Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

243_p467_D1_2985

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.04.2023
Размер:
3.89 Mб
Скачать

67

Рис. 5. Pallasea maligna sp. n.

68

Рис. 6. Pallasea maligna sp. n.

69

Рис. 7. Pallasea maligna sp. n., ♀

изогнут, направлен вниз и немного в сторону; 4 и 5 членики равной длины, с густыми щетинками по нижнему краю; в жгуте до 8 члеников.

Пальпус мандибулы с узко-ланцетовидным концевым члеником, щетка занимает около половины его длины; средний членик длиннее концевого, с длинными щетинками в дистальной части. В максилле 1 иглы наружной пластинки в большинстве своем с 2-4 короткими, тупыми, косо сидящими боковыми зубчиками; внутренняя пластинка яйцевидная, с 12 перистыми щетинками. В максиллипедах коготок почти равен длине последнего членика пальпуса, наружная пластинка дистальным концом не достигает середины его среднего членика.

Коксальные пластинки 2 и 3 пар длинные, узкие, языковидные; 1 и 4 пары более короткие; в 1 паре нижне-передний угол оттянут вперед, закруглен, нижне-задний плавно срезан, передний край с выемкой; в пластинке 4 пары задний край треугольный, боковая поверхность с обширным вздутием. Коксальные пластинки 5-7 с плавно округленными углами, вырезки нижнего края слабые.

Ладони гнатоподов в 1 паре миндалевидные, во 2 – бокаловидные, со скошенным пальмарным краем; на углу пальмарного края и в дистальной части нижнего сидят несколько шипиков, более многочисленных и сильнее развитых в 1 паре.

В переоподах 3 и 4 меро- и проподиты равны по длине, карпоподиты также равны с ним или чуть короче; все членики с пучками густых длинных щетинок, сравнительно более коротких на проподитах; когти толстые, равны половине длины проподита. Переоподы 5 заметно короче, чем 6 и 7; базиподиты в 5 и 6 парах удлиненные, с равномерно суживающимся дистально крыловидным краем, не образующим лопасти в нижней части; в 7 паре крыловидный край более широкий, книзу не суживается, на дистальном конце образует короткую, но широкую округленную лопасть; задний край во всех трех парах с густыми, довольно длинными щетинками; прочие членики с редкими пучками щетинок; когти длинные, составляют около половины длины проподита.

Эпимеральные пластинки короткие и довольно широкие, их нижнезадние углы округлены, вдоль нижнего края сидят редкие щетинки.

Уроподы 1 простираются назад до одного уровня с уроподами 3, их ветви равной длины между собой и почти вдвое короче стержня; стержень широкий, несет единичные простые щетинки по наружному краю и на дистальном конце; ветви голые, с одним коротким апикальным шипом каждая. Уроподы 2 устроены аналогично, но значительно короче; вершины их ветвей немного не достигают конца стержней 1 пары. В уроподах 3 внутренняя ветвь на 2/5 короче наружной, последняя с рудиментарным вторым члеником (заметен при тщательном рассмотрении); обе ветви с перистыми и простыми щетинками по обеим сторонам.

Тельсон удлиненный (длина больше ширины), наиболее широкий в проксимальной трети; выемка слабая, округленная; по краям и сверху тельсона – короткие щетинки.

70

Длина тела до 22,0 мм.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ. Вид наиболее близок к P. kesslerii. Отличия от него заключаются в следующем. Срединный ряд возвышений выражен очень слабо (у P. kesslerii срединные бугорки более крупные, заметны с первых сегментов мезосомы). Волоски на сегментах тела короче, реже и малочисленнее, чем у P. kesslerii. Боковые зубцы на 7 сегменте мезосомы и 1 сегменте метасомы развиты сильнее у P. maligna, чем у P. kesslerii, а на 2 сегменте мезосомы, напротив, слабее, так что зубцы 1 сегмента длиннее таковых 2-го примерно в 4 раза (у P. kesslerii в 1,5-2 раза); зубцы 1 сегмента у P. maligna сильнее наклонены назад. Зубец на боковой стороне головы у P. maligna тупой и плавно округленный, в отличие от острого, треугольного у P. kesslerii. Антеннальный конус P. kesslerii обычно более прямой, чем у P. maligna, а уроподы 2, в отличие от P. maligna, у P. kesslerii достигают своими концами дистального конца стержня уроподов 1. Длина тела P. maligna меньше, чем P. kesslerii.

ЗАМЕЧАНИЕ. У одного экземпляра из бухты Заворотной самый длинный боковой зубец (на 1 сегменте метасомы) с правой стороны был в проксимальной части более толстый, чем у других особей, и на середине своей длины образовывал сидящий с внешней стороны короткий добавочный зубец. Такой факт, расцениваемый как уродство, впервые наблюдался нами у вооруженных байкальских амфипод.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Известен из Северного Байкала (западный берег от мыса Покойники до бухты Заворотной) и Южного (Большие Коты). Вероятно, распространен гораздо шире. Глубина 1,5-12 м. Грунт – камни, часто поросшие водорослями Draparnaldioides, иногда с губками; песок; реже заиленный песок, мягкий ил, детрит.

ЭТИМОЛОГИЯ: maligna – лат. «коварная». При поверхностном знакомстве с материалом вид может быть спутан с P. kesslerii, что неоднократно и случалось благодаря подобному ненамеренному «коварству».

ТИПОВОЙ МАТЕРИАЛ. Голотип ♀ 18,0 мм – 18.07.1996, южная сторона мыса Покойники, глуб. 8-10 м; камни, поросшие драпарнальдией; драга (Северобайкальская экспедиция ИГУ). Хранится на биолого-почвенном факультете ИГУ.

Паратипы: 15 экз. – из того же сбора; 23 экз. – 21.07.1996, 1 км к северу от ГМС «Солнечная», глуб. 7-12 м, камни, драга (Северобайкальская экспедиция ИГУ); 2 экз. – 21.07.1996, там же, глуб. 7 м, песок, дночерпатель (Северобайкальская экспедиция ИГУ); 8 экз. – 19.07.1996, коса левее входа в сор на м. Покойники, глуб. 5-8 м, камни, песок, драпарнальдии; драга (Северобайкальская экспедиция ИГУ); 1 экз. – 16.08.1991, бухта Большие Коты, глуб. 5-10 м, камни, песок; драга (В.В. Тахтеев).

Pallasea (Pallasea) grubii grubii (Dybowsky, 1874)

Gammarus grubii. Dybowsky, 1874, S. 38-39, 132-133; Taf. 1, Fig. 5. Pallasea grubii. Stebbing, 1899, p. 422. Stebbing, 1906, S. 379-380. Dybowskia grubii. Гаряев, 1901, с. 39; табл. I, рис. 3.

Pallasea grubei. Совинский, 1915, с. 268-269, 359; рис. 267-270. Дорогостайский, 1922, с. 120.

Cancelloido (Grubeinus) grubei. Dybowski, 1927b, S. 685. Dybowski, 1927c, S. 68.

71

Pallasea (Pallasea) grubei. Базикалова, 1945, с. 143-144. Barnard, Barnard, 1983, p.

480.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ И ЗАМЕЧАНИЯ. От наиболее близких видов, P. kesslerii и P. maligna, отличается по совокупности следующих особенностей.

Срединные бугорки отчетливо выражены с 4-5 сегментов мезосомы. Боковые ряды возвышений присутствуют с 1 сегмента мезосомы, сначала в виде бугров, с 3-4 сегмента мезосомы – в виде зубцов, постепенно увеличивающихся в размерах и достигающих максимальной величины на 1 сегменте метасомы. Зубцы этого сегмента направлены назад, заострены, по длине короче, чем у родственных видов Pallasea: их вершины достигают лишь начальной части следующего сегмента. Боковые возвышения 2 сегмента метасомы то в виде очень коротких зубцов, далеко не доходящих до заднего края сегмента и меньших по размеру, чем зубцы на 7 сегменте мезосомы3; то в виде крупных бугров; то в виде хорошо развитых зубцов, лишь чуть-чуть короче зубцов 1 сегмента метасомы. На 3 сегменте метасомы боковые ряды в виде бугров. Краевые ряды на 1-5 сегментах мезосомы в виде тупых, но хорошо развитых зубцов со скошенной спереди вершиной, на 6-7 сегментах – в виде бугров или очень тупых, низких зубцов. На сегментах метасомы краевые ряды в виде обширных вздутий, сливающихся с основанием боковых возвышений.

Зубец на боковой поверхности головы промежуточного строения между P. kesslerii и P. maligna; он то притупленный, с округленной вершиной, то тонкий и приостренный. Придаточный жгутик из 2-3 члеников. Антеннальный конус прямой или почти прямой, направлен вперед и вниз. 4 и 5 членики стержня антенны 2 с более редкими щетинками, чем у P. kesslerii и P. maligna.

Коксальные пластинки 2-4 шире, чем у обоих названных видов; 1 пара с сильно изогнутым передним краем и значительно вытянутым вперед (хотя и округленным) нижне-передним углом. Гнатоподы со сравнительно более широкими ладонями, у самца более крупными, чем у самки.

Уроподы 2 не достигают дистального конца стержней уроподов 1. В уроподах 3 наружная ветвь в 3,5-6,5 раз длиннее внутренней, с рудиментарным вторым члеником, несет перистые щетинки по внутреннему краю и только простые – по наружному; внутренняя ветвь с простыми щетинками на вершине и перистыми на внутреннем крае, внешний край голый или с 1 простой щетинкой. Тельсон короткий, длина его не превышает максимальной ширины, чаще заметно меньше нее, дистальный край с широкой, но неглубокой выемкой.

Длина тела до 32 мм (Базикалова, 1945).

Молодые особи (длиной около 10 мм) характеризуются заметно более острыми и длинными зубцами вооружения тела, большей разницей в длине ветвей уроподов 3 (в 8 раз), приподнятым вверх рострумом.

3 У типовых экземпляров (гамбургская коллекция) зубцы 2 сегмента метасомы развиты слабо.

72

РАСПРОСТРАНЕНИЕ (по Базикаловой, 1945): весь Байкал, главным образом его заливы и губы, верхнее течение Ангары; глубина 1-175 м, чаще до 30-40 м; грунт – песок, илистый песок, редко камни. В наших сборах имелся на грунтах с обильной примесью детрита, в зарослях хары. Подвид P. grubii arenicola Dorogostajsky, 1922 является эндемиком Селенгинского района, где встречается на песках и илах, обильно обогащенных детритом.

ТИПОВОЙ МАТЕРИАЛ. Синтипы в количестве 6 экз. (3♀♀, 3♂♂) хранятся в Зоологическом институте и Зоологическом музее Гамбургского университета, № 21618 (Andres, Lott, 1977). Там же, под названием Gammarus sphaerophthalmus Dybowsky (nomen nudum) хранится еще 2 экз. этого же вида, маркированные как типы (№ 21710). В Музее природоведения университета им. Гумбольдта (Берлин) также имеется серия экземпляров P. grubii grubii под номерами 3841, 3837, 3842, 11489 и 11490, предположительно также синтипов (первоначальные этикетки заменены).

Род Acanthogammarus Stebbing, 1899

Типовой вид – Gammarus godlewskii Dybowsky, 1874. Впервые обозначен Б.И. Дыбовским (Dybowski, 1924), но не А.Я. Базикаловой (1945), как ранее указывалось Р.М. Камалтыновым (1992).

ДИАГНОЗ. Крупные животные. Тело в средней части расширено. Вооружение тела без вторичных шипов. Срединный ряд возвышений хорошо развит, его зубцы или кили всегда непарные, сравнительно низкие на первых сегментах мезосомы и более высокие – на последних сегментах мезосомы и на метасоме. Боковые ряды в виде слабых бугорков или незаметны, никогда не имеют вид зубцов. Краевые ряды возвышений имеются, развиты различно – от валиковидных вздутий до длинных острых зубцов. Антенны 1 длиннее антенн 2. Кокса 1 с выдающейся вперед лопастью (округлой или приостренной). Гнатоподы с крупными, широко-миндале- видными ладонями, с длинным пальмарным краем и коротким нижним; когти длинные, изогнутые. Переоподы 5-7 длинные, со стройными базиподитами. Уроподы 1 и 2 только с одиночными шипами на вершинах ветвей; на ветвях и стержнях (или только на стержнях) могут иметься щетинки.

Подрод Acanthogammarus s. str.

ДИАГНОЗ. Срединный ряд возвышений в виде тонких острых зубцов или широких треугольных килей, поставленных вертикально или слегка наклоненных назад. Краевые ряды на мезосоме в виде хорошо развитых треугольных или приостренных зубцов, которые достигают наибольшего развития на 4 сегменте или 4 и 5 одновременно. Кокса 4 с бугорком или зубцом на боковой стороне, который намного короче краевого зубца 4 сегмента; иногда с гладкой поверхностью. Переоподы 3 и 4 с заметно расширенными члениками; когти длинные, широкие и почти прямые, имеют ланцетовидную форму. Ветви уроподов 1 и 2 всегда без щетинок. Уроподы 3 развиты нормально, не более чем вдвое короче уроподов 2, наружная ветвь лишь немного длиннее внутренней, обе ветви хотя бы с одной стороны усажены перистыми щетинками.

73

Подрод Brachyuropus Stebbing, 1899

Типовой вид – Gammarus grewingkii Dyb., 1874. Впервые обозначен Б.И. Дыбовским (Dybowski, 1924), но не Дж.Л. и Ч.М. Барнардами

(Barnard, Barnard, 1983).

ДИАГНОЗ. Срединный ряд возвышений в виде зубцов или килей, заметно наклоненных назад; краевые ряды на мезосоме в виде низких тупых килей или продольных валиков, примерно одинаково развитых на всех сегментах, включая 4 и 5. Кокса 4 либо с гладкой боковой поверхностью, либо с сильно развитым зубцом, по длине значительно превышающим возвышения краевого ряда. Переоподы 3 и 4 со стройными или слегка расширенными члениками, когти не ланцетовидной формы, иногда усажены щетинками. На ветвях уроподов 1 и 2 могут иметься щетинки. Уроподы 3 очень короткие, минимум в 4 раза короче уроподов 2; наружная ветвь уроподов 3 значительно длиннее внутренней, обе только с простыми щетинками.

Ключ для определения видов и подвидов подрода Acanthogammarus

1 (11) Краевые зубцы на 4 сегменте мезосомы развиты очень сильно, значительно превышают по длине краевые выросты на прочих сегментах.

2 (10) Коксальная пластинка 1 образует направленную вперед лопасть, плавно округленную спереди.

3 (4) Антенны 1 длиннее половины длины тела. 4 членик стержня антенны 2 лишь немного сплюснут дорсовентрально, в средней части не расширен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . A. (A.) godlewskii gracilispinus subsp. n.

4 (3) Антенны 1 не длиннее половины длины тела. 4 членик стержня антенны 2 сильно сплюснут дорсовентрально, расширен в средней части.

5 (6, 9) Кратчайшее расстояние между вершинами краевых зубцов 4 сегмента мезосомы в 1,5 раза превышает ширину тела у их основания (рис. 10) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . A. (A.) victorii maculosus Dor.

6 (5, 9) Кратчайшее расстояние между вершинами краевых зубцов 4 сегмента мезосомы в 2 раза превышает ширину тела у их основания (рис. 8, 13).

7 (8) Базиподит переопода 7 равномерно суживается на всем своем протяжении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . A. (A.) victorii victorii (Dyb.)

8 (7) Базиподит переопода 7 суживается только в дистальной трети, после заметного перегиба заднего края (рис. 12) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . A. (A.) lappaceus lappaceus sp.n. 9 (5, 6) Кратчайшее расстояние между вершинами краевых зубцов 4 сегмента мезосомы более чем в 2 раза превышает ширину тела у их осно-

вания (рис. 14) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . A. (A.) lappaceus longispinus subsp. n. 10 (2) В коксальной пластинке 1 выдающаяся вперед лопасть с прямо срезанным передним краем и сильно заостренным нижне-передним углом .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . A. (A.) godlewskii godlewskii (Dyb.)

74

11 (1) Краевые зубцы на 4 сегменте мезосомы развиты умеренно, по длине равны или почти равны зубцам на 5 сегменте.

12 (13) Нижне-передние углы головы с длинными рогоподобными выростами (см. рис. 93а). Третий членик стержня антенны 1 короче второ-

го . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . A. (A.) subbrevispinus Baz. 13 (12) Нижне-передние углы головы плавно закруглены Третий членик стержня антенны 1 длиннее второго . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . A. (A.) brevispinus Dor.

Рис. 8. Вооружение Acanthogammarus victorii victorii,

вид дорсально

75

Acanthogammarus (Acanthogammarus) victorii victorii (Dybowsky, 1874)

Рис. 8

Gammarus godlewskii var. victorii. Dybowsky, 1874, S. 41, 145-146. Acanthogammarus godlewskii (part.). Stebbing, 1899, p. 430. Stebbing, 1906, S. 510.

Polyacanthus godlewskii var. victorii. Гаряев, 1901, с. 31.

Acanthogammarus godlewskii var. victorii. Совинский, 1915, с. 302-304, рис. 326. Acanthogammarus godlewskii victorii. Дорогостайский, 1922, с. 143. Acanthogammarus (=Acantho) godlewskii var. wictori. Dybowski, 1924, S. 74. Acanthogammarus wiktori. Dybowski, 1927b, S. 686.

Acanthogammarus (=Acantho) wiktori. Dybowski, 1927c, S. 72.

Acanthogammarus (Acanthogammarus) victorii. Базикалова, 1945, с. 105-106; табл. XLIX, фиг. 2. Barnard, Barnard, 1983, p. 524.

ДИАГНОЗ. Срединный ряд возвышений при взгляде сбоку – в виде широких треугольных килей, низких на 1-4 сегментах мезосомы, более развитых на 5 сегменте, высоких на 6-7 сегментах мезосомы и 1-2 метасомы. На 3 сегменте метасомы и 1 уросомы срединные возвышения в виде острых зубцов. Боковые ряды в виде очень слабых бугорков, неясных на 1- 4 сегментах мезосомы и лучше заметных на 5-7 сегментах мезосомы и всех сегментах метасомы. Краевые ряды на сегментах мезосомы в виде широких в основании, треугольных килей, за исключением 4 сегмента, на котором они в виде мощных, изогнутых назад роговидных зубцов; расстояние между их вершинами в 2 раза превышает максимальную ширину тела. Голова с бугристой дорсальной поверхностью и небольшим, тупым, треугольным рострумом; длина рострума примерно равна ширине глаза; нижний край головы с утолщением, но без зубца. Глаза черные, выпуклые, яйцевидные, суженные снизу. Антенны 1 не длиннее половины длины тела. 4-й членик стержня антенны 2 сильно сплюснут дорсовентрально, жгут короче 5-го членика. Кокса 1 с сильно вытянутой вперед, неширокой, но округленной лопастью и с сильно вырезанным нижним краем. Коксы 2-4 также с сильной вырезкой снизу, 4 пара – с коническим зубцом на боковой стороне, направленным прямо в сторону. Переоподы наиболее длинные в 6 паре, их базиподиты возрастают в длину от 5 к 7, узкие, их задний край суживается на всем своем протяжении. Уроподы 3 с густыми перистыми щетинками по обеим сторонам обеих ветвей. Тельсон рассечен на 2/3, выемка щелевидная.

Длина тела до 67 мм (Базикалова, 1945). Окраска тела коричневатожелтая, без поперечных полос.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ: южная часть Байкала до Селенги, глубина 3- 90 м; грунт – песок, камни (Базикалова, 1945). Попадает в тралы, драги, рыболовные сети, иногда (Дорогостайский, 1922) – в ловушки.

Местонахождение типового материала неизвестно.

76

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]