Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социально-психологическая диагностика.-1

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.11.2023
Размер:
6.19 Mб
Скачать

цией. Количество вопросов значительно варьируется. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других – несколько сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников по диагностической направленности можно подразделить:

на опросники черт личности (например, опросники Р. Кет-

телла);

опросники типологические (например, опросники Г.Айзенка);

опросники мотивов (например, опросники А. Эдвардса – список личностных предпочтений);

опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера – шкалы профинтересов);

опросники ценностей (например, опросники Д. Супера – ценность специальностей);

опросники установок (например, опросники Л. Терстоуна). А в соответствии с принципом, положенным в основу конст-

руирования, следует различать:

опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);

опросники эмпирические, которые создаются на основе кри- териально-ключевого принципа (позволяют дифференцировать критериальные группы от контрольных). Например, MMPI.

Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или нескольких. Обозначим их как одномерные и многомерные.

Фактически все опросники могут быть использованы не только для индивидуального обследования, но и при групповом обследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъявление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно помнить о необходимости их рестандартизации.

Получаемые с помощью личностных опросников данные приводятся в виде количественных оценок, которые в многомерных шкалах преобразуются в разного типа стандартизованные показате-

61

ли. Результаты для наглядности могут быть представлены, например, в виде «профиля личности» или «дискограммы».

Ранее было сказано о том, что опросники могут быть эмпирическими и факторными. Создание эмпирических опросников происходит путем поиска вопросов (заданий), позволяющих разделять группы испытуемых, подобранные на основе какого-либо критерия, имеющего отношение к тестируемому свойству личности или поведению. Зачастую таким критерием является клинический диагноз или синдром. Например, утверждения шкал MMPI (основа опросника – клиническая классификация Крепелина и представление о норме как о «разбавленной» патологии) формировались из тех, на которые чаще всего определенным образом отвечали больные разной нозологической принадлежности. Соответственно, применяя этот опросник, мы устанавливаем «близость» обследуемого одному из типов дисгармонического развития личности. Такой подход позволяет ограничиться пониманием ответов как эмпирических показателей и не требует анализа причинно-следственных связей. Эмпирическим опросникам отдают предпочтение многие психологи-практики за рубежом.

Точность диагноза, осуществляемого с их помощью, во многом будет зависеть от полноты раскрытия статистических закономерностей. Достигаемая при использовании таких опросников индивидуализация картины заболевания позволяет наметить оптимальные пути терапии и коррекции, объективно оценить их эффект.

Термином «факторные опросники», по сути, объединяются два их типа – опросники типологические и опросники черт личности.

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психологических исследованиях факторные теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности. Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных (определяющих про-

62

явление по всем показателям), групповых (значимых при описании более чем одного фактора), специфических (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов. Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Р. Кеттеллом, Г. Айзенком и Дж.П. Гилфордом.

Например, опросник Айзенка разработан на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (факторов). В этом случае диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим типом личности и факторный анализ используется для группировки испытуемых по степени близости в пространстве измеряемых личностных признаков. Причем в случае исследований Айзенка речь идет о группировке испытуемых в заданные группы (о каждом испытуемом заранее известно, к какой группе он принадлежит).

Возможен и иной путь – группировка личностных признаков (черт), а не обследуемых. Соответственно, диагностика осуществляется по степени выраженности этих черт. Достаточно типичным представителем опросниковчертличностиможно назвать16 PF Кеттелла.

В факторных опросниках теории их авторов выступают более выпукло, явно. Но в любом случае игнорировать теории, на основе которых разрабатываются эти психодиагностические инструменты, оперируя лишь количественными данными по измеряемым той или иной методикой показателям, – путь, ведущий к ошибкам в диагнозе и прогнозе. Теории, стоящие за опросниками, нередко претендуют на универсальность.

Теория Р.Б. Кеттелла исходит из «теории черт» и построения на их основе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как «ментальная структура», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических иссле-

63

дований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личности Кеттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональные черты»).

По функциональному признаку Кеттелл разделяет черты следующим образом:

динамические, обеспечивающие активность вдостижении цели;

черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели;

темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Кеттелл относил к состояниям и ролям.

Кеттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и других черт он предложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля индексов психологической ситуации.

Впроцессе развития личности происходит изменение ее структуры. Подход, основывающийся на выделении черт личности, уязвим.

Исследованиям Кеттелла присущ выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими представлениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором 16-факторной технике сбора данных ничего не известно о функциональных связях между переменными. Эти связи

64

выражаются лишь в виде корреляций – меры линейной зависимости между переменными и т.д.

Р.Б. Кеттелл в 1940 г., пытаясь добиться исчерпывающего описания личности, стал собирать все названия черт личности, встречающиеся или в специальном словаре (составленном Олпортом и Одбертом в 1936 г.), или в психиатрической и психологической литературе.

Получившийся список из почти 18 тысяч терминов был сначала сокращен за счет объединения явных синонимов. Этот гораздо меньший перечень черт использовался затем при получении рейтингов знающих друг друга членов неоднородной группы взрослых людей. Вычисление интеркорреляций и факторный анализ этих рейтингов и данных стандартизованного самоотчета привели к установлению того, что Р. Кеттелл описал как «подлинно первичные черты личности» – характеристика, которая подразумевает большую универсальность и стабильность результатов.

На основе факторных исследований Кеттелл и его сотрудники разработали ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16 PF, ныне доступный уже в своей 5-й редакции (1993). Опубликованный впервые в 1949 г., он был предназначен для лиц в возрасте 16 лет и старше и давал 16 показателей, названных иначе, чем сегодня. В 5-й редакции опросника внутренняя согласованность и ретестовая надежность шкал для 16 факторов выше, чем в его более ранних редакциях. Однако проблема отсутствия факторной независимости 16 шкал сохраняется. Она подчеркивается неспособностью всех без исключения исследователей, использовавших оригинальные переменные Кеттелла, воспроизвести его 16 факторов или получить хотя бы близкое факторное решение. Вместо этого в большинстве исследований было выявлено от 4 до 7 факторов(1990, 1993).

Таким образом, в оценке результатов, полученных с помощью факторных опросников, необходима большая осторожность. Данные, получаемые с помощью личностных опросников, имеют веро- ятностно-ориентирующее значение. Они не готовая истина о субъекте, а основа для дальнейшего изучения личности.

65

Более подробно остановимся и на теоретических взглядах Г. Айзенка.

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.

Нижний уровень – специфические действия или мысли (specificacts or cognitions), индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.

Второй уровень – это привычные действия или мысли (habitualacts or cognitions), т.е. реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта (trait). Айзенк в 1981 г. определял черту как «важное, относительно постоянное (semi-permanent) личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения». Большинство из 35 нормальных и аномальных первичных основных факторов Кеттелла принадлежат к

66

третьему уровню (уровню черт) организации поведения, чем и объясняется тот факт, что Кеттелл выделил намного больше личностных факторов, чем Айзенк.

Четвертый, высший, уровень организации поведения – это уро-

вень типов (types), или суперфакторов (superfactors). Тип формиру-

ется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип (introvertedtype). «Привычные реакции – это специфические реакции, лишенные своего случайного компонента и образующие специфические факторы; черты – это система специфических реакций, без учета случайной и специфической дисперсии, тип – это система специфических реакций, исключающих случайные, специфические и групповые отклонения».

Четыре уровня организации поведения схематически изображены на рис. 1.

Рис. 1. Организация поведения в виде специфических действий, привычных реакций, черт и типов

67

Кроме настойчивости и социальной робости в формирование типа интроверсии вносят вклад и другие черты, такие как чувство собственной неполноценности, низкая активность и серьезное отношение к жизни.

Обратимся к более подробному рассмотрению типов личности. В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа,

или суперфактора: экстраверсию (extraversion), тип E, и нейротизм

(neuroticism), тип N. В дальнейшем он определил третий тип – психотизм (psychoticism), P, хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. На рис. 2 изображена иерархическая структура факторов Айзенка – P, E и N.

Рис. 2. Иерархическая структура факторов: P – психотизм, E

экстраверсия/интроверсия и N – нейротизм

68

Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора E находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия (introversion). Точно так же фактор N включает в себя нейротизм на одном полюсе и стабильность (stability) на другом, а фактор P содержит на одном полюсе психотизм, на другом – сильное «супер-Я» (superegostrenght). Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения. Таким образом, Айзенк не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий. Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логически соответствующие этой теории. Как мы уже указывали, теория Айзенка основана на использовании методик факторного анализа. Сам он, однако, утверждал, что одних только абстрактных психометрических изысканий недостаточно для измерения структуры свойств человеческой личности и что черты и типы, полученные с помощью факторно-аналитических методов, слишком стерильны и им нельзя приписывать никакого значения до тех пор, пока не доказано их биологическое существование.

Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия – фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор. Второй критерий – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие, например, как умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения. Третий – фак-

69

тор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний крите-

рий существования фактора – это его социальная уместность (socialrelevance), т.е. нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации (accident proneness), выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т.д. Айзенк утверждал, что каждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификации личностных характеристик.

Все три суперфактора – экстраверсия, нейротизм и психотизм – в большой степени зависят от генетических факторов. Айзенк утверждал, что примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около одной четверти – условиями окружающей среды. Он собрал множество доказательств значительности биологического компонента в формировании личности. Во-первых, почти идентичные факторы были обнаружены у людей по всему миру «от Уганды и Нигерии до Японии

иконтинентального Китая, от капиталистических стран Западной Европы и Американского континента до государств Восточного блока, таких как Советский Союз, Венгрия, Чехословакия, Болгария

иЮгославия». Во-вторых, доказано, что положение человека относительно трех измерений личности имеет тенденцию сохраняться длительное время. И, в-третьих, изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируют значительно более близкие характеристики, чем разнояйцевые близнецы одного пола, выросшие вместе, что может служить подтверждением определяющей роли генетических факторов в проявлении индивидуальных различий между разными людьми.

Айзенк разработал четыре личностных опросника, предназначенных для измерения суперфакторов. Первый из них, Личностный опросник Модсли (Maudsley Personality Inventory), или MPI, позво-

лял оценить только E и N и давал некоторое ненулевое значение корреляции между этими двумя факторами. По этой причине Айзенк

70