Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023-2024 / Ответы по коммерческому праву.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
507.17 Кб
Скачать

57. Несправедливые условия торговых договоров: понятие, правовые средства защиты от несправедливых условий (по Постановлению Пленума вас рф №16 от 14.03.2014 «о свободе договора и ее пределах»)

Несправедливые условия

Это явно обременительные для контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон.

Пленум ВАС РФ 2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» дает определение несправедливых договорных условий — это условия, являющиеся явно обременительными для контра­гента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон.

Пле­нум ВАС РФ разъяснил, что оценка спорных условий на предмет их спра­ведливости должна осуществляться:

  • в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоя­тельств;

  • в совокупности с условиями других договоров, которые могут созда­вать преимущества для другой стороны.

Для применения правовых средств защиты необходимо доказать:

  • их явную обременительность

  • факт того, что пострадавшая сторона была поставлена в положение, затрудня­ющее согласование ею иного содержания таких условий договора.

Предоставляются следующие правовые средства защиты:

  1. право на иск об изменении или расторжении договора на несправед­ливых условиях;

  2. право на возражение о ничтожности несправедливых условий на основании ст. 169 ГК РФ;

  3. право на возражение о недопустимости применения таких условий на основании ст. 10 ГК РФ.

Неясные условия:

Условия, которые сфор­мулированы недостаточно точно и определенно, что позволяет придавать им разный смысл и толковать их по-разному. Неопре­деленность нередко обу­словлена недобросовестным поведением стороны

Есть специальное правовое средство защиты — правило «contra proferentem»: неясное условие договора должно толковаться судом противопо­ложно интересам стороны, предложившей это условие

С 2014 г. данное правило заим­ствовано российской судебной практикой (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ «О свободе договора и ее пределах»).

Неожиданные условия:

Условия, кото­рые имеют такой характер, что другая сторона не могла бы его разумно ожидать.

Правовые средства защиты:

Неожи­данное стандартное условие не имеет силы (недействительно), если только не было явно принято другой стороной.

Условия договора, которые специ­ально не согласовывались, могут быть применены против стороны, кото­рая не знала о них, только если сторона, требующая их применения, пред­приняла разумные шаги для того, чтобы привлечь к ним внимание другой стороны до или во время заключения договора.

Простая ссылка в тексте договора не означает, что внимание другой стороны к таким условиям при­влечено надлежащим образом

В российском законодательстве и судебной практике неожиданные условия договора пока не выделяются, правовые средства защиты от таких условий не применяются.

Неравные (дискриминационные) условия договора

Условия, при которых договор­ный контрагент поставлен в неравное положение по сравнению с другими контрагентами одного и того же субъекта торгового оборота.

Неравные усло­вия разных договоров, заключаемых одним и тем же субъектом с разными контрагентами.

Запрет на создание дискри­минационных условий при заключении договоров поставки продоволь­ственных товаров с участием торговых организаций, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети.

По аналогии с несправедливыми условиями квалификация условий как дискриминационных должна осущест­вляться в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств, а также в совокупности с условиями других договоров, кото­рые могут создавать преимущества для другой стороны.

А для применения правовых средств защиты от дискриминационных условий пострадавшая сторона или антимонопольный орган должны также доказать факт того, что пострадавшая сторона была поставлена в положение, затрудняющее согласование ею иного содержания таких условий договора.

В российской судебной практике такой подход пока не является общепризнанным.