Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Высшии корковые функции (Лурия).doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
01.06.2022
Размер:
551.94 Кб
Скачать

4. Исследование слухо-моторных координации

До сих пор мы имели дело с исследованием двигательных функ­ций, выполняемых на основе зрительной и кинестетической афферента-ции или по речевой инструкции.

Однако для диагностики очаговых поражений коры головного мозга большое значение имеет исследование слухо-моторных коорди­наций, иначе говоря, тех простейших по своему характеру двигатель­ных актов, которые афферентируются со слуха, имеют четкую серий­ную организацию и представляют в возможно чистом виде расчленен­ные во времени «двигательные мелодии». К этой группе относятся две серии проб, одна из которых направлена на исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений и музыкальных мелодий, а другая — на исследование восприятия и воспроизведения ритмиче­ских структур. Остановимся на обеих сериях проб отдельно.

А) Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений

Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отно­шений и музыкальных мелодий является 'важным разделом изучения патологии височных и премоторных отделов коры головного мозга, а при некоторых поражениях (например, при поражениях правой ви­сочной доли) может обнаружить едва ли не единственный симптом нарушения сложных корковых функций.

Учитывая очень большую вариабильность музыкальных способ­ностей у людей (Б. М. Теплов, 1947), исследование восприятия и вос­произведения звуковысотных отношений и музыкальных мелодий не должны выходить за пределы простых проб; относительно более слож­ные задания могут предъявляться лишь тем больным, у которых имеет­ся достаточно высокая степень музыкального развития.

Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отно­шений должно начинаться с простых проб, при которых больному пред­лагается оценить высоту двух пропеваемых (или даваемых с помощью аудиометра или любого музыкального инструмента) звуков, причем от­носительная разница этих звуков должна быть достаточно велика (вся­кие более тонкие исследования, направленные на анализ слуховых диф-ференцировок, носят специальный характер). Определение относитель­ной высоты звуков может производиться либо путем простой словесной оценки (выше—ниже), или же путем «подравнивания», когда после предъявления пары тонов на аудиометре снова дается первый тон и предлагается, вращая ручку регулятора, воспроизвести второй тон предъявленной пары.

Наиболее простой формой опыта является проба, когда исследую­щий пропевает две пары тонов, иногда одинаковых, а иногда различ­ных, и испытуемый должен определить, предъявлялись ли ему иден­тичные пары тонов или в них имелись какие-нибудь различия.

Специальным вариантом пробы, позволяющей оценить возможность различия комплекса звуковых отношений, может быть опыт, при кото­ром обе группы звуков делаются условными сигналами для какой-либо двигательной реакции. Так, например, по методу словесной инструкции или речевого подкрепления больному предлагается в ответ на группу

поднимать правую, а в ответ на группу ^ левую руку, или же

соответственно в ответ на первую группу поднимать руку, а в ответ

на вторую—воздерживаться от движения. Тщательный анализ тоге. как происходит формирование такой реакции, насколько быстро она становится прочной, как легко она переделывается, и при каких усло­виях возникают ошибки, может дать ценный материал для суждения о процессах звукового анализа и синтеза, которые, как известно, могут резко нарушаться при поражении височных систем.

Следует, однако, помнить, что процесс формирования, упрочения и переделки условных двигательных реакций может сам по себе пред­ставлять известные трудности для больных с мозговыми поражениями. Поэтому оценка полученных дефектов как следствия нарушений в ра­боте слухового анализатора может быть обоснованной лишь в тех слу­чаях, когда аналогичные пробы со зрительными сигналами обнаружи­вают относительную сохранность формирования, упрочения и передел­ки условных реакций. Особое место занимает опыт со сравнением групп, состоящих из двух или трех последовательных тонов, причем одна груп­па отличается от другой обратной, но симметричной последователь­ностью тонов (например, и ^^^ ^™ А ^ и ^1 )•

Больной с нарушениями анализа звуковысотных отношений может оценить обе эти группы как идентичные.

Существенные нарушения в выполнении этой пробы могут указы­вать на нарушение корковых отделов слухового анализатора. Как по­казано рядом исследований (Фейхтвангер, 1930), значительные наруше­ния восприятия звуковысотных отношений могут иметь место при по­ражениях не только левой, но и правой височной области.

Значительно более разнообразные формы нарушений могут обна­руживаться при пробах с воспроизведением звуковысотных отношений и музыкальных мелодий.

Для этой цели больному предлагают прослушать ряд тонов, а за­тем воспроизвести их путем пропевания. Опыт начинается обычно с пробы на пропевание серии, состоящей из двух, трех или четырех, иногда пяти тонов; особенно полезным бывает предъявлять такие груп­пы, как:

^ & 1 <} <)

«^ ^ ^ ^ ^^" ^ -^

^" ^ "^

Описанные группы состоят из одинакового набора тонов, даваемых лишь в измененной (иногда «зеркальной») последовательности. В бо­лее сложных пробах больному предлагают повторять знакомую мело­дию вслед за исследующим или воспроизвести ее по памяти.

Нарушение голосового воспроизведения предъявляемых тонов может иметь в своей основе, как нарушения звукового анализа и син­теза в результате поражения височных отделов мозга, так и дефекты, связанные с патологией двигательного акта пропевания.

В первом случае у больного могут быть затруднения в правильной оценке звуковысотных отношений; и в удержании предъявленной мело­дии. В случаях так называемой сензорной амузии, возникающей в ре­зультате поражений коры височной области, эти нарушения могут вы­ступать особенно отчетливо.

Совершенно иной характер носят нарушения звуко-моторных коор­динаций при поражениях различных частей двигательного анализато­ра. В случаях двусторонних поражений передних отделов сензомотор-

346

ной зоны (как левого, так и особенно правого полушария), приводя­щих кпсевдобульбарным расстройствам, и при поражениях базальных узлов мозга может существенно нарушаться самый акт фонации. Плав­ное пропевание одного звука становится невозможным, оно заменяется толчкообразными, немодулированными голосовыми импульсами. В слу­чаях поражения нижних отделов премоторной зоны с явлениями пато­логической инертности в двигательном анализаторе значительно нару­шается процесс переключения с воспроизведения одного звука на дру­гой, возникают двигательные персеверации, проявляющиеся в акте про-певания столь же отчетливо, как и в речевых артикуляциях. Наконец, при нарушениях кинестетической основы фонации, которые могут иметь место при обширных поражениях постцентральной коры с явлениями кинестетической апраксии, близкие по типу расстройства могут возни­кать и в воспроизведении звуковысотных отношений, составляя основу явлений моторной амузии.

Исследование восприятия и воспроизведения 31вуковысотных отно­шений и музыкальных мелодий составляет частный, но важный раздел изучения слухо-моторных координаций, который в отдельных случаях может оказать серьезную помощь топической диагностике.