Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Мир истории. Начальные века русской истории

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
29.04 Mб
Скачать

и настоятельная необходимость в условиях нового по­ ловецкого натиска 1170—1180-х годов объединения ими своих полков.

Не порицая отдельных владетелей, а, наоборот, относясь с полным уважением к их великокняжеским правам, он воспевает феодальных владык, русских

«королей», обращаясь то к могучему Всеволоду Боль­ шое Гнездо, то к величественному Ярославу Осмомыслу Галицкому, то к потомкам вещего Всеслава с призывом «встать за землю Русскую».

После недолгого «медового месяца» совместной жизни боярства и севших на землю князей обозна­ чился уже в 1160-е годы ряд противоречий. Боярство

в своей массе было инертно, малоподвижно и больше всего на свете интересовалось своей вотчиной.

Если кругозор людей родового строя ограничивал­

ся микроскопическим «миром», границами родовой земли в 10—15 километрах от поселка, то горизонт

простого боярина раздвинулся до пределов несколь­ ких таких «миров», но не более. Многое в вотчине основывалось на натуральном хозяйстве, которое никак не могло способствовать расширению кругозора. Главными задачами среднего феодала являлись, вопервых, ведение своего хозяйства, то есть отчуждение доли урожая тех нескольких миров, землю которых он, феодал, объявил своей, а во-вторых, ограждение этой вотчинной земли от вмешательства равных, но более сильных феодалов. Средний феодал не был сторонником ни усобиц, ни далеких завоевательных походов. Сидеть в своем родовом гнезде, в своей «отчине и дедине» он считал основным, наиболее естественным своим положением. Если князь тянул таких бояр с их слугами и холопами на какую-нибудь войну, то бояре, по образному выражению летописца, «идучи не идяху».

На другом полюсе класса феодалов находились князья и сосредоточенная в городах крупная земле­ владельческая знать, которая то ладила с князем, то бывала порой недовольна его крутым нравом. Эта знать нередко интересовалась делами соседнего кня­ жества, участвовала в усобицах, затевала походы в чужие земли. Ее кругозор был широк, но ее воз­ можности становились все более ограниченными.

Князья — основатели новых династий — быстро пустили корни в своих княжествах и стремились стать самовластцами внутри только что приобретенных зе­ мель. Лишь одно поколение князей прожило дружно с земским боярством, пригласившим их княжить. Сы­ новья Юрия Долгорукого, Изяслава Мстиславича, Ярослава Осмомысла уже бились не на живот, а на смерть с боярством собственной земли.

Князьям была нужна надежная опора в этой борь-

226

против боярства. И ремесленники и купцы объединя­ лись в свои «братства», «обчины», в корпорации, близ­ кие ремесленным цехам и купеческим гильдиям За­ пада.

Классовая борьба вспыхивала то в форме прямых восстаний, то в завуалированном виде антицерковных ересей.

В каждом княжестве, сообразно особенностям его исторического развития, складывалось свое соотноше­ ние сил, а на поверхность выступало свое особое сочетание охарактеризованных выше элементов. Так, история Владимиро-Суздальской Руси показывает нам победу великокняжеской авторитарной власти над земельной аристократией к концу XII века.

К началу XIII века стал более явственным неудер­ жимый процесс феодального дробления внутри кня­ жества, выделение мелких удельных княжеств-вас­

салов.

Новый половецкий натиск 1170—1180-х годов, эпо­ хи Кобяка и Кончака, застал еще только начало этого губительного процесса. Лучшие люди Руси, вроде ав­ тора «Слова о полку Игореве», прекрасно понимали, что перед лицом степной угрозы необходимо полное единение всех сил как внутри отдельных земель, так и крупных княжеств между собой.

Создание крупных экономических областей, пре­ одоление замкнутости феодального натурального хо­

зяйства, установление

экономических

связей города

с деревней — все эти

прогрессивные

явления, уже

хорошо заметные в русской жизни XII—XIII веков, не поспевали за катастрофическим распадом недавно сложившихся полнокровных и сильных русских кня­ жеств.

Татаро-монгольское нашествие 1237—1241 годов застало Русь цветущей, богатой и культурной страной, но уже пораженной ржавчиной феодальной удельной раздробленности.

Героическое время совместной борьбы с печенега­ ми и половцами уже миновало, единого военного резерва уже не было, и Русь оказалась в одинаковом положении с другими феодальными государствами — державой хорезмшахов, Грузинским царством,— не сумевшими организовать отпор несметным полчищам Чингисхана и Батыя.

Татаро-монгольским нашествием закончился боль­ шой и яркий исторический период в жизни русского народа. Этот период не был забыт народом, его вспо­ минали как время расцвета, побед и блестящего меж­ дународного положения.

В богатой истории Киевской Руси и русских кня­ жеств XII—XIII веков народ черпал уверенность в своих силах и будущей победе.

230