Скачиваний:
10
Добавлен:
17.06.2023
Размер:
76.07 Кб
Скачать

4. М.Е. Салтыков-Щедрин. Биография. Раннее творчество.

Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. В отличие от И. С. Тургенева или Л. Н. Толстого он не вынес из своего «дворянского гнезда» отрадных впечатлений. Обстановка в доме Салтыковых была суровой, мрачной, безрадостной. В родительской усадьбе, как и вообще в той провинциально-помещичьей среде, где прошли первые десять лет жизни Салтыкова, будущий писатель видел все ужасы вековой кабалы в их отвратительной наготе.

Восьмилетнее пребывание Салтыкова в привилегированных учебных заведениях — в Московском дворянском институте и в Царскосельском лицее (1836—1844), помимо того что в них он получил основательное гуманитарное образование, имело и еще одно важное значение для будущей деятельности сатирика. Он в совершенстве изучил весь процесс официального воспитания царских сановников, и это ему пригодилось, когда он впоследствии высмеивал их в сатирических образах «помпадуров», «градоначальников», «ташкентцев».

Уже в лицейские годы Салтыков проявил влечение к литературе, испробовал свои силы в стихотворных опытах и испытал на себе сильное влияние статей Белинского. В период начавшейся после окончания Лицея четырехлетней службы в Петербурге (1844—1848) тяготение Салтыкова к литературной деятельности усилилось. Важным событием в идейной жизни Салтыкова этого времени явилось его участие в кружке революционно настроенной молодежи, руководимом М. В. Петрашевским. Члены кружка увлекались идеями утопического социализма Фурье, Сен-Симона и других французских мыслителей, вели шумные и живые беседы по политическим и нравственным вопросам.

Приобщившись к учению о будущем идеальном строе, Салтыков навсегда остался его приверженцем. Вместе с тем он не разделил мнения тех мыслителей, которые считали, что для построения социалистического общества достаточно одного лишь нравственного перевоспитания людей. Салтыков был убежден, что для этого необходима еще и активная общественная борьба угнетенных масс за свои права.

Социалистические взгляды молодого Салтыкова нашли свое выражение в его первых повестях — «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), в которых он заявляет себя решительным противником социального неравенства и защитником униженных и оскорбленных.

В этих повестях идеологи самодержавия, напуганные февральской революцией 1848 г. во Франции, усмотрели «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу» и в апреле 1848 г. Салтыков был выслан в Вятку.

Резкая смена впечатлений тяжело отразилась на настроениях Салтыкова. Он чувствовал себя несчастным, горько жаловался на свою жизнь в грязном обывательском болоте, на отсутствие духовно родственной среды.

В изгнании идейное развитие Салтыкова затормозилось, а его литературное творчество приостановилось. Но, как впоследствии признавал сам Салтыков, продолжавшаяся около восьми лет принудительная служба в Вятке явилась «великой школой жизни». Он быстро выдвинулся на видное место чиновника особых поручений в губернской администрации. Служба его была связана с постоянными разъездами. Он всесторонне познал жизнь, быт, психологию разнообразных слоев населения — чиновничества, купечества, мещанства, крестьян. Это имело большое значение для его литературной деятельности, которая возобновилась тотчас же после ссылки.

Возвращение в Петербург стало возможным для Салтыкова в начале 1856 г., когда после смерти Николая I.

В условиях бурно начавшегося общественного подъема Салтыков создает на основе богатых жизненных впечатлений от вятской ссылки свои знаменитые «Губернские очерки» (1856—1857). Он первоначально печатал их в журнале «Русский вестник» под псевдонимом «Н. Щедрин», навсегда закрепившимся в творчестве писателя. Эти очерки, где впервые ярко обнаружилось сатирическое дарование Салтыкова, принесли автору шумный успех и сразу сделали его имя известным всей читающей России. О нем заговорили как о писателе, который воспринял лучшие реалистические традиции Гоголя и стал на путь еще более смелого и беспощадного осуждения социального зла.

В «Губернских очерках» Салтыков живописно представил все провинциальное чиновничество — от мелкого канцеляриста до губернатора — в образах взяточников, вымогателей, казнокрадов, бездельников, клеветников, безжалостно грабивших народ. «Губернские очерки» навсегда определили общественно-литературную позицию Салтыкова-Щедрина как сатирика-демократа.

В произведениях, примыкающих к крутогорскому циклу, — в «Женихе», «Яшеньке», в первом отрывке из «Книги об умирающих» и особенно в «Смерти Пазухина» — продолжается это перерастание гоголевского в щедринское. «Яшенька» — этюд о дворянском недоросле, который в условиях крепостного права полностью лишен способности к самостоятельному существованию. Образ создается и авторскими ремарками, и поведением персонажа, обнаруживающим пассивность его натуры. Это та же обломовщина, но изученная на особом извращении человеческого существа, с выделением и заострением тех черт, которые мог подметить только взгляд сатирика. Подмеченное здесь получило свое развитие впоследствии. Это — пустословие и пустомыслие. Им соответствует своеобразная фантастика, создающая для подобного характера особый, лишенный какого бы то ни было разумного содержания мир, который, однако, помогает ему скрасить свое убогое существование. Такая фантастика, избавляя от беспросветно-унылой скуки, делает существование таких натур еще по-особому устойчивым.

В «Сатирах в прозе» углубляется типичность художественного изображения. Преодолевается эмпиризм. Крутогорск заменяется Глуповым. Изображение становится непосредственно связанным с классовой борьбой в стране. Достижение полной согласованности между обобщенностью и актуальностью, даже злободневностью изображения становится одной из существенных и близких нам черт щедринского реализма.

Переходом от «Губернских очерков» к «Сатирам в прозе» является бо́льшая часть «Невинных рассказов», в особенности те из них, которые перешли в этот цикл из начатой, но незаконченной «Книги об умирающих».

Два рассказа из начатой «Книги об умирающих» — «Гегемониев» и «Зубатов» — вошли в «Невинные рассказы» как повествование о настоящем. И если перед нами здесь старые типы, то самое включение очерков, им посвященных, в новый щедринский цикл лишь подчеркивает и подтверждает живучесть старого. В рассказе «Зубатов» (1859) мы видим уже зрелого Щедрина. Рассказ построен также по методу самохарактеристики, на афоризмах администратора николаевской службы, выражающих его сущность. «Гегемониев» (1859) — сатирическая интерпретация «прописных» истин, оправдывающих и укрепляющих господство помещиков и бюрократов.