Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брагинский договорное право книга 5 том 1.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
25.03.2023
Размер:
1.65 Mб
Скачать
  1. Понятие «расчеты» («расчетные правоотношения»)

Прежде всего необходимо уяснить, какой смысл вкладывался за­конодателем в понятие «расчеты» в качестве самостоятельного пред­мета правового регулирования, когда в ГК была выделена в отдель­ную главу (гл. 46 «Расчеты») совокупность норм, направленных на регулирование соответствующих правоотношений.

Первый параграф данной главы «Общие положения о расчетах» включает в себя положения о наличных и безналичных расчетах, а также о формах безналичных расчетов. Согласно ст. 861 ГК расче­ты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими пред­принимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1); расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2). Безналичные расчеты про­изводятся через банки, иные кредитные организации, в которых от­крыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (п. 3).

В соответствии со ст. 862 ГК при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккре­дитиву, чеками, по инкассо, а также расчеты в иных формах, преду­смотренных законом, установленными в соответствии с ним банков­скими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов. Все остальные прави­ла, содержащиеся в гл. 46 ГК, посвящены исключительно безналич­ным расчетам.

Основываясь на приведенных законоположениях (или коммен­тируя их), современные российские правоведы приходят к различ­ным выводам о содержании понятия «расчеты» («расчетные право­отношения»).

Так, по мнению Д.А. Медведева, «расчетные обязательства опо­средуют осуществление платежей за переданное имущество (вы­полненные работы, услуги) или по иным основаниям. Их цель — надлежащее оформление передачи денег из рук должника в руки кредитора. Расчеты подразделяются на безналичные (через кредит­ную организацию) и наличные, когда должник вручает кредитору деньги в «натуральной» форме (банковские и казначейские билеты, монеты)»1.

Похожих взглядов придерживается Н.Ю. Рассказова, которая по­лагает, что толкование ст. 861 ГК, «а также ст. 25, 63, 140 и др. по­зволяет определить расчет как способ исполнения обязательства, предполагающий уплату денежной суммы»470 471.

Немногим отличаются от приведенных точек зрения и рассужде­ния Л.Г. Ефимовой о содержании понятия «расчеты». Она пишет: «Термином «расчеты» обычно называют процесс исполнения де­нежных обязательств. Способ расчетов (модус исполнения денеж­ного обязательства) может быть различным. В зависимости от требова­ний законодательства и соглашения сторон надлежащее исполнение денежных обязательств (расчеты) может осуществляться тремя спосо­бами: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований»472.

Представляется, однако, что в предлагаемом названными авто­рами аспекте (расчеты как процесс исполнения денежного обяза­тельства) расчетные правоотношения теряют свое самостоятельное значение, во всяком случае в качестве предмета специального пра­вового регулирования. В самом деле, действия должника по граж­данско-правовому обязательству по оплате поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг в достаточной степени урегулированы общими положениями об исполнении денежных обя­зательств (ст. 316—319, 395, 823 и др.) и не нуждаются в какой-либо особой дополнительной регламентации. При таком подходе также нет никакого смысла (ни теоретического, ни практического) в диф­ференциации расчетов на наличные и безналичные.

Иначе смотрит на категорию расчетов (в частности, безналичных расчетов) В.А. Белов. Он пишет: «Термин «безналичные расчеты» употребляется обыкновенно в двух значениях. В широком смысле без­наличные расчеты представляют собой процесс погашения (прекраще­ния) денежных обязательств без применения наличных денег, путем так называемого перечисления «безналичных денежных средств». Вто­рое значение термина «безналичные расчеты» — узкое юридическое и может быть расшифровано как правовые отношения (предпосыл­кой возникновения которых является договор банковского счета), содержание которых составляет право требования владельца счета к обслуживающему его банку о перечислении с указанного банков­ского счета определенной денежной суммы по указанным реквизитам в определенный срок и за вознаграждение, а также — корреспонди­рующая данному праву обязанность банка»1.

Л.А. Новоселова также подчеркивает связь безналичных расчетов с договором банковского счета, понимая под безналичными расчета­ми отношения, «связанные с использованием для расчетов по граж­данско-правовым сделкам такого вида имущества, как средства на банковских счетах». «Необходимым условием проведения безналич­ных расчетов, — считает она, — является наличие у плательщика и по­лучателя средств счета в банке, который открывается им на основа­нии особого договора — договора банковского счета»473 474.

Н.В. Фомичева определяет расчетные правоотношения как «уре­гулированные нормами права общественные отношения, возни­кающие между субъектами возмездного гражданско-правового обязательства и кредитной организацией в связи с осуществлением платежей за переданное имущество, выполненные работы, оказан­ные услуги или по другим основаниям. Целью расчетов является надлежащее оформление передачи денег из рук должника в руки кредитора»475.

В данном определении верно подмечена характерная особен­ность расчетных правоотношений, а именно — непременное уча­стие в указанных правоотношениях банка или иной кредитной орга­низации. Вместе с тем вызывает сомнения вывод о том, что расчет­ное правоотношение возникает «между субъектами возмездного гражданско-правового обязательства и кредитной организацией». При таком подходе само расчетное правоотношение выглядит как некая многосторонняя сделка, заключаемая между плательщиком, банком и получателем денежных средств. Однако же и платель­щик, и получатель денежных средств имеют самостоятельные до­говоры банковского счета с обслуживающими их банками. Расчет­ная операция (например, по переводу денежных средств) заверша­ется поступлением денежных средств в банк, обслуживающий их получателя, а зачисление указанных денежных средств на банков­ский счет получателя производится банком в порядке исполнения обязательств, вытекающих из договора банковского счета. Поэто­му в этом смысле получатель денежных средств вряд ли может быть признан субъектом расчетного правоотношения, а круг его участ­ников должен быть ограничен плательщиком, обслуживающим его банком и банками, привлеченными к совершению расчетной опе­рации по перечислению денежных средств в банк, обслуживающий их получателя.

Кроме того, как представляется, целью расчетов (расчетных правоотношений) никак не может служить оформление передачи «денег из рук должника в руки кредитора». Такой цели могла бы служить расписка в получении денежной суммы, выдаваемая кре­дитором должнику при наличных расчетах. При безналичных рас­четах никакой передачи денег (а тем более в руки кредитора) не происходит. Напротив, смысл безналичных расчетов в том и со­стоит, что они осуществляются без передачи денег. Целью расчетов (со стороны плательщика) является погашение денежного обяза­тельства перед кредитором или выполнение его обязанности по уплате налоговых или иных обязательных платежей в бюджет пу­тем уменьшения объема своих прав требований по отношению к банку по заключенному с последним договору банковского счета и соответствующему увеличению объема прав требования кредито­ра или государства (получателя денежных средств) по отношению к обслуживающему его банку на основании такого же договора банковского счета.

Необходимо обратить внимание на одну интересную деталь: ГК (гл. 46) предусматривает наличные расчеты и обозначает случаи их возможного применения, но (в отличие от безналичных расчетов) не регулирует эти наличные расчеты. И это понятно! Ведь наличные расчеты, осуществляемые между должником и кредитором (без уча­стия банка или иной кредитной организации), не порождают ника­ких особых правоотношений за рамками существующего между ни­ми обязательства и по существу представляют собой действия сто­рон по исполнению этого обязательства.

Такие особые (расчетные) правоотношения появляются лишь в том случае, когда исполнение денежного обязательства произво­дится путем перечисления денежных средств, находящихся на бан­ковском счете должника, что непременно предполагает обращение плательщика за услугами обслуживающего его банка по переводу соответствующих денежных средств в банк, обслуживающий кре­дитора (получателя денежных средств). Только в этом случае воз­никают специфические расчетные правоотношения с обязательным участием банка (банков), требующие специального правового ре­гулирования.

В связи с этим можно согласиться с Л.А. Новоселовой, которая предлагает рассматривать в качестве «основного критерия выделе­ния расчетных правоотношений как особого вида гражданско- правовых отношений... особый объект совершаемых сделок, кото­рым является право требования к банку, выполняющее роль средст­ва платежа». «Определяющим при этом, — пишет она, — является не само участие банка как субъекта этих отношений, а характер его обя- зательства»1.

Надо сказать, что и ранее, в том числе в советские времена, мно­гими авторами обосновывались особый характер и самостоятельность расчетных правоотношений, возникающих между банками и их кли­ентами при осуществлении последними платежей безналичными де­нежными средствами. При этом, когда говорили о самостоятельности расчетных правоотношений, имели в виду их известную самостоя­тельность по отношению к тому основному обязательству, по кото­рому осуществлялись банковские расчеты, «ввиду несоответствия субъектного состава указанных правоотношений»476 477, а особенность расчетных правоотношений усматривали в том, что «расчеты осуще­ствляются через банк», поэтому «они предполагают обязательства, основанные на расчетном счете, между каждым контрагентом. и банком»478.

Нам представляется все же (как и Л.А. Новоселовой), что осо­бый и самостоятельный характер расчетным правоотношениям придают прежде всего особые свойства их объекта — денежных средств, находящихся на банковском счете, выполняющих роль средства платежа. В самом деле, есть немало случаев, когда банки оказывают услуги гражданам, не имеющим банковского счета, по переводу денежных средств или принятию и оформлению различ­ных платежей, например, в адрес коммунальных служб или нало­говых органов. В подобных ситуациях, несмотря на прямое участие банка в соответствующих отношениях, никаких особых расчетных правоотношений, требующих специального регулирования, не воз­никает, а реально существующие правоотношения представляют собой обязательства по оказанию возмездных услуг, связанных с денежным переводом. Субъектный состав такого рода обязательств может включать и иного (нежели банк) исполнителя услуг по де­нежному переводу: органы связи, специализированные организа­ции и т.п.

В связи с изложенным представляется неверным говорить о ши­роком и узком значениях понятия «расчеты» («расчетные правоот­ношения»), поскольку в данном случае речь идет не о разных значе­ниях одной и той же правовой категории, а о различных правовых явлениях, требующих применения соответствующей (различной) юридической терминологии. В одном случае (расчеты в широком смысле слова) имеются в виду действия должника по исполнению денежного обязательства (все равно, путем наличных или безналич­ных платежей), в другом же случае мы говорим об особых расчетных правоотношениях, объектом которых являются денежные средства, находящиеся на банковском счете плательщика, используемые в ка­честве средства платежа, а в роли обязательного субъекта указан­ных правоотношений (наряду с плательщиком) выступает банк, с которым у плательщика заключен договор банковского счета.

По той же причине вряд ли возможно вести речь о безналичных и наличных расчетах как об отдельных видах расчетных правоотноше­ний. Понятия «наличные расчеты» и «расчетные правоотношения» не могут соотноситься как «вид» и «род», ибо наличные расчеты осу­ществляются между сторонами денежного обязательства без участия банка и должны квалифицироваться как исполнение этого денежного обязательства. Объектом отношений, возникающих при наличных расчетах, являются наличные деньги, передаваемые должником де­нежного обязательства в собственность кредитора. Следовательно, наличные расчеты не имеют ни одного из признаков, присущих рас­четным правоотношениям и выделяющих их в особую группу правоот­ношений, требующих специального правового регулирования.

Таким образом, под расчетными правоотношениями, составляю­щими предмет специального правового регулирования, следует по­

нимать отношения, возникающие между владельцем счета — пла­тельщиком (получателем денежных средств) и банком, в котором открыт его банковский счет, а также иными банками, привлечен­ными к осуществлению соответствующей банковской операции в связи с исполнением поручения владельца счета о переводе (полу­чении) денежных средств, находящихся на банковском счете, в по­рядке безналичных расчетов.