадежную и отвратительную ситуацию показать с выгодной стороны, сделать ее выигрышной;

выходить за рамки привычных представлений, находя и предлагая что-то новое;

понимать опыт под иным углом зрения, придавать ему иное значение *(863).

С учетом этих "магических" эффектов, в основе которых лежит словесное "переодевание" содержания высказывания, языковое переопределение смысла конкретной ситуации, проблемы, события, явления, факта, их значения в определенном контексте, в НЛП различные приемы рефрейминга называются "фокусами языка" или "ловкость уст".

Р. Дилтс отмечает, что искусное использование этих приемов может преобразовывать убеждения и восприятие какой-либо ситуации или события, "волшебным" образом изменяя наши реакции на это событие и, таким образом, влиять на суждения и предопределять решения окружающих *(864).

Подобные "фокусы языка" нередко используют судебные ораторы в процессе убеждения присяжных заседателей и председательствующего судьи в качестве дополнительного к логической аргументации метода психологического воздействия (использование их в качестве основного метода психологического воздействия недопустимо).

В основе "магического" воздействия рефрейминга на сознание слушателей, сопровождающегося изменением их нейролингвистических карт, представлений, взглядов и убеждений об окружающей реальности, лежит использование оратором рассмотренных ниже языковых средств и механизмов вариативной *(865) (альтернативной) интерпретации действительности *(866), которые задают высказыванию определенную смысловую рамку, определяют то, как слушатели воспринимают, интерпретируют и переживают ситуацию, поведение людей, о которых говорится в речи.

В связи с этим представляет интерес следующее положение из области когнитивной и прикладной лингвистики:

"1. Язык - поверхностная структура, выражающая глубинные концептуальные конструкции - знания, "модели мира", операции, которые совершаются в когнитивной системе человека в процессе восприятия и порождения речи.

2. Суть коммуникации состоит в построении в когнитивной системе реципиента концептуальных конструкций, "моделей мира", которые определенным образом соотносятся с "моделями мира" говорящего, но не обязательно их повторяют.

3. Язык есть эффективное средство внедрения в когнитивную систему реципиента концептуальных конструкций, часто помимо сознания репициента, и поэтому язык выступает как социальная сила, как средство навязывания взглядов.

4. Особое значение эти обстоятельства приобретают в конфликтных ситуациях при неполной и недостоверной информации. В условиях конфликта тексты, которыми обмениваются участники, зачастую оказывают большее влияние на формирование моделей ситуации, чем фактическое положение дел. Происходит парадоксальная трансформация онтологии мира. Модели мира и знаний участников ситуации становятся не менее, а, может быть, даже более "вещественны", чем внешние объективно определяемые обстоятельства... Естественный язык вариативен. Каждая ситуация может быть описана различными способами, эквивалентными с лингвистической точки зрения" *(867) (выделено мною - В.М.).

Различные приемы рефрейминга, основанные на использовании различных языковых средств и механизмов вариативной интерпретации действительности, применяются судебными ораторами для освещения в выгодном им свете определенных событий, фактов, обстоятельств, лиц и предметов, когда стороны придерживаются противоположных позиций по вопросам о фактической стороне дела и виновности подсудимого, по-разному оценивают, интерпретируют одни и те доказательства, факты, обстоятельства дела.

В подобных ситуациях, которые нередко возникают в суде с участием присяжных заседателей, существенные преимущества в состязательном процессе получает сторона, которая превосходит процессуального противника в искусстве рефрейминга, умеет в качестве дополнительного средства усиления аргументации своей позиции и разрушения аргументации противника использовать различные языковые средства и механизмы вариативной интерпретации действительности - для того, чтобы оттенить правильность и справедливость своей позиции и подчеркнуть несостоятельность противоположной позиции.

Искусное применение судебными ораторами в процессе полемики различных приемов рефрейминга позволяет прокурору и адвокату эффективно решать следующие тактико-психологические задачи, связанные с убеждением:

усиливать логическую аргументацию позиции судебного оратора;

производить своеобразное психологическое "редактирование" в сознании присяжных заседателей и председательствующего судьи впечатления от речи процессуального противника и, таким образом, разрушать или ослаблять его аргументацию;

направлять мысли и чувства присяжных заседателей и председательствующего судьи в нужную для дела сторону и, таким образом, скрытно склонять их к своему мнению, побуждать их к принятию вердикта и приговора, соответствующего позиции судебного оратора.

Умение оратора в той или иной степени контролировать сознание слушателей, управлять их понимание при помощи подходящих для этого языковых средств и механизмов, в том числе которые лежат в основе рефрейминга, - один из важнейших показателей убедительности его аргументации.

"Контроль над сознанием (хотя бы частичный) может рассматриваться как одна из предпосылок осуществления успешной аргументации" *(868).

Следует отметить, что контролирование в процессе аргументации сознания слушателей при помощи рефрейминга работает на интересы правосудия только тогда, когда правда находится на стороне судебного оратора. В этой связи уместно привести мудрое высказывание Б. Грасиана:

"Иные довольствуются тем, что правда на их стороне, но этого мало - правде надо деятельно помогать" *(869).

Одна из причин недостаточно убедительной аргументации судебного оратора, на стороне которого находится правда, заключается в неумении деятельно помогать правде при помощи рефрейминга в качестве дополнительного средства аргументации правильности и справедливости своей позиции. Неумение использовать это эффективное средство убеждения подрывает убедительность аргументации судебного оратора, даже когда она основана на достаточном количестве доказательств.

И, наоборот, одна из причин убедительности выступления судебных ораторов, когда их аргументация не подкреплена достаточным количеством доказательств, заключается в искусном применении рефрейминга в качестве дополнительного к логической аргументации способа убеждения.

При помощи рефрейминга с использованием различных языковых средств и механизмов вариативной интерпретации действительности судебным ораторам иногда удается склонить на свою сторону присяжных заседателей, добиться несправедливого вердикта, когда правда находится на стороне их процессуального противника. Обычно это случается, когда процессуальный противник и председательствующий судья не реагируют на недобросовестное использование судебным оратором рефрейминга.

Таким образом, рефрейминг как способ нейролингвистического программирования сознания и поведения слушателей одинаково эффективно может быть использован как на стороне добра - для того, чтобы деятельно помочь правде, так и на стороне зла, для того, чтобы деятельно помешать правде, произвести психологическое редактирование в сознании присяжных заседателей и председательствующего судьи впечатления от представленных противоположной стороной доказательств и доводов, усилить свою аргументацию и, таким путем, добиться несправедливого судебного решения.

И в том и другом случае основное содержание рефрейминга как способа нейролингвистического программирования образует языковое манипулирование сознанием и поведением слушателей.

Соседние файлы в предмете Уголовное право