Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

kalmykov_aa_kokhanova_la_internetzhurnalistika_teoreticheski

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Глава 3. Информационно-коммуникативное пространство...

промоушнз, PR, реклама, мифодизайн, имиджмейкерство, в возникновении специфических форм предпринимательской деятельности — например, виртуальных корпораций.

Впостиндустриальном обществе формируется двухсекторная экономика: 1) производство материальных благ и услуг и вывод их на рынок; 2) сектор развития потенциала человека, отвечающий за накопление человеческого капитала. Образованность, уровень культуры, нравственно-этические качества человека, а не только его профессионализм становятся особой формой собственности — человеческим капиталом (иногда употребляется термин «человеческий ресурс»).

На его формирование, поддержание и охрану требуются затраты труда по воспитанию детей в семье, расходы государства, частных фондов и самих граждан на образование, воспитание и просвещение. В человеческом капитале воплощаются затраты времени и усилия человека по поддержанию своего здоровья и работоспособности, а также совокупные расходы на охрану и восстановление природы.

Человеческий капитал в свою очередь рассматривается как функция качества жизни, обеспечение которого становится именно тем, что ожидает получить человек от общества в обмен на труд. В отличие от прежней материальной заинтересованности на первое место выходит мотивация удовлетворенностью базовыми общечеловеческими ценностями: здоровьем, безопасностью, свободой, творчеством и т.д. В их числе важное место занимает доступ к информации как условие личностного и социального развития.

Вгеополитическом плане концепции информационного общества тесно связаны с современными футурологическими конструкциями: концепциями нулевого роста, концепциями устойчивого развития, нового политического мышления, концепциями ноосферы, коэволюции и т.п. В основе этой связи лежит вера в открывающиеся технологические возмож-

81

Интернет-журналистика. Теоретические основы

ности осуществления планетарного управления социальными и экономическими процессами (социально-регулятивная функция информационного общества), а также процессами в биосфере (природорегулятивная функция информационного общества).

В этих концепциях формируется идеал глобальной цивилизации как единого социоприродного комплекса, поддерживающего тонкое социально-природное равновесие на уровне конкретных микроландшафтных зон с помощью применения интеллектуальных компьютерных телекоммуникационных технологий.

Несмотря на гуманистическую и, на первый взгляд, позитивную, ориентированную на благо цель глобализации через информационное общество, сам по себе процесс глобализации порождает множество противников. В оппозицию к информационному обществу становятся не только тоталитарные режимы и религиозный фундаментализм, но и вполне цивилизованные и либеральные национальные государства и общественные движения, а также многие интеллектуалы. Внутренняя противоречивость концепции информационного общества отмечается и самими его теоретиками.

Развитие информационных технологий создает угрозу тотального полицейского и политического наблюдения, а также тонкого управления частной жизнью с использованием психотехнических средств программирования личности. Информация становится знаком власти — чем совершеннее технологии, тем потенциально больше власти. Транскультурный перенос ценностей с помощью коммуникаций может привести к унификации и обеднению национальных культур. Государства теряют свои границы, язык, самобытную (уникальную) культуру, собственные национальные интересы. Развиваются новые формы «утечки мозгов» средствами сети.

82

Глава 3. Информационно-коммуникативное пространство...

Информационная карта мира, которая строится по принципу плотности информационных технологий, не совпадает ни с физико-географической, ни с экономико-политическими картами. Другими словами, существует и усиливается наднациональное глобальное информационное неравенство. Информационное неравенство на уровне личности — это так называемый цифровой разрыв (digital divide). Он обусловлен не только экономическими или социальными факторами, но

иразницей в интеллектуальных способностях. Степень цифрового разрыва будет только возрастать вместе с ростом значимости информационного доступа.

Поэтому информационное общество никак нельзя назвать обществом равных возможностей. Мало исследованы психологические и культурные последствия массового перемещения деятельности и досуга в виртуальное пространство. Психологи предупреждают о компьютерной наркомании, потере чувства реальности, формировании клипового мышления, проблеме самоидентификации (размывание чувства самости)

ит.д. Существует тенденция увеличения информационной загрязненности (наличие вредной или лишней информации) как телекоммуникационных сетей, так и других информационных каналов.

Ориентированность концепций информационного общества на всеобщую интеграцию и создание глобальной системы управления вступает в противоречие с традиционными идеологиями. В частности, христианское мировоззрение склонно видеть в интегрированной глобальной системе управления образ грядущего антихристового царства, т.е. не всеобщую свободу, а невиданный доселе глобальный тоталитаризм.

Приведенные контраргументы проекту «информационное общество» далеко не исчерпывающи. Он в своем идеальном законченном виде нигде не реализован, но объективно многие его компоненты уже воплощены в жизнь. В полити-

83

Интернет-журналистика. Теоретические основы

ческой, социальной, экономической и культурной реальности наблюдаются сегодня тенденции как позитивные, так и негативные, связанные со становлением информационного общества. В свою очередь анализ процессов, связанных с информационным обществом, перемещается в фокус современных теоретико-методологических исследований.

Итак, постэкономические отношения и виртуальная экономика порождают доминирующие процессы, носящие характер дискурса в форме знаковой манипуляции, т.е. они входят в сферу компетентности информационных и коммуникационной отраслей человеческой деятельности. Индивидуальная активность перестает быть утилитарно мотивированной и направляется на дематериализованные компоненты произведенных продуктов. Упаковка, форма, имидж, паблисити, мнение и другие невещественные образования становятся реальнее и значимее, чем та реальность, которая стоит за ними.

Информационное общество — это общество индустрии образов, т.е. знаний.

Связь свойств информационного общества и журналистики проявляется в следующих моментах:

глобализация информации глобализирует процесс ее производства и распространения, государственные границы становятся прозрачными для информационных потоков;

ограничения и фильтрация массовой информации деструктурируют ограничителя, между свободой распространения информации и ее мощностью возникает положительная обратная связь — чем информация открытее, тем ее больше, чем ее больше, тем она свободнее

84

Глава 3. Информационно-коммуникативное пространство...

и тем выше имидж института (в частном случае — государства), в котором она производится;

журналистика вооружается новыми технологиями сбора, обработки, хранения и передачи информации;

повышается значимость журналистики за счет появления эффективности информационного воздействия;

возникают новые профессии, в том числе и в сфере Интернет-журналистики.

Социальная коммуникация в цифровом пространстве

По мнению Никласа Лумана, общество является примером самовоспроизводящейся и самореферентной системы. Формой существования и самоописания общества является социальная коммуникация. Жан-Франсуа Лиотар рассматривал общество как систему дискурсивных практик. Современные развитые общества он определяет как «постмодерн».

При этом социальность приобретает характер дискурсивной разнородности, в основании которой лежат языковые игры — «минимальные отношения для существования общества». В работах Пьера Бурдье общество представляет собой совокупность отношений, складывающихся в различные поля, каждое из которых имеет специфические типы власти (политика, образование, наука, философия, журналистика и т. д.).

Таким образом, коммуникация представляется в виде сложного процесса, организующего социокультурное пространство. С помощью процессов коммуникации общество создает окружающую среду – информационно-коммуника-

85

Интернет-журналистика. Теоретические основы

тивное пространство, устанавливая границу между коммуникациями, с одной стороны, и человечеством – с другой.

Осознание этого факта начало складываться лишь во второй половине XX века, когда произошла революция в характере информационных взаимодействий, придавшая этим воздействиям глобальный планетарный характер. СМИ, системы обработки информации, информационно-коммуника- тивные технологии превращают каждое событие, попавшее в «повестку дня», в глобальный фактор человеческих отношений.

Современное состояние информационной среды в человеческом обществе качественно отличается от ее состояния еще в XIX веке и даже в первой половине XX века. Эта специфика требует соответствующего отражения на понятийном уровне, поскольку сегодня потенциальную глобальность приобретает любая информационная единица, попадающая в мировую телекоммуникационную и компьютерную сеть.

Очевидно, что свойство глобальности событий, превращенных в информационную форму, нельзя приписать ни самим этим событиям, ни их интерпретациям (фактам). Это качество приобретается за счет механизмов, как их первичной презентации, так и позиционирования в информацион- но-коммуникативном пространстве. Собственно, именно это

иоправдывает допущение пространственности информации

икоммуникации.

Действительно и коммуникация, и информация приобретают фундаментальный характер, который заставляет придавать этим понятиям онтологический (бытийный) статус. В связи с этим необходимо обсудить варианты использования понятия «информационно-коммуникативное пространство».

Определенное и точное содержание могут иметь только частные его трактовки, построенные на идеализированных

86

Глава 3. Информационно-коммуникативное пространство...

моделях. Их применимость и эффективность зависит от конкретных условий и корректности формулировки науч- но-практических задач. Модели — инструменты, но отнюдь не универсальные. Кроме того, в равной степени оказываются употребимы понятия «информационное», «коммуникативное (коммуникационное)» и собственно «информацион- но-коммуникативное».

Физическая модель информационнокоммуникативного постранства

Наиболее распространенным остается редуцирование к физическому пространственно-временному универсуму, между точками которого возникают обменные информационные отношения и коммуникации. Социокультурная реальность, разворачивающаяся в историческом времени, предстает совокупностью коммуницирующих объектов, каждый из которых привязан к географическим координатам. Он может быть охарактеризован набором необязательных параметров: политических, экономических, этнокультурных и т.п.

В этом же ключе понимается такие образования, как «глобальное пространство телекоммуникаций», «информационное пространство России» и т. п. Подобный подход обеспечивает уникальность события, хотя его связь с проинтерпретированным фактом остается множественной.

Кроме того, пространственная (в физическом смысле) локализация информационно-коммуникативных объектов вообще остается проблематичной, поскольку здесь не определяются качества пространственности самих коммуникации и информации.

87

Интернет-журналистика. Теоретические основы

Полевое представление

Бытует также «полевое» представление информацион- но-коммуникативных практик. Суть его в том, что действительность интерпретируется в качестве некого множества практик, каждая из которых контролирует определенные фрагменты социальной жизни (поля практики по П. Бурдье). Существуют поля журналистики, политики и т.п. Можно, вероятно, говорить и о поле Интернет-журналистики.

Поля формируются так называемыми агентами поля, своего рода центрами влияниями, зарядами. Аналогом здесь являются физические поля, образуемые электрическими зарядами, гравитационными массами и т.п. Человек оказывается в поле под воздействием «агентов поля», производящих информа- ционно-коммуникативный образ какого-либо события.

В результате он соответствующим образом меняет свое поведение и сознание. Это изменение является индикатором информационного эффекта, аналогичное «пробному заряду», с помощью которого определяется напряженность поля в электростатике. Следует отметить, что в Интернет-журна- листике подобная аналогия может быть сведена к весьма ощутимым цифровым показателям: рейтингам, количествам комментариев, посещаемостью и т.п.

Перспективность подобной модели связана прежде всего с возможностью применения уже наработанных в физике и математике подходов к исследованию и исчислению полевых явлений. Кроме того, понятие «поле» непосредственно учитывает в своем содержании как пространственную определенность, так и качественную специфику создающих его и взаимодействующих в нем систем, что выводит на системное рассмотрение информационной реальности и формализацию возникающих в ней отношений.

88

Глава 3. Информационно-коммуникативное пространство...

В социальном универсуме сегодня существуют журналисты, политики, телевизионные журналисты, интервьюирующие политиков, социологи, дающие интервью в газетах или интервьюирующие политиков и журналистов и т.д. То есть существуют видимые и непосредственно воспринимаемые агенты, встречающие друг друга, которые могут бороться друг с другом, конкурировать и т.д., и т.п. Что можно получить, если на место наблюдаемых феноменов и совокупности единичных агентов, обозначенных именами собственными, поставить пространство невидимых отношений, составляющих то, что я называю полем социальных наук, юридическим полем или полем политики? Одним словом, взгляд на телестудию в свете предлагаемых мною средств позволяет увидеть множество характеристик, которые не воспринимаются интуицией. Итак, поле, которое я предлагаю проанализировать, представляет собой расширенную форму так называемого мира или микрокосма политики. <…> Слово микрокосм точно указывает на то, что политический универсум, со всеми своими институтами и партиями, правилами функционирования и агентами, отобранными в соответствии с определенными процедурами (электоральными) и т. д., является автономным миром, микрокосмом, встроенным в социальный макрокосм. Политический микрокосм является своего рода маленьким универсумом, погруженным в законы функционирования большого универсума, который тем не менее наделен относительной автономией внутри этого универсума и подчиняется своим собственным законам, своему собственному nomos’у, одним словом своему автономному закону. Необходимо учитывать эту относительную автономию,

89

Интернет-журналистика. Теоретические основы

чтобы понять практики и произведения, возникающие в этих универсумах»2.

Социокультурные коннотации

Информационно-коммуникативное пространство может быть также определено в качестве части (подпространства) социокультурного пространства. В этом случае полагается «матрешечная» схема, то есть включение в социальную реальность и действительность областей, в которых действуют преимущественно информационно-коммуникативные факторы.

В самом информационно-коммуникативном пространстве также могут быть выделены подпространства – научно-тех- нической, экономической, политической, управленческой, культурной и других видов социальной информации.

Их объединяет единство форм коммуникативной деятельности и ее информациональный характер. Например, понятие «единое экономическое пространство» обусловлено не только наличием мирового рынка финансов, но и тем фактом, что финансы являются с современной точки зрения инфор- мационно-коммуникативными образованиями, знаками некоторых ценностей и потенциями рыночных коммуникаций.

Факторные пространства

Достаточно распространен также взгляд, опирающийся на абстрактные математические модели факторных пространств. Эти пространства задаются системой детерминант информа- ционно-коммуникационных процессов. Эта система задает

2 Из лекции Пьера Бурдье в курсе Коллеж де Франс, прочитанной им на факультете антропологии Лионского университета Lumiere 14 ноября 1995.

90