Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
42
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.07 Mб
Скачать

63. Пределы возмещения чистых экономических потерь.

Источник: выжимка из статьи Дмитрия Евгеньевича Богданова: «ПРЕДЕЛЫ ДЕЛИКТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ»

проблема чистых экономических потерь — это вопрос о пределах, границах деликтной ответственности, сфере ее распространения, следовательно, о более полном возмещении имущественных потерь участникам гражданского оборота.

Приведем пример из отечественной судебно-арбитражной практики.

Арбитражный суд рассмотрел иск о взыскании с ответчика ущерба, вызванного ДТП по вине его водителя. Материалами дела была подтверждена вина водителя ответчика в возникновении ДТП. Также было установлено, что процедура выяснения причин аварии на месте совершения ДТП работниками ГИБДД продолжалась 1,5 часа. Из-за этого происшествия было прекращено движение на железнодорожных путях истца, вследствие чего он понес убытки. Истец в подтверждение причиненного ему ущерба представил суду необходимые доказательства. Ссылка в решении суда на то, что отсутствует причинно-следственная связь между ДТП и простоем подвижного состава истца, противоречит имеющимся в деле материалам. Учитывая эти обстоятельства и положения ст. 1079 ГК РФ, ФАС Московского округа постановил отменить решение суда первой инстанции и взыскать с ответчика сумму в счет возмещения ущерба.

Как видно, убытки у потерпевшего в данном деле возникли при отсутствии реального ущерба — в результате прекращения движения по железнодорожным путям, т. е. по сути они представляют чистые экономические потери. Данный вывод является результатом толкования положений ст. 1064, 1079 ГК РФ.

Таким образом, в науке гражданского права и в правоприменительной практике существует проблема определения подлинного защитного диапазона деликтной ответственности и, соответственно, возмещения чистых экономических потерь.

Вопрос о допустимости компенсации чистых экономических потерь предопределяет отход от традиционного догматического положения: «договор» творит, создает новые блага, а «деликт» только защищает уже существующие блага и ценности.

Современное общество характеризуется как постиндустриальное (информационное, сетевое и т. п.), где возрастает роль так называемого нематериального («бестелесного») имущества, знаний и информации, а доля услуг в национальном продукте превышает стоимость всех выпускаемых товаров. Общество становится заинтересованным не только в сохранении существующих благ, но и в защите материальных благ в будущем, поскольку «благосостояние современного человека все в большей мере зависит от «чистых экономических интересов». Однако во многом «сегодня над нами все еще довлеет античное понятие телесной вещи». 

Однако эволюционные вызовы по-разному рассматриваются в отдельных правовых системах. Так, в одних странах чистые экономические потери выступают наравне с другими формами убытков и получают равную правовую защиту. В других странах вопрос о чистых экономических потерях ассоциируется с неконтролируемым и бесконечным потоком исков, что породило доктрину с такими метафорическими обозначениями, как: «исключающее правило» (exclusionary rule), «правило яркой линии» (bright line rule) и «волновой эффект» (ripple effect). Суть этой доктрины в определении границ деликтной ответственности (попытке её определения в некоторых странах).

чистые экономические потери всегда противопоставляются вреду, причиненному жизни или здоровью потерпевшего или его материальным объектам (т. е. физическому вреду). В этом случае физический вред причиняется не потерпевшему, понесшему только чистые экономические потери (например, рикошетные), а иному (третьему) лицу. Таким образом, обозначение «чистые» (т. е. не связанные с физическим вредом), как указывают М. Буссани и В. Палмер, играет основную роль в определении сущности и характера понесенных потерпевшим потерь. Например, согласно § 2 Tort Law Act (Швеция) под чистыми экономическими потерями понимается экономический ущерб, возникающий без связи с вредом, причиненным личности или собственности.

В нашем понимании такой последовательный вред является формой упущенной выгоды, выступающей следствием причинения реального ущерба, т. е. неполученные доходы, которые потерпевшее лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (п. 2 ст. 15 ГК РФ), в то время как чистые экономические потери — это имущественные потери, в том числе в форме упущенной выгоды, возникшие в отсутствие физического вреда, причиненного личности или имуществу кредитора (чистая упущенная выгода).

Но на общем уровне ясности в вопросе о том, в каких случаях и в каких пределах деликтное право может использоваться для целей компенсации убытков при отсутствии первичного вреда личности или имуществу пострадавшего, в нашем праве пока нет.

Соседние файлы в папке !!!Экзамен зачет 2024 год