Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

duiunov_vk_khlebushkin_ag_kvalifikatsiia_prestuplenii_zakono

.pdf
Скачиваний:
94
Добавлен:
27.10.2020
Размер:
2.63 Mб
Скачать

сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения»".

3. «Сбыт поддельных денег или ценных бумаг состоит в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы,

продаже и т.п. Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ст. ст. 30

и 186 УК РФ.

Принято различать покушение оконченное и неоконченное.

Оконченным признается покушение, при котором лицо совершило все действия,

которые оно считало необходимым совершить для доведения преступления до конца,

а неоконченным — когда оно еще не совершило всех таких действий, при этом и в том и в другом случаях преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

В уголовно-правовой доктрине различают покушение на негодный (отсутствующий)

объект и покушение с негодными средствами. Покушение на негодный

(отсутствующий) объект — это посягательство на отсутствующий предмет уголовно-

правовой охраны (например, отсутствуют деньги в сейфе, который с целью хищения вскрыл вор-«медвежатник»), Покушение с негодными средствами — это использование при совершении преступления непригодных орудий или средств, не обладающих свойствами, необходимыми для получения задуманного преступного результата (например, использование просроченного и ставшего непригодным яда).

Оба приведенных случаях — покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами представляют собой виды фактической ошибки субъекта в объективных признаках преступления, и в обоих случаях субъект несет уголовную ответственность по правилам о покушении на преступление.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ:

131

«Если лицо, совершившее грабеж или разбойное нападение, причинило потерпевшему значительный ущерб, похитив имущество, стоимость которого в силу пункта 4 примечания к статье 158 УК РФ не составляет крупного или особо крупного размера, содеянное при отсутствии других отягчающих обстоятельств, указанных в частях второй, третьей и четвертой статей 161 и 162 УК РФ, надлежит квалифицировать соответственно по частям первым этих статей. Однако в случаях,

когда лицо, совершившее грабеж или разбойное нападение, имело цель завладеть имуществом в крупном или особо крупном размере, но фактически завладело имуществом, стоимость которого не превышает двухсот пятидесяти тысяч рублей либо одного миллиона рублей, его действия надлежит квалифицировать,

соответственно, по части третьей статьи 30 УК РФ и пункту “д ” части второй статьи

161 или по пункту “б” части третьей статьи 161 как покушение на грабеж,

совершенный в крупном размере или в особо крупном размере, либо по части третьей статьи 162 или по пункту “б” части четвертой статьи 162 УК РФ как оконченный разбой, совершенный в крупном размере или в целях завладения имуществом в особо крупном размере.

Определяя размер похищенного имущества, следует исходить из его фактической стоимости на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене стоимость похищенного имущества может быть установлена на основании заключения экспертов.

Особая историческая, научная, художественная или культурная ценность похищенных предметов или документов (статья 164 УК РФ) (независимо от способа хищения) определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, искусства или культуры».

Уголовная ответственность за неоконченное преступление наступает по статье УК,

предусматривающей ответственность за оконченное преступление, со ссылкой на статью 30 УК (ч. 3 ст. 29 УК). Например, если лицо совершило покушение на убийство при отягчающих обстоятельствах, содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 30

132

и ч. 2 ст. 105 УК, наказание назначается в пределах санкции ч. 2 ст. 105 с учетом положений Общей части УК.

В уголовно-правовой литературе дискуссионным является вопрос о возможности покушения на преступления, имеющие формальные и усеченные составы. Пленум Верховного Суда РФ допускает такую возможность в целом ряде своих постановлений. Например, в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (в ред. от 3 декабря 2013 г.) указано, что «в случае, если должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 291.1 УК РФ, частью 1 или частью 2 статьи 204 УК РФ.

Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп».

Такой же смысл заложен в отношении формальных составов и в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (в ред. на 23 декабря 2010 г.), согласно которому: «Если лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает или перерабатывает наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, в целях последующего сбыта этих средств или веществ, но умысел не доводит до конца по независящим от него обстоятельствам, содеянное при наличии к тому оснований подлежит квалификации по части 1 статьи 30 УК РФ и

133

соответствующей части статьи 228.1 УК РФ как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества».

Возможно покушение и в усеченных составах преступления: согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»: «Создание банды предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан либо организации. Они могут выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п.

Создание вооруженной банды является в соответствии с ч. 1 ст. 209 УК РФ оконченным составом преступления независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею преступления.

В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создание устойчивой вооруженной группы, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим, не зависящим от этого лица обстоятелъствам, не привели к возникновению банды, они должны быть квалифицированы как покушение на создание банды».

Возможность покушения на преступления с усеченными составами предусматривается и п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»: «В тех случаях, когда действия лица, направленные на создание преступного сообщества (преступной организации), в силу их пресечения правоохранительными органами либо по другим независящим от этого лица (лиц) обстоятельствам не привели к созданию преступного сообщества (преступной организации), они подлежат квалификации по части 1 или по части 3 статьи 30 УК РФ и части 1 статьи 210 УК РФ

134

как приготовление к созданию или как покушение на создание преступного сообщества (преступной организации)»".

В рамках одного состава преступления более поздняя стадия охватывает более раннюю, т.е. приготовление охватывается покушением, а приготовление и покушение

— оконченным преступлением.

Уголовно-правовая оценка содеянного при добровольном отказе

от доведения преступления до конца

От неоконченного преступления следует отличать случаи, когда лицо прекращает начатое им преступление по своей воле. В таких случаях идет речь о добровольном отказе лица от доведения до конца начатого им преступления.

Согласно ст. 31 УК, добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия),

непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

Добровольный отказ возможен лишь до момента окончания преступления, при этом лицо должно отказаться от совершения преступления по собственной воле

(добровольно) и окончательно, осознавая при этом возможность доведения начатого преступления до конца. Отсутствие хотя бы одного из этих трех признаков означает отсутствие добровольного отказа.

Мотивы добровольного отказа от преступления могут быть самыми разными, они на решение вопроса о признании отказа добровольным не влияют.

Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, не подлежит уголовной ответственности за это преступление, но подлежит уголовной ответственности, если в фактически совершенном им деянии содержатся признаки иного состава преступления (ч. 2 и 3 ст. 31 УК). Так, «покушение на изнасилование или на совершение насильственных действий сексуального характера следует отграничивать от добровольного отказа от совершения указанных действий,

135

исключающего уголовную ответственность лица (статья 31 УК РФ). В этом случае,

если лицо осознавало возможность доведения преступных действий до конца, но добровольно и окончательно отказалось от совершения изнасилования ши насильственных действий сексуального характера (но не вследствие причин,

возникших помимо его воли), содеянное им независимо от мотивов отказа квалифицируется по фактически совершенным действиям при условии, что они содержат состав иного преступления».

Добровольный отказ следует отличать от т.н. деятельного раскаяния, когда преступление уже окончено. Деятельное раскаяние учитывается в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания (ст. 61 УК), и может служить одним из условий освобождения лица от уголовной ответственности (ст. 75 УК).

При оконченном покушении добровольный отказ возможен только в тех случаях,

когда между деянием лица, направленным на совершение преступления, и

преступным последствием имеется промежуток времени в развитии причинной связи,

в течение которого лицо вмешивается в ее развитие и предотвращает наступление преступных последствий.

При совершении преступления в соучастии организатор преступления и подстрекатель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления (ч. 4 ст. 31

УК). Если действия организатора или подстрекателя, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, не привели к предотвращению совершения преступления исполнителем, то предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания (ч. 5 ст. 31 УК).

Соучастник, добровольно отказавшийся от доведения преступления до конца и предотвративший совершение исполнителем преступления, не привлекается к уголовной ответственности, если в содеянном отсутствуют признаки состава иного

136

преступления. Если организатору, подстрекателю и пособнику не удалось

предотвратить совершение преступления исполнителем, они несут уголовную

ответственность за приготовление к преступлению.

137

Глава 7. Квалификация преступлений, совершённых в соучастии Понятие соучастия в преступлении, его объективные и субъективные признаки

и значение для квалификации

Согласно ст. 32 УК соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

В законе соучастие определяется совокупностью необходимых объективных и субъективных признаков. Объективным признаком соучастия является участие в преступлении двух и более лиц, каждый из которых отвечает признакам субъекта преступления: достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК), и был вменяем в момент совершения деяния (ст. 19 и 22 УК). В случаях совместного совершения преступления двумя лицами, одно из которых отвечает признакам субъекта, а другое нет (невменяемый, малолетний и т.п.) — соучастие отсутствует: субъект, если он выступал в роли исполнителя, несет ответственность за единоличное совершение преступления как исполнитель, если же он выполнял роль организатора, подстрекателя или пособника — то как посредственный исполнитель.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ:

1. «В случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несет уголовную ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.

Действия взрослого лица по подстрекательству несовершеннолетнего к совершению преступления при наличии признаков состава указанного преступления должны квалифицироваться по статье 150 УК РФ, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в виде подстрекательства) в совершении конкретного преступления».

2. «Если лицо совершило кражу, грабеж или разбой посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста,

138

невменяемости или других обстоятельств, его действия (при отсутствии иных квалифицирующих признаков) следует квалифицировать по частям первым статей

158, 161 или 162 УК РФ как действия непосредственного исполнителя преступления

(часть вторая статьи 33 УК РФ)».

3. «Лицо, организовавшее преступление либо склонившее к совершению кражи,

грабежа или разбоя заведомо не подлежащего уголовной ответственности участника преступления, в соответствии с частью второй статьи 33 УК РФ несет уголовную ответственность как исполнитель содеянного. При наличии к тому оснований,

предусмотренных законом, действия указанного лица должны дополнительно квалифицироваться по статье 150 УК РФ».

Другим объективным признаком соучастия является совместность совершения преступления соучастниками, означающая, что: а) преступление совершается взаимообусловленными действиями (или бездействием) соучастников; б) эти действия направлены на единый преступный результат; в) между деянием каждого из них и общим преступным результатом имеется причинная связь.

Субъективным признаком соучастия является умышленное совершение умышленного преступления. Это означает, что каждый соучастник действует с прямым или с косвенным умыслом, т.е. осознает общественную опасность совершаемого им деяния, предвидит его общественно опасные последствия и желает либо сознательно допускает наступление этих последствий, либо относится к ним безразлично (ст. 25 УК).

Однако умысел при соучастии имеет некоторые отличия от умысла лица, единолично совершающего преступление: каждый соучастник осознает, что он действует совместно с другими лицами (соучастниками), что они, как и он, вносят своими действиями необходимый вклад в достижение общего для них преступного результата, каждый из соучастников предвидит возможность или неизбежность наступления такого результата, и каждый желает совершения преступных действий совместно с другими лицами либо не желает этого, но сознательно это допускает либо относится к ним безразлично.

139

Некоторые ученые придерживаются мнения, что деятельность соучастников всегда характеризуется только прямым умыслом (Л.Д. Гаухман). Однако более обоснованной представляется другая точка зрения: для соучастия характерен, как правило, прямой умысел, но возможно оно и при наличии косвенного умысла (В.П.

Малков). В неосторожных преступлениях соучастие невозможно.

Мотивы и цели соучастников могут быть разными (например, у подстрекателя убийства мотив мести, а у исполнителя — корыстный). При этом, если в статье Особенной части УК мотив и цель не указаны в качестве обязательных признаков состава преступления, разность мотивов и целей соучастников на квалификацию их действий не влияет. В противном случае — если мотив и (или) цель указаны в законе в качестве обязательных признаков состава преступления, как соучастники несут ответственность лишь те из них, кто знал о наличии других мотивов и целей у совместно действующих с ними лиц.

Виды соучастников и учёт их особенностей при квалификации

Соучастниками признаются лица, совместно участвующие в совершении умышленного преступления. Вклад соучастников в совершение преступления различен, характер и степень фактического участия каждого из них в общем преступлении определяет их юридически значимые роли: соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник (ч. 1 ст. 32 УК). В соответствии с их ролью (характером и степенью фактического участия в совершении преступления) осуществляется квалификация действий каждого из них и особенности их ответственности (ч. 1 ст. 34 УК).

Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами

(соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу

140