Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История кафедры истории

..pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
1.13 Mб
Скачать

кандидатской диссертации Ф.В. Полякова была отправлена в МГУ на весь 1955–1956 учебный год7.

А.Д. Антонов в 1955 году представил вариант докторской диссертации в Институт истории АН СССР. С.И. Куляпин и М.Ф. Томилин сдали все экзамены кандидатского минимума, Г.С. Власов – один экзамен. И.П. Быкова и Ф.В. Полякова защитили кандидатские диссертации в 1956 году. Однако, как видно из отчета по науке, в 1957–1958 годах план был выполнен только на 50 %8. Частично это объясняется тем, что молодым преподавателям требовалось много времени на овладение курсом, выработку методики, отвлекали от работы и семейные обстоятельства. Например, Н.И. Конюхова в связи с тяжелым заболеванием дочери была вынуждена отказаться от научной работы и временно перешла на заведование кабинетом кафедры.

Говоря о начале «остепенения» (в смысле получения ученых степеней) сотрудников кафедры, нужно отметить следующее. Конечно, с позиций сегодняшнего дня большинство тем диссертаций (как и публикаций) обществоведов конца 1950-х годов и последующих десятилетий могут выглядеть, мягко говоря, наивными. Однако нужно учитывать особенности времени. Дело не только и не столько в том, что кто-то «колебался вместе с генеральной линией» или «прогибался под изменчивый мир». Разумеется, среди обществоведов были и такие, причем далеко не единичные. Конечно, кто-то в силу своего образования и прошлого жизненного опыта просто был не в силах подняться до уровня настоящей науки. Но нужно понимать и другое. В Советском Союзе не были официально признаны, например, такие отрасли знания, как политология или культурология, они были заклеймены как «буржуазные лженауки». Все время «под знаком вопроса» существовала социология. Но были люди, которые понимали необходимость раз-

7ГАПК. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 6; Д. 58. Л. 1.

8Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 8.

11

работки этих областей обществознания и соответствующих учебных предметов. Они под внешне нейтральными названиями преподавали то, что, будучи названо настоящим именем, никогда не было бы допущено. И под стандартными названиями научных исследований в стиле «Работа Коммунистической партии по…» или «Комсомол – активный помощник партии в…» могли скрываться вполне серьезные исследования, которые сегодня отнесли бы, например, ко вполне уважаемым отраслям «связь с общественностью» или «элитология». Конечно, речь в данном случае идет только о серьезных работах. Но вернемся к истории.

Существовали внешние причины, затруднявшие научный рост сотрудников кафедры. В требованиях к диссертациям того времени была жесткая регламентация проблем, необходимых для анализа. Примером может служить отзыв Института истории Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны от 18 октября 1955 года на вариант докторской диссертации А.Д. Антонова по теме «Коммунистическая партия в борьбе за превращение советов рабочих и солдатских депутатов в орган государственной власти и за упрочение Советской власти (апрель 1917 – июль 1918 годов)».

Наряду со справедливыми замечаниями о недостатке источниковой базы автора упрекают в отходе от ленинской характеристики основных периодов в развитии революции, неполном использовании ленинской критики оппортунизма и анархизма по вопросам государства и диктатуры пролетариата, за отсутствие критики контрреволюционной сущности международного и русского меньшевизма9.

После ХХ Съезда КПСС ужесточились требования к кандидатским диссертациям. Впервые (!) потребовались публика-

9 См.: Текущий архив ПГТУ. Пермский горный институт. Оп. 2б

личных дел

профессорско-преподавательского

состава, рабочих

и служащих,

выбывших в 1953–1959 годах. Д.

154. Антонов А.Д.

С. 46–49.

 

 

12

ции по теме исследований, привлечение большего количества архивных материалов, усиление методологических аспектов.

В связи с этим преподавателям пришлось срочно уточнять тематику научных трудов10. Это касалось работы А.А. Дылдиной на тему «Компартия в борьбе за развитие социалистического соревнования в годы второй пятилетки в угольной промышленности по материалам Донецкого и Кизеловского угольных бассейнов»; Ф.В. Полякова успела защитить диссертацию по теме «Борьба ВКП(б) за восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства в Туркестанской республике в период перехода на мирную работу (1921–1925 годы)», однако, работая в Перми, не имела возможности продолжать исследование по данной проблеме без работы в архивах Туркестана. Поэтому в 1959 году, учитывая эти обстоятельства, кафедра приняла решение «отказаться от практики изучения разных регионов, сосредоточить внимание на исследовании проблем местных партийных организаций Урала»11.

Как нередко бывает, разумное начинание вскоре превратилось в показуху. Отнюдь не только в Горном институте, но и на обществоведческих кафедрах других вузов стали «серийно» появляться диссертации, темы которых укладывались в формулу «Борьба Коммунистической партии за… в период… пятилетки (на примере Пермской области)». Менялись названия отраслей хозяйства и номера пятилеток, остальное оставалось без изменений или менялось под влиянием текущих общегосударственных тенденций. Скажем, если на рубеже 1950– 1960-х годов руководство СССР увлекалось «большой химией», то и в темах диссертаций чаще звучало «…за развитие химической промышленности». Впрочем, можно повторить еще раз, это была не болезнь Горного института, а общесоюзная эпидемия.

10ГАПК. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 41. Л. 8.

11Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 41. Л. 8.

13

Наряду с формированием научных кадров большое внимание уделялось учебно-методической работе. Отчеты кафедры об этом наглядно свидетельствуют: в 1954–1955 учебном году они обсуждались на заседании 28 раз12; в 1955–1956 – 25 раз13; в 1956–1957 – 32 раза14; в 1958–1959 – 16 раз15. Среди них были такие вопросы, как методика проведения индивидуальных и групповых консультаций, приема экзаменов и т.д. Особенно следует выделить детальное рассмотрение текстов лекций и планов проведения семинарских занятий по каждой теме. Многочисленные взаимные посещения занятий также обсуждались на заседаниях кафедры.

Для самостоятельной работы студентов при кафедре был создан кабинет общественных наук, в котором были сосредоточены учебная литература, произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и другие первоисточники. Первым заведующим была Н.И. Конюхова, лаборантом – Тамара Валентиновна Добролюбова. Для кабинета по рекомендации кафедры выписывались подписные издания. Среди них газеты «Правда», «Партийная жизнь», «Звезда», «Молодая гвардия» и др., журналы «Блокнот агитатора», «Проблемы мира и социализма», «Коммунист», «Вопросы экономики», «Социалистический труд», «За рубежом», «Мировая экономика и плановое хозяйство», «Молодой коммунист» и др. Следует отметить, что некоторые из этих изданий (например «Проблемы мира и социализма», «Мировая экономика и плановое хозяйство») отнюдь не были примитивными «агитками», а содержали в себе весьма серьезные исследования, которые могли быть, в принципе, применены и к анализу текущей ситуации в СССР. В помощь студентам в кабинете организовывались выставки, облегчавшие подготовку к занятиям. Чаще всего выставки были посвя-

12ГАПК. Ф. 1622. Оп. 1. Д. 29. Л. 45.

13Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 1.

14Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 41. Л. 3, 7.

15Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 57. Л. 207.

14

щены новой литературе, юбилейным датам, съездам и пленумам партии. Кабинет, в котором преподаватели проводили консультации, был открыт с 8.30 до 22.00, а в сессию продолжительность его работы увеличивалась на час. Первое методическое пособие, помогавшее студентам при конспектировании первоисточников, было написано А.Д. Антоновым.

Стабилизировать учебный процесс с помощью долгосрочного планирования, как это делалось в целом в институте, на «партийной» кафедре было невозможно. Изменение планов учебного процесса было связано с появлением различных партийных документов: с постановлениями пленумов и съездов КПСС. После ХХ Съезда КПСС согласно приказу Министерства высшего образования от 29 февраля 1956 года все общественные кафедры переключались с преподавания своих дисциплин на изучение материалов съезда партии. Как видно из отчета кафедры за 1953–1956 учебные годы, это постановление внесло дезорганизацию в учебный процесс. Знакомство с документами съезда показало, что «Краткий курс истории ВКП(б)» – неудовлетворительный учебник, многие вопросы в нем изложены неверно. У значительной части молодежи возникло недоверие к курсу основ марксизма-ленинизма, что отрицательно сказалось на посещении занятий. У студентов возникло мнение, что экзаменов не будет16.

Преодолеть негативное отношение студентов к общественным дисциплинам, и в частности к истории КПСС, помогали имевшие место позитивные реалии общественной жизни, документы ХХ Съезда партии, в которых впервые открыто было сказано об отступлении от принципов демократизма, о нарушениях законности, о порочных методах партийного и государственного руководства в прошлые годы, а также разъяснительная работа по письму Министерства высшего образования от 7 апреля 1956 года «О порядке завершения изучения студен-

16 ГАПК. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 31. Л. 4.

15

тами основ марксизма-ленинизма, политэкономии, философии в текущем году»17.

Попытки первого осмысления сути пройденного этапа, извлечения из него уроков, оценок прошлой истории, субъективных характеристик ее деятелей были несовместимы с ломкой привычных представлений об авторитете партии. Поэтому партийный контроль за преподаванием общественных дисциплин был усилен. С этой целью кафедру неоднократно подвергали проверкам со стороны Пермского областного и городского комитетов КПСС. Так, на двух лекциях Н.Я. Конева в 1958 учебном году присутствовали заведующие кафедрами марксизма-ленинизма ПГУ Я.Р. Волин, фарминститута – В.И. Черемных, пединститута – А.Ф. Еремин, инструктор ГК КПСС И.В. Будрин18. Имело место вмешательство партийных органов в учебный процесс в 1958–1959 учебном году: по поручению обкома КПСС для студентов V курса было организовано чтение лекций по основам атеизма. Отсутствие аудиторных занятий на V курсе создало трудности с посещаемостью. Из отчета кафедры видно, что партийные органы дали деканатам распоряжение обеспечить явку на эти лекции. Созвали студенческий актив: комсоргов, профоргов, старост, студентов – членов КПСС. С их помощью провели разъяснительную работу. После этого срывов занятий не было19.

Контроль учебного процесса одновременно с партийными органами осуществляла сама кафедра. Группы со слабой успеваемостью и дисциплиной вызывались на заседание кафедры. Так, 27 марта 1956 года была приглашена группа ГИ-54-5 (III курс), изучавшая политэкономию. Поводом послужила слабая дисциплина, незнание источников. Выступление по вопросу готовила Н.И. Конюхова, а отчитывался «треугольник»

17ГАПК. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 11, 12.

18Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 52. Л. 187.

19Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 2. Л. 201.

16

группы (староста, профорг и комсорг). Решение кафедры было двояким: оказать помощь, организовать консультации, принять задолженность и через комитет комсомола института разобраться со слабой работой комсоргов в группах ГИ-54-3, 4, 5, 8, не являющихся примером по дисциплине20.

Постоянный контроль кафедр марксизма-ленинизма со стороны партийных органов был связан с задачей воспитать у молодежи веру в скорую победу коммунизма, любовь и преданность Родине, чувство гордости за успехи, достигнутые на стройках коммунизма в СССР и в странах социалистического лагеря. Поэтому в лекциях следовало разъяснять решения съездов партии и пленумов ЦК КПСС, съездов коммунистических партий стран, именовавшихся тогда братскими, заострять внимание на мирном сосуществовании двух систем, формах перехода разных стран к социализму, рассматривать работу партийных органов области и города, связывать изучаемый материал с профилем вуза21.

На иллюзорность поставленных задач в то время не обращали внимания, их новизна увлекала студентов, заставляла осмысливать исторические процессы, думать и спорить. Из отчетов кафедры видно, что «возросла посещаемость занятий, студенты хорошо готовятся к семинарам, изучают дополнительную литературу, используют материалы газет и радио»22.

В целом учебный процесс в 1953–1959 годах был налажен, однако ряд проблем оставался нерешенным: новые учебники по истории КПСС отсутствовали до 1958 года, кабинет при кафедре был больше библиотекой, чем методическим центром, наглядных пособий не было, перерасход и перераспределение часов по отдельным темам курса не допускали23.

20ГАПК. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 11.

21Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 11, 12.

22Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 12.

23Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 24. Л. 5.

17

Воспитательная работа со студентами в основном также была связана с учебным процессом. Не являясь кураторами групп, преподаватели кафедры работали с их активом, обеспечивая идеологическую сторону общественной работы (присутствовали на собраниях, посвященных успеваемости и осмыслению политических событий в стране, помогали комсоргам в составлении планов работы). При посещении общежитий преподаватели пытались оказать помощь в подготовке к занятиям, выступали с лекциями, беседами к юбилейным датам страны24. Научная работа со студентами была в зачаточном состоянии; она выражалась в единичных докладах на семинарских занятиях. Кроме того, при кафедре работали кружки по истории КПСС и политэкономии (сведений в отчетах о них нет).

Участие преподавателей в общественной жизни института было разносторонним. Совместно с парткомом кафедра проводила общеинститутские конференции. Темы были различные. В 1954 году – «Страны народной демократии на пути к социализму»25; в 1955 году – «Коммунистическое воспитание трудящихся в период постепенного перехода от социализма к коммунизму»26. В течение многих лет существовала практика, согласно которой преподаватель общеинститутской кафедры мог занимать должность в руководстве какого-либо факультета либо быть членом партийного комитета факультета. Так, заместителями декана горного факультета в эти годы работали А.Д. Антонов и С.И. Куляпин, редактором институтской газеты «За кадры горняков» была Ф.В. Полякова, в партбюро факультетов работали И.П. Быкова и М.Ф. Томилов. В помощь парткому для работы с агитаторами избирательных участков преподаватели А.Д. Антонов, Н.И. Конюхова, А.А. Дылдина, И.П. Быкова в 1954–1955 годах подготовили по

24ГАПК. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 13.

25Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 29. Л. 58.

26Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 29. Л. 58.

18

две лекции27. В институте семинарами преподавателей и сотрудников по изучению материалов ХХ Съезда КПСС руководили А.Д. Антонов, Н.И. Конюхова, И.П. Быкова, семинарами пропагандистов – поочередно Ф.В. Полякова, Н.Я. Конев28.

Кроме того, каждый преподаватель кафедры читал по 8–10 лекций на предприятиях города и области29. Одновременно преподаватели С.И. Куляпин и Н.И. Конюхова вели занятия в вечернем университете марксизма-ленинизма при ГК КПСС30, И.П. Быкова руководила семинаром пропагандистов в Орджоникидзевском РК КПСС31.

А.А. Дылдина читала лекции в партшколе при Сталинском РК КПСС32 (Сталинский – ныне Свердловский район Перми). К юбилейным датам преподаватели кафедры подбирали материал для выступлений партийных руководителей разных уровней, участвовали в различных комиссиях, проводимых партийными органами33.

В связи с тем что преподаватели кафедр марксизмаленинизма выполняли большой объем партийной работы в вузах, городе и области, их учебная нагрузка по сравнению с преподавателями других кафедр была уменьшена до 500– 550 часов. Однако это не перекрывало действительных затрат, ограничивало возможности научно-педагогического роста. У преподавателей других дисциплин это вызывало недоброжелательное отношение.

Согласно приказам Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 540 от 15 июля 1960 года «Об объединении и реорганизации учебных заведений

27ГАПК. Ф. 1622. Оп. 1. Д. 29. Л. 19.

28Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 8; Д. 52. Л. 210.

29Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 52. Л. 203.

30Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 29. Л. 19.

31Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 64. Л. 77.

32Там же. Ф. 1622. Оп. 1. Д. 29. Л. 19.

33Там же. Ф. 1621. Оп. 1. Д. 37. Л. 8.

19

РСФСР» и № 591 от 10 августа 1960 года «О структуре пермского политехнического института» на основе кафедры основ марксизма-ленинизма создавалось три кафедры: истории КПСС, политэкономии, диалектического и исторического материализма. При кафедре истории КПСС сохранился кабинет истории КПСС34.

Подводя итог деятельности кафедры марксизма-лени- низма, можно сказать, что она являлась предшественницей ряда кафедр гуманитарного цикла и заложила многие традиции, которые впоследствии долгое время сохранялись и развивались другими кафедрами.

Из форм работы со студентами можно выделить приглашение руководителей групп на заседание кафедры, участие преподавателей в комсомольских собраниях групп и факультетов, оказание помощи в планировании работы, выступления с лекциями и беседами в общежитиях, активное участие в выпуске многотиражной газеты. В общественной жизни института кафедра отметилась проведением совместно с ректоратом общеинститутских конференций, идеологическим обеспечением избирательных кампаний, традиционным избранием в партком института и партбюро факультетов по 1–2 представителя от кафедр общественных наук для обеспечения работы идеологических секторов. Вклад кафедры в жизнь города и области заключался в лекционной работе.

34 ТекущийархивПГТУ. Папкаприказовректора1953–1995 годов.

20