Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Учебный год 2024 / pio_zachet.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
119.43 Кб
Скачать

21. Система источников права Всемирной торговой организации: общая характеристика.

В Марракешском соглашении о создании Всемирной торговой организации перечень источников права полностью соответствует вышеуказанной ст. 38(1), кроме того, к нему прилагается обширный комплекс дополнительных соглашений по торговле товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, таможенным тарифам и соглашений, содержащих правовые инструменты, обеспечивающие эту деятельность. 

Основным источником права ВТО являются тексты самих соглашений «пакета ВТО», и об этом прямо говорится в ст. 17: «Точное толкование статьи — это прежде всего толкование текстуальное». Однако в Соглашении говорится и о других источниках права, особенно при разрешении споров и в повседневной деятельности — это прежде всего «решения, процедуры и обычная практика» предшественника ВТО — ГАТТ и созданных в рамках ГАТТ органов (ст. 16(1)). 

Безусловным источником права, как об этом свидетельствуют Приложение 2 к Марракешскому соглашению («Понимание об урегулировании споров») и Приложение 3 («Механизм пересмотра торговой политики»), являются не только тексты соглашений «пакета ВТО», но и весь еще более объемный комплекс соглашений, представляющих собой своеобразный Кодекс международной торговли. 

К источникам права ВТО следует отнести и решения специалистов или специально созданных органов для рассмотрения тех или иных спорных проблем или же решения апелляционных судов и инстанций собственно в ВТО и в ГАТТ. 

В ст. 3.2 «Понимания об урегулировании споров» прямо говорится о том, что при разрешении споров внутри ВТО особую роль играют международные обычаи, т. е. «сложившиеся правила толкования международного публичного права», которые содержатся в ст. 31 и 32 Венской конвенции о праве международных договоров (1969). Однако необходимо обратить внимание, что отсылка касается «обычно-правовых норм толкования международно-публичного права», а не «обычно-правовых норм международно-публичного права». Отсылка к использованию, пусть и в ограниченных пределах, международного обычая является тем не менее примечательным нововведением. При этом в практике ВТО, как и прежде ГАТТ, обращения к международным обычаям достаточно редки, так как отношения внутри этих организаций базируются на соглашении, а не на обычае. Даже важнейший принцип обеих организаций — предоставление режима наибольшего благоприятствования — не стал обычаем, ибо он распространялся, как правило, на страны — участницы ГАТТ и ВТО и зачастую не распространялся на прочие государства. Например, США не применяли этот принцип в отношении КНР. Правда, в Соглашении о ВТО есть ссылка на «сложившуюся практику», но это положение еще не рассматривается членами ВТО в качестве обязательной нормы. 

Ссылка на мнения и труды высококвалифицированных юристов в практике ГАТТ были довольно редки. Как правило, споры улаживались с помощью дипломатической системы «примирения», и дипломаты ГАТТ «явно питали отвращение к идее придать процессу примирения правовую форму». Авторы докладов ВТО в большей мере, чем их предшественники из ГАТТ, склонны обращаться к мнению юристов, о чем свидетельствует создание специального органа по решению споров, устав которого предусматривает проведение юридических консультаций. 

Еще одним источником правовой системы ВТО являются международно-правовые соглашения, на которые имеются ссылки в Марракешских соглашениях. Сюда включены главные конвенции о защите интеллектуальной собственности: Парижская (1967), Бернская (1971), Римская конвенции о защите исполнителей, производителей фонограмм и радиотрансляционных организаций и Вашингтонская конвенция об интеллектуальной собственности в отношении интегрированных сетей. Значительную проблему представляет такая сфера международного публичного права, как растущее число двусторонних соглашений, и не только между странами — участницами ВТО. Все чаще возникает необходимость определения, в какой мере двусторонние соглашения затрагивают права и обязательства членов ВТО в отношении других членов ВТО. 

В заключение можно сделать следующий вывод: ВТО — это продукт согласия, и это соглашение о создании ВТО и другие соглашения, входящие в «пакет ВТО», составляют основу источников права ВТО. При этом решения специалистов и апелляционных судов и инстанций дают толкования текстов, крайне важные для практического их использования. Большинство споров в рамках ВТО разрешаются ссылкой на тексты и приоритетные решения, и в этом смысле правовая система ВТО является в значительной степени независимой, автономной от других правовых и судебных систем. Но эта независимость правовой системы ВТО не является абсолютной, важную ее часть составляют не только интерпретация принципов, содержащихся в текстах соглашений «пакета ВТО», но также обычай, учения высоко квалифицированных специалистов и другие правовые инструменты. 

Международное публичное право вносит огромный вклад в право ВТО. И хотя обратное звучит не так однозначно, и международные трибуналы не используют пока при принятии решений отсылки на практику ВТО, как на источник права.