Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Белов Независимая гарантия.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
56.34 Кб
Скачать

Рассмотрение требования

Прежде всего нужно сказать об изменении подхода, который применяется к определению продолжительности рассмотрения гарантом предъявленного ему требования бенефициара и приложенных к нему документов. Ранее он определялся в п. 2 ст. 375 как разумный срок; теперь он заменен (там же) сроком в пять (календарных? рабочих?) дней, исчисляемым "со дня, следующего за днем получения требования со всеми приложенными к нему документами" <32>. Международный аналог - п. (a) ст. 20 URDG, уточняющий, что имеются в виду пять рабочих дней (ср. п. 2 ст. 16 Конвенции, устанавливающий "разумный срок, но не более семи рабочих дней") <33>. Кроме того, п. 2 ст. 375 ГК теперь разрешено устанавливать в самой независимой гарантии иной срок рассмотрения требования бенефициара, который в любом случае не может превышать 30 дней. Ни Конвенция, ни URDG такой возможности не дают.

--------------------------------

<32> Далее выяснится, что по основаниям, в порядке и с последствиями, определенными в новых п. п. 2 - 5 ст. 376 ГК, он может быть продлен на срок, не превышающий семи дней (опять-таки не сказано каких - календарных или рабочих).

<33> При этом нормы и Конвенции, и URDG демонстрируют большую универсальность и гибкость в вопросах о моменте, с которого указанный срок начинает исчисляться, принимая во внимание, в частности, ситуации, когда требование представлено бенефициаром в не вполне оконченном виде (должно быть дополнено или завершено позднее).

Получивший требование гарант обязан без промедления уведомить о нем принципала, переслав ему копию требования со всеми приложенными к нему документами (п. 1 ст. 375 ГК) <34>. Да-да, теперь сказано именно про копию требования (в единственном числе), в то время как прежде говорилось о "копиях требования со всеми относящимися к нему документами". Множественное число всегда возбуждало вопрос о том, сколько же копий одного и того же требования гарант должен направить принципалу (и главное, почему недостаточно было одной копии). Думается, что законодатель, говоря прежде о копиях, имел в виду как копию самого требования, так и копию каждого из приложенных к нему документов - отсюда в свое время и родились "копии" (во множественном числе) <35>.

--------------------------------

<34> Аналог см. в ст. ст. 16 и 22 URDG; в Конвенции про такое уведомление ничего не говорится, но некоторые ее нормы (например, п. 2 ст. 19) позволяют предположить, что в процессе рассмотрения требования бенефициара гарант весьма тесно взаимодействует с принципалом.

<35> Ср.: ст. 22 URDG, где речь как раз идет именно о копиях (во множественном числе).

Новый п. 3 ст. 375 ГК впервые в нашем законодательстве расшифровывает, в чем заключается процесс рассмотрения гарантом требования бенефициара. Гарант занимается тем, что "[1] проверяет соответствие требования... условиям независимой гарантии, а также [2] оценивает по внешним признакам приложенные к нему документы". Смысл последнего действа, признаться, описан не вполне понятно: на какой предмет гарант оценивает документы; на предмет ли их подлинности; достоверности; соответствия условиям основного обязательства или условиям самой гарантии? Источник заимствования формулировки об оценке гарантом документов по их "внешним признакам", конечно, очевиден - она взята из аккредитивного законодательства и практики, где описывается процесс оценки документов, представленных бенефициаром, на предмет их соответствия условиям аккредитива как раз на основании внешних признаков. Здесь же (п. 3 ст. 375) смысл неясен. Его можно "выудить" с помощью системного толкования нормы, например в связи с п. 1 ст. 376 Кодекса. Из него становится понятно, что требование и приложенные к нему документы проверяются "по внешним признакам" на предмет соответствия условиям независимой гарантии. Следовательно, в новом п. 3 ст. 375 ГК говорится не о двух различных, а об одном едином действии, хотя и не очень удачно <36>.

--------------------------------

<36> Ср.: ст. 19 URDG и п. 1 ст. 16 Конвенции, где задачей гаранта является проверка требования и документов на их соответствие не только условиям гарантии, но и друг другу.