Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

pdf.php@id=6161.pdf

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.05.2023
Размер:
17.15 Mб
Скачать

времени, к которому сформировались все известные ныне груп­ пы растений и животных.

Химический состав ископаемых осадков в какой-то степени отражает биоценозы, вернее, танатоценозы соответствующих ге­ ологических эпох.

В додевонское время основными поставщиками ОВ были си­ незеленые и прочие водоросли и бактерии, высшие растения от­ сутствовали, поэтому в отложениях додевонского времени пыль­ ца, кутикула, витринит, растительные воски не наблюдаются. В ОВ этих отложений нет подавляющего превосходства нечет­ ных УВ среди высших нормальных алканов. Сравнивая химиче­ ский состав ОВ отложений разного возраста (имеется в виду ОВ, не измененное или мало измененное в катагенезе), далеко не всегда можно определить «возрастные» отличия или специфику исходного ОВ, поскольку все планктоногенное ОВ в отложени­ ях различного возраста сформировано за счет фитопланктона и бактерий; все остальные поставщики ОВ — незначительная при­ месь, которая может и не сказаться на химическом составе за­ хороненного ОВ.

Заметные отличия в химическом составе ОВ фиксируются только для двух крайних типов: 1) планктоногенного, образо­ ванного за счет жизнедеятельности фитопланктона и бактерий, чисто сапропелевого; 2 ) органического вещества наземного про­ исхождения, образованного за счет высших растений, гумусового или арконового ОВ. Помимо отличий в углеводородной части меняется валовый химический состав, что приводит, в частности, к изменению величины Н/Сат; для сапропелевого (I тип керогена) ОВ она составляет 1,7—1,9, в то время как в более ароматиче­ ском обогащенном кислородом гумусовом ОВ (III тип керогена) величина этого отношения не превышает 1 ,1.

Известно, что климат и температура воды влияют на жизне­ деятельность организмов и состав образованных исходным ОВ продуктов. Так, снижение среднегодовых температур, происходя­ щее в связи с похолоданием от кембрия до современного перио­ да, повлияло на структуру масел исходного ОВ в направлении повышения содержания ненасыщенных жирных кислот, прису­ щих данному виду. Поскольку экспериментально установлено, что насыщенные жирные кислоты — источник алканов, а нена­ сыщенные — нафтеновых УВ, то соотношение алканы/цикланы, производных насыщенных и ненасыщеных кислот, синтезируе­ мых растениями, контролируется температурой среды обитания.

Характер распределения некоторых биомаркеров (стеранов С28 и С29>в УВ фракции морского ОВ и нефтей различного возраста в

121

“а' “я

стераны

материн­ ских по­ родах

Рис. 3.3. Распределение отношения регулярных стеранов С2829 в биопродуцентах фанерозоя (по Р.М. Ваплесу и Т.М. Мачихаре)

геологической истории позволил наметить их генетическую связь с эволюцией основных продуцентов ОВ (рис. 3.3). Эта эмпири­ чески установленная закономерность — увеличение отношения стеранов С2829 от кембрия к кайнозою — не объясняет харак­ тер распределения стеранов в докембрийском ОВ и нефтях. На эмпирической кривой докембрийскому ОВ соответствуют низкие значения этого отношения, какие наблюдались в известных ра­ нее нефтях докембрия. В результате исследований последних лет ОВ рифейских отложений и нефтей Восточно-Европейской плат­ формы были идентифицированы ОВ и нафтиды с равномерным распределением стеранов, т.е. отношения стеранов С2829 ~ 1, что соответствует ОВ динофлагеллат, появившихся много позже.

До сих пор состав исходных биопродуцентов докембрия изу­ чен крайне слабо. Не исключено, что в докембрии существовали предшественники динофлагеллат, биохимический цикл которых был сходен, что и предопределило соответствующее распределе­ ние биомаркеров. Таким образом, данные об углеводородном со­ ставе, характере распределения биомаркеров позволяют решать и (или) поставить обратную задачу: каковы же были биопродуцен­ ты прошлых геологических эпох, особенно это касается ОВ наи­ более древних и менее изученных докембрийских отложений.

122

3.2. УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА И ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ДИАГЕНЕЗЕ

В современных морских осадках и водной толще ОВ отли­ чаются сложностью состава и полигенностью. Это, во-первых, живое вещество — фауна и флора, продукты их метаболизма, сингенетичное или автохтонное ОВ, планктогенное и бентосное, аллохтонное, принесенное с континента, также может присут­ ствовать эпигенетичное ОВ, мигрировавшее из нижележащих толщ, и продукты антропогенного загрязнения.

Седиментогенез ОВ

Седиментация, или осадконакопление, — сложный процесс взаимодействия геосфер Земли, происходящий при низких тем­ пературах и давлениях с участием различных организмов. Седи­ ментация минеральных частиц и ОВ тесно связаны. В бассейне седиментации основной источник ОВ — это автохтонное ОВ, формирование которого происходит путем фотосинтеза, т.е. со­ вокупностью биохимических реакций; в процессе формирования ОВ извлекает другие биогенные элементы в виде Si02, СаС03, MgC03 с некоторыми присущими им микроэлементами.

Для всех фотосинтезирующих организмов реакции фотосин­ теза идут согласно следующему уравнению:

С0 2 + 2АН2

хлорофилл > 2А + С(Н20) +Н20,

 

солнечный свет

где А — носитель водорода.

Фотосинтез в океане происходит в сравнительно тонком верх­ нем слое мощностью 2—250 м (в среднем 40 м) — эвфотическом слое — слое жизни. Разные фотосинтезирующие организмы ис­ пользуют различные участки видимого светового спектра, что позволяет фотосинтезирующим бактериям и водорослям обитать на различной глубине водной толщи.

Соотношение автохтонного и аллохтонного ОВ изменяется в различных районах Мирового океана и на разных уровнях стол­ ба воды. По данным Е.А. Романкевича, в среднем в Мировом океане доля аллохтонного ОВ достигает 5% общей массы ОВ; приводятся более низкие и более высокие значения. На шельфе и некоторых участках континентального склона аллохтонное ОВ может составлять значительную долю общего ОВ; в водоеме оно находится в растворенной и взвешенной (детритной) формах. В океане количество растворенного ОВ резко преобладает над взвешенным и является господствующей формой существования,

123

но в донный осадок практически переходит только взвешенное ОВ. Б. Тиссо и Д. Вельте (1981), ссылаясь на Д. Мензеля, приводят следующие данные о соотношении этих форм ОВ. Вертикальное распределение детритного органического углерода (ДОУ) и рас­ творенного органического углерода (РОУ) в океанах практически одинаково ниже глубины 200-300 м. Концентрация ДОУ изменя­ ется от 2 до 10 мкг/л, а РОУ — от 350 до 700 мкг/л. Выше указан­ ной глубины содержание этих компонентов изменяется, причем ДОУ прямо пропорционально, а РОУ обратно пропорционально величине первичной продукции органического вещества.

Создаваемое в бассейне автохтонное ОВ представлено пре­ жде всего фитопланктоном. При малых размерах основных пред­ ставителей фитопланктона (микропланктон и наннопланктон) и ничтожной массе он отличается чрезвычайно высокой продук­ тивностью.

В табл. 3.5 и 3.6 приводятся соотношения биомассы (Б) и био­ продукции (П) для разных типов автотрофных комплексов по различным областям.

Схема баланса органического углерода в океане (рис. 3.4) на­ глядно демонстрирует соотношение биомассы и биопродукции фитопланктона, а также соотношение растворенной и детритной форм углерода.

По данным Е.А. Романкевича, ежегодная биопродукция в оке­ ане, включая и поступающее с суши ОВ, составляет 21,1 млрд т Сорг, в форме взвеси — около 1—3 млрд т Сорг.

Таблица 3.5

Соотношение биомассы и биопродукции (по В.А. Успенскому)

Автотрофный комплекс

П/Б

Древесина леса

0,018

Растительность лугов

0,67

Комплекс растительности озер, рек

14

Морской фитоплактон

150

Таблица 3.6

Процентное распределение годовой продукции углерода автотрофов по различным областям (по В.А. Успенскому)

Объект исследования

Биомасса

Годовая продукция

Педосфера

99,73

36,98

Болота

0,12

0,92

Озера, реки

0,01

1,09

Океан

0,14

61,01

124

Первичая продукция фитобентоса 0.1-10 9т Сорг/год

ш /ш /ш ш ь

Захоронение 85-106Т С0пГ/гО Д

0 А % ОТ I

по с туп л е н и й в океан

 

Коэф ф ициент фоссилиэации 0А %

Рис. 3.4. Баланс органического углерода в океане (по ЕЛ. Романкевичу)

Годовая продукция Сорг в Мировом океане, по разным ис­ точникам, колеблется от 35 до 75-109 т, при этом величина терригенного сноса за год составляет 25 109 т, т.е. ниже биопродукции, при этом содержание Сорг в осадках обычно не превышает 1%. Такое соотношение минеральной и органической составляющих осадка связано с тем, что подавляющая часть биопродукции не доходит до дна, а минерализуется. Минерализующееся ОВ обра­ зует «водный гумус», стойкие растворенные органические соеди­ нения, которые массой на два порядка превышают массу фито­ планктона.

Биологическую продуктивность в морских обстановках кон­ тролируют различные факторы: свет, температура, минеральные

125

эоловый материал

Рис. 3.5. Схематическая модель бассейна осадконакопления (по Б. Тиссо и Д. Вельте)

вещества, течения, газовый режим, высота водной толщи и др. На рис. 3.5 приведен схематический профиль через бассейн осад­ конакопления, демонстрирующий основные факторы, влияющие на накопление ОВ в бассейне. Главный фактор — питательные вещества (нитраты, фосфаты и др.). Они поступают из разных источников: с континента выносятся реками и флювиальными потоками; основная часть питательных веществ поступает из ди­ намического резервуара океана и разносится течениями. Макси­ мальное количество питательных веществ поступает в эуфотический слой в зонах апвеллингов, располагающихся у западных окраин континентов. Подъему глубинных вод (апвеллингу) к поверхности способствуют циклонические круговороты с их ди­ вергенциями, сгонные ветры, места стыка холодных и теплых течений, штормы, муссонные ветры и др. Мощный и стабильный апвеллинг связан с пассатными восточными пограничными тече­ ниями в Тихом и Атлантическом океанах. К этим зонам апвел­ лингов приурочены осадки, наиболее обогащенные Сорг (до 20%). В соответствии с поступлением питательных веществ распределя­ ются и области с различной биопродуктивностью (табл. 3.7, 3.8).

По данным Е.А. Романкевича, над подводной окраиной кон­ тинентов создается около 50% первичной продукции ОВ, при­ мерно столько же приходится и на ложе океана.

126

 

 

 

Таблица 3.7

Продуктивность прибрежных вод и открытого океана

 

(по Б. Тиссо и Д. Вельте)

 

Зона

Площадь,

Средняя продуктив­

Общая продуктивность

106 км2

ность Сорг, г/м2 год'

Copr, 109 т/год

 

Открытый океан

326

50

16,3

Прибрежные воды

36

100

3,6

Зоны апвеллинга

0,4

300

0,1

Таблица 3.8

Продукция фотосинтеза над основными структуктурногеоморфологическими областями океана (по Е.А. Романкевичу)

Область

Площадь,

Годовая продукция Сорг

млн км2

г/м2

10’ т

 

Подводная окраина континентов

84

120

10,1

Ложе океана

276

36

10,0

Источником питательных веществ в океане, очевидно, явля­ ются подводные вулканы, гидротермальные системы, зоны спрединга. Что касается последних, то современные исследования, выполненные в том числе при помощи подводных аппаратов, привели к сенсационным открытиям. Вблизи гидротермальных выходов в различных рифтовых зонах (Восточно-Тихоокеанское поднятие, Галапагосский рифт, Красноморский рифт, бассейн Гуаймас и др.) были обнаружены биогенные сообщества, пора­ жающие своей биомассой (Polychaeta, Alvinellidae, Vestimentifera,

Riftia и др.). Химический состав животных из этих биологиче­ ских сообществ в целом идентичен обычным организмам. Пита­ нием для этих животных служит микрофитопланктон, некоторые формы которого напоминают цианобактерии (Colothrix, Hyphomicrobium и др.). Эти бактерии возникли за счет хемосинтеза по схеме

С02 + 2H2S С(Н20) + 2S + Н20.

Содержание Сорг в районе гидротермальных полей 0,04—0,35% (одно определение показало 0,95%), что в несколько раз выше, чем в абиссальных пространствах, окружающих гидротермальные поля. ОВ отличается повышенным содержанием серы (до 15%) и более тяжелым изотопным составом (513С изменяется от —11 до —17%о). Организмы-хемосинтетики характеризуются очень высокой продуктивностью — до 2,7 кг/сут, у фотосинтетиков — 6 ,8 кг/сут, т.е. цифры вполне сопоставимы (Леин и др., 1993).

127

Из рисунка видно, что наличие обогащенных Сорг отложений особенно характерно для континентального склона (субкларк 1,02%), что вдвое выше кларка океанического сектора Мирового океана (0,51%), в 1,5 раза превышает субкларки, свойственные глубоководным желобам (0,78%), континентальному подножию (0,76%) и краевому плато (0,72%); шельф оказался практически на уровне кларка (0,52%), что, видимо, связано с повышенной долей терригенного материала. Низкие значения (0,10%) отмече­ ны для островных дуг и абиссального ложа (0,19%). Повышение значения концентраций в глубоководных желобах определяется повышенной продуктивностью вод над ними, обусловленной по­ ступлением питательных веществ с островной дуги.

Состав же ОВ, осажденного в различных морфоструктурных зонах, существенно отличается. Изменение состава ОВ в зависи­ мости от глубины бассейна, типа обстановки осадконакопления вполне закономерно. Это отражается как в элементном и группо­ вом составе, так и в микрокомпонентном составе ОВ. Распреде­ ление микрокомпонентного состава ОВ в зависимости от морфо­ структурных областей осадконакопления показано на рис. 3.7.

Наиболее высокой биопродуктивностыо в Мировом океане ха­ рактеризуются зоны глобальных апвеллингов, площадь которых

витрииит + терригенный X лейптинит

витрииит + терригенный

Рис. 3.7. Распределение ми­ крокомпонентов — витринита, инертинита и лейптинита в различных морских обстановках (Литке и Са-

шенхофер, 1994)

су(морские фэны

желоба

морской

инертинит +

леилтинит

рецикмиеский витринит

129

около 1 млн км2, биопродуктивность достигает 2 г/м2 ОВ в сутки; наиболее благоприятны глубины 100—300 м, скорость подъема вод 1 м/сут. Эти зоны отличаются и самыми высокими концен­ трациями Сорг — до 1 2 %, (24,6% в апвеллинге Уолфиш-Бей).

Органическое вещество зон апвеллингов имеет специфиче­ ский состав (амикагиновое ОВ), в нем повышено содержание азота, прежде всего за счет высокой доли зоопланктона в ис­ ходной биопродукции.

Важнейшим фактором, в значительной степени определяю­ щим концентрацию ОВ в породах, является скорость накопления осадков. В условиях относительно постоянной скорости посту­ пления ОВ в осадок его содержание обратно пропорционально скорости накопления минеральной составляющей осадка — эф­ фект «разубоживания»; он наиболее хорошо проявляется в пе­ риферических частях бассейна седиментации, где фиксируется наибольшее поступление органического материала. Однако эта зависимость проявляется далеко не всегда, так как на эффект «разубоживания» накладываются другие процессы. Высокая ско­ рость седиментации минеральных частиц препятствует действию аэробных бактерий, т.е. способствует сохранению ОВ и увеличе­ нию его концентрации в осадке.

П.И. Мюллером и Е. Суэсом была сделана попытка учесть влияние скорости осадконакопления на сохранность ОВ. На основании анализа содержания ОВ в донных осадках различных частей океана установлена «универсальная» связь степени со­ хранности Сорг со скоростью осадконакопления. В соответствии с расчетами при низкой скорости осадконакопления (2 —6 мм за 1000 лет) сохраняется менее 0,01% Сорг, при умеренной (2-13 см за 1000 лет) — от 0,1 до 2% и при высокой (66—140 см за 1000 лет) — от 11 до 18%. Авторами предложено уравнение, по­ зволяющее рассчитать величину Сорг в зависимости от скорости седиментации:

_ 0,003-R.-S0’3 п/

°рг “

Рп(1_ф)

где R — первичное содержание углерода в осадке, S — скорость осадконакопления, Рп — плотность, Ф — пористость.

Из приведенного уравнения следует, что степень сохранения Сорг в осадке удваивается при 1 0 -кратном увеличении скорости осадко­ накопления при прочих равных условиях (Muller, Suess, 1979).

Размер осаждающихся минеральных частиц и состав их так­ же влияют на концентрацию ОВ. На ряде толщ современных и ископаемых осадков установлена обратная зависимость между гранулометрией и концентрацией ОВ. На примере современных

130

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]