Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

269_p2300_B12_11779

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.04.2023
Размер:
2.11 Mб
Скачать

трический удар в губы» (Электричество в Сибири // Вост. обозрение. – 1888. – 31 янв. – № 4).

«…Вот почему, бывает, крохотулька-кафешка, расположенная вовсе не в бойком месте, имеющая всего пяток блюд a la carte, процветает благодаря какой-нибудь особой индейке, моментально кристаллизующей вкруг себя поклонников. Не верите – спросите телекрасавца Молчанова: в какой ресто-

ранчик идет он по прибытии, скажем, в Голландию?... в кро-

хотный, с вечно опущенными жалюзи русский ресторанчик

«Дача», причем не факт, что заказ примут. Руководит «Дачей» некто Александр – большой энтузиаст русских молодых людей… и гармошки (губные) гудят «Калинку», «borsch» дымится, посольские наши плачут, и интеллектуал Молчанов фотографируется вместе с хозяином, пробивая рамку кадра головой…»; «Они меня угостили коньяком (бармен Женя рассказал, что недоли-

вает напитки, поскольку хозяин ему недоплачивает), предложили остаться ночевать (в бильярдной, на диване: в подсобке имелись подушка и одеяло) и рассказали полдюжины историй,

одинаковых как овечки Долли. Бегство в Москву с родителями,

комната на троих, работа за прилавком (не понравилось), официантом (не понравилось), жизнь с поварихой Олей

(не понравилось) – каждый раз, когда не нравилось, они кати-

лись дальше. И если их подружки мечтали найти принца с квартирой, то парни не мечтали вообще ни о чем. Ну, хоро-

шо бы образование, ну, и машину, и домик у моря, и долларов миллион, ну, а пока есть долги. Нужно заложить в ломбарде кольцо» (материалы Дмитрия Губина «За что Господь любит

нас»,

«Новые

инфантилы» //

Огонек. –

URL:

http://www.ogoniok.com).

 

 

 

Втональности дружеской – иногда запанибратской – беседы

вначале 2000-х создавались целые диалоговые газетные разворо-

ты, скомпонованные по принципу «вопрос читателя – ответ редакции»161.

Массовость, общедоступность как стилевые характе-

ристики

В последнее время, в связи с усиливающимся социальным расслоением аудитории, активным становится объяснение терми-

161 Говорит и показывает Иркутск. 2001. № 39, 5 окт. С. 6–11.

191

нов, профжаргонизмов в журналистских публикациях популяризаторской направленности. Используя разные виды толкования: однородные ряды синонимов, уточняющие и поясняющие конструкции, сравнительные обороты, определения, бытовые иллюстрации, – авторы делают текст доступным, легким для понимания. Материал становится массовым, выполняет и просветительную, и информативную, и воздействующую функции:

«Сама технология появилась чуть раньше, в конце 90-х. Называется она Wi-Fi или, официально – 802,11b. Это технология передачи данных по ультракоротким радиоволнам, позволяющая пересылать до 11 мегабит в секунду (а в перспективе – до 54). Для сравнения – ультрасовременная технология 3G, которая только начала развиваться и за лицензию на которую мобильные операторы выкладывали год назад миллиарды долларов, позволяет пересылать всего лишь 144 килобайта в секунду» (Кармоди О. Интернет из консервной банки // Консерватор. – 2002. – № 10).

Неуемное стремление максимально приблизить текст к читателю в современных бульварных изданиях порождает текстовый примитив, односложность мысли и речи. Интересно, что сознательное упрощение текста так же не ново, как и все вышеперечисленное. Для сравнения языковых и дизайнерских принципов оформления текста теперешних таблоидов и книжной продукции 20-х годов XX в., приведем несколько рекомендаций из программы, предложенной на конференции по вопросам создания книг для самого массового читателя тех лет – крестьянина (февраль 1925 г.): «шрифт должен быть четким, крупным… <книга> должна быть снабжена иллюстрациями … художественными красочными обложками, преимущественно …плакатными». Рекомендовалось пользоваться языком, близким к разговорному, «желательны короткие фразы, разделенные точками. Для облегчения усвоения прочитанного рекомендуется чаще разбивать текст на абзацы»162. Сходство редакторской стратегии явное – формирование духовных и материальных идеалов, определенного типа мировоззрения. Однако современная пресса остается, на наш взгляд, в явном проигрыше: советская издательская политика имела целью привлечение населения к объективно признанным образцам духовной и материальной культуры, пусть и явно вы-

162 Антонова С. Г., Соловьев В. И., Ямчук К. Т. Редактирование. Общий курс.

М., 1999. С. 204–205.

192

раженной пропагандистской направленности; современные бульварные СМИ формируют, а затем и охотно отражают психологию примитивного пользователя. При этом российская бульварная и оппозиционная пресса пошла не в пример дальше своих исторических предшественников. Если издатели 20-х годов считали, что «недопустимо подделываться под простонародный язык», «не следует злоупотреблять формою сказок и побасенок в деловых серьезных вопросах», то современный редактор в следовании правилам профессиональной этики не так постоянен.

Жанрово-стилистический диалоговый арсенал

«Открытые письма»

Вернулись в журналистскую практику после некоторого забвения «открытые письма» читателей, адресованные людям, ответственным за происходящее или способным повлиять на решение проблемы163. Главный редактор газеты «Деловая Москва» Татьяна Савельева так говорит об этом процессе: «Мы вернулись к практике, которой виртуозно владели старые советские газеты, защищая права и реально помогая своим читателям. Не могу похвалиться, что действенность нашей газеты можно сравнить с действенностью «Правды» образца 1978 года, но многие дела удается сдвинуть с мертвой точки»164.

Прообразом таких материалов в какой-то мере можно, на наш взгляд, считать общественно-политические статьи второй половины XIX века, поскольку в них – часто в иносказательной форме – были обозначены важнейшие политические, идеологические, экономические проблемы, требовавшие немедленного решения. Примером подобного текста может служить одна из статей М. Бестужева в «Кяхтинском листке» (1862, № 6)165, написанная в стиле имитации открытого письма к сестре.

163 См., например, «классику» жанра: Аграновский В. Ляп. Открытое письмо коллеге, ставшему руководителем газеты // Вечерняя Москва. 1998. 11 сент.; или в местной прессе: Бутаков Н. В. А мужики-то не знают…// ВСП. 2002. 23 нояб. С. 3; Гнилые трубы накануне зимы. Ново-ленинцы ругают чиновников // Город рекламы. 2001. № 39. С. 2; Открытое письмо мэру г. Иркутска В. В. Якубовскому от работников Иркутского городского перинатального центра // ВСП. 2003. № 49. С. 1.

164Деловая Москва. 2001. 31 дек., № 51(384).

165История сибирской печати XVIII – нач. XX вв. : хрестоматия : в 5 кн. Глава первая (1789–1856 гг.); Глава вторая (1857–1872 гг.) / сост. Л. С. Любимов. С. 60–66.

193

В «Восточном обозрении» появлялись, например, такого рода мелкие заметки, привлекающие внимание к бытовым неурядицам жизни Иркутска:

«Нас просят обратить внимание, что устье Ушаковки и середина Ангары буквально завалены разными нечистотами. Говорят, будто это место для свалки нечистот указано самой городской управой»; «О лихачах. Слышны жалобы на извозчиков, которые не сдерживают лошадей на поворотах, часто очень покатых, вследствие чего не редки случаи выпадения седоков, сопровождающиеся ушибами. Не мешало бы обратить внимание

на это обстоятельство и внушить извозчикам быть осторожнее»166.

Интересно, что подобные материалы могли вызвать неадекватную реакцию властей: заметки и статьи при цензурировании вычеркивались генерал-губернатором из номера, виновные в ситуации жестоко наказывались, отставлялись от службы167.

• Полемическая переписка.

О важности полемики для издания читаем в «Иркутских губернских ведомостях»: «…редакция объявляет, что она всегда готова поместить дельные возражения против статей, напечатанных в неофициальной части и наперед уже объявляет свою благодарность всякому, кто захочет принять на себя труд дополнять или даже исправлять сведения, доставляемые ей сотрудниками и корреспондентами. Редактор отнюдь не прочь допустить даже настоящую полемику. При отсутствии другого органа публичности в Восточной Сибири он даже считает некоторого рода обязанностью дать, по возможности, наибольшую свободу и простор различным, даже противоположным мнениям. Полемика, спор, борьба противоположных воззрений (разумеется, в известных литературных пределах) – все это необходимо придает жизнь газете и возбуждает интерес читателей»168.

В сибирских газетах XIX в. читательские письма, содержащие оценку общественно-политических событий и опубликованные в одном издании, могли породить полемические ответы чи-

166Вост. обозрение. 1889. № 6, 5 февр.

167См. об этом: Потанин Г. Н. Из истории провинциальной прессы // Отечеств. зап. 1881. № 3.

168Д-ский К. <Дубровский К. В. > Страничка из истории сибирской печати // История сибирской печати XVIII – нач. XX вв. : хрестоматия : в 5 кн. Глава первая (1789–1856 гг.); Глава вторая (1857–1872 гг.) / Сост. Л. С. Любимов. С. 111.

194

тателя или редактора другого издания. Так, ответом на едкую критическую статью в «Иркутских епархиальных ведомостях» о студентах университета, оставляющих духовное звание, стала гневная защитная статья «Образец братолюбия и терпимости» М. В. Загоскина в «Иркутских губернских ведомостях»169. Таким образом, рождался и диалог читателя с редактором, и диалог изданий друг с другом.

Полемическую переписку, столь обычную для газетножурнальной публицистики XIX века, хотя и с трудом, но можно найти на страницах сегодняшних газет. С помощью писем нынешние читатели вступают в полемику с известными людьми, контактируют друг с другом170.

Районная и городская пресса также не чуждается публикации читательской полемики, причем письма-диалоги могут представлять собой продолжающиеся циклы. Например, в «Новых горизонтах», общественном еженедельнике Саяно-Зиминского региона, на полосе «Кто нам пишет и о чем», в рубрике «Возвращаясь к напечатанному» под одним цитатным заголовком «Глубоко обижена первыми же строками…» опубликовано два материала: письмо Ольги Мироновой, жительницы Саянска, появившееся как эмоциональная реплика на статью Юрия Соловьева «Кто в ответе за подвал» (№ 18 от 5 мая), и ответ Юрия Соловьева на письмо Ольги Мироновой. Саянцы решают застарелые проблемы благоустройства дворов, санитарного состояния подвалов жилых помещений, поэтому диалог получается эмоциональным, накаленным, открытым во времени171.

• Жанрово-стилистическая конвергенция Особую роль в диалоговой политике современной прессы

играют подвижки жанровых границ произведений, обоснованные тематикой, стремлением охватить как можно больше фактического материала в формах, интересных разным читательским груп-

169История сибирской печати XVIII – нач. XX вв. : Хрестоматия : в 5 кн. Глава первая (1789–1856 гг.); Глава вторая (1857–1872 гг.) / сост. Л. С. Любимов. С. 67–68.

170См., например, полемику между М. М. Плисецкой и В. Вульфом в газете «Культура» 4–10 февраля (С. 3), 25 февраля – 3 марта (С. 3) за 1999 год; см. полосу «Противостояние» о конфликте иркутского священника о. Евгения (Касаткина) и редакции «Русского Востока» // Русскiй Востокъ. 2002. № 200, окт. С.

171«Глубоко обижена первыми же строками…» // Новые горизонты. 2011. 2 июня. С. 8.

195

пам. В этом смысле наибольший эффект создает, например, введение дополнительной текстовой модели (досье, справок, эпистолярия, врезок исторического, статистического, предметного ха-

рактера) в общую крупную жанровую структуру статьи, очер-

ка172.

Известны современной газете и условные жанровые формы, например «народный роман» (языковая игра на многозначности обоих слов в названии жанра придает многомерность содержанию включенных в рубрику текстов). «Роман» представляет собой одновременно и многочастное произведение о любви, и февральскую подборку читательских писем о семейных историях, и блицконкурс текстов ко Дню святого Валентина173.

Прием может показаться новым, но и он имеет исторические корни. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к фельетону «Из страны чудес и курьезов», опубликованному в «Восточном обозрении» № 41 от 11 октября 1884 года под псевдонимом Добродушный Сибиряк. Фельетон представляет собой свод неудачных художественных и «обличительных» произведений разных жанров, присланных в адрес редакции сибирскими читателями и в ироническом стиле прокомментированных Н. М. Ядринцевым. Фельетон массой «художественного» фактажа отвечает сразу на несколько вопросов: снимает упреки в отсутствии развлекательных материалов в «Восточном обозрении», демонстрирует образчики действительно бесцензурного «творчества», апеллирует к вкусу и интеллекту читателей, способных оценить по-настоящему качественные публикации газеты.

Таким образом, внутритекстовый диалог имеет различную природу: он либо порождается установкой и замыслом автора вне прямого контакта последнего с читателем, либо имеет в основе реальное общение с читателем.

Формы реального интерактива могут быть разными в зависимости от характера аудитории, обсуждаемой тематики, типа периодического издания. Поскольку адресат журналистского текста в истории меняется, то меняются и виды интерактива, трансформируются приемы диалоговости, возникают новые коммуникативные формы (например, возникает «визуальный» диалог, по-

172 Львов М. «Левые институты будут закрывать пачками // Комсом. правда. Омск. Газета нашего города. 2007. № 63 (23896), 4 мая. С. 8.

173 Блицконкурс «народного романа» // КП Иркутск. 2005. 18 февр. С. 47.

196

строенный на дизайнерских находках: игре цветом, шрифтом, форматом (3D), «сенсорный» диалог: на обонятельных и осязательных ощущениях).

Сегодня наиболее популярными стали следующие формы реального (открытого) интерактива: анкетирование и зондаж аудитории, читательские конференции, интервью и «горячие линии» с редакторами изданий, экспресс-опросы, «круглые столы», фестивали газеты, различные виды интернет-переписки, экс- пресс-лотереи с ценными призами (подписка на газету, экскурсионный тур, билет в театр или кинозал, путевка на семейный отдых, абонемент в спортивный зал или косметический салон, т. д.), праздники газеты, тематические и юбилейные конкурсы, деловые клубы, рейтинги материалов в электронных СМИ.

Издательский дом «Номер один» (газеты «Копейка», «Пятница», «СМ Номер один») реализовал необычный проект – фонд «Останься в Приангарье». Фонд провел благотворительную акцию (продажу открыток ручной работы к 65-летию Великой Победы, выполненных губернатором Д. Мезенцевым, спикером Законодательного собрания Л. Берлиной, олимпийским чемпионом А. Зубковым, популярным певцом Трофимом) и собрал деньги для обучения трех выпускников Зиминского и Усть-Кутского районов в лучших вузах региона с последующим трудоустройством в области. После первого года обучения ребят газета «Новые горизонты» поместила материалы о том, как стипендиаты фонда учатся и живут в большом городе, где планируют работать после получения дипломов. Проект и публикации по его итогам вызвали большой читательский отклик174.

Перечисленные акции и общественные мероприятия повышают социальный престиж газет, создают авторитет коллективам редакций, улучшают подписную статистику, т. е. выполняют ре- кламно-имиджевые функции.

«Обратная связь», активное взаимодействие читателя и редакции так или иначе отражаются на страницах прессы. Поскольку читатели – субъекты с разными интересами, информационными запросами, коммуникативными привычками, то и тактика общения редакции с читателем разнообразна. Интерактив либо не выливается в текст и работает как имиджевая или социальная реклама, либо бывает представлен в журналистском тексте в ли-

174 Новые горизонты. 2011. 2 июня. С. 11–13.

197

нейном виде (однонаправленная переписка «вопрос-ответ»), в виде «возвратной связи» (активное взаимодействие, сотворчество, совместные тексты), в виде «периодичной (цикличной) связи» (периодическая переписка, постоянные рубрики175).

Подводя итог сказанному, отметим, что в публицистическом тексте сегодня меняется адресат. Если раньше это была однородная масса, то сегодня это субъекты с разными интересами, информационными запросами. Отсюда психологические подходы к читателю, тактики общения с ним – разные. Диалогизация проникает в тексты, ранее минимально рассчитанные на ответную реакцию: даже в новостных текстах заложена установка на контакт. Избегая упреков в неполноте, автор уточняет и разворачивает текст, будит воображение читателя иллюстративными, аллюзивными, ссылочными элементами, стремится убедить в достоверности материала. Причем к «строгому» тексту могут присоединяться дополняющие материалы других авторов, документы, сообщения из СМИ, в том числе зарубежных. Таким образом, публикация становится более объемной, достоверной.

При подаче новости автор стремится соответствовать информационным запросам аудитории, выбирает особые модели поведения, учитывает подготовленность или неподготовленность читателя, предполагаемую реакцию, информационные интересы, корректирует процесс подачи новости в соответствии с интересами пользователя. Более того, адресат в современных медиаисточниках становится участником процесса подготовки текста, он может корректировать редакционную политику176, т. е. сам налаживает действенный диалог, во-первых, с редактором и автором, во-вторых, с другими членами читательского сообщества.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 3

1. Какие формы обратной связи являются традиционными для российской печати?

175Например, колонка редактора А. Гимельштейна в «Восточно-Сибирской правде» (4 апреля 2006 г. и т. д.) или полоса «Резонанс» в «Российской газете».

176См. Приложение 6 данного пособия: «Московские новости» допустят читателей к редакционной политике [Электронный ресурс] / Фонд развития информа-

ционной политики. URL: http://www.old.frip.ru/newfrip/cnt/analitic/sel?cid=6675.

198

2.Перечислите активные маркеры обратной связи: языковые приемы и средства, текстовые категории, жанрово-стилевые характеристики.

3.Опираясь на профессиональный опыт, почерпнутый вами из производственной практики, на анализ интересного вам издания, дополните список форм «обратной связи».

ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 3

1.Антонова С. Г. Редактирование. Общий курс / С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук. – М. : Изд-во МГУП, 1999. – С. 204–205.

2.Восточное обозрение. – 1889. – № 6, 5 февр.

3.Диалог в СМИ // Мир русского слова. – 2002. – № 5. – С. 117– 119 (По материалам ХI научно-практической конференции «Риторика диалога в становлении научно-гуманистической системы образования:

проблемы исследования и преподавания» (10–11 ноября 2002 г., г. Пермь)).

4.История сибирской печати XVIII – нач. XX вв. : хрестоматия : в 5 кн. Глава первая (1789–1856 гг.); Глава вторая (1857–1872 гг.) / сост. Л. С. Любимов. – Иркутск : Иркут. ун-т, 2004. – 124 с.

5.Муравьева Н. В. Основные мотивы контактного поведения в текстах СМИ: перспективы взаимодействия // Мир русского слова. – 2002. – № 5. – С. 117–119.

6.Потанин Г. Н. Из истории провинциальной прессы // Отечественные записки. – 1881. – № 3.

7.Сиб. газ. – 1886. – № 10.

8.Щелкунова Е. С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации. Специфика и функционирование / Е. С. Щелкунова. – Воронеж : Родная речь, 2004. – 190 с.

ПРАКТИКА К ГЛАВЕ 3

1.Проанализируйте гипертекстовые связи в фельетоне «Френюки»177. Посмотрите, как пространственные и временные реалии текста становятся шире при использовании аллюзий, отсылок, словообразовательной игры, текстовых повторов, графических знаков.

2.Проанализируйте диалоговые средства в комменарииразмышлении В. Аграновского «Заноза» (Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. – М. : Вагриус, 1999. – С. 386–387). Какие мотивы контактного поведения представлены в материале? Рассчитана ли жанровая

177 Обухов Е. Френдюки // Лит. газ. 2002. № 18–19. С. 16.

199

конструкция на диалог с читателем? Какая форма обратной связи предполагается?

200

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]