Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Миграционные проблемы современных российских городов

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
919.76 Кб
Скачать

жители стран дальнего зарубежья в 2002–2003 годах составляли 10 % всего входящего миграционного потока, а в остальные годы – впределах3–5 %.

Половозрастная структура исходящего миграционного потока за последние десять лет практически не меняется. В среднем среди уезжающих граждан 53 % составляют женщины, 47 % – мужчины. Возрастные когорты мигрантов, находящихся в трудоспособном возрасте, представлены равным числом мужчин и женщин (по 37 %).

Половозрастной состав входящего миграционного потока имеет некоторую специфику как по структуре, так и по тенденциям ее изменения. Соотношение между мужчинами и женщинами в данной группе в среднем за 10 лет составляет 44 и 56 % соответственно. По трудоспособному возрасту – 33 и 40 %, при этом доля мужчин постепенно сокращается (с 35 % в 2001 г. до 30 % в 2009 г.), а доля женщин – растет (с 38 до 42 %). В младшей возрастной группе наблюдается одинаковая представленность обоих полов (по 8 %). Среди мигрантов старше трудоспособного возраста также наблюдается преобладание удельного веса женщин над мужчинами (8 и 3 % соответственно).

Анализ миграционного движения населения в г. Перми в разрезе половозрастных групп указывает на тенденцию, касающуюся изменений трудового потенциала города. За последние 10 лет краевой центр потерял значительное количество мужчин трудоспособного возраста (свыше 3,7 тыс.). Наиболее интенсивным отток мужского населения был в период с 2001 по 2005 год, когда число уехавших ежегодно превышало численность приехавших на 600–700 человек. В дальнейшем миграционная убыль в данной группе сократилась, а в последние два года знак миграционного сальдо сменился на положительный. Данные изменения обусловлены большим притоком международных мигрантов (в первую очередь – представителей Средней Азии и Закавказья), в меньшей степени – превышением числа прибывших над выбывшими во внутрирегиональном потоке.

61

Входящий миграционный поток заметно молодеет. За последние 10 лет средний возраст приезжих снизился с 32,4 до 28,5 лет. Омоложение происходит в первую очередь за счет внутрирегионального потока. Средний возраст приезжих из муниципалитетов края уменьшался в среднем на полгода за каждый календарный год анализируемого периода.

Таким образом, на основе анализа половозрастной структуры мигрирующего населения в г. Перми можно сделать вывод о стабилизации миграционных процессов в краевой столице. Соотнесение параметров исходящего и входящего миграционных потоков указывает на наличие некоторых диспропорций половозрастных характеристик группы, имеющих различное значение для будущего кадрового и демографического потенциала города. К негативным следствиям миграционных процессов можно отнести потери мужского населения в трудоспособном возрасте, к позитивным улучшение социально-демографической структуры населения Перми за счет омоложения.

Исследование выявило специфику направлений миграционного потока в зависимости от уровня образования мигрантов. Оценка суммарной численности граждан, выехавших из Перми

в2004–2009 годах показывает, что люди с высоким образовательным статусом чаще уезжают в другие регионы РФ и за рубеж, в то время как категория мигрантов со средним профессиональным образованием чаще ориентируются на переезд в муниципалитеты Пермского края. С течением времени Пермь теряет кадры средней квалификации. Закрепление данной тенденции

вдолгосрочной перспективе может создать дополнительную напряженность на местном рынке труда, который испытывает дефицит кадров рабочих профессий. Очевидно, что значительная часть потерь населения со средним профессиональным образованием вызвана не только закрытием рабочих мест соответствующего профиля, но и низкой конкурентоспособностью данной категории работников. Этот вывод основывается на том, что существенная доля представителей данной группы переезжает

вмуниципалитеты в пределах края, т.е. в территории, уступающие Перми в уровне социально-экономического развития.

62

Входящий внутрироссийский поток имеет однородную образовательную структуру. Каждая из категорий мигрантов по основным ступеням образования (общее, среднее специальное и высшее профессиональное) имеет примерно одинаковый удельный вес (около 30 %) как в межрегиональной, так и внутрирегиональной миграции. В то же время международный поток несет в Пермь в основном лиц с низким образовательным статусом: более половины (56 %) въехавших в наш город иностранцев имеют лишь общее образование; доля лиц с высшим образованием среди международных мигрантов составляет всего 17 %.

Изучение инновационного потенциала мигрирующего населения связано с выделением слоя «социальных инноваторов», являющихся одним из важнейших ресурсов развития экономики знаний (информационно-инновационной экономики), поскольку они выступают в качестве «локомотивной» социальной группы, усилиями которой в обществе распространяются новации, становящиеся затем массовыми практиками. Представители слоя инноваторов проектируют свое будущее и проявляют способность к осознанному накоплению и мобилизации образовательных, социальных и материальных ресурсов, демонстрируют самостоятельность и социальную устойчивость. Характерными чертами социальных инноваторов являются установки на непрерывное образование, которое предполагает освоение в течение трудовой жизни нескольких специальностей, смену сфер деятельности, гибкость занятости. В повседневной жизни они полагаются на самих себя, лучше адаптируются к изменениям внешней среды за счет поиска дополнительных источников доходов, трудовой и профессиональной мобильности4.

Для выделения слоя «социальных инноваторов» использовалась апробированная методика5, предусматривающая оценку использования в повседневной деятельности новых социальных

4 Поданнымисследований, проведенныхФондом «Общественноемнение». –

URL: http://bd.fom.ru/report/map/people21 (датаобращения: 20.06.2010)

5 Описание методики см. на сайте Фонда «Общественное мнение». – URL: http://bd.fom.ru/report/cat/socium/soc_gr/people_xxi/anin05 (дата обращения: 20.06.2010)

63

практик и форм активности по нескольким сферам: освоение новых технологий, финансовое поведение, расширение жизненных горизонтов, организация своего времени, забота о здоровье и внешности (всего 16 позиций). Собранные данные позволяют вычислить индекс инновационности, указывающий на уровень компетентности личности в освоении новых социальных реалий. При этом выделяются три группы: «традиционалисты» (используют менее 6 новых практик и форм деятельности), «умеренные инноваторы» (от 6 до 10 практик и форм деятельности) и «активные инноваторы» (11 практик и форм деятельности и более).

В ходе исследования выяснилось, что мигранты, планирующие уехать из Перми, обладают несколько большим инновационным потенциалом в сравнении с приезжими. Среднее число новых социальных практик и форм деятельности, используемых в повседневной жизни, в первой группе мигрантов составляет 7, тогда как во второй – 6.

Среди приезжих на 10 % больше «традиционалистов», тогда как у планирующих уезжать – на 8 % больше активных инноваторов. Различия между группами станут более отчетливы, если учесть, что среди приезжих значительную долю составляет молодежь, которой свойственна большая включенность в современные реалии общественной жизни.

Исследование социально-демографических и профессиональных характеристик миграционных потоков в Перми показывает следующее.

Учитывая, что примерно одну треть в притоке населения в Пермь составляют лица, намеренные получить образование, а также те, кто является учащимся или студентом, то приток населения в город в этой части можно охарактеризовать как образовательную миграцию. В подавляющем большинстве случаев (84 %) она обеспечивается в результате приезда в Пермь уроженцев городов и районов Пермского края. В оттоке же населения из Перми с образовательной мотивацией переезда доля респондентов составляет лишь 11 %. Можно утверждать, что на сегодняшний день город Пермьимеет положительное сальдо пообразовательной миграции.

64

По поводу трудовой миграции следует отметить, что наблюдается неравноценный обмен трудовыми ресурсами между Пермью и другими территориями. Это проявляется в более высоком уровне квалификации выезжающих из Перми. Значительно чаще уезжают из города руководители высшего звена и квалифицированные специалисты, чем приезжают в город. Но зато в притоке кадров в город больше доля рядовых служащих и подсобных рабочих. При этом треть представителей миграции составляют лица без какой-либо специальности. Исследование обнаружило дисбаланс по группе инженерных специальностей: инженеров в Пермь приезжает меньше, чем уезжает из Перми. Обращает на себя внимание и факт неравноценного обмена между Пермью и другими территориями по категории предпринимателей. Из Перми больше уезжают предприниматели, которые для функционирования своего бизнеса производили найм рядовых сотрудников. Приезжают же

вПермь предприниматели, которые не намерены принимать людей, тоесть работающие водиночку.

Экономическое положение лиц в обоих мигрирующих массивах практически не различается: среднедушевые доходы приезжих и намеревающихся уезжать из Перми составляют около 10 тысяч рублей.

Однако приезжающие в Пермь являются носителями более оптимистичных настроений, чем те, кто планирует уехать из Перми. Кроме того, приезжие считают, что обладают бóльшим ресурсомздоровья, чем жители города, планирующие уехать изПерми.

В ходе исследования выяснилось, что, к сожалению, пермяки из числа лиц, имеющих планы на выезд из Перми, обладают большим инновационным потенциалом в сравнении с приезжими. Среднее число новых социальных практик и форм деятельности, используемых в повседневной жизни людьми, намеревающимися уехать изПерми, больше, чем у приезжих людей.

Данные статистического учета свидетельствуют, что основ-

ной причиной миграционных перемещений на территории г. Перми являются личные и семейные обстоятельства. Социологический анализ позволяет отнести к данной группе не только

65

причины, связанные с семейно-родственными отношениями, но

иболее широкий спектр факторов, рассматриваемых индивидами как личностно важные: карьерные устремления, неудовлетворенность состоянием социальной сферы и инфраструктуры, возможности решения жилищных проблем, безопасность среды

ит.д. При таком подходе среди основных регуляторов миграционных процессов на первый план выходят причины, связанные с трудовой сферой и профессиональной самореализацией. Наибольшую выраженность эти причины имеют в исходящем межрегиональном и входящем международном потоках.

Ванализе причин миграции обнаружилось еще одно подтверждение полученных ранее выводов относительно затухания миграционных процессов. Доля возвратов к прежнему месту жительства в течение анализируемого периода постоянно снижалась. При этом для коренных жителей города возвратный тип миграции менее характерен в сравнении с приезжим населением. Доля пермяков, вернувшихся в родной город из других территорий, существенно меньше, чем удельный вес уезжающих из Перми по причине возврата к прежнему месту жительства. Пермь рассматривается вкачестве «перевалочной базы», в ближайшие десять лет каждый пятый мигрантнамерен уехать изгорода.

Пермь постепенно утрачивает возможности привлечения молодого населения, ориентированного на получение образования. Востребованность жителями других территорий образовательных услуг, предлагаемых в Перми, снижается, о чем свидетельствует сокращение числа мигрантов, приезжающих в город с целью продолжения обучения. Этот вывод особенно характерен для внутрирегионального потока, составляющего основную часть приезжих.

Основным фактором, сдерживающим отток населения из Перми, является сложившийся уровень заработной платы. Наличие единственного «якоря», удерживающего жителей в городе, формирует риски значительных миграционных потерь квалифицированной рабочей силы при неблагоприятном развитии экономической ситуации в организациях, являющихся основными работодателями в Перми.

66

Профессиональные интересы большинства мигрантов находятся в сфере торговли, общественного питания. В данных сферах миграционные процессы характеризуются положительным сальдо. Среди востребованных приезжими мигрантами отраслей экономики выделяются также строительство и ремонт. Незначительный процент трудоустроившихся мигрантов наблюдается в промышленности города. Как следствие данных процессов, Пермь теряет кадры в промышленности и наращивает трудовой потенциал в сфере торговли/общественного питания.

В исследовании были проанализированы результаты приживаемости мигрантов и факторы, влияющие на эти результаты. Следует выделить факторы успешной приживаемости в порядке убывания их значимости:

обеспечение жильем;

«занятость»;

медицинское обслуживание;

устройство детей в детские сады и ясли.

Все стимулы успешной адаптации направлены на наиболее молодую группу мигрантов (прибывших с целью получения образования). Единственный из значимых факторов поддержки адаптации – устройство детей в дошкольные учреждения – не указывался данной группой, так как он нерелевантный для большинства молодых мигрантов, приехавших в Пермь получать образование. Ресурсы успешной адаптации мигрантовстудентов заметно дешевле, чем ресурсы адаптации прочих мигрантов. Ресурсы адаптации работающих мигрантов стоят дороже. Если для студентов небольшой размер стипендии не играет большой роли, так как оплата их жилья покрывается с помощью родителей или за счет небольших самостоятельных приработков, то для работающих мигрантов такие факторы, как обеспечение жильем, устройство детей в детские садики и ясли, медицинское обслуживание, зависят от условий занятости и размеров заработка мигранта. Зависимость от этих факторов намного выше, и именно они определяют риск неуспешной адап-

67

тации. Тем не менее и для этой группы мигрантов фактор обеспеченности жильем, а не фактор занятости и заработка, имеет наибольший вес, так как именно у работающих мигрантов жилье забирает наибольшую часть дохода.

По мнению информантов, в Перми отсутствуют специальные ограничители (квоты) трудовой миграции. Существующие ограничения (отмеченные в интервью) зависят от культурных и бюрократических традиций, которые по определению не распространяются на мигрантов. Местное население имеет более выгодные условия доступа к ресурсам по основаниям, коренящимся в организации общества, а не в политике в отношении к мигрантам: жилье, совместное с родителями или унаследованное; занятость – по образованию и связям; устройство детей в дошкольные учреждения – по связям или в порядке очереди; медицинское обслуживание – по связям, благодаря более высоким заработкам.

68

М.А. Булгаков

ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ 2011–2012 ГОДОВ

Последние два десятилетия стали временем массовой миграции в Россию. РФ вышла на второе место в мире по количеству принятых мигрантов. По данным Федеральной миграционной службы, в 2004 году количество мигрантов в России составляло 7–8 млн человек, в 2008 – около 10 млн, в 2010 – более 13 млн6.

Тенденция к формированию обособленных зон расселения мигрантов, замкнутость общин с постоянно меняющимся составом усиливают негативное отношение и недоверие к мигрантам местного населения. Временное пребывание трудовых мигрантов, слабо ориентирующихся в обычаях и правовых нормах России, способствует их отчуждаемости от принимающего общества. Нередко они становятся питательной средой не только для преступности, но и «объектом» для проявления национализма.

В 2000-е годы проблемы, вызванные ростом мигрантов, стали ощутимыми и видимыми и нашли свое отражение в массовом сознании: снизилась толерантность, выросли ксенофобия, национальная нетерпимость, произошла «национализация» идей и взглядов. Изменился и этнический состав мигрантов. Если в 1990-е годы в Россию из стран СНГ ехали этнические русские или русскоязычные мигранты, то, начиная с 2000-х годов, их сменили мигранты с Кавказа и Средней Азии, плохо знающие русский язык и слабо ориентирующиеся в местных законах7.

6 Сайт Федеральной миграционной службы РФ [Электронный ресурс]. URL:

http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=41410&phrase_id=7741432 (датаобращения: 25.03.2011)

7 Какие народы едут в Россию? [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r01/razdel5g5_4_2.html. (дата обращения: 30.01.2012).

69

Так, согласно ежегодному отчету Росстата, количество мигрантов из Средней Азии в 2007 году по сравнению с 2003 годом выросло в 10 раз, мигрантов с Кавказа – в 7 раз8.

Ответом системы на рост миграции стала активизация националистических организаций, которые активно стали использовать антимигрантскую риторику. По мнению известного исследователя Л. Рыбаковского, произошла «политизация проблем миграции».9 Политические организации, «включившие» в список ближайших целей борьбу с нелегальными мигрантами, подобно западноевропейским партиям прогресса легализовались, легитимизировались, проявили устойчивость и способность

красширению социальной базы, к взаимодействию с другими политическими силами.

Политическая элита предприняла попытки исключения оппозиции из политического процесса. Были запрещены наиболее влиятельные националистические организации: Националбольшевистская партия, Национал-социалистическое общество, Славянский Союз, Движение против нелегальной иммиграции. Уголовному преследование подверглись лидеры националистов А. Белов и Д. Демушкин.

Эксперты отмечают, что рост национализма во многом провоцирует политика государства. Минюст запрещает лозунги: «Россия для русских!», «Православие или смерть!». А словосочетание «Русские, вперед» эксперты Минюста расценили как призыв к насилию. Лозунг «Слава России!» в прокуратуре Москвы посчитали «призывом к сопротивлению».10

Политолог М. Делягин считает, что подобная практика самоубийственна для нашей власти. ДПНИ, как ни относиться

кданной организации, – это движение против нелегальной им-

8 Население России 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.demos-

cope.ru/weekly/knigi/ns_07/acrobat/nr2007.pdf. (дата обращения: 24.07.2008).

9 Рыбаковский Л. Исследования миграции населения в России [Электронный

ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/jadov_sociologija/21.aspx. (дата обращения: 01 12.2011).

10 Там же.

70