Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Белов. Субрагация.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
29.73 Кб
Скачать
  1. Договор цессии и ст. 575 гк рф

Договор цессии и лежащий в его основании договор дарения самостоятельны по отношению друг к другу. Такое свойство они сохраняют независимо от того, назван ли договор о безвозмездной передаче требования "цессией" для совершения в обход п. 4 ст. 575 ГК РФ договора дарения между коммерческими организациями. Самостоятельность этих сделок и абстрактность уступки требования ведут к тому, что цессия вызывает переход требования и в том случае, когда в ее основании лежит договор дарения, запрещенный ст. 575 ГК РФ.

КРАШЕНИННИКОВ: К ВОПРОСУ ОБ ИЗОЛИРОВАННОЙ УСТУПКЕ ТРЕБОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧЕННОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВОМ

  1. Общее правило ст. 384 гк рф

Договор поручительства направлен на установление охранительного обязательства между кредитором по основному требованию и поручителем, которое состоит из притязания кредитора и корреспондирующей ему охранительной обязанности поручителя.

Поскольку наступление правовых последствий договора поручительства ex lege поставлено в зависимость от будущего неизвестного обстоятельства (условия права, condicio juris), а именно — неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства, то до выполнения этого условия у получателя обеспечения (цедента) существует только условное притязание против поручителя. Поэтому цессионарий приобретает полное притязание против поручителя не с момента заключения договора уступки основного требования, а лишь в момент выполнения указанного выше условия.

  1. Изолированная уступка основного требования

Предписание ст. 384 ГК РФ является диспозитивным. Цедент и цессионарий могут договориться о том, что при уступке обеспеченного требования притязание из поручительства останется у цедента. Кроме того, переход этого притязания может быть исключен соглашением между получателем обеспечения (цедентом) и поручителем (п. 1 ст. 388 ГК РФ).

Изолированная уступка основного требования не влечет неблагоприятных последствий для поручителя, а направленное против него притязание обеспечивает то же самое требование, что и прежде. Исключение перехода притязания из поручительства при уступке основного требования не приводит к прекращению данного притязания.

Акцессорная природа поручительства не предполагает того, что кредитор по притязанию из поручительства и кредитор по основному требованию должны совпадать в одном лице. Таким образом, из акцессорности поручительства не вытекает, что притязание против поручителя прекращается, если основное требование уступлено, а переход притязания против поручителя исключен.

После изолированной уступки основного требования только цедент может потребовать от поручителя, чтобы тот совершил в пользу цессионария те действия, к которым он обязался перед цедентом по договору поручительства. Если цедент не имеет в этом какого-либо интереса, он освободит поручителя от лежащей на нем обязанности (ст. 415 ГК РФ).

Возможно, однако, что цедент поручился за платежеспособность должника перед цессионарием (ст. 390 ГК РФ). В этом случае он может либо уступить притязание из поручительства цессионарию (если уступка не исключена соглашением между цедентом и поручителем), либо сохранить это притязание за собой, потому что он считает, что находится в лучшем положении для осуществления притязания, чем цессионарий. Наконец, цедент может рассчитывать на то, что цессионарий уступит ему основное требование обратно. Если это происходит, то основное требование и притязание из поручительства вновь совпадают в одном лице, как это было до изолированной уступки основного требования.