Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зорин Н.А. Права векселедержателя по законодательству России. - М.Волтерс Клувер, 2004.rtf
Скачиваний:
58
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
2.88 Mб
Скачать

Глава IV. Право передачи векселя по индоссаменту

1. Общая характеристика права передачи векселя по индоссаменту

В истории вексельного права существовали три точки зрения относительно передаваемости векселя по индоссаменту:

1) вексель непередаваем, если свойство это не придано ему оговоркой о приказе;

2) вексель передаваем, если названное свойство не отнято у него оговоркой, исключающей приказ;

3) вексель передаваем и оговорка, исключающая приказ, имеет значение только в отношении сделавшего ее *(212).

Первого подхода придерживалось, в частности, английское право до принятия ЗПВ, когда наличие на векселе слов "приказу" или "предъявителю" было необходимо для придания векселю свойства оборотности. Так, в судебном решении по делу Plimley v. Westley, вынесенном в 1835 г., векселедатель простого векселя, не содержащего указанных слов, не был признан обязанным по векселю в отношении индоссатора, поскольку условием возложения такого рода обязанностей признавалось указание на векселе полномочия на его индоссирование *(213).

Российский Устав о векселях 1902 г. разделял третью точку зрения. Статья 22 Устава устанавливала, что передача векселя может быть воспрещена, в особой оговорке, векселедателем или кем-либо из надписателей и учиненная, вопреки такому воспрещению, передаточная надпись не имеет силы по отношению к тому, кем передача векселя воспрещена. Как отмечалось в литературе того времени, данное предписание Устава базировалось на соображении о независимом значении и самостоятельной вексельной силе каждой подписи на векселе, в связи с чем сделанные оговорки затрагивали лишь тех, кто их сделал. Лицо, совершившее оговорку о запрещении передачи векселя, отвечало по принципам вексельного права только перед тем, кому оно передало вексель, а не перед последующими векселедержателями. Свойство передаваемости расценивалось как присущее векселю и не могло быть ликвидировано никакой оговоркой *(214). Положение о векселях 1922 г. вообще не предусматривало возможности включения в вексель каких-либо запретов передачи его по индоссаменту, фактически провозглашая право индоссирования векселя в качестве неотъемлемого права векселедержателя.

Нынешнее Положение о векселях, основанное на ЕВЗ, исходит из того, что вексель, по общему правилу, передаваем по индоссаменту. В силу ст.11 Положения всякий переводный вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента. Следовательно, наличие или отсутствие на векселе специальной пометки, санкционирующей его индоссирование, не имеет вексельно-правового значения. У держателя векселя отсутствует право передать его по индоссаменту только в том случае, когда векселедатель поместил в векселе соответствующую оговорку (ректа-оговорку). Юридические последствия индоссамента, совершенного вопреки такой оговорке, будут обсуждаться по правилам общегражданского, а не вексельного права. Так, согласно ч.2 ст.11 Положения, если векселедатель поместил в переводном векселе слова "не приказу" или какое-либо равнозначащее выражение, то документ может быть передан лишь с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии. Если оговорка о запрещении последующего индоссирования векселя совершена индоссантом, то она не в состоянии запретить передачу векселя по индоссаменту, в связи с чем индоссирование вопреки такой оговорке имеет вексельно-правовые последствия, однако индоссант, сделавший запрет, не будет нести каких-либо обязанностей перед лицами, в пользу которых вексель индоссирован, несмотря на его запрещение *(215).

Таким образом, современное российское вексельное право не расценивает передаваемость векселя по индоссаменту как неотъемлемое свойство векселя. Вексель, лишенный возможности быть переданным с помощью индоссамента, все равно остается векселем. Вместе с тем индоссирование считается способом передачи прав, присущим векселю, когда он является ордерной ценной бумагой.

Векселедержатель может принять на себя обязательство не передавать вексель путем его индоссирования, заключив соответствующее соглашение со своим векселепредшественником или иным лицом. Однако в этом случае имеет место не отсутствие у держателя векселя права передать его по индоссаменту, а отказ от осуществления этого права (ст.9 ГК).

Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо указаний относительно возможности сосуществования права индоссирования векселя и права передачи обязательственных прав из векселя посредством цессии. В вексельно-правовых исследованиях не наблюдается единства мнений по данному вопросу.

Некоторые ученые полагают, что возможность передачи векселя по индоссаменту не исключает возможности уступки обязательственных прав из векселя в порядке цессии. Соглашение о цессии может быть оформлено путем нанесения на вексель надписи типа "все права по векселю переданы", подписанной цедентом и цессионарием, либо отдельным документом *(216).

Согласно другой позиции передача прав из векселя путем цессии является исключением из нормального порядка передачи прав по векселю и может иметь место лишь тогда, когда в силу специальной оговорки становится невозможной собственно "вексельная" передача векселя как ордерной ценной бумаги *(217).

Как представляется, последнее из приведенных суждений в большей степени соответствует действующему законодательству. Нормы ст.146 и 389 ГК предписывают, что права по ордерной ценной бумаге передаются посредством ее индоссирования, в то время как права по именной ценной бумаге передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). При наличии в векселе ректа-оговорки, совершенной векселедателем, обязательственные права, вытекающие из векселя, могут быть переданы путем цессии, ведь в данном случае вексель представляет собой именную ценную бумагу и его держатель лишен возможности индоссировать вексель. Если же векселедержатель может передать выраженные в векселе права посредством его индоссирования, то это право заменяет собой возможность уступки прав из векселя в порядке цессии, и, следовательно, право передачи векселя по индоссаменту и право передачи прав из векселя по цессии не могут существовать одновременно.

В соответствии со ст.20 Положения о векселях индоссамент, совершенный после протеста в неплатеже или после истечения срока, установленного для совершения протеста, имеет последствия лишь обыкновенной цессии. Из этого следует, что передача векселя по индоссаменту, учиненному после протеста векселя в неплатеже или после истечения срока, установленного для совершения этого протеста, по существу является цессией, оформленной в виде индоссамента.

Право передачи векселя по индоссаменту отличается от других прав векселедержателя. Если другие права держателя векселя представляют собой составные элементы содержания обязательственных правоотношений, устанавливающихся между векселедержателем и обязанными по векселю лицами, то право индоссирования векселя не является субъективным обязательственным правом, поскольку ему не противостоят обязанности определенных лиц совершить в пользу векселедержателя какие-либо действия или воздержаться от определенного действия.

Основанием возникновения права передачи векселя по индоссаменту является фактический состав, в качестве обязательных элементов которого выступают как общие элементы оснований возникновения прав векселедержателя (нанесение на бумажный носитель вексельных реквизитов согласно нормам вексельного законодательства; нанесение на вексельный документ обозначений, легитимирующих держателя векселя (применительно к легитимации первого векселедержателя роль такого обозначения выполняет вексельный реквизит - указание наименования того, кому или приказу кого должен быть совершен платеж); получение векселя во владение, совершенное векселеприобретателем добросовестно и без грубой неосторожности), так и специальный элемент - факт несовершения векселедателем отметки в векселе о запрещении его индоссирования. Последний из данных элементов можно отнести к категории отрицательных юридических фактов, т.е. фактов, отражающих в своем содержании отсутствие определенного явления (обстоятельства) в известных условиях, с которым (отсутствием соответствующего явления) закон связывает юридические последствия *(218).

В литературе предлагались различные определения индоссамента. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что индоссамент является передаточной надписью, учиняемой на векселе или на присоединенном к нему добавочном листе. Вместе с тем некоторые авторы трактуют индоссамент не только как передаточную надпись, но и как сделку.

К примеру, В. Рясенцев считал, что индоссамент - это односторонняя абстрактная сделка, выражающая волю индоссанта произвести оплату векселя, если векселедержатель обратится с соответствующим требованием *(219).

В. Белов полагает, что индоссамент может рассматриваться в трех качествах: как сделка по передаче векселя и воплощенной им ценности (прав); как письменная форма этой сделки, т.е. форма, удостоверяющая волю индоссанта на совершение сделки индоссамента; как приказ лица, управомоченного по бумаге, должнику по ней учинить исполнение в пользу другого лица, поименованного в надписи *(220).

Существует мнение, что "индоссамент представляет собой одностороннюю сделку, юридическая цель которой в зависимости от вида индоссамента может быть различной: передача прав по ордерной ценной бумаге; передача ценной бумаги в залог; предоставление прав по взысканию вексельной суммы. Во всех трех случаях его генеральная цель всегда одна - наделение другого лица субъективным гражданским правом, что позволяет отнести индоссамент к группе односторонних сделок, направленных по своему юридическому результату на наделение другого лица субъективным правом" *(221).

Думается, что, поскольку сделками признаются не надписи, а действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК), правильнее считать односторонней сделкой не сам индоссамент, а его совершение, т.е. действие, направленное на определенные юридические последствия. Сам же индоссамент как таковой есть передаточная надпись, совершаемая на векселе или на присоединенном к нему добавочном листе (аллонже) либо на копии векселя. Это следует из ст.13 Положения о векселях, а также из п.3 ст.146 ГК, рассматривающих индоссамент как надпись.

Осуществление права передачи векселя по индоссаменту производится векселедержателем посредством учинения передаточной надписи, а также совершения действий, направленных на переход векселя во владение индоссатора. Единственным реквизитом индоссамента является подпись индоссанта. Она должна быть рукописной, когда форма индоссамента определяется по праву Российской Федерации. В этом случае аналог собственноручной подписи индоссанта не может расцениваться в качестве его подписи. Если физическое лицо не в состоянии собственноручно подписаться вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности, то по его просьбе другое физическое лицо может поставить свою подпись, каковая должна быть засвидетельствована нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, по каким совершающий индоссирование векселя не смог собственноручно подписать передаточную надпись (п.3 ст.160 ГК).

Если вексель индоссируется юридическим лицом, то индоссамент должен быть подписан физическим лицом, выступающим в роли органа юридического лица. При этом указание должности подписывающего не обязательно, равно как не является обязательным указание должности подписывающего вексель от имени юридического лица - векселедателя. Когда индоссамент подписывается представителем, то указание на конкретное основание представительства не требуется, однако из текста индоссамента должно явствовать, что подписавшее его лицо сделало это именно как представитель индоссанта. В противном случае может оказаться нарушенной непрерывность ряда передаточных надписей, необходимая для легитимации индоссатора в качестве векселедержателя.

Другие части индоссамента, например наименование индоссатора, дата и место совершения индоссамента, не являются его реквизитами. Их наличие или отсутствие не имеет значения для действительности индоссамента. Они могут воспроизводиться как рукописным, так и механическим путем (например, штемпелем), при этом некоторые части могут быть изображены механически, а другие - рукописно. В законе отсутствуют требования относительно языка индоссамента, поэтому правомерен вывод о допустимости его совершения на любом языке, при этом текст передаточной надписи может быть написан на одном языке, а подписан - на другом *(222).

В индоссаменте может быть обозначено имя (наименование) лица, в пользу которого он совершен (именной индоссамент), но может и отсутствовать такое обозначение. В последнем случае имеет место бланковый индоссамент. Именной индоссамент нельзя превратить в бланковый через уничтожение, зачеркивание наименования индоссатора, указанного в именном индоссаменте *(223). Такое зачеркивание будет иметь своим последствием уничтожение всего индоссамента.

В Уставе о векселях 1902 г. (ст.19) содержалось положение о необходимости учинения передаточных надписей на оборотной стороне векселя, причем первая передаточная надпись, если она именная, могла быть написана вся или только начата и на лицевой стороне. Если оборотная сторона векселя уже исписана, то новые передаточные надписи должны были продолжаться на добавочном листе таким образом, чтобы первая из них начиналась в конце оборотной стороны векселя. Современное вексельное право устанавливает иные правила относительно места совершения передаточных надписей (индоссаментов). В соответствии с ч.2 ст.13, ст.77 Положения о векселях бланковый индоссамент, чтобы быть юридически действительным, должен быть написан на оборотной стороне векселя или на добавочном листе. Данное предписание не говорит об именном индоссаменте, поэтому его допустимо учинять как на оборотной, так и на лицевой стороне векселя. Как именной, так и бланковый индоссаменты могут находиться на присоединенном к векселю добавочном листе, а также на копии векселя (ст.67, 77 Положения).

Если переводный вексель состоит из нескольких экземпляров, то индоссамент можно совершать как на всех экземплярах одновременно, так и на одном или некоторых из них. В обоих случаях юридические последствия учинения индоссамента будут тождественны, ведь все экземпляры в совокупности представляют собой один переводный вексель. Однако если индоссант передал экземпляры разным лицам, то он и последующие индоссанты обязаны по всем экземплярам, на которых имеются их подписи и которые не были возвращены при оплате какого-либо экземпляра.

Согласно ст.16 Положения о векселях зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными. Зачеркивание индоссамента может привести к нарушению непрерывного ряда передаточных надписей и, соответственно, к отсутствию легитимации индоссатора.

Индоссамент должен быть простым и ничем не обусловленным (ст.12 Положения). Любая оговорка, ставящая юридические последствия индоссамента в зависимость от наступления какого-либо условия, не приводит к недействительности индоссамента, а считается просто ненаписанной.

Существуют три вида индоссамента - полный (с помощью которого переносятся все права, выраженные в векселе), препоручительный и залоговый. Первый векселедержатель, а также каждый последующий держатель векселя, приобретший его по полному индоссаменту, вправе передать вексель с помощью любого из трех видов индоссамента (при условии отсутствия оговорки векселедателя о запрете индоссирования). Векселедержатель, ставший таковым на основании препоручительного или залогового индоссамента, может передать вексель только по препоручительному индоссаменту.

Содержание права передачи векселя по индоссаменту предопределяется правовыми последствиями индоссирования. Так как юридические последствия совершения каждого из трех видов индоссамента различны, то и содержание права держателя векселя передать его по индоссаменту является различным для трех видов индоссамента. Поэтому можно сказать, что данное право имеет три разновидности: право передачи векселя по полному индоссаменту, право передачи векселя по препоручительному индоссаменту, право передачи векселя по залоговому индоссаменту.

Соседние файлы в предмете Гражданское право