Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Гришаева С. П., Эрделевский А. М. - Комментарий к ГК РФ. Часть 1 - 2006.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
4.12 Mб
Скачать

Глава 24. Перемена лиц в обязательстве

§ 1. Переход прав кредитора к другому лицу

Статья 382. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу

Комментарий к статье 382

1. Состав участников гражданского правоотношения может меняться в связи с правопреемством, под которым понимается переход прав и обязанностей от одного лица - правопредшественника к другому лицу - правопреемнику.

Различают универсальное правопреемство, когда к правопреемнику переходят все права и обязанности, и частное (сингулярное) правопреемство, когда от одного лица к другому переходят не все, а какое-либо одно или группа прав (обязанностей). Разновидностями частного правопреемства являются уступка требования и перевод долга.

В результате уступки требования отдельные права переходят от одного лица к другому, заменяющему его в правоотношении. В большинстве случаев уступка требования осуществляется в результате заключения особого договора (цессии). Однако, как отмечено в п. 1 комментируемой статьи, права и обязанности могут переходить от одного лица к другому в порядке уступки требования также по основаниям, предусмотренным законом. В частности, такие случаи предусмотрены в ст. 297 ГК.

Уступка требования может быть как возмездной, так и безвозмездной. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность договора дарения. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июня 1999 г. N 1134/99 (Вестник ВАС РФ. 1999. N 8) отмечено, что для квалификации уступки требования как дарения достаточно отсутствия в договоре дарения условия о каком-либо встречном предоставлении.

Уступка требования широко применяется в факторинговых операциях (см. гл. 43 ГК). Однако следует отметить, что отношения факторинга (т.е. финансирования под уступку денежного требования) имеют более сложный характер, чем договор цессии, поскольку помимо выплаты определенных денежных сумм в обмен на уступаемое требование возникают отношения, связанные с предоставлением дополнительных финансовых услуг. Такими услугами могут быть бухгалтерская обработка и контроль за счетами, относящимися к переданные требованиям, страхование риска неплатежа, консультационные, маркетинговые услуги и т.д. Если же дополнительные услуги не предоставляются, но договор факторинга совпадает с договором уступки требования, который вправе заключить любые субъекты гражданского права, специальной лицензии для этого не требуется.

Согласно п. 1 ст. 382 правила об уступке требования не применяются к регрессным требованиям (о регрессных требованиях см. комментарий к ст. ст. 325, 379).

Действующее законодательство не исключает возможности частичной уступки права. Например, кредитор может передать другому лицу право взыскать неустойку, сохранив за собой право взыскать сумму основного долга.

2. По общему правилу согласия должника на уступку требования не требуется, однако должник должен быть письменно уведомлен о переходе прав кредитора к новому лицу. Эта норма имеет диспозитивный характер, и законом или договором может быть предусмотрено иное. Так, например, согласие должника необходимо получить в тех случаях, когда личность кредитора имеет для него существенное значение (см. комментарий к ст. 388).

Стороны гражданско-правового договора имеют право оговорить, что передача прав требования по возникшему между ними обязательству не допускается. Однако в некоторых случаях закон это запрещает. Так, в соответствии со ст. 828 ГК договор об уступке клиентом финансовому агенту денежного требования признается действительным даже в том случае, если в ранее заключенном договоре между клиентом и его должником было предусмотрено условие о запрете или ограничении цессии.

3. В п. 3 говорится о последствиях неуведомления в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. К числу возможных неблагоприятных последствий относятся, например, привлечение первоначального кредитора (цедента) к гражданско-правовой ответственности в связи с неисполнением обязанностей, вытекающих из договора цессии, перед новым кредитором (цессионарием); несение расходов, связанных с обязанностью цедента, уже не заинтересованного в получении исполнения от должника, принять это исполнение как надлежащее; в ряде случаев - невозможность привлечь должника к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства.

Статья 383. Права, которые не могут переходить к другим лицам

Комментарий к статье 383

Переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

В комментируемой статье дан примерный перечень прав, которые не могут переходить в порядке уступки требования. Это права, неразрывно связанные с личностью кредитора. В таких случаях смерть кредитора прекращает обязательство.

Помимо указанных в комментируемой статье не могут переходить в порядке уступки требования:

регрессные требования (ст. ст. 325, 379 ГК);

право преимущественной покупки (ст. 250 ГК);

права по договору об ипотеке или обеспеченному ипотекой обязательству, которые удостоверены закладной (ст. 13 Закона об ипотеке);

право на предъявление претензий и исков к перевозчику и буксировщику (ст. 162 КВВТ);

право арендатора по договору проката (п. 2 ст. 631 ГК).

Статья 384. Объем прав кредитора, переходящих к другому лицу

Комментарий к статье 384

Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Комментируемая статья устанавливает общее правило, согласно которому передаваемое право переходит от первоначального кредитора к новому в том объеме и на тех условиях, которые существуют к моменту перехода прав. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства (например, право залога), а также другие, связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

На практике нередки случаи, когда уступаются только требования о взыскании неустойки или убытков и не передается право на требование исполнения обязательства. Обосновывается это обычно тем, что срок действия соответствующего договора истек. Следует иметь в виду, что истечение срока действия договора само по себе не прекращает обязательство (п. 3 ст. 425 ГК), например обязательство, вытекающее из договора поставки. Поэтому обязательство поставщика восполнить недопоставку сохраняет силу. Однако в этом случае сохраняется обязательство и для другой стороны (в частности, обязательство покупателя по оплате товара). Поэтому перемена кредитора путем уступки требования будет одновременно означать и перевод долга (см. ст. 391 ГК), который требует согласия другой стороны обязательства. В связи с этим сделка об уступке требования может быть признана недействительной, если такое согласие получено не было.

Статья 385. Доказательства прав нового кредитора

Комментарий к статье 385

1. Непредоставление должнику новым кредитором доказательств перехода к нему требования рассматривается как один из случаев просрочки кредитора. По общему правилу должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (п. 3 ст. 405 ГК).

Доказательством перехода требования является прежде всего договор уступки требования. Однако, если речь идет об уступке требования в силу закона, таким доказательством могут быть решения соответствующих органов (передаточные акты, разделительные балансы, свидетельства о праве на наследство, судебные решения и др.).

2. Передавая новому кредитору документы, удостоверяющие право требования, первоначальный кредитор должен оформить их в надлежащем порядке.

К имеющим значение для осуществления требования могут относиться сведения о месте жительства должника, об имеющихся у него притязаниях к первоначальному кредитору и т.д.

Статья 386. Возражения должника против требования нового кредитора

Комментарий к статье 386

Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.

Как следует из комментируемой статьи, переход прав кредитора к новому лицу не должен ухудшить положение должника, который имеет право выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.

Такие возражения могут относиться к недействительности самого требования или его дополнительных условий, а также к недействительности договора уступки.

Статья 387. Переход прав кредитора к другому лицу на основании закона

Комментарий к статье 387

Особенностью универсального (общего) правопреемства является то, что правопреемник по основаниям, предусмотренным законодательством, занимает место правопредшественника во всех правах и обязанностях, за исключением тех, в которых закон вообще не допускает правопреемство (речь идет о правах, которые не переходят к другим лицам, например право авторства). Универсальным правопреемством является, например, наследование.

Примером перевода прав кредитора на другое лицо по решению суда является судебное решение о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи доли в праве собственности на участника общей долевой собственности при нарушении принадлежащего ему преимущественного права покупки (ст. 250 ГК).

Согласно п. 7 ст. 350 ГК залогодатель, не являющийся должником, имеет право в любое время до продажи предмета залога прекратить обращение взыскания на него и его реализацию, исполнив обеспеченное залогом обязательство или его часть, исполнение которой просрочено. В этом случае к залогодателю переходят все права кредитора.

К поручителю, исполнившему обязательство вместо основного должника, переходят права кредитора по основному обязательству. Основанием такого перехода является факт платежа или иного исполнения в размере этого платежа или иного исполнения.

При суброгации к страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за вред (о суброгации см. п. 1 ст. 965 ГК).

Статья 388. Условия уступки требования

Комментарий к статье 388

Уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.

Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

О случаях, когда уступка требования противоречит закону, см. комментарий к ст. 383. В других случаях уступка требования в принципе допускается, однако должны быть соблюдены некоторые условия. Так, в соответствии с Законом о банкротстве должник, находящийся в стадии наблюдения или финансового оздоровления, имеет право совершать уступку требования по согласованию соответственно с временным или административным управляющим.

При поручительстве должник и поручитель находятся в обязательственных отношениях с кредитором, тогда как между поручителем и должником отношений не возникает. Только в случае, если поручитель исполнит обязательство вместо должника, он занимает место кредитора в обязательственном правоотношении. При этом к нему переходят все права, ранее принадлежавшие кредитору (включая право требовать уплаты процентов, возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, которые были вызваны нарушением обязательства должником).

Статья 389. Форма уступки требования

Комментарий к статье 389

1. Соблюдение надлежащей формы уступки права имеет прежде всего доказательственное значение, поскольку препятствует исполнению обязательства неуполномоченному лицу. В п. 1 комментируемой статьи ничего не говорится о случаях, когда право требования основано на сделке, совершенной в устной форме (например, мелкая бытовая сделка). Очевидно, следует прийти к выводу о том, что и уступка такого требования может быть осуществлена в устной форме.

2. Статья 389 устанавливает общий принцип, согласно которому форма передачи права зависит от формы заключения самого обязательства. Так, уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной форме, должна быть совершена также в простой письменной форме. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

В ГК имеются указания на обязательность регистрации:

договора об ипотеке - залоге недвижимого имущества (ст. 339);

договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558);

договора продажи предприятия (п. 3 ст. 560);

договора дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574);

договора ренты (ст. 584);

договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 601);

договора аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом (например, регистрации подлежит договор аренды здания или сооружения, если он заключен на срок более одного года - п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651);

договора аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658) и передачи недвижимости в доверительное управление (п. 2 ст. 1017).

3. Ордерная ценная бумага обязывает должника исполнить обязательство указанному в документе лицу (или приказу такого лица). Передача прав по ней осуществляется посредством специальной передаточной надписи - индоссамента. Индоссамент - это односторонняя сделка, в соответствии с которой все права, удостоверенные ценной бумагой и принадлежащие лицу, совершившему передаточную надпись (оно именуется индоссант), переходят к лицу, которому передаются права по ценной бумаге (индоссату).

Статья 390. Ответственность кредитора, уступившего требование

Комментарий к статье 390

В комментируемой статье установлено общее правило об объеме ответственности первоначального кредитора, уступившего свое требование другому лицу. В частности, он отвечает за недействительность требования, но не за его исполнение. Вместе с тем он может принять на себя специальное поручительство за должника перед новым кредитором.