Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

soloveva_ta_povsednevnaia_zhizn_sovetskogo_provintsialnogo_g

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
27.10.2020
Размер:
3.84 Mб
Скачать

лось, что подруги школьницы также имели длительные половые отношения898.

Процент раскрываемости преступлений оставался низким. В частности, в период с 1 января по 10 октября 1922 г. в Саратове было зафиксировано 5002 преступлений, а раскрыто из них 1525, т.е. 31%899. В 1924 г. процент раскрываемости преступлений в Саратове составил 44%, в 1925 г. – 52%900. Невысокий процент раскрываемости объяснялся «малочисленным штатом сотрудников, плохим обеспечением их материального положения и весьма скудным отпуском кредитов на канцелярские, командировочные, мелкохозяйственные, секретные расходы и расходы по передвижению»901.

Действительно, сотрудникам милиции не своевременно выдавались зарплата и продовольствие, а слабое обеспечение обмундированием только ухудшало ситуацию. В докладе помощника начальника губернской милиции по политчасти за 1922 г. отмечалось: «Подходит осень, необмундированный, разутый, раздетый милиционер не будет иметь возможности работать»902. Обмундирование зачастую выдавалось милиционерам не полностью, таким образом, сотрудникам в виду маленького заработка приходилось самим «изыскивать средства на приобретение одежды и обуви побочным путём»903. Тяжёлое материальное положение толкало милиционеров на должностные преступления (взяточничество).

С целью улучшения материального положения сотрудников милиции создавались кассы взаимопомощи, в которые шли отчисления от продажи билетов на концерты и спектакли. Кроме того, существовала шефская помощь. Губернский коммунальный отдел был в качестве шефа прикреплён к городской милиции, и при его участии в августе 1922 г. были собраны сред-

898См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 1097. Л. 33.

899См.: ГАСО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 886.Л. 280.

900См.: Вехи трудных будней. Из истории Саратовской милиции. Саратов, 1967. С.41.

901ГАСО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 886.Л. 280.

902ГАНИСО.Ф. 27. Оп. 2. Д. 1071. Л. Л. 34 об.

903ГАСО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 619. Л. 8.

-221 -

ства от проведения концерта и платных гуляний в парке Липки904. Губернский коммунальный отдел периодически освобождал милиционеров от оплаты коммунальных услуг905.

Борьбу с преступностью осложняло не только тяжёлое материальное положение сотрудников милиции, но и недостаток кадров. На совещании административных и политических работников Саратовской губернской милиции от 26 сентября 1922 г. отмечалось: «Надо сознаться, что поступить на службу в милицию, охотников мало: причиной этого дурное материальное обеспечение и опасность в борьбе с бандитами…»906.

В 1930-е гг. процент раскрываемости преступлений вырос, и не последнюю роль в этом сыграла общественность. Большую помощь сотрудникам правоохранительных органов оказали бригады содействия милиции (бригадмилы). В частности, за 1934 г. ими было задержано 200 хулиганов907. В начале 1935 г. именно с помощью бригадмилов сотрудники уголовного розыска раскрыли орудовавшую в Саратове преступную группировку, занимавшуюся подделкой паспортов, печатей и продажей фальшивых документов908. Вместе с тем отчёты городских органов власти отмечали ещё недостаточную борьбу с хулиганством, оно продолжало оставаться большим социальным злом. В частности, число лиц, привлечённых за хулиганство в 1935 г., достигло в Саратове 5300 чел.909

Таким образом, ухудшение условий жизни населения во многом способствовало повышению уровня алкоголизма, проституции, наркомании и преступности. Невысокий уровень благосостояния населения обусловил разные стратегии выживания: от легальных до незаконных. Некоторые горожане приспосабливались к существовавшим условиям жизни, стремясь увеличить

904См.: ГАНИСО.Ф. 27. Оп. 2. Д. 1071. Л. 34.

905См.: Там же. Л. 45 об; ГАСО. Ф. Р-521. Оп. 1. Д. 1069. Л. 5.

906ГАНИСО.Ф. 27. Оп. 2. Д. 1071. Л. 50.

907См.: Материалы к отчёту Саратовского горсовета XIX созыва 1931–1934. Саратов, 1934. С.63.

908См.: Вехи трудных будней. Из истории Саратовской милиции. Саратов, 1967. С.60.

909См.: Отчёт о работе Саратовского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за 1935 г. Саратов, 1935. С.61.

-222 -

свои доходы путём продажи личного имущества, побочных заработков и т.п., другие же выбирали скользкую криминальную дорожку. Различные аферы, широко бытовавшие на городских рынках, давали возможность получить своим изобретателям неплохой заработок. Подделка карточек и чеков, хищения продуктов стали наиболее распространёнными видами преступлений в конце 1920-х–1930-е гг. Проблемы со снабжением милиционеров обмундированием, продовольствием, задержка заработной платы вызвали наличие должностных преступлений среди сотрудников правоохранительных органов.

***

Таким образом, социокультурные сдвиги в жизни советского города охарактеризовались рядом перемен в области семейной, образовательной политики, здравоохранения, досуга. Преобразования происходили при государственной поддержке и активном участии местного населения. 1920–1930-е гг. ознаменовались изменением положения женщины, её вовлечением в производственную и общественную жизнь. Семейно-брачные отношения на протяжении рассматриваемого периода переживали трансформации: от кризиса семейных ценностей советское общество постепенно переходило к сохранению и упрочению семейных традиций. Власть бесцеремонно вмешивалась в частную жизнь населения: в 1936 г. законодательно запрещался аборт, повышалась плата за регистрацию развода, не признавались незарегистрированные браки. Школы и детские учреждения уделяли большое внимание идеологическому воспитанию подраставшего поколения.

Коренной реорганизации подверглась система здравоохранения. По числу многих инфекционных заболеваний в РСФСР Саратов и саратовский регион в начале 1920-х гг. занимали первые места. Активная санитарнопросветительная работа лечебных учреждений, в частности, малярийной станции и диспансеров, постановления Нарком- и Губздрава, научная деятельность специально созданных институтов и лабораторий, работа санитарных врачей обусловили постепенное снижение роста заболеваний. Благодаря

- 223 -

деятельности Губздрава, количество больниц и амбулаторий выросло по сравнению с дореволюционным периодом, однако низкое качество обслуживания сохранялось.

В сфере образования Советское правительство достигло значительных успехов: росло число школ, техникумов, институтов, увеличивалось количество учащихся. Если в дореволюционные годы молодёжь имела ограниченный доступ в высшие учебные заведения, то большевики зафиксировали в конституции право на образование и обеспечили его реализацию. Ежегодно советские высшие учебные заведения выпускали тысячи квалифицированных специалистов. Кроме того, к концу 1930-х гг. Саратов стал городом почти сплошной грамотности. В проведении образовательной политики большую роль сыграла помощь общественности. В 1920-е гг., когда материальная база учебных заведений была разрушена, распространение получила помощь школам со стороны родителей учащихся. Профсоюзы поддерживали студентов путём назначения специальных стипендий, а также мануфактурой, обувью и продуктами. Профсоюзные и общественные организации высших учебных заведений организовывали студентам культурный досуг. На взносы населения развёртывалась сеть ликвидационных пунктов и дошкольных учреждений в Саратове в годы культпохода.

Культурная жизнь городов в 1920–1930-е гг. была насыщенной. Государство уделяло много внимания организации досуга, ставя цель повышения образовательного, политического и культурного уровня населения. Структура досуга горожан включала в себя традиционные и новые политизированные формы культурно-бытовой практики. По воспоминания современников, излюбленным времяпрепровождением являлось посещение театров и кино, чтение газет, прослушивание радиопередач, выезд на дачи, прогулки в парках. Ежегодно росло число посетителей музеев, библиотек, цирка. Клубы при заводах давали рабочим возможность проявить себя в самодеятельности. В 1930-е гг. массовый характер приобрело развитие спорта. Соревнования, спортивные кружки и общества отличались энтузиазмом участвовавших в

- 224 -

них горожан. Праздничная культура охарактеризовалась сосуществованием советских и церковных праздников, однако последние постепенно вытеснялись.

Теневой стороной повседневной жизни является девиантное поведение. На протяжении рассматриваемого периода в Саратове сохранялась опасная кримоногенная ситуация, широко распространённым стало мошенничество, карманные кражи, самогоноварение, проституция. Охраной общественного порядка занималась милиция. На начальном этапе своего становления правоохранительные органы Саратова переживали определённые трудности, связанные с тяжёлым материальным положением милиционеров, недостатком профессиональных кадров, а также отсутствием приемлемых условий для работы.

- 225 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Глубинные перемены, происходившие в социально-экономическом развитии страны в 1920–1930-е гг., способствовали развитию урбанизации, ставшей центральным звеном модернизации советского общества. Дореволюционная Россия являлась аграрной страной с подавляющим преобладанием крестьянского населения. За годы социалистической индустриализации миллионы крестьян превратились в промышленных рабочих, сохраняя при этом старую, патриархальную культуру и традиционные механизмы регулирования повседневной жизни. Социальные и социокультурные аспекты соборности русского крестьянства не только наложили отпечаток на сами представления о социализме, но предопределили всю стратегию консервативной модернизации. В результате в городах возникла переходная социальная среда с «инструментальными» достоинствами современного городского жителя и с коллективистскими, крестьянскими добродетелями «соборного человека».

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. и статистическим обзорам 1914 г. Саратов являлся самым крупным городом в Поволжье и входил в первую десятку городов страны. В целом Саратовское Поволжье представляло собой ярко выраженный аграрный регион с низким уровнем развития промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья. Подобное положение сохранялось и в годы НЭПа, когда удалось вывести промышленность Саратова из тяжёлой кризисной ситуации.

Смена экономического курса и переход к форсированной индустриализации превратили Саратов в крупный промышленный центр. В 1930-е гг. основная масса капиталовложений направлялась в машиностроительную, металлообрабатывающую, электротехническую и нефтеперерабатывающую отрасли промышленности. Одновременно продолжали развиваться кустарные промыслы, зачастую не дублировавшие продукцию государственного производства. Несмотря на то, что кустари и ремесленники составляли небольшой процент в социальной структуре населения, именно они предлагали широкий

- 226 -

выбор профессиональных занятий и делали потребительские товары доступными для населения.

Новые процессы, протекавшие в стране в результате политики большевиков в 1920–1930-е гг., хотя и перевернули всё общество, но не могли переменить основные общецивилизационные направления индустриальной модернизации и «урбанизационного перехода». Выбор модели форсированного индустриального развития в конце 1920-х гг. заложил материальный и социальный фундамент модернизации советского общества. Ликвидация механизмов рыночного регулирования экономики, перемещение сотен тысяч людей из деревни в города, подчинение их задачам индустриализации и технологии государственной системы распределения обернулись огромной несвободой для горожан. Эти перемены совершались на «микроуровне», т.е. сказались на повседневной жизни каждого человека и каждой семьи, затрагивали все стороны человеческого бытия.

Особенности экономического развития страны определили своеобразие социальной структуры городского населения. В 1930-е гг. из социальной структуры исчезли или скрылись за другими терминами многие предпринимательские категории, группа «лиц свободных профессий», деклассированное население. Урбанизационные и миграционные процессы, рост городского населения за счёт механического прироста обусловили значительное увеличение удельного веса рабочих и служащих.

В 1920-е гг. характерной чертой повседневности стала безработица, затронувшая, в первую очередь, женщин и подростков. Ряды безработных пополнялись, в основном, лицами, не работавшими ранее по найму. В уязвимом положении оказались и те, кто был занят на временных, сезонных работах. Борьба с безработицей поначалу носила характер социального обеспечения (организация общественных работ, выдача льготных и бесплатных обедов и пособий, освобождение от оплаты коммунальных услуг и др.), но вскоре эволюционировала в сторону обучения безработных. Такие мероприятия, как деятельность коллективов безработных, комплектование школ ФЗУ, брони-

- 227 -

рование мест на предприятиях имели своей целью обучение и переквалификацию безработных. С началом первой пятилетки в условиях перехода к политике форсированного индустриального развития потребовалось большое количество рабочих рук. Осенью 1930 г., по официальным данным, проблема безработицы исчезла, однако на самом деле она продолжала существовать.

На протяжении рассматриваемого периода существовали различные методики начисления заработной платы: тенденции уравнительности в годы «военного коммунизма», натуральное премирование в начале 1920-х гг., изменение тарифной сетки и сдельщины в 1930-е гг. Заработная плата, поначалу составлявшая небольшой процент в общей структуре дохода рабочего, постепенно увеличивала свой удельный вес. В 1920–1930-е гг. с целью увеличения заработка практиковалась продажа личного имущества, приработки, ведение собственного хозяйства, взятие денег в долг и получение ссуд. Отставание зарплаты, особенно в 1920-е гг., от роста цен и прожиточного минимума, снижение расценок труда, задержки при выплате заработной платы обусловили невысокий жизненный уровень большинства населения. Значительный расход средств на питание в структуре бюджета также свидетельствовал о тяжёлом материальном положении рабочих и служащих. На снижение уровня жизни повлияло и стахановское движение, тесно связанное с уменьшением расценок труда и повышением норм выработки.

В расходной части бюджета, в основном, превалировали затраты на питание, а траты на лечение, гигиену, предметы обстановки, домашнюю утварь, как правило, оставались низкими. Культурно-просветительские расходы (на посещение театра, кино, музеев, покупку литературы и периодики) тоже были невелики.

Последствия Гражданской войны, экономическая разруха и голод начала 1920-х гг. обусловили скудный рацион питания горожан, характеризовавшийся недостаточным потреблением белков, избытком углеводов и наличием различных суррогатов. Постепенно, по мере восстановления экономи-

- 228 -

ки, повышения зарплат и снижения цен, пища становилась более калорийной

иразнообразной.

В1920-е гг. оформилась система советских торговых организаций, включавшая государственные, кооперативные и частные магазины. В Саратове ведущими организациями стали Центральный рабочий кооператив, «Губторг» при губернском совете народного хозяйства и паевое товарищество «Ларёк». Специфика развития торговли Саратова содержалась в территориальном размещении магазинов: если в центре города находились, главным образом, государственные и кооперативные торговые точки, то на окраине –

восновном лавки частников. К концу 1920-х гг. в связи со свёртыванием НЭПа количество частных магазинов в Саратове начало сокращаться. Кризис хлебозаготовок 1927 г. и последующий переход к карточной системе осложнили ситуацию с питанием.

Вначале 1930-х гг. население получало продукты питания в основном через систему отделов рабочего снабжения при заводах, которые обычно слабо разрешали организационные вопросы. Выходом для многих горожан стало питание в заводских и городских столовых, хотя местными властями отмечалась неналаженность системы общепита. Отмена карточек в 1935 г. и снижение цен в 1935–1936 гг. способствовали улучшению питания населения, однако в 1939 г. ситуация вновь осложнилась.

В1920–1930-е гг. сохранялись высокие цены на одежду, ткани и обувь, а качество этих товаров оставляло желать лучшего. Ситуация со снабжением горожан одеждой выглядела неудовлетворительно. В годы введения карточной системы отпуск одежды и обуви, как и продуктов, стал нормированным.

Характерной чертой советской повседневности стали очереди, вызванные недостаточным отпуском товаров в магазины. Неурожаи зерновых культур и слабая мощность городских хлебовыпекающих предприятий обусловили большие очереди за хлебом.

В1920-е гг. состояние саратовского водопровода, отличавшегося изношенностью технического оборудования, вызывало перебои в снабжении

-229 -

населения водой. К водопроводной сети подключались в основном центральные районы, а на окраинах Саратова в качестве паллиативной меры устанавливались водоразборы (краны, колонки). Медленный ремонт бань и недостаточное снабжение их топливом привели к их простою и снижению пропускной способности. Канализация в Саратове охватывала небольшой процент домовладений. Разбитые тротуары, несвоевременная очистка города от пыли и мусора, слабый уход за скверами и парками довершали безрадостную картину городского благоустройства. Если в начале XX в. Саратов действительно считался «столицей Поволжья», то к концу 1930-х гг. Сталинград, благодаря приоритетному финансированию, имел более высокую степень городского благоустройства.

В то же время 1930-е гг. местными властями Саратова принимались определённые меры по улучшению положения. В частности, ремонт водопроводных труб и постройка аварийной насосной станции позволили увеличить мощность саратовского водопровода и несколько снизить потери воды. К проблеме озеленения Саратова с середины 1930-х гг. стала широко привлекаться общественность.

Одним из показателей благоустроенности города являлось состояние общественного транспорта. В годы Гражданской войны ремонт трамваев почти не производился из-за отсутствия запасных частей, которые раньше привозились из заграницы. За годы предвоенных пятилеток в Саратове было вновь построено 42 км. трамвайных путей, связывавших центр города с окраинами. Количество маршрутов увеличилось с 10 до 14, а плановопредупредительный ремонт трамвайного оборудования стал производиться регулярно с использованием запасных частей отечественного производства. С целью улучшения транспортного сообщения в Саратове с 1935 г. открылось автобусное сообщение, чуть позже появились такси.

Обеспечение населения жильем стало одной из трудно решаемых социальных проблем в 1920–1930-е гг. На протяжении рассматриваемого периода сокращалась норма жилой площади на 1 чел., что свидетельствовало о рас-

- 230 -