Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / Фармакология / Учу жить без лекарств Батулин Ю.П.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
4.06 Mб
Скачать

Учу жить без лекарств 499

колько печальны, настолько и поучительны. Ранение в живот было очень болез­ненным.

Доктор Даль рассказывал:

«Он отвергал утешение наше. Сам брал с большой полки стакан, тер себе виски льдом, сам сымал и накладывал себе на живот припарки. Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ее ожидал, так твердо был уверен, что час роковой ударил.

— Терпеть надо, друг, делать нечего, но не стыдись боли, стонай, тебе будет легче.

Нет, нет... не надо... стонать... жена... услышит. Смешно же... чтоб этот... вздор... меня... пересилил... не хочу».

Из рассказа В. Жуковского:

«До начала сильной боли он подозвал к себе доктора Спасского, велел подать какую-то бумагу, по-русски написанную, и заставил ее сжечь. Потом призвал к себе Данзаса и продиктовал ему записку о некоторых долгах своих. Это его, однако, изнурило, и после он уже не мог сделать никаких распоряжений. Когда поутру кончились его сильные страдания, он сказал Спасскому:

Жену! Позовите жену!

Потом потребовал детей: они спали; их привели и принесли к нему полусонных. Он на каждого оборачивал глаза, молча клал на голову руку, крестил и потом движением руки отсылал от себя прочь.

У Пушкина спросили: желает ли он исповедаться и причаститься. Он охотно согласился.

— За кем прикажите послать? — спросил его Спасский.

Возьмите первого ближайшего священника.

Пушкин исповедался и причастился Святых Тайн. Было очевидно, что он спешил сделать свой земной последний расчет и как будто подслушивал идущую к нему смерть. Взявши себя за пульс, он сказал Спасскому:

Смерть идет...

Умер Александр Сергеевич в 3 часа 15 минут 28 января 1837 года».

«Глядя на Пушкина, я в первый раз не боюсь смерти», — признался потом известный русский поэт Петр Плетнев.

И вновь приведу слова нашего современника А. Куртны:

«Смерть человека должна быть не кошмарной безликой кончиной, а личным, святым и достойным прощанием с людьми и вещами, сопровождавшими его в жизни. Человек имеет право познакомиться со своей смертью. Побыть с ней лицом к лицу. Вступить с ней в сговор. Ставить условия. Поспорить с ней, дружес­ки поцапаться, даже пофлиртовать. И кто знает, возможно, даже — как когда-то в прошлом —позволить ей посидеть в изголовье. О такой смерти думали поколения мудрецов».

Современные философы и психологи мало чем дополнили старину во взгляде на смерть, поэтому предлагаю пофилософствовать на эту тему.

1. Смерть не может восприниматься как трагедия, потому что является природной справедливостью.

Уход из жизни определен Природой для всех без исключения. Смерть обяза­тельна. Примеров земного бессмертия в истории существования человечества не

500 Ю.Батулин

зафиксировано ни среди святых, ни среди царей, ни среди мудрецов. Природная справедливость ко всем. Обижаться не на что.

В то же время смерть для живого существа как бы есть и как бы нет. Пока человек жив, смерть не присутствует. Когда наступила смерть, человек уже не живой. То есть его уже нет. Смерть — самый короткий жизненный этап, точнее — мгновение. Уникальный природный прием.

Древние философы подчеркивали, что «смерть для нас ничто». Древнегречес­кий философ Эпикур писал:

«Все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощу­щений. Поэтому если держаться правильного знания, то смертность жизни станет для нас отрадна. Ничего нег страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни».

Если бы дата (миг) смерти была известна человеку со дня его рождения, то человек не смог бы спокойно жить и нормально выполнять свое предназначение на земле.

Вывод

Относительно своего существования Природа всех людей поставила в одинако­вые условия. Время ухода из жизни поставила в зависимость от самого человека, его разумного отношения к себе.

2. Смерть не является случайностью для человека, потому что жизнь готовит его к уходу.

Смерть преждевременна, если человек еще молод, красив, полон сил и энергии, не произвел себе подобных, не познал прелести и тяжесги земного существования.

Чтобы легче было уходить из жизни, организм человека вводится в стадию увядания. Старость справедлива, потому что касаегся всех. Волосы человека седе­ют; походка становится медленной, лицо покрывается морщинами. Человека преследуют болезни. Его тело и внутренние органы дряхлеют, теряется сексуальное влечение.

К этому времени человеком уже выполнены основные жизненные обязаннос­ти. Продлен род. Дети стали взрослыми и обзавелись семьями, трудовая деятель­ность завершена. Жизнь для человека становится менее интересной, не занятой, как прежде. Она начинает приносить массу хлопот, неудобств, болезней, разочаро­ваний. Все, что в молодости хотелось познать, уже познано.

Известный русский биолог И. Мечников пишет:

«У меня под 70 лет потихоньку начинает развиваться чувсгво пресыщения жизнью, то, что я назвал "инстинктом естественной смерти". Я не испытываю больше той степени удовольствий, которую ощущал еще немного лет назад. Лю­бовь к самым близким теперь гораздо сильнее выражается в тревогах и страданиях об их болезнях и горестях, чем в удовольствии от их радостей и нормальной жизни».

Вышесказанное свойсгвенно всем пожилым людям, только многие в этом не признаются. И напрасно. О старости надо говорить, как и обо всем остальном.

Вывод

Старость справедлива, потому что касается всех. Время ее начала, интенсив­ность протекания зависит от отношения человека к себе в процессе жизни.