Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 2023 / Диссертация Захаренков Д.Н

..pdf
Скачиваний:
26
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
2.26 Mб
Скачать

221

частных поверенных и на тех присяжных поверенных, кто осуществлял свою деятельность в тех округах, где не были учреждены советы, и т.д.

Что же касается периода СССР, то с приходом к власти большевиков адвокатура первоначально была упразднена Декретом о суде № 1, что означало одновременно и ликвидацию принципов ее организации и деятельности, однако после всех попыток заменить институт адвокатуры правозаступничеством и трудовой повинностью советская власть пришла к выводу о необходимости возрождения адвокатуры. После нескольких попыток преобразования адвокатуры путем принятия как различных всесоюзных законодательных актов, так и законов союзных республик, учрежденных в свете наметившейся тенденции к децентрализации правового регулирования советской адвокатуры, в РСФСР было принято Положение об адвокатуре от 1980 года, ставшее заключительным законодательным актом об адвокатуре в истории РСФСР и установившее ряд принципиальных положений, получивших развитие в современной России.

В результате исследования формулируется вывод о том, что между принципами, присущими организации и деятельности присяжных поверенных, и принципами советской адвокатуры существует преемственность правового регулирования. Исследование процесса становления адвокатуры в Российской империи и СССР позволило определить следующий перечень принципов, характеризующийся схожестью основных элементов нормативной регламентации адвокатуры в эти периоды:

законность;

корпоративность на основе территориальных организационных объединений;

ограниченная независимость;

предупреждение конфликта интересов;

профессионализм;

конфиденциальность;

соблюдение нравственно-этических правил.

222

Обзор законодательства об адвокатуре предшествующих исторических эпох показывает, что, несмотря на разный государственный строй, адвокатура сталкивается преимущественно с одинаковыми трудностями, среди которых особо выделяется отсутствие независимости от государственно-властных структур. Одновременно с этим в законодательном регулировании адвокатуры на данных этапах просматриваются некоторые общие черты, как например, наличие положений, предусматривающих запрет адвоката на свободное распространение информации, полученной от доверителя. Поэтому, рассматривая такую категорию, как принципы адвокатуры, необходимо учитывать тот, более чем столетний, опыт, который получила адвокатура за время своего существования, и активно применять его в совершенствовании современного законодательства в рассматриваемой сфере.

При выявлении определения принципов адвокатуры автор, обращаясь к теории права, рассматривал принципы адвокатуры через призму правовых принципов. Категория «принципы права» многоаспектна: представляя собой основную идею права, принципы не ограничиваются сугубо существованием в сознании правоприменителя – для получения юридической силы и оказания большего воздействия на общественные отношения им необходимо нормативное закрепление. На основании рассматриваемых в работе признаков принципа права автором предлагается определение принципов организации и деятельности адвокатуры как базовых начал адвокатуры, отражающих специфику общественных отношений в сфере организации адвокатуры: отношений по устройству и функционированию адвокатуры в целом как корпорации и каждого адвоката в отдельности; и адвокатской деятельности: отношений, возникающих в процессе оказания адвокатом квалифицированной юридической помощи.

В то же время по форме выражения принципы адвокатуры не идентичны: некоторые принципы прямо закреплены в тексте правовой нормы (текстуальная форма), тогда как другие выявляются из общего смысла законодательных норм (смысловая форма).

223

Тем не менее, несмотря на преобладающее в юридической науке понимание принципов как основополагающих базовых начал права, а также на необходимость неукоснительного соблюдения принципов, установленных законом, на практике довольно часто как законодатель, так и правоприменитель неоправданно преуменьшают определяющее значение принципов для правового регулирования общественных отношений, расценивая принципы не в качестве обязательных основных положений, а скорее, как предлагаемые рекомендации. В связи с этим в работе отдельное внимание уделяется раскрытию функций принципов адвокатуры – основных направлений воздействия на общественные отношения в сфере адвокатской деятельности и организации адвокатуры. В частности рассматриваются: информационная (воздействие принципов оказывается на правосознание участников общественных отношений в сфере адвокатуры), регулятивная (принципы обеспечивают последовательность при создании новых правовых норм, а также являются ориентирами для поведения субъектов общественных отношений в сфере адвокатуры при возникновении пробелов в правовом регулировании) и охранительная функции (принципы осуществляют защиту общественных отношений и позволяют ликвидировать возможные нарушения). А для повышения эффективности регулятивной функции принципов адвокатуры предлагается дополнить Закон об адвокатуре РФ нормой, предусматривающей возможность применения аналогии права к общественным отношениям в сфере адвокатуры (Приложение С).

Также в работе отмечается, что прямого закрепления принципы присяжной и советской адвокатуры в тексте соответствующих нормативных актов не нашли, а выводились из смысла законодательных положений. Вместе с тем одним из основных достижений юридической техники, присущих всем законам об адвокатуре государств – членов СНГ, является нормативное закрепление принципов организации и деятельности адвокатуры в тексте соответствующих статей законов. Также принципы закреплены в Хартии основополагающих принципов адвокатской деятельности.

224

В статье 3 Закона об адвокатуре РФ содержатся пять принципов: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов. В то же время на современном этапе развития система принципов адвокатуры не ограничена лишь перечнем, приведенным в соответствующей статье – материю общественных отношений в сфере адвокатуры пронизывают косвенно выводимые из нормативных правовых актов об адвокатуре или же из ее общих целей и задач принципы, определяющие специфику и содержание института защиты в демократическом государстве.

Сопоставив содержащиеся в специализированных законодательных актах государств-участников СНГ об адвокатуре основополагающие принципы адвокатуры, было установлено, что некоторые принципы прямо не закрепляются действующим российским законодательством об адвокатуре, но находят отражение в законодательных актах об адвокатуре других стран СНГ и могут быть использованы при реформировании российской адвокатуры. В ходе диссертационного исследования анализируются формулировки данных принципов, закрепленных в законах об адвокатуре государств – участников Содружества, а также рассматриваются некоторые аспекты их реализации.

Принцип законности, являясь одним из основополагающих общеправовых принципов, характерен для любого субъекта общественных отношений, а особенно для адвоката. Данный принцип многоаспектен и представляет собой, во-первых, осуществление организации адвокатского сообщества, регламентации членства в нем, прав и обязанностей адвокатов строго в соответствии с законодательством, во-вторых, обязанность адвоката отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами. Принцип законности в той или иной формулировке нашел отражение в каждом из Законов об адвокатуре стран СНГ.

Наличие частноправовой составляющей в деятельности адвоката определено принципом приверженности интересам доверителя, который выражается в доминировании интересов доверителя над прочими интересами, в

225

том числе над интересом адвоката. Между тем на примере реализации принципа приверженности интересам доверителя иллюстрируется часто встречающееся противоречие принципов, которое, однако, не означает несостоятельность одного из них – напротив, суть в реализации пересекающихся принципов заключается в соблюдении разумного баланса: принцип приверженности интересам доверителя устанавливает доминантное положение защищаемого интереса перед остальными, но при этом незаконный интерес доверителя не должен защищаться адвокатом в силу принципа законности. В свою очередь отдельные варианты закрепления данного принципа есть в законодательстве об адвокатуре Грузии, Казахстана, Таджикистана и Украины.

Вработе также исследуется соотношение принципа корпоративности и принципа самоуправления и выдвигается тезис о необходимости объединить принципы корпоративности и самоуправления в одном принципе адвокатуры – принципе корпоративного самоуправления. Слияние принципов обусловлено тем, что объединение адвокатов в единую корпорацию на основе обязательного членства предполагает создание внутри нее системы органов управления и право этой корпорации и ее органов принимать решения, обязательные для всех членов корпорации. В содержание же принципа корпоративного самоуправления входит защита корпоративных интересов адвокатуры посредством осуществления органами самоуправления адвокатуры своих функций, в частности, по разработке обязательных для всех адвокатов правил и стандартов, а также по привлечению адвокатов к дисциплинарной ответственности.

При этом принцип корпоративности нашел отражение исключительно в Законе об адвокатуре РФ, а принцип самоуправления закреплен в Законах об адвокатуре Армении и Беларуси.

Всвою очередь, поддержание высокого уровня адвокатского корпуса зависит от того, насколько адвокаты придерживаются морально-нравственных правил профессии. Принцип соблюдения этики предусматривает прежде всего обязанность адвокатов руководствоваться в свой деятельности Кодексом профессиональной этики, однако этим не ограничивается – сюда также входит

226

необходимость соблюдения международных, внутренних законодательных и подзаконных актов, содержащих нравственные правила. Но, несмотря на то, что нравственные требования пронизывают все законодательство об адвокатуре в широком смысле, профессиональная этика выходит за рамки нормативных правовых актов, поскольку последние не могут отрегулировать любое действие или бездействие адвоката – их задача в том, чтобы установить критерии допустимого поведения. Профессия адвоката предполагает повышенный самоконтроль – адвокат должен стремиться к нравственной чистоте не столько из опасения наказания, которое юридически предусмотрено за нарушение требований этики, сколько из осознания важности той социальной роли, которую он каждодневно играет в жизни общества, и недопустимости принижения собственного авторитета и престижа профессии. Данный принцип нашел закрепление в Законах об адвокатуре Грузии, Казахстана и Туркменистана.

Принцип независимости состоит в недопущении воздействия или, более того, управления организацией или деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений или отдельных граждан. В содержании принципа независимости можно выделить два элемента: независимость адвокатуры как корпорации и независимость адвоката. Основные вопросы организации и деятельности адвокатуры федеральным законом переданы в компетенцию органов адвокатского самоуправления, комплектуемых свободно и независимо из членов адвокатского сообщества в соответствии с предусмотренной законом процедурой, что обеспечивает необходимый баланс. Принцип независимости подобно принципу законности также закреплен в каждом государстве СНГ, однако в Беларуси, Грузии, Таджикистане и Туркменистане к принципу независимости совершенно неоправданно добавлен принцип невмешательства в деятельность адвоката, поскольку он является, на наш взгляд, составной частью принципа независимости.

Важную роль в обеспечении принципа независимости играют гарантии независимости адвокатской деятельности. Однако при детальном изложении

227

гарантий в статье 18 Закона об адвокатуре РФ отсутствует какая-либо ответственность за их несоблюдение, в связи с чем гарантии довольно часто игнорируются со стороны участников общественных отношений в сфере адвокатуры. Поэтому в целях повышения эффективности действия гарантий независимости обосновывается введение уголовной ответственности за нарушение установленных законом гарантий независимости адвоката.

Крайне значимым принципом адвокатуры является принцип конфиденциальности, способствующий установлению доверительных отношений между адвокатом и его доверителем. В принцип конфиденциальности входят как обязанность адвоката оберегать конфиденциальность полученной от доверителя информации в связи с оказанием юридической помощи, так и действия, направленные на реализацию предоставленных государством гарантий сохранения адвокатской тайны. Этот принцип нашел отражение в Законах об адвокатуре Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Узбекистана, Украины.

Не менее важным для адвокатуры принципом является равноправие адвокатов. Помимо Российской Федерации данный принцип адвокатуры есть в Армении, Грузии, Таджикистане и Туркменистане. Под принципом равноправия адвокатов понимается отсутствие кастовости в адвокатуре, деления адвокатов на начальников и подчиненных, старших и младших по чину, работодателей и работников. Центральное место в содержании принципа равноправия занимает равенство при осуществлении профессиональной деятельности, наличие равных прав и обязанностей, гарантий независимости, но абсолютное равенство в адвокатуре недостижимо – если формально адвокаты равны в своих права и обязанностях, то объем этих прав и обязанностей в некоторых случаях может различаться.

Однако на сегодняшний день в нормативном регулировании адвокатуры допускается определенная степень неравенства адвокатов: адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном производстве, обладают большими гарантиями защиты, так как уголовная ответственность установлена

228

только за посягательство на жизнь защитника, а также за угрозу убийством, причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества защитника. Для выравнивания правового положения всех адвокатов предлагается в статьях 295 и 296 УК РФ изменить термин «защитник» на термин «адвокат».

Норма статьи 48 Конституции РФ, а также аналогичных статей Конституций государств – участников СНГ гарантируют оказание гражданам квалифицированной юридической помощи. Обеспечение указанной гарантии государством возложено на специальный субъект общественных отношений – адвоката, в связи с чем к принципам организации и деятельности адвокатуры следует отнести также принцип квалифицированности.

Квалифицированность юридической помощи определяется предъявлением к лицу, оказывающему юридическую помощь, специальных требований, в числе которых высшее образование, стаж работы, сдача квалификационного экзамена, отсутствие негативных условий и т.д. Согласно российскому законодательству система подобных требований действует сегодня только в отношении адвокатов, отличая их от иных лиц, оказывающих юридическую помощь. Отдельные аспекты принципа квалифицированности закреплены в законах об адвокатуре Беларуси, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана.

Проведенное исследование иллюстрирует, что при всем многообразии формулировок, использованных законодателями стран СНГ при формировании принципов адвокатуры, обнаруживается очевидная общность подходов. Разные по обозначению принципы содержат в себе по сути одни и те же основополагающие идеи, на которые опираются и профессия адвоката, и адвокатское сообщество в целом. Таково универсальное понимание сущности профессии адвоката, такова универсальная тенденция развития и функционирования адвокатур в современных демократических обществах и в правовых государствах.

По результатам сравнительного правового анализа принципов организации и деятельности адвокатуры в странах СНГ и в Хартии основополагающих принципов в рамках настоящего исследования был разработан проект

229

Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Уголовный кодекс РФ» (Приложение С), в соответствии с которым предлагается, во-первых, внести в Закон об адвокатуре РФ отдельную статью 3.1 «Принципы организации и деятельности адвокатуры», в которой обособленно будут изложены принципы адвокатуры, исключив при этом из Закона пункт 2 статьи 3, в котором на сегодняшний момент закреплены принципы.

Данное предложение повысит регулятивный потенциал принципов и выделит их в тексте законодательного акта наряду с другими, не менее важными положениями. Подобный метод уже используется в большинстве стран СНГ: Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Туркменистане.

Более того, согласно представленным в проекте изменений (Приложение С) рекомендациям, представляется необходимым выделить каждый принцип в отдельные статьи Закона об адвокатуре РФ, изложив в них основные тезисы, отражающие сущность и значение принципа в регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры. В российском законодательстве уже имеется подобный опыт – в Кодексе административного судопроизводства РФ каждому принципу соответствует индивидуальная статья. Обращаясь к зарубежному опыту, следует обратить внимание на Закон об адвокатуре Республики Казахстан, где вышеуказанный подход реализуется применительно к адвокатуре.

230

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

IНормативно-правовые акты и материалы

1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.

2.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Российская газета. 11 марта 2015.

3.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29 июля 2002 г., № 30.

4.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета. 20 ноября 2002.

5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

//Собрание законодательства РФ.1996. № 25.

6.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 22 декабря 2001.

7.Кодекс профессиональной этики адвоката, принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. [Электронный ресурс] // URL: http://fparf.ru/documents/normative_acts/1059/ (дата обращения: 03.05.2018).

8.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1 января 1996 г., № 1.

9.Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 12 ноября 1917.

10.ДекретСНКРСФСРот24ноября1917г.«Осуде»//СУРСФСР.1917.№4,

11.Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» // СУ РСФСР. 1918. № 26.

12.Закон СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» // Ведомости ВС СССР. 1958. № 1.