Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11006

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
27.25 Mб
Скачать

Рис. 22(б)

110

Рис. 23. Структурированная смысловая таблица проектных переходов блоков морфологии и средств композиции

Как правило, значительные повороты в социально-экономической, урбоэкологической и культурно-культовых сферах являлись либо началом отсчета, либо следствием новых тенденций развития морфологии организованных пространств (рис. 23). В истории развития общества закономерно действие и иных тенденций, когда новый виток синтеза архитектон и- ческих искусств становился истоком качественных изменений в развитии социума.

События особой исторической значимости, как правило, отражались в архитектонических ансамблях: объединение Руси символизирует собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве, победу в Великой Отечественной войне – высотные здания в столице, а позднее исторический ансамбль на Поклонной горе, первые в истории Олимпийские игры в нашей стране – олимпийские объекты, футбольный чемпионат мира 2018 г. в России – комплексы сверхурбанизированных инфраструктур . В дан-

111

ных случаях можно видеть, как ансамблевые сооружения являются сре д- ством выражения значимости тех или иных исторических фактов. Поскольку некоторые ансамбли внедрялись в историческую среду, происходило напластование ансамблей исторической среды города. Исторически формировались ансамбли ансамблей.

3.2.3. Планы формирования целостности пространства

Диахронный, полихронный и синхронный планы формирования целостности некоторой совокупности искусственных объектов позволяют в фрактальном подходе увидеть «город как дом», где живут люди, совершающие архитектоническую (проектно-строительно-созидательную) деятельность. В анализе проблем гуманизации городских сфер архитектоническими средствами разные временные планы могут развертываться в многогранных аспектах, в диалектике взаимодействия явлений духовной и материальной культуры. В идеале универсализации человека доминирующим местом его пребывания и деятельности является город, а также система его обеспечения экологически чистыми пространствами. После д- нее чаще всего оказывается проблематичным хотя бы в силу того, что т о- тальное антропоморфное пространство ставит человека в эпицентр всех преобразований, а это уже нарушает естественные циклы жизни экологических цепей.

Вфункционировании социально-технологических систем разного архитектонического масштаба ансамбли как совокупности произведений общественно полезных выразительных и изобразительных искусств игр а- ют чрезвычайно важную созидательную роль. Широта проникновения в жизнь людей новых и новейших видов полифункциональных или прикладных искусств во многом определяет эффективность и полноценность жизнедеятельности современного цивилизованного общества. Усто йчивое развитие городов во многом зависит от конфигурации пространственных систем, создаваемых коллективным трудом.

Вотношении архитектонического искусства «архи-» и «архе-» выступают как исходные принципы и критерии творчества. Продолжение логики взаимодействия понятий «архитип» и «архетип» прослеживается в

112

контексте искусства городского ансамбля в аспектах архитектоники м а- териала и духа. Взаимопроникновение искусств в архитектоническом творчестве, художественно-эстетической культуре бытия артефактов и ансамблей, инсталляций и перформансов, праздников и карнавалов наиболее полно развертывается на проспектах, набережных и площадях г о- родов. Общественные пространства диалектически отражаются в развивающейся архитектонической культуре общества, в возможностях проявлений традиций и новаций синтеза искусств городского ансамбля.

Собственно в архитектоническом творчестве, его художественном и утилитарно-художественном аспектах образуются различные формы синергии, симбиозы и синтезы пространств: городской дизайн в широком смысле этого слова (как способ утилитарно-художественной организации предметно-пространственного мира), художественное конструирование и моделирование, связанное с созданием одежды, манекенов, муляжей; с а- дово-парковая культура, связанная с гармонизацией ботанической и зоологической сфер (дендрология, цветоводство, евгеника животных и ра с- тений и т.п.). Кроме того, в обществе наблюдается возрастающая тенденция синтеза различных типов художественного творчества и видов утил и- тарно-художественной деятельности, например, архитектурнохудожественные, монументальные и камерные образования, мемориальные комплексы, центры искусств. Многообразные игровые формы для культурного творчества разных возрастов в обилии появляются в крупных торгово-развлекательных центрах.

Музеи под открытым небом, произведения для праздников города, шествий и манифестаций, художественное оформление шоу-программ и хореографии, эстрадно-сценического искусства, бутафория, украшения, одежда, звуко- и светоцветовые эффекты, иллюминации, светопредставления, фейерверки объединяются одним действием, например, в праздничном городе. Антропоморфологическое, формально логическое родство искусств предполагает возможность группирования произведений на о с- нове средообразующих закономерностей. Родственные формы архитектонического искусства воспроизводятся творческими людьми и объединяются в пространствах города.

113

В основе социокультурологического анализа формирования урбан и- зированных пространств должны лежать общие закономерности культуры социума, присущие самой архитектонической деятельности. В практике современных городов формируются спецпрограммы, сценарии и сценографии для функциональной жизни конкретного городского ансамбля. Подвиды пространственного искусства городского ансамбля как целос т- ного искусства образуют включенные в него художественные произведения, архитектонические произведения, изначальные архитипы и артефакты предметного мира – относительно самостоятельные элементы организации поселения. Сферы антропоморфологии среды обитания человека состоят из трех основных соразмерных уровней: одежда человека и и н- терьер; комплекс зданий и сооружений, обозримый с одного места; ансамбль, воспринимаемый человеком как целое с помощью транспортного средства (велосипед, автомобиль, вертолет).

Городской ансамбль вместе с технико-технологической инфраструктурой отличается от художественных ансамблей своей утилитарно - художественной природой. Но от комплексов изделий, обладающих опр е- деленным сугубо практическим назначением, он отличается своей худ о- жественно-эстетической природой. В контексте применения антропоморфологического принципа городской ансамбль – это предпочтительно гармоничное построение предметно-пространственной среды, организованной в соответствии с «мерой человека» и «мерой человеческого рода».

Ансамбль в системе города как продукт архитектонической культуры профессиональных сообществ одновременно является продуктивным комплексным компонентом художественно-утилитарного творчества, результатом художественной, эстетической культуры. Поэтому в зависимости от преобладания той или иной грани можно соотнести некоторые т и- пы фрагментов ансамбля с рядом утилитарно-художественных ценностей и, в первую очередь, с системами архитипов, воплощенными в архитектуре, дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Различные планы и уровни городского ансамбля живут своей, относительно независимой жизнью, но, конечно, она имеет ценность не сама по себе, а в связи с ч е- ловеком, его социокультурной активностью.

114

Главная концептуальная идея «кристаллизации» археиархитектонического принципа в контексте законов синархии обеспечивается организацией созидательного потенциала человека как интегратора матер и- ального и духовного в творческом развитии предметных форм. За счет интеллектуально направляемого взаимодействия с предметным миром человечество переходит к коэволюционной координации естественных и искусственных тектонических процессов на Земле и суперархитектонических в ближнем космосе. С позиций ноосферной архитектоники эти процессы могли бы более внимательно отслеживаться и контролироваться, а при необходимости их течение следовало бы ограждать от катастроф, приводящих к анархии и хаосу, антисинархии и контрсинархии.

Естесственные и космопланетарные процессы важно последовательно согласовывать по закономерностям и принципам, концентрирующим существо нового проектируемого целого: верховенство гуманистического над предметным, в том числе и создаваемым по градостроительным правилам; интегральность творчества, позволяющего гармонизировать отношения человека с пространственно-предметным миром; универсальность созидания человеком всего, что его окружает и с чем он вступает во взаимодействие; сгармонизированная иерархичность возвышения коллективного, общечеловеческого и индивидуально-личностного, за счет предметно-вещного мира; организационное проектирование среды по мере человека и мере человеческого рода.

3.3. Проектная деятельность в структуре архитектонического творчества

3.3.1.Структура архитектонической деятельности

Впроцессе творческой (креативной) деятельности отношения «человек – предмет» и «люди – вещи» преобразуются в соотношение «субъект – объект» + «автор – ансамбль артефактов». Однако преобразование это не настолько уходит от иерархически порождающих его первичных иерархических отношений «человек – субъект», чтобы порвать с ними полностью. Первичное координационное отношение «человек = предмет» имеет большие логические предпосылки для обозначения первоначал че-

115

ловеческой деятельности, поскольку в основе своей она орудийна и р е- зультативна. Говоря словами К. Маркса, человек в практической деятельности «действует предметным образом». Однако к предметному трудовому действу добавляется художественный аспект, переводящий деятельность в творчество.

Универсальная и синкретическая деятельности общества исторически дифференцировались на относительно самостоятельные роды деятельности. По модели профессора Л. А. Зеленова их восемь: экономическая и экологическая, научная и художественная, медицинская и физ- культурно-спортивная, управленческая и педагогическая. Они представляют собой не что иное, как выделившиеся и самостоятельно оформившиеся родовые функции универсального взаимодействия человека с предметным миром. Если есть роды деятельности, то должны быть сферы и классы, области и разделы, типы и жанры деятельности.

Определение некоторых родов деятельности безотносительно к целостной модели деятельности не достаточно как в иерархическом, так и в общесистемном плане. Существуют еще виды, подвиды, группы деятельностей. Обращение же деятельности на жизнедеятельность и активность глобальных урбоэкологических комплексов также требует своих методов в типологизации. В этих пластах из рассмотрения выпадают транспор т- ные и энергетические, градостроительные и демографические, военные и оборонные, этногенетические и государственно-политические виды деятельности. К тому же глобальные и локальные различия заставляют их разводить в соответствии со спецификой и масштабом субъективных взаимодействий с модифицированными по родовым качествам объектами.

 

В материалах

теоретических

исследований Г. Н.

Айдаровой,

Е. А.

Ахмедовой, Ю. Г. Божко, А. К. Иванова, Ю. И.

Кармазина,

В. К.

Касимова, А. Э.

Коротковского,

Г. И. Лаврика, Т. В.

Лебедевой,

А. Г. Раппопорта, Т. С. Савоськиной, М. В. Федорова и др. выделяются общие этапы деятельности по формированию предметного мира, пространства. Это касается таких ключевых этапов, как исследование, прое к- тирование, производство (изготовление, строительство), экспертиза, распределение (купля-продажа), обмен, потребление и утилизация.

116

Вобщем плане характеристика архитектонической деятельности посредством названных выше этапов становится не вполне достаточной. Необходимость их введения и выведения, дополнения и конкретизации обусловлена реальной практикой и логикой возникновения большинств а архитектонических произведений. Однако система архитектонической деятельности необычайно многогранна и может вместе с тем содержать вторичное производство и потребление, но и циклическое воспроизводство – консервацию, ремонт, реставрацию, реконструкцию, регенерацию, реновацию и др. Для эффективности деятельности принципиальное зн а- чение имеет надстроечный комплекс организующих элементов: менеджмент, инвестиции, инновации, маркетинг, менеджмент, проджект.

Всоответствии с основными этапами архитектонической деятельности следует выделить их продуктивность: предпроектное исследование (проектное задание), проектирование (проект), изготовление (произвед е- ние), потребление (деятельность человека, оптимизированная посредством предметно-пространственной среды), утилизацию (вторичное сырье). Все они сопровождаются экономическими и культурными составляющ и- ми. Прикладные исследования, управленческое консультирование, эк с- пертиза и критика, хотя и имеют специфические продукты (отчеты, акты

иоценки), по существу обращены на ведущие этапы деятельности и имеют дело с теми же главными продуктами.

Что касается купли и продажи, распределения и обмена как отдельных весьма специфических аспектов архитектонической деятельности, то они являются определяющими связующими производства и потребления, хотя непосредственно они почти не вносят изменений в структуру прои з- ведения, но роль их производна от роли инвестора, который экономически, как известно, главный стимулирующий руководитель и организатор. Следует, однако, помнить, что игнорировать связующие этапы архитектонической деятельности как сверхсложной экономико-правовой и этикоэстетической системы можно лишь до определенных пределов. Именно на стыке производства и потребления возникают значительные социальные проблемы, так что их решение серьезно влияет на производственные и потребительские процессы, диалог производителей и потребителей.

117

Так, например, если существуют сотни специальностей и десятки тысяч профессий, то это не значит, что произведения, порождаемые ко н- кретными специальными действиями, должны быть строго закреплены за их носителями. Тут действует момент отчуждения, и иногда сапожник может оказаться без сапог, а архитектор без собственного дома. Тем не менее, результаты деятельности как характеризуют саму деятельность, так и определяют статус данной деятельности в обществе. В идеале укрупненная системная типология деятельности должна быть тождественна обобщенной типологии порождаемых этой деятельностью результатов – произведений. В художественном плане они предстают как независимые (индентные), так и включенные в ансамбль артефакты.

Архитектоническая деятельность вместе с тем является гранью культурной деятельности, и, как момент всякого созидания, ее нельзя рассматривать вне интегрального анализа культуры. При этом необходимо учитывать поступательное удержание необходимых составляющих художественных актов для каждого циклического этапа архитектонического творчества. Результаты исследованияотражаются в проектировании, артефакты проектирования реализуются в производстве, продукты производства содержатся в потреблении, а после потребления они, как правило, идут в утилизацию. В итоге в развернутом виде архитектонические деяния содержат в себе все наглядно представленные продукты архитекто - нической деятельности.

В архитектонической деятельности человека проявляются ее продуктивные результаты – большой круг бифункциональных, полифункциональных, эстетических произведений или артефактов, выступающих в предметно-пространственной форме. Предлагаемый обобщенный подход может быть использован к продуктам творчества в функциональном анализе и оценочном синтезе системы архитектонического искусства. Артефакты реализуются в создании архитектоники городской или сельской среды, порождаемой архитектонической деятельностью. Идет влияние на ее структурную последовательность протекания в плане системного целого как синархического образования, имеющего свою неповторимую арх и- тектонику.

118

3.3.2.Теории архитектонического творчества

Оправомерности развития теории архитектонического творчества человека относительно самостоятельно (имеются в виду синархическая архитектоника дисциплин: техническая эстетика, общая теория архите к- туры и градостроительства, художественное творчество и восприятие, общая история и теория искусств) писали и пишут философы и ученые, теоретики и практики, участвующие в организации искусственной среды обитания человека.4 Различные авторские суждения о причинах формирования новых теорий можно встретить как в пластических, функциональных, оформительских и других искусствах, так и в их архитектонических симбиозах.

Попытки разработок исходных положений, принципов единой теории эстетической организации окружающего человека предметного мира

сцелью выведения из нее более частных теорий прослеживаются в ряде публикаций (О. И. Генисаретский, А. К. Иванов, В. Ф. Сидоренко, В. И. Тасалов, А. В. Цай и др.). Осознавая значительную сложность инте-

грации новых научных направлений, авторы, как правило, ограничиваю т- ся лишь некоторыми группами проблем. Большинство современных те о- рий архитектонического творчества носит фрагментарный, частный, локальный характер.

На некоторые из культурфилософских проблем приращения научного знания в отношении творчества может быть обращено особое внимание. Это проблемы методологии анализа результатов архитектонического творчества и эстетико-аксиологической проблематики, закономерности и генезис быстро развивающейся материально-эстетической культуры, в том числе и архитектуры.5 С целью ограничения круга поднимаемых вопросов обычно делается акцент на трех важных видах архитектонических

4Основы теории советской архитектуры. Расширенные тезисы. Под общей редакцией А.И.Гегелло. М. Академия строительства и архитектуры СССР. 1958г. 224 с.; Основы техни-

ческой эстетики: Расширенные тезисы. /Под ред. Минервина Г.Б. –– М.: ВНИИТЭ,

1970. –– 158с.

5Журавлев М. Ю. Фактор времени в архитектурном творчестве: диссертация ... кандидата архитектуры: 05.23.20 / Журавлев Михаил Юрьевич; [Место защиты: ФГБОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет], 2017.- 218 с.

119

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]