Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

kalmykov_aa_kokhanova_la_internetzhurnalistika_teoreticheski

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Глава 5. Теория коммуникаций в журналистике

Иными словами, Интернет постепенно разрушает монополию коммуникативных магнатов, финансовых, технологических и идеологических диктаторов.

Само средство и есть сообщение

М. Маклюэн провел анализ влияния массовой коммуникации на социальное развитие и акцентировал ее роль в обществе. Он показал возрастающее воздействие средств коммуникации на все стороны человеческого бытия, т. е. на все то, что мы называем «эйкос».

«Само средство и есть сообщение», т. е. содержание любого сообщения не может рассматриваться вне формы его выражения и вне каналов его распространения. Любое событие приобретает общественную важность не само по себе, а в связи с переданными средствами коммуникации сообщениями о нем, с точностью, быстротой, широтой этой передачи. Мгновенность электронной технологии усиливает их соучастие и вовлеченность в события. Тезисно приведем основные свойства медиа в понимании Маклюена:

Огромный манипулятивный потенциал СМИ — их способность осуществлять «всеобъемлющее насилие». Они лишают человека возможности оценивать собственный жизненный опыт, иногда полностью уничтожая личную индивидуальность.

«Имплозия коммуникации» («взрыв вовнутрь») — предельно стремительное «взрывное сжатие» пространства, времени и информации. Этим современные СМИ способствуют «взрыву» глубинных ценностей индивида.

Холодные и горячие медиа. Горячие медиа — это медиа, которые расширяют одно чувство до предела, до очень высокого разрешения. Высокое разрешение означает, что содержание

141

Интернет-журналистика. Теоретические основы

полностью заполнено информацией. Такие медиа исключают или минимизируют вклад аудитории. Холодные медиа — это медиа, которые предоставляют участнику только форму и для своего функционирования требуют большого личного вклада. Холодные медиа включают, а горячие — исключают. Холодные медиа — это технологии племени, живого включения, участия; горячие — технологии цивилизации, абстрагирования, уединения, пассивности. Холодные медиа, появляющиеся сегодня, реплемязируют общество; горячие — рецивилизируют. На их чередовании основано развитие. Маклюэн вводит также понятие перегретых медиа. Когда горячие медиа перегреваются, насыщаются другой системой, они видоизменяются в другие медиа.

Медиа как ампутация. Есть физиологические причины, обуславливающие вовлечение человека в состояние оцепенелости посредством многократного расширения одного из его чувств. Любое расширение с помощью медиа — это автоампутация. При постоянном раздражении какого-либо органа или чувства, когда организм не в силах устранить источник раздражения, он отключает орган. Нервная система защищает себя посредством изоляции, ампутации «ненормального» органа, чувства или функции. Будучи отделена от тела, функция замыкается и достигает в себе высокой интенсивности, но такое усложнение опять воспринимаемо и переносимо нервной системой только оцепенением или блокировкой восприятия. Самоампутация исключает самоузнавание.

Все медиа, расширения наших чувств, создают замкнутые, не пересекающиеся системы. Наши собственные чувства, также довольно изолированные друг от друга, тем не менее могут взаимодействовать с помощью сознания. Наши расширенные чувства же всегда были замкнутыми системами, не способными к совместному существованию в каком-либо поле.

142

Глава 5. Теория коммуникаций в журналистике

Главная идея М. Маклюэна: средства массовой коммуникации — базовая детерминанта исторического процесса.

В «Галактике Гуттенберга»12 М. Маклюэн доказывает, что книгопечатание закрепило переход цивилизации от аудиотактильного к визуальному типу, что привело к культурным разрывам, в частности к «разрыву» сердца, ума, эмоций. Постписьменная электронно-опосредованная цивилизация — это возврат к аудиовизуальному типу, который осуществляется особенно драматично для визуалистического Запада, в отличие от которого Восток (в том числе и Россия) сохранил в себе навыки слуховых форм коммуникации. Следуя этой логике, можно сказать, что Интернет восстанавливает баланс и равновесие чувств.

Концепции и идеи М. Маклюэна постулируют мощность влияния средств коммуникации на все стороны человеческого бытия. Вместе с тем, по нашему мнению, революция, устроенная электронно-опосредованными средствами коммуникации (телеграфа), уже завершена. На повестке дня свершающаяся революция под знаменами сетевых коммуникаций, отличающихся не особенностями каналов связи (все тот же телеграф, только через спутник), а способами организации их взаимодействия, т. е. сети. Осмысление последствий этой революции столь же проблематично для наших современников, как было проблематично осмысление последствий книгопечатания для современников Гуттенберга. В этой связи М. Маклюэн отмечает: «Булер говорит о значительном числе дошедших до наших дней манускриптов, которые были скопированы с печатных книг. В действительности разница между манускриптами пятнадцатого столетия и инкунабулами невелика, поэтому исследователю начального периода кни-

12 Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003. Вып. 1.

143

Интернет-журналистика. Теоретические основы

гопечатания следует знать, что первопечатники смотрели на новое изобретение как на всего лишь другую форму процесса писания — artificialiter scriber (безлошадная карета) — хороший пример такого же двусмысленного положения, в котором некоторое время находилась печатная книга»13.

Франкфуртская школа

Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, с 1960-х гг. — Ю. Хабермас) первая в западной философии обратилась к анализу массмедиа как средства манипуляции личностью. Критика товарного фетишизма, идеологии потребления, анализ индустрии культуры, выявление зон контроля и манипуляции со стороны власти, анализ способов манипуляции, происхождения существующего положения вещей составили основные направления работы школы.

Организованность современного общества реализуется на основании экономико-технического координирования, осуществляемого за счет манипуляции потребностями, поэтому подавление протеста — насаждение выгодных для поддержания существующего порядка материальных и интеллектуальных потребностей, следовательно, развитие индустрии культуры. Индустрия культуры основана на том, что ее продукты становятся товаром, разработанным для продажи и получения прибыли. Культура подвергается стандартизации, массовизации, стереотипизации. Стереотипизация приводит к потере адекватных представлений о реальности, к опосредованному опыту. Опосредованный опыт, усвоенный индивидом с помощью СМИ (как института индустрии культуры), нарушает процессы социализации в обществе, а значит,

13 Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003 (Серия «Сдвиг парадигмы»; Вып. 1). С. 228.

144

Глава 2. История интернет-журналистики в России

является угрозой его существованию и воспроизводству. Индустрия культуры приводит к атомизации общества, ослаблению межличностных коммуникаций, взаимному отчуждению индивидов, утрате чувства солидарности.

Главной функцией СМИ становится развлечение, т. е. ампутация мышления и воображения. Технологическая реальность вторгается в личное внутреннее пространство человека, полностью заполняя его. Работы теоретиков Франкфуртской школы выявили ряд системных противоречий современного этапа цивилизационного развития. Эти противоречия, вероятнее всего, будут только усилены развитием проекта информационного общества. Однако, по нашему мнению, проблема товарного фетишизма, характерная для индустриальной эпохи и первого этапа постиндустриальной эпохи (так называемого потребительского общества), снимается овеществлением информации, что приводит к обесцениванию материальных товаров и благ и одновременному перепроизводству инфор- мационно-имиджевых товаров. Последнее не может не вызвать кризис перепроизводства, с последующей структурной перестройкой мировых рынков. Глобальная сеть при этом будет выступать в роли мощнейшего кризис-катализатора.

Теория Томпсона

Дж. Томпсон считал концепции представителей Франкфуртской школы чересчур негативными и пессимистичными. По его мнению, современные массмедиа не только отказывают нам в возможности критического мышления, а, напротив, фактически обеспечивают многими новыми формами информации. Он писал: «Сообщения массмедиа обычно обсуждаются людьми в процессе восприятия, рассказываются и пересказываются, трансформируются в соответствии с образом жизни людей, благодаря интерпретации и повторной интер-

145

Интернет-журналистика. Теоретические основы

претации, комментариям, осмеянию и критике. Воспринимая и принимая сообщения и обыденно включая их в наши жизни... мы снова и снова создаем и перестраиваем наши умения, навыки и знания, проверяем наши чувства и вкусы, расширяем горизонты нашего опыта»14.

Теория Томпсона о медиа базируется на различии между тремя типами взаимодействия (интеракции): межличностное взаимодействие (face-to-face interaction); медиатированное взаимодействие (mediated interaction); медиатированное квазивзаимодействие (mediated quasi-interaction) — псевдовзаимодействие с помощью СМИ, т. е. взаимодействие при отсутствии обратных связей, как, например, вещательные телепрограммы.

Различие этих трех типов взаимодействия (интеракции) — межличностного, медиатированного и медиатированного квазивзаимодействия Дж. Томпсона в применении к Интернету дает несколько неожиданный результат. Поскольку во взаимодействие в Интернете вступают некоторые сконструированные образы личности пользователя (ники), можно сказать, что в коммуникативном пространстве присутствуют все три типа интеракций, в том числе и межличностные, несмотря на то, что все взаимодействия остаются электронно-опосре­ дованными. Другой важный вопрос — это утверждение Дж. Томпсона о расширении границы идеологии с помощью медиа. Нам представляется это утверждение спорным, особенно если под медиа понимать Интернет, так как эта среда принципиально не может быть единообразно идеологизирована. Другой вопрос, что в этой среде может появиться некая интегрированная, глобализированная, универсализированная

14 Thompson J.B. The Media and Modernity. Cambridge: Polity Press, 1995. P. 42—43.

146

Глава 5. Теория коммуникаций в журналистике

идеология, такая, в которой могут быть прописаны все без исключения идеологии.

Структурализм

Значимый вклад в современную теорию коммуникаций внес структурализм. Основания структуралистского метода были заложены французским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857—1913) в «Курсе общей лингвистики». По Ф. Соссюру, язык — это форма, а не субстанция, т. е. система отношений. Функция языка состоит в создании возможностей человеческой коммуникации, следовательно, необходимо выяснять способы, которыми различные элементы языка воздействуют на коммуникацию через отношения друг с другом. Элементом языковой структуры является знак — единство «выражаемого» и «выражающего».

Классификацию знаков раннее осуществил Чарлз Сандерс Пирс, разделив их на три группы: 1) «Икона» — отношение «выражающего» и «выражаемого» основано на сходстве; 2) «Индекс» — отношение имеет причинно-следственный характер. Примерами индексов могут служить знаки дорожной сигнализации. 3) «Символ» — отношение есть следствие социального договора, это «абстрактное» отношение, где связь между частями лишена черты необходимости. Такого рода знаки называют конвенциональными или условными.

Следует отметить, что пирсовские различения «иконы», «индекса» и «символа» утвердились в профессиональном программистском сленге, а впоследствии были освоены и пользователями.

Структурализм оказал серьезное влияние на современную культуру и науку. Именно ему мы обязаны появлением во многих областях науки заимствованной из лингвистики тер-

147

Интернет-журналистика. Теоретические основы

минологии. Достаточно упомянуть понятие «парадигмы», заимствованное Т. Кунном из грамматики, понятие «кода», присвоенное информатикой, и т. п. Кроме того, в структурализме выработался взгляд на достаточно произвольный набор объектов социальной практики как на знаковую систему, что позволяло говорить о семиотике спорта, бизнеса и т. п. Еще более значительным являлось понятие «текста», расширенное затем в постмодернизме до любых сюжетно-ситу- ационных явлений, включающих и сообщение, и действие, и сценарий, и декорации, и распределение социальных ролей, и даже пространственно— временные характеристики события, т. е. все, что можно было рассматривать как содержащее и передающее смысл. Так, например, к тексту может быть причислена городская архитектурная застройка и способы коммуникации горожан в ней. Некоторые исследователи говорят даже о господстве лингвистической парадигмы в современном мышлении.

На базе структурной лингвистики и структурализма в целом были разработаны системы машинного перевода, и появилась математическая лингвистика, в задачу которой входило также создание и исследование языков программирования. В связи с развитием Интернета структурно-лингвистические подходы остаются актуальными. Требуют исследования вопросы, связанные с функционированием сети как мультилингвистической системы, со структурными особенностями языка Интернет-общения и Интернет-публикаций и трансляции структурных особенностей кодировки гипертекста (html) на Интернет-публикации, выводимые на естественном языке, и др.

Классическим примером продуктивного распространения струк-туралистических подходов являются исследования К. Леви-Стросса. Характерно, что при анализе культуры первобытных племен К. Леви-Стросс использует бинарные оп-

148

Глава 5. Теория коммуникаций в журналистике

позиции, а также приемы теории информации. Последнее не удивительно, так как двоичное (бинарное) исчисление является основой современной машинной математики, и, с другой стороны, различения и дихотомии еще со времен Аристотеля были основным методом анализа. К. Леви-Стросс считал, что исходным фундаментом человеческой цивилизации является метафорическое, раскрывающееся в многообразных образных трансформациях мифологическое мышление, основанное на оперировании бинарными оппозициями, собранными в определенные ансамбли. Для мифа характерна синхронно-ди- ахронная структура, позволяющая упорядочить структурные элементы мифа в диахронические последовательности (ряды в таблицах), которые должны читаться синхронно (по колонкам), т. е. всякий миф обладает слоистой структурой, которая на поверхности, если так можно выразиться, выявляется в самом приеме повторения и благодаря ему. Сама структура, по К. Леви-Строссу, не имеет обособленного содержания: она сама является содержанием, заключенным в логическую форму, понимаемую как свойство реальности. Миф, таким образом, не только сам является структурой, но и его содержание также нужно рассматривать как структуру.

В методологии К. Леви-Стросса нас интересуют прежде всего его подходы к исследованию мифов, в частности идея структурности содержания мифа (понимаемого здесь как средство коммуникации), перекликающаяся с маклюэновским отождествлением средства и содержания. Речь идет фактически о том, что категориальная оппозиция «фор- ма—содержание» неприменима по отношению к средству коммуникации, так как свойства канала сообщения (форма) детерминируют смысл сообщения (содержание), и наоборот. Вместо категориальной оппозиции «форма — содержание» следует использовать конструкт «контент—дизайн», элементы которого структурно подобны и взаимозамещаемы,

149

Интернет-журналистика. Теоретические основы

т. е. одновременно с оппозицией возникает тождество — «контент» структурно подобен «дизайну».

Семиотика

Структурализм породил семиотику, которая, по определению Ф. Де Соссюра, — «наука о жизни знаков в обществе» и о том, как они формируют восприятие мира. В. Руднев15 считает, что в 1960—1970— е гг. образовались две школы семиотики — французская (Клод Леви-Строссс, Альгирдас Греймас, Цветан Тодоров, Ролан Барт, Юлия Кристева) и так называемая тартуско-московская (Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, И.А. Чернов — Тарту; В.Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Б.А. Успенский, И.И. Ревзин — Москва).

Одно из наиболее полных и адекватных определений термина «семиотика» содержит работа А.Ж. Греймаса и Ж. Курте «Семиотика. Объяснительный словарь». Семиотика может означать: 1) некоторую так или иначе манифестированную величину, которую стремятся познать; 2) объект познания, каким он предстает в ходе и в результате описания; 3) совокупность средств, делающих возможным его познание

Важно отметить, что для семиотики послание есть знаковая конструкция, производящая (открывающая) значения через взаимодействие знаков с получателем, т. е. вступающим в диалог с текстом сообщения. Отсюда значение — есть производная не только послания, но и прочтения. Идея совместного производства текста писателем и читателем находит чисто техническое подтверждение в Интернете, где взаимодействие с текстом (посещение страницы) меняет ее содержание, хотя

15 Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. М., 1999.

150