Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Теория и практика массовой информации (региональный контекст)

..pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
1.61 Mб
Скачать

же власть критиковать? Универсальных рецептов нет. Кто-то в принципе отказывается от критики, занимая подчеркнуто информативную позицию: мы только информируем, но никаких оценок не раздаем. Ну такая сомнительная позиция, потому что так все равно не бывает. У нас есть СМИ, которые в свое время яростно, остервенело критиковали власть, не стесняясь в выражениях. А теперь, когда пришли к руководству краем другие люди, без всякого стеснения и зазрения совести начали облизывать эту власть. За деньги или без денег, я не знаю, но позиция у них поменялась резко.

Противостояние существует не по линии «СМИ и власть», а по линии «конкретный редактор или владелец СМИ – конкретный губернатор или мэр». Ну, скажем, линия «Пермский обозреватель» – губернатор Чиркунов и линия «Пермский обозреватель» – губернатор Басаргин. Это две разные газеты.

Владелец «Пермского обозревателя» Игорь Гринберг на вопрос, для чего ему газета, отвечал: «Мне просто интересно...» Так ли это?

Я думаю, что да, у него было желание поиграться в журналистику, и это обусловлено было тем, что расходы на газету были для него некритичными. Его остальной бизнес позволял ему дотировать издание, эту его любимую игрушку. Но, я думаю, что он и лукавил, говоря только об интересе. Он немало своих бизнес-проблем и бизнеспроблемсвоих партнероврешилспомощьюгазеты.

Другое дело, что он очень опасные стандарты пытался внедрить в журналистику. Развращал молодых людей, которые приходили в его редакцию, как в журналистику, и которые не могли сильно отличать «Пермский обозреватель» от «Звезды», например. Для них любая газета была мечтой. Я считаю, что с этикой у этой газеты были большие проблемы.

Дело, возможно, не только в этике. Он набирал студентов, начинающих журналистов, ставил им непосильные задачи. Собрать доказательства того или иного тезиса те не могли.

Итогда аргументы подменялись эмоциональными обвинениями во всем, в чем только возможно.

211

Так и происходило. Там «обзывательство» и ругань были основным содержанием критических статей. Очень поверхностно разбирались какие-то нарушения. Или очень тенденциозно. (Понятно, что среди чиновников всегда можно найти и вороватых, и тех, кто совершает неприглядные действия. Но чиновнику оправдаться всегда сложнее, чем журналисту обвинить его). Поэтому на газету перестали обращать внимание, а заодно и вообще на прессу. Вот еще одна причина того, что понятия «действенность журналистских публикаций» сейчас в природе не существует.

Ваш приход на должность председателя Пермской организации Союза журналистов России был неожиданным, но воспринят большинством положительно. Почему вы пришли сюда?

Почему я из «Компаньона» ушел или почему сюда пришел?

А это разные вещи?

Это разные.

Тогда – в хронологическом порядке о том и другом.

Между моим уходом из «Компаньона» и приходом в Союз журналистов прошло два месяца. Уходя из «Нового Компаньона», я не то что не был уверен, что приду сюда, но и не собирался. Когда стало известно, что прежний председатель уходит, я стал интересоваться, что тут будет дальше, какие кандидатуры рассматриваются. Но не более того. Но когда мне предложили – может быть ты возглавишь? Ты сейчас не главный редактор и вроде над схваткой оказался, я подумал и решил, что время и возможности позволяют работать и в этом качестве. После этого было такое удивительное для меня триумфальное избрание 47 голосами из 56.

А почему ушел?

Отвечу так. Я был главным редактором 17 лет до ноября 2014 года. И когда даже Ольга Дерягина было главным редактором, я, по сути, руководил газетой. И не только «Новым компаньоном», но и «Пятницей», и журналом. Это, на самом деле, утомительно, и стало уже не очень интересно. Поэтому, когда мне предложили поменять сферу деятельности и позаниматься не такой публичной работой, но не менее интересной, я с удовольствием согласился. По-

212

скольку это был красивый, как мне казалось на тот момент, единственно возможный выход.

При этом «Компаньон» я не бросил, я остался соучредителем. Газета не рухнула, потому что преемником стал мой старый товарищ, хорошо знающий газетное дело Валерий Мазанов. Никаких кризисов не случилось. То есть я был готов к уходу, и обстоятельства сложились так, что мнебыла предложена новаяработа. Она непредполагает такой интенсивнойзанятости, каку главногоредактора.

Хотя Союз журналистов, конечно, несколько обременяет. Вроде, нет такой ежедневной работы, но гораздо больше ответственности. Я понимаю, что на меня возлагают надежды, задают вопросы, на которые я пока не могу ответить или решить какие-то проблемы. Но люди адресуют свои чаяния ко мне. Я должен соответствовать их ожиданиям.

Как председатель краевой журналистской организации, ответьте на вопрос: Каковы перспективы печатных СМИ?

Думаю, чем более локальна газета, тем дольше у нее будет

жизнь.

Чем она более местная?

Да, чем более местная. Я думаю, до краевого уровня. Районная, городская, краевая. Все, что выше по масштабу, то – уходящая натура. И межрегиональные газеты уже в принципе существовать не могут. Они и в 90-х годах были мертворожденными проектами. Сейчас – тем более. Я думаю, что и многие федеральные газеты, кроме брендов высшего уровня, обречены. «Коммерсантъ», «АиФ», «Комсомолка», «Ведомости» – у них запас прочности большой. Всем остальным надо перебираться в Интернет. Там меняется способ подачи информации, способ общения с читателями. Но все останется по-прежнему, только интереснее, разнообразнее.

213

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Интервью Олега Коневских, главного редактора службы новостей информационного Интернет-портала 59.ru.

Интервью взято автором в июне 2015 года

Когда и как вы пришли в интернет-журналистику?

Информационные сайты Пермского края стали появляться в начале 2000-х. Я начал мониторить интернетовскую прессу гораздо позже, с тем, чтобы модернизировать порученный мне сайт газеты «Пермские новости». Более всего меня интересовала тема монетизации трафика. В связи с этим я обратил внимание на сайт 59.ru. Здесь помимо информационного текстового контента, видео- и аудиоконтента были организованы сервисы: продажа автомобилей, продажа недвижимости и другие. Тогда же они пытались запустить продажу билетов на событийные мероприятия. И этими сервисами 59.ru очень выгодно отличался от всего, что было в интернетпространстве Пермского края.

На сайте 59.ru руководителем службы новостей был тогда Вячеслав Варанкин. Измерения показывали, что на первом месте по посещаемости был сайт администрации Пермского края (perm.ru), на втором – 59.ru.

В то время было очень интересно следить за интерактивом. Была очень мягкая модерация комментариев. Люди быстро отзывались «на раздражители».

Фактически сайт был аналогом социальной сети. Да, видео было низкого качества в силу технических причин. Но это был «лайв», гнали его хоть и не онлайн, но это была очень живая съемка. Лаконичный и четко поставленный закадровый текст, который сделал бы честь многим репортажам, даже телевизионным.

Еще более интересным стал сайт 59.ru, когда очень быстро стали развиваться и конкурировать с ним Propеrm.ru и PRM.ru. Это были три флагмана, конкуренцию которым не смог составить никто.

214

Properm и пермский городской форум Teron.ru возглавлял Алексей Чистяков. Это были два огромных информационных массива, которые взаимно не только дополняли друг друга, но и взаимодействовали. Юзеры поднимали тему в Тероне, журналисты обрабатывали ее и переносили в Рropеrm. Совмещались интерактивность и на сайте, и на форуме.

PRM.ru с красочно оформленными провокационными текстами, часто на грани фола, делал погоду в таблоидной нише интернетСМИ. Очень приятно было наблюдать за этими тремя ресурсами со стороны.

Но PRM ведь работал как агрегатор, перепечатывая местные новости...

Нет, PRM позже стал агрегатором. Сначала они стартовали с нормальной редакцией. Работала там молодежь. Они первыми начали использовать интернет-верстку, интернет-код в более полном объеме, чем все остальные. У них были красивые фотогалереи, классно сделанные. У них был очень хороший опыт грамотной перелинковки. То есть они грамотно использовали все, что у них было опубликовано. Можно было перейти по теме, перейти по тегам, полностью раскрыть тему. С облачными... ну, с псевдооблачными технологиями я столкнулся именно на PRM. Но, к сожалению, его история закончилась.

Когда вы пришли работать на 59.ru?

Пять лет назад тогдашний главный редактор портала Александр Еренко пригласил меня поработать редактором службы новостей. В сентябре я пришел туда. Александр по личным обстоятельствам вынужден был уйти, и учредители предложили мне занять его место.

Что из себя представляет 59.ru сейчас?

59.ru – участник большого холдинга «цифровых» сайтов компании «Ругион» (RUgion), которые имеют общую идеологию внешнего оформления и продаж. На редакционную политику учредители влияния не оказывают. Когда я начинал, наша главная цель была – избежать конфликтов, через которые прошли, по моей информации,

215

все редакции компании «Ругион». Это конфликт между отделом продаж и редакцией, другими словами – между редакцией и потенциальными клиентами и рекламодателями.

Сначала остановимся на структуре «Ругиона».

Ага. Это несколько десятков региональных сайтов. Все местные отделы продаж работают на все регионы. Точно так же все редакции работают на все регионы. Есть головная, сетевая редакция, она расположена в Челябинске. Флагман челябинского Интернета – сайт 74.ru. Им там, в Челябинске, нет конкурентов вообще.

Редакционных сайтов в структуре «Ругиона» на данный момент десять. Сайтов только с отделом продаж – около трех десятков. Сайтов, посвященных только работе – поискам и предложению, порядка пятидесяти.

По местам дислокации редакционные сайты расположены компактно, скажем, в пределах федерального округа?

Нет, «Ругион» – это федеральный холдинг: от Краснодара до Новосибирска и от Архангельска до Челябинска. Нас нет в федеральных центрах – Москве и Санкт-Петербурге. Но мы и не суемся туда. Потому как «играть на одном поле со столицами» – такая задача даже не ставится. С ними бодаться просто дорого.

Вернемся к структуре.

В каждой редакции «Ругиона» есть 1–3 человека, которые постоянно пишут на всю сеть. В Перми это редактор проекта «Здоровье» Евгений Артамонов, он в сети является редактором четырех проектов о здоровье. Редактор проекта «Авто» Илья Семков (к несчастью, он увольняется от нас) трижды в месяц по графику пишет на сеть. Они берут федеральную новость, либо общерегиональный тренд, и описывают их для всей сети. Скажем, для «Авто» это может быть шикарный тест-драйв нового автомобиля. Редактор проекта «Деньги» Оксана Олейник, наша потрясающая девушка, делает потрясающие материалы в форматах «Как-бы-рейтинг» или «Инструкция». Понятно, что лучшее сеть берет себе и распространяет на все регионы. Редактор Dom.59.ru Ирина Шатрова руководит нашим сайтом о недвижимости – знает все и всех в своей отрасли.

216

Вкаждую местную редакцию внедрен отдел Видеогруппа.

Унас руководит ею Андрей Белоусов. Здесь взращен такой человек, как Вероника Свизева, например. Журналист, которого в корпоративных кругах знают все.

Видеогруппы снимают, например, вирусное видео (такое, которое распространяется пользователями Интернета за счет добровольного размещения на своих страницах, ресурсах, а также посредством функции «поделиться с другом» – Авт.). Событийное. Например, фестиваль уличных театров. Оно уходит на всю сеть. И если в пределах своего региона трафик измерялся бы двумя десятками тысяч живых пользователей, то в рамках всей сети трафик измеряется 6-, а то и 7-значными цифрами. Соответственно, увеличивается и монетизация этого трафика.

Проект «Афиша» очень здорово работает с сетью. У нас много перекликающихся, одинаковых материалов, но адаптированных к региону. Едет, допустим, с гастролями по регионам Олег Газманов – и мы его передаем друг-другу. И в результате получаем спикера (рубрика «Гость редакции»), сотрудники получают билеты на концерт, мы распространяем наше видео в Интернете, получаем от этого трафик. Все счастливы. Такая сетевая работа очень эффективна.

– То есть, вы все как-то сводите к монетизации, к день-

гам...

– Я открыто и публично, если меня об этом спрашивают, заявляю: мы – бизнес. Это в первую очередь – самоустановка, которая позволяет избегать конфликтов. У нас есть отдел продаж. Но есть и служба новостей. При таком раскладе неизбежны конфликты. И я вижу свою задачу в том, чтобы убрать разногласия между редакцией, которая, например, «нарыла» какой-то факт на крупную фирму. Директор отдела продаж и я, мы вдвоем, должны свести этот конфликт на нет. Я – с помощью личного контакта с автором и руководством фирмы. А директор – за счет личного контакта с менеджером и руководством фирмы. Ну, например, мы всегда будем писать про провалы грунта в Березниках. А «Уралкалий» – наш приоритетный партнер.

217

Ну еще бы, тут глобальная катастрофа, которую ни смягчить, ни приукрасить невозможно. А вот взять, например, пролив нефти «ЛУКОЙЛОМ»?

Только собирался привести и такой пример. Юг области, разлив нефти. Мы совершенно спокойно даем сообщение об этом событии. Но с ограничением: никакой эмоциональной оценки: только факты.

Другой пример – пресс-служба администрации губернатора. Меня она очень долго пыталась убедить – не ставить символ «р» (на правах рекламы. – Авт.). Мы на это не пошли, мотивируя тем, что платные материалы должны помечаться. Да и законы надо соблюдать: реклама – она и в Интернете реклама.

Возьмем для примера «Аргументы и факты» в Перми». Сколько там сменилось редакторов? Пять. И все из-за конфликта между дирекцией и редакцией. Почему них не получается так, как у вас.

Потому что изначально материнское издание поставило директору и редактору разные цели. Или же цель одна, но сформулирована она была для каждого по-разному. У нас с Евгенией Каменевой (директор портала 59.ru – авт.) тоже, казалось бы, цели разные. Для меня – это популярность и читаемость сайта, для нее – продажи. Но мы смогли уяснить, что продажи продвигаются за счет популярности, а популярность – за счет продаж. Очень долго, в течение почти двух лет, мы старательно исключали даже конфликтные разговоры между менеджерами и корреспондентами. Образно выражаясь, ругаться менеджеру можно только со мной; автору – только с директором. Мы добились того, что категорически развели конфликтующие стороны. И в результате у нас нет внутренних конфликтов.

Не думаю, что в «АиФ» не смогли додуматься до того же. Между тем конфликты у них возникают между редактором и директором, они выносятся на уровень управляющей, московской структуры, а московская структура всегда решает его в пользу директора.

218

Потому что они доводят конфликт до полного антагонизма,

впервую очередь, между собой. Что касается разрешения спора вышестоящей структурой, у нас нет своей Москвы. Но аналогичная ситуация однажды была. Один из заказчиков, крупных причем...

Ему не понравилось, что я материалы отмечаю значком на правах рекламы и не отдаю в «RSS-ленту Яндекс.Новостей» заказные тексты этого заказчика. Да, половина текстов этого заказчика имела добротный информационный повод и могла бы сойти за информирование. Но эта половина также была проплачена. А если проплачена – значит, реклама. Он позвонил в Челябинск, нашему руководству. На что руководство ответило: у нас есть свое представительство в Пермском крае, решайте эти вопросы с ними.

Добившись такого разделения, я снова говорю о взаимоотношениях внутри нашей компании. Заранее договорившись обсуждать и разрешать спорные ситуации мирным путем, мы в результате стали гораздо эффективнее – и в плане популярности, и в финансовом плане. Да, иногда менеджер готов убить автора, но ему приходится иметь дело со мной. Да, иногда автор готов убить менеджера, когда ему «зарубают» эмоциональную оценку, но он может общаться только с директором, а не с менеджером, который это зарубил.

Я это достижение очень ценю. Это большая кропотливая работа, там с кровью что-то рвали, а потом склеивали, но мы достигли баланса. И этот баланс надо поддерживать постоянно. Эта работа никогда не остановится.

Мы слишком кратко затронули вопрос о взаимоотношениях СМИ с властью.

Власть. Основная конкуренция между СМИ происходит за бюджетные деньги. Другой конкуренции нет. То есть адекватные люди превращаются в чокнутых, когда борются за бюджетные деньги. Да, власть обладает финансовыми ресурсами, важность которых для СМИ несомненна. Но она обладает, что гораздо важней, и информационными ресурсами, поскольку принимает решения, меняющие политическую либо социальную ситуацию в регионе, своими решениями она приводит в движение рынки и т.д. То есть тоже налицо кон-

219

фликтная ситуация, не будешь поддерживать власть – лишишься денег, но это полбеды. Гораздо важней – будет закрыт доступ к источникам информации. Если говорить о 59.ru, то у нас есть один плюс: наш портал не участвует в тендерах на получение финансовых ресурсов от властных структур. Вообще. Мы общаемся только с оператором.

Оператор – это кто?

Сегодня у администрации края появился оператор, с которым мы работаем. Это Центр деловой информации. Он наш заказчик, который выиграл тендер на размещение информации о деятельности властных структур.

А у самих журналистов 59.ru есть свои, помимо прессслужб, источники информации во властных и иных структурах?

Да, конечно. Отраслевые редакторы общаются напрямую с необходимыми службами. Тот же Евгений Артамонов, ведущий проекта «Здоровье», если бы у него не было прямого контакта с отраслевым министром или с главным врачом больницы, он не смог бы работать. Редактор службы новостей Полина Домовитова должна и обязана иметь все, что связано с деятельностью главы города.

Ине только с должностной деятельностью. Не обязательно мы будем публиковать информацию личного характера – типа где провел

выходные, куда ездил на велосипеде, но она обязана ее знать. С «Афишей», «Отдыхом» и «Финансами», «Недвижимостью» – там сложнее. И там, и там очень капризные люди. А в «Отдыхе» – в этой сфере вообще у всех виш-лист (список желаний. – Авт.).

– Источники дают информацию на добровольных нача-

лах?

– Да, за последние два года мы не заплатили ни одному источнику. Мы полностью отказались от этой практики.

220