Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
359.6 Кб
Скачать

Форма исполнения

Под исполнением обязательства посредством действий как должником, так и кредитором следует понимать их волеизъявления, усилия, равно как и приспособление существующих обстоятельств и материальных (технических) средств, выраженные во вне таким образом, что объект гражданского оборота мог бы передаваться и приниматься без какого-либо их участия в период всего времени исполнения или какой-то части этого процесса. Таким образом, эти действия выступают своего рода объективированной волей сторон, проявляющейся во вне, оторвавшейся от своего обладателя и выполняющей уже в известной степени самостоятельно необходимую функцию действия. Форма исполнения может быть самой разнообразной -письменной, выражаться в действиях и волевом бездействии.

Содержание исполнения

содержание исполнения обязательства составляют действия сторон этого обязательства, совокупность которых приводит к прекращению обязательственного отношения.

Принципы

Принцип надлежащего исполнения является заглавным, поскольку право связывает прекращение обязательства, т.е. достижение цели последнего, именно с надлежащим исполнением.

Надлежащее исполнение - это тот эффект, который должен в наибольшей степени удовлетворять интерес кредитора.

Это общее требование, предъявляемое к сторонам обязательства. Генеральный характер этого принципа заключается в том, что он в широком смысле обнимает собой все другие: принцип реального исполнения, принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, принципы сотрудничества и добросовестности. Это подтверждает следующий довод: всякое надлежащее исполнение является реальным исполнением, не нарушает принцип недопустимости одностороннего отказа, соответствует требованию сотрудничества и произведено добросовестно.

Исполнение 3 лицом

Институт исполнения обязательства третьим лицом в гражданском праве составляется из трех групп правоотношений. Первую образуют случаи возложения исполнения обязательства на третье лицо. Вторую - исполнение обязательства должника третьим лицом по собственному побуждению при отсутствии акта возложения со стороны должника. Третью группу могут составлять случаи обязанности исполнения обязательства должника третьим лицом в силу нормативных актов.

Возложение исполнения на третье лицо допускается без согласия кредитора, поскольку сам факт соглашения о возложении исполнения совершенно не затрагивает интересы кредитора, ибо его права требования определяются не этим соглашением, а договором с должником.

Само по себе соглашение между третьим лицом и должником о возложении исполнения обязательства теоретически не может каким-либо образом затрагивать права кредитора.

Даже если третье лицо приступит к исполнению обязательства за должника, все юридические возможности кредитора по защите своих прав на получение надлежащего исполнения от должника сохраняются в его арсенале. Если кредитор имеет право требовать личного исполнения обязательства должником, исполнение этого обязательства третьим лицом без согласия или одобрения кредитора не может признаваться надлежащим.

Учитывая проблему возложения исполнения обязательства по реальному договору можно говорить о необходимости de lege ferenda расширения применения принципа, заложенного в п. 1 ст. 313 ПС, на случаи возложения стороной реального договора на третье лицо совершения действий, необходимых для возникновения договорного правоотношения, если это не противоречит закону, существу соответствующего обязательства и намерениям сторон.

Исходя из целей института возложения исполнения обязательства на третье лицо, а также учитывая динамичность современных гражданских и в особенности предпринимательских отношений, целесообразно исходить из отсутствия у добросовестного кредитора обязанности по проверке факта возложения исполнения обязательства на третье лицо. При этом следует считать, что, если при производстве исполнения кредитор не знал и не должен был знать об отсутствии факта возложения исполнения обязательства на третье лицо, либо не знал об обстоятельствах, с очевидностью свидетельствующих об отсутствии возложения, принятие кредитором такого исполнения не может иметь для него негативных последствий и его интерес в принятии исполненного должен быть защищен гражданским правом.

Исполнение обязательства третьим лицом вопреки известным кредитору возражениям должника должно признаваться надлежащим, если только должник не докажет, что таким исполнением ему наносится имущественный или иной вред. При этом третье лицо не получает каких-либо прав требования к должнику (п. 4 ст. 1109 ГК) и несет ответственность за неправомерное вторжение в частную сферу должника. Этот подход, с одной стороны, учитывает имущественные интересы кредитора, с другой стороны, дает должнику возможность доказать неправомерность такого исполнения и защитить свои интересы, а с третьей стороны, возлагает риск неблагоприятных последствий в связи с игнорированием воли должника на соответствующих субъектов.

Исполнение третьим лицом обязательства без согласия или вопреки согласию должника является риском самого третьего лица. В тех случаях, когда такое исполнение оказывается ненадлежащим и наносит вред кредитору, возложение возмещения вреда на должника было бы неоправданным, ибо он совершенно непричастен к действиям третьего лица, совершаемым помимо или даже вопреки его воле. Оставить без средств защиты кредитора, который обязан принять предложенное третьим лицом исполнение, означало бы игнорирование общих подходов гражданского права к защите нарушенных прав. В связи с изложенным представляется целесообразным разработка таких гражданско-правовых норм, которые позволили бы в случае нанесения убытков кредитору ненадлежащим исполнением третьим лицом, произведенным без согласия или вопреки воле должника, привлечь такое третье лицо к ответственности на основании положений закона.

При этом следует учитывать, что совокупное возмещение убытков третьим лицом и должником за собственные нарушения договора не должно приводить к необоснованному обогащению кредитора. Восприятие этого подхода позволило бы говорить о дополнительном праве кредитора требовать возмещения соответствующих убытков от третьего лица, осуществившего ненадлежащее исполнение, которым нанесен вред кредитору.

Заметим, что ненадлежащее исполнение третьего лица может нанести еще больший вред, чем просто неисполнение. Например, поставленный третьим лицом картофель, оказывается зараженным вредителями, в результате чего, будучи смешанным с собственным картофелем покупателя, происходит гибель всего картофеля кредитора.

Третье лицо должно иметь право исполнить обязательство должника без его согласия при наличии на то законного интереса. Ограничение правомочия заинтересованного третьего лица конкретными случаями не может учитывать все ситуации, при которых третьему лицу должны быть предоставлены юридические средства для реализации его законного интереса, например, интерес поднанимателя в исполнении просрочившего исполнение своего обязательства нанимателя по оплате.

Если законом или условиями обязательства установлены определенные требования к правовому статусу должника, есть основания полагать, что и третье лицо должно обладать таковым статусом в той части исполнения, которое им производится. Так, например, если подрядчик обязан получить лицензию для производства тех или иных работ, то и третье лицо (субподрядчик), на которое возлагается исполнение обязанности подрядчика в договоре подряда по выполнению тех или иных работ, требующих наличия лицензии, должен иметь таковую.

Принятие исполнения третьим лицом вместо кредитора во всех случаях имеет элементы представительства, поскольку такое лицо должно быть уполномочено (п. 1 ст. 182 ГК).

Опосредовать отношения между кредитором и третьим лицом могут различные юридические конструкции. Это может быть договор поручения, агентский договор, полномочие третьего лица в каких-то случаях может явствовать из обстановки. Там, где отношения сторон по исполнению обязательства строятся на отношениях представительства, нет необходимости в привлечении специального института исполнения обязательства третьим лицом, поскольку одна из его главных целей - установление обязанности соответствующей стороны принять исполнение, достигается иными средствами. Эта сторона обязана принять исполнение, поскольку для нее действия представителя признаются действиями самого должника.

Кредитор имеет право посредством своего волеизъявления либо лишить строго личное обязательство этого качества, либо одобрить произведенное третьим лицом исполнение, несмотря на наличие у него строго личного характера. Последнее позволит в необходимых случаях расширить сферу применения правил об исполнении обязательств третьим лицом, предложив обороту более гибкое регулирование.

Исполнение обязательства должно осуществляться надлежащему лицу. Праву следует возложить риск исполнения ненадлежащему лицу на должника, ибо именно он обязан произвести надлежащее исполнение, производство которого находится в сфере его контроля. Кредитору затруднительно своими действиями обеспечить надлежащее исполнение, поскольку последнее осуществляется должником. Поэтому положения ст. 312 ПС следовало бы уточнить, установив здесь expresis verbis правило о возложении риска исполнения надлежащему лицу на должника, с одновременным изъятием упоминания о том, что на него возлагается риск последствий непредъявления соответствующего требования.

Норма об исполнении надлежащему лицу имеет универсальное значение. В этом смысле она применима не только к случаям надлежащего исполнения, но должна быть распространена и на отдельные случаи прекращения обязательств иным способом.

При этом право должника потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им лицом в тех случаях, когда иное следует из соглашения сторон, вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства, следует установить в качестве самостоятельной нормы.

Соседние файлы в папке !!Экзамен зачет 2023 год