Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Церковников М.А. Приобретение ПС на движимые вещи.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
61.52 Кб
Скачать

Договорное приобретение права собственности на движимые вещи по законодательству Российской империи в XIX - нач. XX в.

Дореволюционное законодательство не давало однозначного ответа, когда право собственности переходит от отчуждателя к приобретателю. Судебная практика, в том числе и кассационная практика Сената, рассматривала договор купли-продажи в качестве основания и способа приобретения права собственности и склонялась к признанию консенсуальной модели. Эта позиция была поддержана некоторыми учеными. Однако в существовавшей доктрине, сформированной под влиянием учений германских юристов, утвердилось мнение о необходимости введения классической системы передачи, которое нашло свое отражение в проекте Гражданского уложения.

Переход права собственности посредством соглашения по советскому законодательству

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (далее - ГК 1922 г.) закреплял систему соглашения и устанавливал исключение для родовых вещей (передача).

В случаях, когда право собственности переходит к покупателю ранее передачи имущества, обязанность продавца до момента передачи сохранять вещь, не допуская ее ухудшения.

Вопрос двойной продажи вещи: если продавец индивидуально-определенной вещи продал ее нескольким лицам, право собственности на нее возникало у первого покупателя, с которым договор заключен раньше, либо тот покупатель, которому вещь передана; если же иск о передаче вещи предъявлен одним из покупателей до передачи ее кому-либо из них, собственником признавался предъявивший иск раньше других.

Риск гибели или повреждения вещи, то при отсутствии иного соглашения он переходил на покупателя одновременно с переходом к нему права собственности (ст. 186). Однако если продавец просрочил передачу вещей покупателю или покупатель просрочил их принятие, то риск случайной гибели несла просрочившая сторона.

Ограничение виндикации: вещь могла быть истребована от лица, которое добросовестно приобрело эту вещь не непосредственно у собственника, лишь в том случае, когда вещь была утеряна собственником или похищена у него (ст. 60). Виндикация денег и ценных бумаг на предъявителя от добросовестного приобретателя не допускалась вообще. Приобретатель считался добросовестным, если он не знал и не должен был знать, что лицо, от которого он приобрел вещь, не имело права ее отчуждать. Ограничение виндикации не действовало, если виндикантами выступали государственные учреждения и предприятия. Приобретателя, у которого вещь нельзя было виндицировать, считали собственником.

Критика регулирования, точнее консенсуальной модели приобретения ПС:

- в условиях плановой экономики переход права собственности solo consensu не дает никаких преимуществ покупателю, а возлагает на него риск гибели вещи до передачи, что противоречит его интересам

- возможность "оперировать приобретенным имуществом до его передачи» носит спекулятивный характер, который чужд "советской купле-продаже";

Доводы за систему соглашеня:

- консенсуальная модель как нельзя лучше согласовывалась с идеей исполнения обязательства в натуре;

- вопрос о риске не может иметь решающего значения;

  • литературе установленное ГК 1922 г. правило о переходе права собственности на родовые вещи с момента их передачи объяснялось тем, что объектом права собственности могут быть лишь вещи, определенные индивидуально. Поэтому на вещи, определяемые родовыми признаками, право собственности может возникнуть лишь с момента их индивидуализации, для которой нужна передача.

Такое объяснение представляется несколько неточным. Если мы считаем, что основанием деления вещей является субъективный критерий, то любая индивидуализация делает родовую вещь индивидуально-определенной =» о переходе ПС на родовые вещи нельзя говорить. Если же исходить из объективного критерия разделения, например заменимость, то индивидуализация не переводит родовую вещь в разряд индивидуально-определенных. А значит, право собственности на родовую вещь можно перенести соглашением, надлежаще ее индивидуализировав.

За диспозитивность были Е.А. Флейшиц и В.П. Грибанов. Они отмечали, что Кодекс допускает выбор …, а также то, что в ряде случаев сам закон отступает от общих правил, однако указанные исключения никоим образом не приводят к возможности сторон свободно отменять действие положений кодекса.

В.П. Грибанов видел в ст. 66 ГК 1922 три правила о переходе права собственности.

1) Общее: право собственности переходит на основании договора между отчуждателем и приобретателем: стороны определяют момент перехода права собственности. 2-3) (если стороны не оговорили иного), предусматривали для индивидуально-определенных вещей переход права собственности в момент заключения договора, а для родовых - в момент передачи.

С принятием Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (далее - ГК 1964 г.) в России впервые была установлена в качестве общего правила система передачи –правило диспозитивно.

То, что ГК 1964 г. прямо допускал переход права собственности до передачи вещи, следовало из положений ст. 242, предусматривавшей обязанность продавца сохранять проданную вещь. За хранение вещи, которая стала принадлежать покупателю, стороны могли установить в договоре обязанность по возмещению издержек продавца.

ГК 1964 г. говорил о передаче не как о способе, а как о моменте возникновения права собственности у приобретателя имущества по договору (ст. 135). Причем это правило действовало, если иное не было предусмотрено законом или договором. Нетрудно заметить, что подобным образом принято регулировать обязательственные, даже, вернее, договорные отношения.

Риск случайной гибели или повреждения отчуждаемых вещей переходил на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности – все, как в ГК 1922.

Сохранены правила об ограничении виндикации. В литературе высказывалось почти единодушное мнение о том, что добросовестный приобретатель, у которого нельзя виндицировать вещь, является собственником такой вещи, получив право по первоначальному основанию. Отмечалось, что действует презумпция добросовестности приобретателя.

Итак, в советском гражданском праве переход права собственности по консенсуальной модели был возможен как по ГК 1922 г., прямо предусматривающему это по умолчанию для индивидуально-определенных вещей, так и по ГК 1964 г., содержащему диспозитивные нормы о переходе права собственности по договору.