Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Теория и практика массовой информации (региональный контекст)

..pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Но самое заметное – это серия публикаций (основные – за 6 июня и 20 августа 2003 г.) об утилизации ракет в Перми, многие из которых подготовлены Ольгой Тодощенко и Алексеем Клочихиным. «Пермские новости» первыми из пермских СМИ заговорили об этом непростом и очень спорном деле, которое долгое время скрывалось от пермяков. Газета сначала дала интервью с генеральным директором завода «Машиностроитель» В. Ломакиным и вицегубернатором А. Темкиным. Потом – честный репортаж с объектов утилизации ракет, где автор высказала свои сомнения в том, насколько эта деятельность, в принципе представляющая потенциальную угрозу здоровью горожан, необходима Пермскому краю. За принципиальность в реализации права на доступ к социально значимой информации, за отстаивание интересов пермяков в публикациях об утилизации ракет газета «Пермские новости» была удостоена Всероссийским Фондом защиты гласности премии имени Андрея Сахарова.

В апреле 2008 года произошла новая смена редактора, что естественно, причём не одного, а за короткий период даже двух, – и пришло новое поколение журналистов, появились новые подходы и новые форматы. Недолго, но ярко руководила коллективом Анастасия Сечина. При ней газета около года выходила на 48 полосах, было много аналитических материалов, которые, как правило, сопровождались мнениями экспертов, комментариями.

Слово Анастасии:

– Всякая реакция на публикации была для меня праздником. Причём значение имело как таковое наличие реакции, а не её полярность – положительная или отрицательная. Когда родители благодарили за материал о поборах в школах. Когда прокуратура возбуждала дело вслед за публикацией о сбросе отходов в прибрежной зоне. Когда в кабинет врывались громкоголосые личности и грозили судом, а мне приходилось отбивать журналиста, всего-то написавшего правду. Когда взрывался комментариями сайт после публикации об отправке пермских призывников на войну в Южную Осетию… Благодаря всему этому журналистскаяработаобретаетсмысл.

191

То есть и в конце «нулевых» редакция хранит традиции качественного демократического издания, ориентируясь прежде всего на общество.

К сожалению, материально газета такое количество полос «не потянула», перейдя в конечном итоге на 16-страничный выпуск.

По мнению следующего главного редактора Олега Русских, который заявил позицию газеты на её сайте, сейчас пришло время изменять традиционные схемы организации региональной редакции. Сегодняшние средства коммуникации позволяют уходить от необходимости объёмных редакционных залов и солидного штата.

– Нет, газета не сможет работать, находясь полностью в режиме удалённого доступа. Потеряется атмосфера, общая редакционная мысль, если хотите, – подчёркивает Олег Вадимович. – Но вот расширить сетку корреспондентов, получить колумнистов, художников, дизайнеров не только из Кунгура, а хоть с островов Зелёного Мыса – это полезно, на мой взгляд.

Сегодня в редакции, справедливо полагает её руководитель, должны работать корреспонденты, которые умеют обращаться не только с диктофоном и клавиатурой, но ещё и с видеокамерой, профессиональным фотоаппаратом и программами удалённой вёрстки. Надо учиться конкурировать с блогами, социальными сетями и другим формами электронного общения.

Среди журналистов нового поколения «ПН» – Марина Сизова, Михаил Данилович, Наталья Печищева… Они не испытали «бури и натиска» коренных реформ, системного кризиса российского общества. Но они не случайно пришли именно в «Пермские новости»: они возрождают жанр журналистского расследования, берутся за самые острые социальные темы, поддерживая заявление, сделанное от имени редколлегии ещё в первом номере за 2001-й год: «Газета – для читателя. Мнение читателя – наш высший суд».

Редакция современных «Пермских новостей», у которой, естественно имеется и свой сайт, тесно сотрудничает с радио «Эхо Москвы в Перми», «Урал-Информ ТВ» – одной из телевизионных станций города. Такой своеобразный холдинг. Это позволяет более

192

полно, оперативно и объективно подавать значимые для жителей Пермского края события, отражать ситуацию, новость в развитии.

К слову, об этом современном тренде, о мультимедийности, много говорили в ходе дискуссий, встреч, круглых столов на традиционной международной научно-практической конференции в МГУ 6–8 февраля текущего года. Некоторые в запале утверждали, что Интернет, социальные сети рано или поздно вытеснят классическую журналистику.

Убеждена, что это не так. И особенно это касается региональной прессы. Фундамент качественного печатного издания остаётся прежним. Глубина, анализ, серьёзные источники информации, проработка материала на профессиональном уровне, умение довести тему до ума, показать новость в развитии… Обязательное владение хорошим русским языком.

А это значит, что лучшие традиции журналистики, которые существуют в «Пермских новостях» уже более двадцати лет, нынешний коллектив издания осознанно старается сохранить и развить. Именно это, думается, позволяет и сегодня считать эту газету, твёрдо стоящую на демократической платформе, качественной и социальной.

193

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Интервью Игоря Лобанова, главного редактора газеты «Новый компаньон», взято автором в июле 2003 года

Игорь Лобанов родился в Перми в 1968 году. После окончания школы поступил в Пермский госуниверситет на филологический факультет. После года учебы ушел в армию, после нее восстановился в университете, на 4-м курсе начал сотрудничать с газетой «Профсоюзный курьер». На 5-м курсе (в 1992 году) получил предложение поучаствовать в создании газеты «Местное время».

– К группе товарищей, создававших «Местное время», я бы отнес, прежде всего, Александра Петухова. Вместе с ним работали Дмитрий Овсов, Валерий Мазанов, Владислав Волошин. Чуть позже были привлечены к работе в газете Наталья Копылова, Яна Гагуа, Наталья Дементьева, Сергей Копышко.

Финансовая база создавалась с помощью товарищей из комсомола, которые ушли в бизнес. Это Пермкомбанк (Федянин), банк «Заря Урала» (Новиков), страховое агентство «Алтер» (Папков), фирма «Экс Лимитед» (Трутнев) и «Антекс» (Антонов). Шесть компаний в равных долях учредили газету «Местное время». «Экс» сделал свой взнос машиной – УАЗиком. Обком комсомола – помещением. Остальные дали деньгами. Суммы были достаточно скромные. Но на первое время хватило.

Александр Петухов продумал идею газеты. Это был и не ежедневник, и не еженедельник. Газета выходила три раза в неделю (вторник, четверг, суббота). Позже перешли на двухразовый выход. Это было общественно-политическое издание, ориентированное на самые широкие слои населения.

Газета писала обо всем, что, как нам тогда казалось, волновало людей. Делали люди ее молодые, амбициозные. И никаких стереотипов они в себе не успели сформировать. Поэтому было и ошибок много, но и находки были. У кого-то из сотрудников был не-

194

большой журналистский опыт. Например, Дмитрий Овсов и Валерий Мазанов сотрудничали с «Молодой гвардией». Самым опытным был Петухов. И первые несколько месяцев он один тащил на себе газету, прочитывал все материалы, все переписывал и правил. Гигантскую работу проводил. Мы же газетный опыт нарабатывали в «Местном времени», поскольку имели только самые общие представления о журналистике, не более того.

Многое рождалось в процессе работы. Никто не понимал, что такое новая журналистика, она тогда только зарождалась в России. Возникали конфликтные ситуации в отношениях с бизнесменами, фирмами, предприятиями. Поскольку ни журналисты, ни бизнес не представляли, что такое бизнес-пресса. Общение происходило с коллегами других регионов – на круглых столах, семинарах и других мероприятиях: середина 90-х годов – это время, когда по всей России стали возникать деловые издания.

Идея «Нового компаньона» родилась на базе «Местного времени». На втором-третьем году существования этой газеты возникла необходимость создания вкладки, экономической страницы, посвященной экономике и бизнесу. Петухов предложил мне стать редактором отдела экономики и бизнеса и создавать эти странички. Сначала они были названы «Деловое обозрение». И появились на свет месяца на три раньше, чем экономическое приложение «Капиталweekly» в «Звезде». Может, в какой-то степени, тем самым мы ускорили появление в «Звезде» экономического приложения. Туда перешла Наталья Копылова. В ее переходе главную роль сыграли материальные соображения. Ей сделали предложение, и она согласилась. Хотя очень сожалела.

Потом мы решили, что «Деловое обозрение» – это какое-то безликое название. Появился «Компаньон» – газета в газете.

Затем, после избрания Юрия Трутнева главой Перми в 1996 году, стала формироваться идея создания на базе «Местного времени» массового бесплатного издания, выходящего большим тиражом: задумывалось 300 000, получилось – 250 000. Эта газета должна была стать рекламной, чтобы окупать себя. А три-четыре странички эко-

195

номического приложения никак себя окупить не смогли бы. И деловой части, значит, в «Местном времени» нет места в том объеме, в котором нам хотелось бы. Значит, во-первых, пришло понимание, что деловое обозрение на страницах этой газеты не сохранить. Вовторых, уже есть собственные амбиции: хотелось делать что-то свое, а не работать ногами. Вот эти факторы сошлись, и мы, группой товарищей, вышли из «Местного времени» (я, Дмитрий Овсов и еще несколько ведущих журналистов, тех, кто составлял костяк «Компаньона»). Назвали газету «Новый компаньон», чтобы подчеркнуть преемственность, чтобы читатель понимал – это то, что он привык читать в «Местном времени».

В конце сентября 1997 года вышел первый номер. До этого несколько месяцев мы делали ее в электронном виде, когда еще Интернет такого распространения не получил. Версию ограниченному кругу лиц рассылали, чтобы показать, какое это будет издание. На этом этапе мы нашли инвесторов. Они предоставили нам в общей сложности 180 тысяч рублей. Это были два бизнесмена.

Один из них – Сергей Прохоров, тогда генеральный директор «Камкабеля». Никаких ограничений он нам не ставил, и никаких обязательств мы ему не давали.

Второй – Виктор Гельфенбуйм, работавший генеральным директором компании «Альфа-цемент» в Горнозаводске. Он сначала покинул Пермь, а потом и Россию. Насколько знаю, он сейчас живет в Израиле. Деньги предоставлялись на спонсорской основе, никаких условий – отработать их, например, на предстоящих выборах в ЗС или каким-то иным образом – не выдвигалось. Может быть, он и предполагал, что компания «Альфа-цемент» будет как-то развиваться, тогда взаимоотношения с газетой могут потребоваться, но мое общение с ним и затем переговоры не дали повода усомниться в том, что он совершает этот поступок в некорыстных целях. Напротив, я убедился в том, что он уверен был в необходимости создания деловой газеты, как необходимой составной части инфраструктуры регионального бизнеса.

– Какой же вы задумали эту газету?

196

– «Новый компаньон» – это, прежде всего, деловая газета. На мой взгляд, она должна соответствовать интересам аудитории – тех, на кого мы ориентируемся, издавая газету. Это бизнесмены, политики, руководители. Пока газета интересна им, пока мнение газеты для них авторитетно, а информация ясна и полезна, до тех пор она будет оставатьсяэффективной, влиятельной, прибыльнойи так далее.

Что именно интересно деловым людям? Если это директор промышленного предприятия, я думаю, ему интересно знать, что делается в банковской сфере, какие тут происходят процессы. То есть, очень хорошо зная свою отрасль, руководитель хотел бы знать, что делается в параллельных, не пересекающихся с его сферах. Такую информацию он может получить в неформальном общении с коллегами по бизнесу или из деловой прессы. Причем одно другого не исключает.

Газета стала средством межличностного общения представителей элиты, политиков, депутатов, руководителей. То есть человек, выступая в газете, делает так называемый месседж всему бизнессообществу. Проверить реакцию на намерения тоже эффективнее всего через газету. Конечно, возникают вопросы рекламномеркантильные. Но здесь я вижу собственную задачу – разделять рекламу и информацию.

Меня больше всего радовало или удивляло, когда после публикации абсолютно незаказной, не нами написанной статьи, все вокруг думают, что она заказана только потому, что она соответствует чьим-то интересам или ущемляет чьи-то интересы. Бывает и наоборот. Эта путаница в головах читателей очень забавна.

Не совсем верно утверждение, что газетная площадь «НК», особенно в первое время, служила только трибуной для высказывания журналистами своего мнения и позиции. Такая возможность предоставлялась только узкому кругу журналистов – буквально двум-трем, тем, кто в состоянии сформулировать какую-то умную мысль и внятно ее изложить.

Когда разрабатывали идею «Компаньона», когда сам ее обдумывал, обсуждал с коллегами, большое влияние оказала газета «Сегодня»,

197

с которой я сотрудничал. Там я впервые столкнулся со стандартами деловой журналистики. А когда создавал «Компаньон», встретился с Михаилом Леонтьевым и Ольгой Романовой. Они вынашивали идею создания газеты «Русский телеграф». Она очень соответствовала моим ощущениям. Они четко сформулировали то, что я только предчувствовал. Под их влиянием и была выработана модель газеты «Компаньон». Наэтистандартымыориентировались.

Хотелось создать газету, ориентированную, во-первых, на бизнес-сообщество и нацеленную на обслуживание его нужд. А, вовторых, независимую. Хотя само понятие «независимость» абсурдно по смыслу. Газета всегда зависима, если не от кого-либо, то хотя бы от главного редактора. Когда же говорится об интересах гражданского общества, это слово превращается в словоблудие.

Первый тираж был 15 тысяч на восьми полосах. Мы чересчур оптимистично оценивали рынок. Пришлось распространять часть тиража по почтовым ящикам бесплатно. Через два месяца началась компания по выборам депутатов ЗС. Один из кандидатов разместил материал про себя и заказал тираж в 40 тысяч. Затем распространил газету по округу.

Очень скоро мы поняли, что потребности в большом тираже деловой газеты в регионе нет. Тираж снизили сначала до 8 тысяч, потом до 5. В результате он установился на 3 тысячах экземпляров. И я считаю, что это оптимальный тираж, который теоретически можно увеличить, но никакой необходимости в этом нет. Газета более чем эффективна при своем 3-тысячном тираже и с точки зрения донесения своей позиции до читателей, и с точки зрения экономики. Издание прибыльное.

Цикл становления газеты составляет три года. Только после этого, если идея была изначально правильной, газета начинает зарабатывать деньги, не только окупаться, но и приносить прибыль. Эти три года для нас были самыми трудными. Мы постоянно жили в долг, несколько раз нам оказывали спонсорскую поддержку на тех же условиях, о которых я говорил (без обязательства лоббировать интересы тех или иных сторон). Понятно, что когда дают деньги, и немалые, это на-

198

кладывает моральные обязательства. По-другому и быть не может. Тут моя задача, как редактора, в том, чтобы находить баланс интересов, не превратить газету в рупор тех, кто оказал помощь. Либо не брать помощь от тех, кому потом придется платить репутацией газеты. Газета авторитетная, ей доверяют, ее уважают. Или может быть, не уважают, ночитают. Только такаягазетачего-тостоит.

Появление «Капитала», а через три года «Пермского обозревателя», наконец, пермского «Коммерсанта», активизировало и наше развитие. Пока на рынке были «Компаньон» и «Капитал», никакой особой конкуренции не было, рынок бизнес-прессы был поделен. «Капитал» был ориентирован на более широкие слои (рассказывал бабушкам про экономику), его темы, сюжеты истильнепересекалисьснашими.

Другие же издания попытались работать на том же поле, что и мы. Тогда нам пришлось искать новые формы, новые способы подачи информации. В этом ряду и переход на тонированную бумагу. Первый мотив – немножко наивный и подражательский. На розовой бумаге печатается «Файнэйншнл таймс» – лучшая деловая газета мира. И быть хотя бы в этом похожими на них – незазорно. То есть мы даем понять читателю, что мы тоже деловая газета. Это с одной стороны. С другой – когда на прилавке лежит несколько десятков газет, в том числе несколько деловых, очень трудно читателю сориентироваться. «Компаньон» виден сразу. Он выделяется.

– Тонированная бумага увеличивает типографские расхо-

ды...

Мы все просчитали. Оказалось, дешевле печатать газету в Соликамске на тонированной бумаге, чем на обычной в издательстве «Звезда» в Перми.

Если уж зашла речь об экономике, каким образом организована оплата труда журналистов?

Вначале зарплату постоянно задерживали. Хронически расплачивались на три месяца позже. Затем нас посадил дефолт. Получали наши журналисты не больше, чем в других газетах. Потом ситуация выправилась Мы установили соотношение между зарплатой

игонораром: 10 процентов к 90. И я изначально отказался от строч-

199

ной системы оплаты. Бывает информация в 20 строк, но усилия от ее добычи и эффект от ее размещения сопоставимы с полосными материалами. Поэтому гонорар я выписываю по собственному усмотрению, исходя из того, насколько это ценно для газеты. Хотя это

исубъективный, редакторский подход.

Вернемся к дефолту. Как вы пережили его?

К дефолту, в августе 1998 года, мы подошли неоперенными, как его пережили, я даже вспоминать сейчас не хочу. Помню только, что ни мы никому не платили, ни нам никто не платил. Втечение полутора месяцев – до конца сентября – никаких платежей не было вообще. Почему нас не прекратила печатать типография, почему с нами не отказались работать почтовики, мне сложно сказать. Наверное, все понимали, что надо стиснуть зубы и пережить это время. Когда настал совсем край, обратились за помощью к одной компании, она помогла небольшой платежкой, которая позволила нам продержаться до того, как ситуациявстраневцеломсталакак-тополегче.

Что это за компания?

Не хочу называть фирму, хотя особого секрета в этом нет. Просто ситуация такова, что у нас постоянно ищут хозяина газеты. На самом деле, фирма оказала помощь, исходя из той же мысли, что

иГельфенбуйм: деловая газета в Прикамье должна быть.

Как-то с полгода назад «Пермский обозреватель» дал публикацию о тех фигурах, которые управляют СМИ. Какие-то чудовищные предположения. У «Компаньона» хозяевами оказались Кузяев, Рыболовлев, Чиркунов, Черкесов. Меня этот список совершенно изумил и привел в восторг. Потому что для тех, кто понимает, – это взаимно исключающие фигуры. Предположить, что они совместно могут управлять одной газетой – просто глупо. Хозяевами газеты на самом деле являются три лица: я, директор Дмитрий Овсов и Светлана Федотова – учредители. Окончательное решение о той или иной публикации, о концепции, о политике газеты принимаем мы. Как только такие решения будут принимать другие лица, мы эту газету делать не будем, будем выпускать какую-то другую. Так изначально решили, когда создавали концепцию газеты. Мы тогда имели

200