Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Циклическая прочность и ползучесть металлов при малоцикловом нагружении в условиях низких и высоких температур

..pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.11.2023
Размер:
25.76 Mб
Скачать

стоя иной и изменяется с увеличением числа циклов. Это показано на рис. 131 для трех наиболее характерных зон образца. Как видно, кри­ вые циклического формоизменения, представленные в координатах ф, N для различных сечений, аналогичны кривым ползучести ме­ таллов, имеющим три характерных участка. В зонах образца, не совпадающих с сечением разрушения, наблюдается затухающее формоизменение (кривые 2 и 3), а в зоне шейки, где происходит разрушение,— ускоренное и в этом сечении величина ф достигает предельного значения — 100%.

Наличие характерных участков на кривых формоизменения осо­ бенно четко можно проследить по представленным на рис. 132 за­

висимостям, где показано, как изме­

няется степень формоизменения,

ха­

рактеризуемая коэффициентами

и

Rrt, с изменением числа циклов на­

гружения. Величина /?ф является по­

казателем неравномерности формоиз­

менения и определяется как разность

наименьшей и наибольшей

степеней

 

 

деформации в различных сечениях об­

Ю

20 30 40 60 80100И9цт

разца

= фш— фв, где фш и фв “

относительное сужение соответственно

рис# 132. Изменение неравномер-

в шейке и выпуклости.

Величина Ra

ности

формоизменения образца

характеризует степень

формоизмене-

из сплава ВН-2.

ния по изменению диаметра в различ­

 

 

ных сечениях образца,

Rd =

■—вие

, где d0, dB и dm—соответст­

венно номинальный диаметр образца и диаметры образца в выпук­ лости и шейке, где произошло разрушение.

Следует отметить, что в исследованных тугоплавких металлах область перехода от установившегося формоизменения к ускоренно­ му совпадает с областью чисел циклов от 0,6 до 0,7 и определяется степенью локализации неравномерной пластической деформации. Изменение скорости формоизменения наступает одновременно с преимущественным развитием какой-либо шейки. При этом разви­ тие других шеек и выпуклостей происходит G затуханием (см. рис. 131, кривые 2 и 3), а вся пластическая деформация локализу­ ется в шейке, где происходит разрушение. Анализ данных рис. 131 позволяет также сделать вывод о том, что накопление формоизме­ нения в выпуклостях и шейках происходит постепенно, и на формо­ изменение реализуется только часть пластической деформации в полуциклах деформации и растяжения. При действии в образце растягивающих напряжений удлиняется и шейка, и выпуклость; при его сжатии укорачивается также и выпуклость, и шейка. Та­ ким образом, в полуциклах растяжения и сжатия деформируется весь материал образца, но в полуциклах растяжения некоторая часть полной деформации накапливается в шейке, вызывая ее необ­ ратимое утонение, а в полуциклах сжатия некоторая часть дефор­

мации накапливается в выпуклости, вызывая ее необратимое утол­ щение. Этот процесс происходит непрерывно с установившейся скоростью дискретной ползучести на первой стадии при равномер­ ном формоизменении образца и с ускоренной дискретной ползучес­ тью на второй стадии при неравномерном формоизменении. Явление интенсивного формоизменения тугоплавких сплавов в высоко­ пластичном состоянии не может быть связано с особенностями изо­ термических испытаний, формой образца и характером температур­ ного поля. Однако в зависимости от типа сплава, температуры и режима нагружения процесс формоизменения может существенно отличаться как по расположению зон деформации сжатия и растяже­ ния, так и по интенсивности этого процесса. Общим остается меха­ низм деформирования, основанный на циклическом перемещении материала из одних деформируемых зон в другие и обусловливаю­ щий наступление разрушения в материале только после реализации его пластичности. Существенную роль в этом процессе, по-видимо­ му, играет анизотропное упрочнение металла на первых циклах де­ формирования. Очевидно, что оценка прочности таких материалов может вестись только с учетом кинетики их формоизменения и опре­ деляться по полному исчерпанию пластичности в опасных сечениях.

Интересно отметить, что формоизменение наблюдалось и при ис­ пытаниях жаропрочных сплавов на термическую усталость, т. е. в условиях, которые можно квалифицировать как условия неизо­ термического жесткого нагружения. При таких испытаниях разру­ шение имело квазистатический или усталостный характер [152]. Не останавливаясь на обсуждении результатов этих испытаний, рассмотрим возможный механизм формоизменения, который может иметь место в данном случае.

Процесс циклического знакопеременного деформирования за­ щемленного образца, обусловленный циклическим изменением тем­ пературы, можно представить следующим образом. В полуцикле нагрева по длине образца действуют постоянные сжимающие на­ пряжения и переменное (во времени и по длине образца) температур­ ное поле. В результате этого к моменту окончания нагрева может реализоваться пластическая деформация сжатия, распределение которой по длине образца описывается, например, кривой 1 на рис. 133, а. В полуцикле охлаждения по аналогичным причинам могут возникать пластические деформации растяжения, распреде­ ление которых по длине образца может быть различным (рис. 133, б, кривые 3 и 4). При этом, если поля деформаций в полуциклах нагре­ ва и охлаждения совпадают по величине и по форме (кривые 1 и 2), то пластические макродеформации одного знака будут компенси­ роваться макродеформациями противоположного знака, а их сумма к моменту окончания полного температурного цикла будет равна нулю. Следовательно, в случае повторения подобных циклов одно­ стороннего накопления деформации и формоизменения не будет. При несовпадении полей деформаций (кривые 3 и 4) в течение полного цикла компенсации макродеформаций разного знака не произойдет.

Их разность в каждом сечении образца будет иметь определенную величину. Многократное повторение подобных циклов приведет к на­ коплению остаточной пластической макродеформации, распреде­ ленной некоторым образом по длине образца (заштрихованная об­ ласть на рис. 133, б).

Таким образом, в процессе термоциклирования защемленного образца в любом случае все объемы материала циклически дефор­

мируются, но накопление локальной пла- .

 

 

стической деформации имеет место толь-

2

>—<

Гъ

ко в том случае, если поля пластических

деформаций

в полуциклах

растяжения

 

 

и сжатия

отличаются.

Следовательно,

 

 

даже при очень больших циклических

 

 

деформациях

накопленная

деформация

 

к■>—-ч к

лических деформациях, если в послед- А1,мм

 

 

нем случае различие в величине дефор-

+

 

 

мации в полуциклах растяжения и сжа­

 

 

 

тия будет существенным. С позиций рас­

 

 

 

сматриваемого механизма можно объяс­

 

 

 

нить, например, почему при треугольных

 

 

 

циклах наблюдается не такое

интенсив­

 

 

 

ное накопление деформации во время

 

 

 

термоусталостных

испытаний,

как при

 

 

 

трапецоидальном

цикле изменения тем­

 

 

 

пературы. При треугольном цикле поля

Рис. 133. Схема взаимодейст­

деформаций

близки по

форме

и по ве­

вия полей деформации по ра­

личине,

поэтому

остаточная

пластиче­

бочей длине образца.

ская деформация за цикл мала. В слу­ чае трапецоидального цикла за время выдержки образца при мак­

симальной температуре происходит выравнивание температурно­ го поля по его длине. В момент охлаждения поле деформаций рез­ ко изменяет форму, вследствие чего от цикла к циклу накапливает­ ся значительная пластическая деформация [152]. Можно считать, что путем регулирования температурного поля по длине образца (или конструкции) можно целенаправленно управлять скоростью накопления направленной пластической деформации и таким обра­ зом регулировать характер разрушения.

Рассмотренные данные показывают, что формоизменение может быть связано с условиями изотермического и неизотермического, жесткого и мягкого нагружения, происходить в различных материа­ лах при благоприятных температурных условиях. Объяснение это­ му явлению для разных условий можно дать с позиций различных представлений, однако при этом очевидно, что независимо от при­ чин, вызывающих явление формоизменения, при оценке долговеч­ ности материалов в таких условиях деформирования необходим^ учитывать влияние на долговечность процессов направленного пластического деформирования.

§ 2. О подходах к оценке долговечности при формоизменении

В предыдущем параграфе показано, что уравнение Коффина в виде (IV.10) может быть использовано для описания взаимосвязи между полной деформацией тугоплавких сплавов в условиях формоизме­ нения и числом циклов до разрушения. Однако величины парамет­ ров k и С существенно отличаются в этом случае (см. приложение III) от их характерных значений, которые могут быть заданы до мало­ цикловых испытаний. Кроме того, интегральная деформация за цикл при формоизменении материала не является величиной, опре­ деляющей его сопротивление разрушению, и поэтому использование уравнений типа Коффина для таких условий деформирования явля­ ется формальным. При формоизменении, сопровождающемся квазистатическим разрушением, основными процессами, определяющими характер разрушения, являются процессы направленного пластиче­ ского деформирования материала в локальных зонах. В этом слу­ чае традиционные классические методы оценки прочности и долго­ вечности, основанные на определении номинальных напряжений и интегральных осевых деформаций, не могут быть эффективными в связи с непрерывным изменением величин о и е в различных зонах формоизменяющегося образца при его нагружении (см. рис. 130). Необходима разработка таких методов, которые основывались бы на учете формоизменения и процессов циклической ползучести.

Рассмотрим один из таких подходов, в соответствии с которым оценка долговечности может быть выполнена с учетом допустимого формоизменения. Для области шейки процесс необратимого формо­ изменения можно выразить следующим образом:

фш.сум = фт.н "1” фш.ц» фш.ц = Фш.р —" фш.с» (V I. 1)

где ф ш . с у м , ф ш .м

и фш.ц — относительное

сужение,

накопленное

за /V и N — 1 циклов и N-й цикл,

а фш.р

и

фшс — соответственно

накопленное формоизменение растяжения и сжатия для N-го цикла.

Для области выпуклости

аналогично

запишем

 

'Ф в .су м

== ф в .п

ф в .Ц »

ф в .Ц

= ф в . С

ф в . р .

(VI.2)

Таким образом, для записи в виде (VI. 1) и (VI.2) формоизмене­

ние будет возможным только в том случае, если, при

знакоперемен­

ном циклическом нагружении

 

 

ф ш .р > ф ш .с » ф в . с

'ф в.р*

(VI.3)

Условия (VI.3) при изотермических

испытаниях

выполняются

только для образцов из циклически анизотропных материалов. При формоизменении в различных зонах таких образцов протека­

ют процессы

циклической

ползучести противоположного знака

и происходит

перемещение («перекачивание») материала из одних

циклически анизотропных

зон в другие. Эти процессы проходят

Рис. 134. Расчетная схема формо­ изменения образца.

в условиях постоянства объема образца и числа первоначально фор­ моизмененных зон. Процессы формоизменения *в зонах накопления деформации растяжения и сжатия являются зеркально взаимосвя­ занными: уменьшение объема шеек определяется увеличением объема выпуклостей. Графики, устанавливающие связь между числом циклов нагружения и величинами, характеризующими пластичность, в координатах ф, N

ие, JV качественно совпадают для зон шеек и выпуклостей (см. рис. 130

и131). Поэтому, если задаться за­ коном формоизменения, наиболее близко соответствующим реально­ му, можно определить зависимость между размерами образца в шей­

ке и выпуклости из условия посто­ янства объема образца и неизмен­ ности его длины.

Одна из наиболее простых расчетных схем, приведенная на рис. 134, дана в качестве иллюстрации расчета формоизменения об­ разца. Принято, что формоизменение в шейках одинаковое и дефор­ мируемые объемы могут быть заменены цилиндрами, которые явля­ ются касательными к поверхности формоизменения. Размеры для расчетной схемы брались в соответствии с данными эксперимента.

ЮО

Из условия постоянства объе­

ма и неизменности длины об­

 

65разца получаем

Офв.сум --- “1 фм.сум*

0

J

 

2

3

4

dm,MM

На рис. 135 показана рас­

Рис.

135.

Зависимость между значениями

четная

кривая /,

полученная

геометрических

характеристик

в зонах

с использованием

уравнения

экстремального

формоизменения

образца

из сплава

ВН-2.

 

 

 

 

(VI.4),

и эксперименталь­

 

 

 

 

 

 

 

ная 2.

Совпадение кривых

удовлетворительное для стадии стабилизации формоизменения. При N = 0,7 N р и более, когда деформация локализуется в одной из шеек, а истинные напряжения в сечении выпуклости существен­ но уменьшаются и ее рост практически прекращается, расчетная кривая и экспериментальная расходятся. Это обстоятельство можно использовать для определения критического размера шейки, т. е. размера, при котором напряжения в шейке становятся меньше предела циклической ползучести а*, рост выпуклости прекраща­ ется и наступает вторая стадия формоизменения

<*-.« = ] / 2 (VI.5)

где Ртах — максимальная амплитудная нагрузка.

Зная критический размер шейки из (VI.5) и записывая завися* мость относительного сужения от числа циклов нагружения для пер­ вой стадии в виде степенной функции, после некоторых преобразо­ ваний получаем выражение для определения критического числа циклов нагружения образца (числа циклов до момента начала уско­ ренного формоизменения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(VI.6)

где

фо — мгновенное

формоизменение (аналогичное

мгновенной

деформации

при

ползучести);

п — параметр,

определяемый из

 

 

 

10"

 

 

мм/мм эксперимента

и зависящий от скорое-

10-

 

 

10~z Vt цикл

ти

формоизменения

образца.

A t ,

ЛV4р

 

И

и

 

Для

рассматриваемых условий де­

 

 

 

V o

 

формирования более

целесообразно

10

 

'

 

чи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

использовать зависимости типа (IV.29),

 

 

 

 

 

 

 

которые

устанавливают

взаимосвязь

1

 

 

*у

 

ч\ \ - ■"

между

долговечностью,

скоростью

 

 

 

циклической

ползучести

и пластич­

ОА ----- ^У

 

 

__ \___

 

 

 

 

 

 

//

ностью материала. Несмотря на то,

0,1

 

 

10г

 

 

 

что соотношение (IV.29) получено для

10

 

 

Ю3

Np , цикл случая

пульсирующего

 

растяжения,

Рис.

136.

Кривые малоцикловой

оно является справедливым и для дан­

ных условий,

так

как

квазистатиче-

усталости

 

() — эксперименталь­

ское разрушение формоизменяющегося

ная,

2 — расчетная)

и предель­

ная

кривая скоростей

ползучес­

образца наступаете результате цикли­

ти для сплава

ВН-2

при

Т —

ческой ползучести материала в его ло­

= 1600° С = const.

 

 

кальных зонах после реализации плас­

графики

 

являются кривыми

тичности. Приведенные на рис. 130, б

 

циклической

ползучести,

и очевидно,

что расчет необходимо вести применительно к кривым, описываю­ щим процесс ползучести в шейке. Приведенная скорость локальной

циклической

ползучести £ для сплава

ВН-2 при Т = 1600°С =

= const, как

было установлено, равна

0,15. Полученные с ее

использованием в соответствии с зависимостью (IV.29) кривые малоцикловой усталости показали удовлетворительное совпадение G экспериментальными кривыми (рис. 136).

Следовательно, независимо от условий нагружения долговеч­ ность материала при циклической ползучести определяется запасом его пластичности, а также скоростью и степенью исчерпания плас­ тичности на стадии стабилизации процесса направленного дефор­ мирования. В этом случае для расчета долговечности должны при­ меняться зависимости, описывающие взаимосвязь между назван­ ными величинами.

ПРИЛОЖЕНИЯ

М атериал обр азц а, химический состав О бработка

ВТ1-0*:

 

Отжиг

600° С,

выдержка

Ti — основа,

N2 0,04%,

30 мин, охлаждение

на возду­

0 20,12%,

Н2 — 0,01%,

хе

 

 

Спр< 0,07% ,

Fenp < 0,18%

 

 

 

ВТ5-1*;

 

Отжиг

730—740° С,

выдерж­

Ti — основа, А1 — 4,8%,

ка 30 мин, охлаждение на

Sn — 2,6%, 0 2 0,10%,

воздухе

 

 

Na 0,04%, Н2 0,007—0,009%,

 

 

 

Р в щ , < 0,30%, Спр < 0,10%

 

 

 

ВТ5-1:

АТ2-2:

Ti — основа, М о— 1,5%, Zr 2,5%, S i— 0,15%, Na 0,05%, Н20,01%, 0 2 0,15%, Fenp < 0,3%,

Спр < 0,18%

То же

Отжиг 800° С, выдержка 30 мин, охлаждение на возду­ хе

ОТ4:

 

Отжиг

650° С,

выдержка

Ti основа,

А1 — 4,0%, Мп— 1,6%,

30 мин, охлаждение на возду­

S i— 0,15%, Zr— 0,3%,

хе

 

 

0 2 0,15%,

Ni 0,05%,

 

 

 

Н2 0,012%, Fenp < 0,3%,

 

 

 

Спр< 0,1%

 

 

 

 

ВТ14*:

 

Отжиг

750° С,

выдержка

Ti основа,

А1 4,8%,

30 мин, охлаждение на возду­

Мо 3,1 % , V 0,9%, Zr 0,30%,

хе

 

 

Si 0,15%,

0 2 0,15%,

 

 

 

N2 — 0,05%,

Н , — 0,007—0,009%,

 

 

 

Fenp < 0,25%, Спр < 0 . 1%

ВТ14

ВТ6С*:

T iоснова, А1 5,2%, V Zr 0,30%, Si 0,15%,

0 20,15%, N2 0,05%, Н2 0,015%, Fenp < 0,25%,

Спр < 0,10%

То же

Отжиг 750° С, выдержка 4,2%, 30 мин, охлаждение на возду­

хе

ВТ6С

То же

 

 

 

ВТЗ-1:

Закалка

от

850° С после 1

ч

Ti — основа, А1 — 5,9%,

выдержки в воду, старение при

Мо 2,3%, Сг — 2,3%, Si 0,32%,

550° С

5 ч,

охлаждение

на

С — 0,05%, N20,02®/,

воздухе,

отпуск при 600°

С

Н2 0,006%

2 ч, охлаждение на воздухе

 

о о

20

— 196 —269

20

— 196 —269

20

20

196

20

20

20

20

— 196 —269

20

20

ав, кгс/мм?

а0,2* %

в. %

Ч>. %

ап* кгс/мм2 # п, циклов

40,5

28,5

27,40

69,0

31,0

20 000

85,8

51,5

40,00

26,5

76,0

1850

99,0

63,2

25,70

23,5

98,0

300

78,0

72,0

13,15

41,0

66,5

9500

130,0

126,0

14,30

33,5

116,5

2700

141,5

139,5

3,35

5,0

138,0

2500

82,0

77,5

12,95

34,4

70,0

9000

84,0

79,5

13,30

53,5

75,0

2500

128,0

124,0

12,70

24,5

121,0

1600

75,0

68,5

12,30

45,7

68,0

18 000

101,5

95,0

7,70

45,3

94,0

6000

109,5

106,5

7,00

50,5

99,5

6500

99,0

92,5

11,65

40,0

91,0

3500

154,5

147,2

11,70

15,0

145,0

1300

159,0

159,0

2,70

9,5

 

 

107,5

96,5

7,75

13,3

99,0

4000

125,5

118,5

3,10

8,0

116,0

3500