Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества

..pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
2.57 Mб
Скачать

разнообразным. Преступления общественного характера пополнились преступлениями против жизни и здоровья человека. Молодежь, по мнению студентов, стала менее требовательна к своей личной жизни. Однако сами студенты и их друзья сегодня ведут себя более осмотрительно и прагматично.

7. Положительное отношение к личной безопасности становится нормой у студентов. Однако студенты сохраняют свойственную молодости некоторую халатность, пренебрежение к знаниям в области самозащиты и безопасности. Отношение к личной безопасности зависит от гендерных характеристик и образовательного статуса студентов, который в первую очередь обусловлен социально-экономическими

исоциокультурными факторами.

8.Мнение студентов о различных формах самозащиты формируется как под воздействием собственного социального опыта, так

ипод влиянием своей будущей профессиональной принадлежности. Студенты предпочитают формально-организованные формы подготовки по самозащите и безопасности. В основном это должно быть связано с психологической и физической подготовкой.

241

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ данных, полученных в ходе исследования жизненных ценностей пермского студенчества, позволяет сделать ряд общих выводов, характеризующих обследованную группу и обозначить некоторые социальные проблемы, решение которых актуально как для самой студенческой молодежи, так и для государственных и общественных (гражданских) структур управления, причастных к выработке и реализации образовательной и молодежной политикив Пермском регионе.

1.Студенты представляют собой молодых людей, первичная социализация которых проходила в условиях новой России, общест- венно-экономические отношения в которой носят капиталистический характер. Это период формационных изменений и, как следствие, смены парадигмы социальной жизни, идеологии, культуры и морали. Такая перестройка сознания чревата обострением поколенного кризиса, обособлением старшего и молодого поколений друг от друга.

В то же время это создало предпосылку для формирования нового мировосприятия, образа жизни, гендерного стереотипа и социаль- но-классового сознания.

2.Исследование выявило тенденции в характере изменений социального состава студентов по социально-демографическим признакам.

Во-первых, за последние годы увеличилось число юношей, ориентированных на высшее образование. С другой стороны, наблюдается увеличение числа девушек в техническом, так называемом «мужском» вузе (ПГТУ) и юношей – в социально-гуманитарном, «женском» вузе (НОУ ПГТИ). Это можно рассматривать как тенденцию к изменению требований рынка труда к работникам не только по гендерным характеристикам, а, главное, по уровню образования. Сегодня приоритетом на рынке рабочей силы становятся знания, а не пол специалиста. Следовательно, стремление к социально-гендер- ному равновесию в сфере образования, которое наблюдается в последние годы, позволяет сделать вывод о том, что сформировался

242

единый гендерный стереотип в отношении роли и места образования как необходимого условия для повышения конкурентоспособности мужчин и женщин на рынке труда и дальнейшего их профессионального роста. В целом это позволит как мужчинам, так и женщинам быть более успешными в жизни.

Во-вторых, продолжается рост доли студентов – жителей города и, следовательно, снижение доли студентов – жителей сельской местности. Данная тенденция позволяет сделать вывод о том, что реформа образования, которая проходит в России в последние годы, не решает проблему расширения образовательного пространства, а, наоборот, создает прецедент – концентрацию образовательного потенциала государства в крупных городах. Если это связать с отсутствием желания «приезжих» студентов вернуться после окончания вуза в «родные края», то можно предположить, что малые территории обречены на «вымирание» и, как следствие этого, произойдет очередной виток депопуляции населения. Другой стороной этого процесса является рост конкуренции на городском рынке труда и соответственно возрастание угрозы безработицы в крупных городах. Еще одна проблема, которая вытекает из сложившейся ситуации, – это приток из сельской местности неквалифицированного труда в город. Данная ситуация чревата изменением спроса на рабочую силу на рынке труда, т.к. создаст возможность у работодателей использовать этот труд как низко оплачиваемый и менее социально защищенный взамен более квалифицированного труда, который требует более высокой оплаты и предоставления более цивилизованных форм организации труда. Такая ситуация не будет способствовать развитию инновационных процессов, а, наоборот, будет тормозить научный прогресс и, следовательно, социально-экономическое развитие региона.

В-третьих, практически исчезла группа студентов – детей крестьян. Эта ситуация обостряет не только социальные проблемы, в первую очередь воспроизводство населения на селе, но и, как следствие этого, продолжают усугубляться экономические проблемы на этих территориях. Если современное общество ориентировано на наукоемкие технологии, в том числе и в сельском хозяйстве, то пра-

243

вомерно возникают вопросы: «Кто будет реализовать эти проекты в реальной жизни?», «За счет каких социальных групп будет решаться этот вопрос?»

В-четвертых, продолжается тенденция к нивелированию в составе студенчества такой группы, как выходцы из рабочего класса. Причем это затрагивает обе группы студентов, т.е. как по матери, так и по отцу. Такая же тенденция наблюдается и в отношении детей, выходцев из семей интеллигенции и служащих. Особенно это заметно на примере негосударственного вуза. Стремление представителей гуманитарной и технической интеллигенции дать своим детям государственное бесплатное образование связано с остающимся низким уровнем материального обеспечения этих социальных групп, а также с тем, что высшее образование для их детей является единственной возможностью быть востребованными на рынке труда.

Наиболее активно проявляется тенденция к росту в составе студенчества детей, выходцев из семей работников торговли и представителей бизнес-сообщества, а также управленческих структур. Особенной чертой социального состава студенчества негосударственного вуза является сочетание двух социально полюсных классовых групп: рабочих и капиталистов. Такая «социальная смесь» только усугубляет социально-классовые противоречия, создает предпосылку к социально-классовому противоборству.

В-пятых, современное студенчество продолжает формироваться из среды учащейся молодежи. Следовательно, его социальный выбор не подкрепляется самостоятельным жизненным опытом. Это в будущем может привести как к профессиональному разочарованию, так и снижению социального самочувствия личности. Подобная ситуация предполагает в будущем повышение социально-психологической напряженности в обществе, т.к. дискриминация по возрасту, полу, трудовому опыту продолжает сохраняться.

В-шестых, сегодня высшее образование воспроизводит само себя. В вузах обучаются дети, чьи родители имеют высшее образование, и частично те, у кого родители имеют среднее специальное образование. Это еще раз подтверждает вывод о том, что в нашем обществе произошли серьезные социально качественные изменения,

244

которые привели к нарушению социальной пропорциональности и, следовательно, социального равновесия в образовательном пространстве страны. Данная тенденция чревата не только нарастанием дискриминационных процессов на рынке труда по образовательному цензу, но это условие для продолжающихся развиваться в нашем обществе депрессивных и асоциальных форм поведения молодежи.

3.Сегодня в вузах обучается более обеспеченная часть молодежи. Число студентов, семьи которых находятся на уровне прожиточного минимума, резко сократилось, причем как в негосударственном вузе, так и в государственном вузе. Анализ социально-экономи- ческого статуса студентов показал, что наиболее обеспеченной группой студентов являются дети бизнес-класса. Менее обеспеченными остаются дети крестьян, рабочих и интеллигенции. Именно в этих группах выше процент тех, кому приходится совмещать учебу и работу. Однако проживание студентов вместе с родителями, жилищнобытовые условия студентов, наличие практически у всех студентов персонального компьютера, достаточны для того, чтобы они были активными в учебном процессе. Однако, как показывает связь между учебной активностью и материальным благополучием, студенты – выходцы из бизнес-класса менее успешны в учебе, нежели дети интеллигенции.

4.Поколенный срез показал, какие изменения произошли в системе социальных ценностей личности под воздействием социальноэкономических преобразований в российском обществе. В структуре ценностей начинают доминировать свойственные капиталистическому обществу прагматические ценности, ориентированные на реализацию индивидуальных потребностей личности. Мир человека сужается до его индивидуального «Я». Это очень хорошо отражено

вструктуре потребностей студентов негосударственного и государственного вузов.

5.Исследование культуры формирования жизненных ценностей молодежи позволило выявить ряд сущностных закономерностей этого процесса. Социальные показатели, отражающие систему жизненных ценностей студенческой молодежи, весьма разнообразны. Изменения в структуре жизненных ценностей молодежи позволяют

245

зафиксировать следующие особенности, которые произошли с начала 90-х годов, т.е. в период формационных изменений российского общества:

семья, друзья, материальное благополучие как жизненные ценности сохраняют статичность;

кризис в системе таких ценностей, как удовлетворенность работой, ориентация на творчество, мораль, прямо связан с кризисными явлениями в самом обществе;

имеет место позитивный сдвиг в развитии таких ценностей, как отношение к обществу, коллективу, служебной карьере, досугу.

6.Сравнение трудовых ценностей студентов со структурой аналогичных ценностей поколения их родителей позволяет зафиксировать сформированную в современных российских условиях новую профессионально-трудовую культуру. Трудовые ценности заменены материально-статусными. Современные студенты не рассматривают труд как важную социальную ценность. Понятия «труд» и «работа» имеют для студентов совершенно разное значение. «Труд» как соци- ально-экономическое и социокультурное понятие переросло в «работу» как функционально-необходимое условие выживания в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Образование в этом контексте выступает как необходимое требование для повышения конкурентоспособности студента на рынке труда. Интерес к специальности заменяется у современных студентов материальными и карьерными потребностями. Для студентов негосударственного вуза эти потребности являются основополагающими. Базовое образование студенты рассматривают как функционально необходимое образование, а вот выбор дополнительного образования принимает социокультурную направленность. Следовательно, в обществе сохранилось отношение

кобразованию как социокультурному феномену, с одной стороны, с другой – «культурный человек» остается востребованным в нашем «рыночном» обществе.

7.Каждая социально-экономическая группа обладает своим набором жизненных ценностей. Социально значимые ценности преобладают у студентов, выходцев из семей рабочих. Их система ценностей соответствует стандартам социальной модели рабочего класса.

246

Студентам, выходцам из крестьян, соответствует социально неопределенная структура жизненных ценностей, которая свойственна социально «замкнутым» группам. По своей сущности их система ценностей отличается социальной простотой, низким уровнем социальной зрелости. Система жизненных ценностей студентов, выходцев из семей интеллигенции, наполнена социокультурными и нравственными ценностями. Это соответствует социальному предназначению данной социальной группы. Выходцы из семей работников торговли и обслуживания ориентированы в большей мере на социально индивидуальные ценности, т.е. для них важным в жизни являются личная жизнь, семья и ее материальное благополучие. У детей коммерсантов, предпринимателей, бизнесменов сформирована прагматичная, ориентированная на экономические блага система жизненных ценностей. Эта система в полной мере отражает культурную модель, характерную для мелкой буржуазии. Студенты, выходцы из семей служащих обладают смешанной системой жизненных ценностей. В ней присутствуют как социальные ценности, характерные для интеллигенции, так и экономические, свойственные буржуазии как представителям малого бизнеса.

8. Информационная культура студентов прямо связана с соци- ально-классовой принадлежностью студентов, их гендерными особенностями и в целом с их молодежным статусом. Произошли существенные изменения в структуре информационных интересов студентов. Интересы студентов переместились из прикладной и развлекательной области в сферу морально-этическую и мировоззренческую. Основными источниками информации являются родители, друзья и Интернет. Оценка качества информационного обеспечения носит рационально-прагматический и социокультурный характер. От информации требуются надежность, достоверность, точность. Именно этим требованиям современные СМИ, в том числе и Интернет, не отвечают. «Книга» при всей своей «малой востребованности» остается наиболее надежным источником информации.

Активное включение телевидения и компьютера в жизнь с детства привело к замещению восприятия информации через текстовый материал восприятием через «картинку».

247

9. Исследование позволило зафиксировать, сформированную

всовременных российских условиях, новуюмолодежную субкультуру:

1)В сфере досуга укоренилось виртуальное общение, начинают возвращаться индивидуальные (визуальные) формы общения, продолжается снижение потребности в массовых формах проведения досуга. Работа становится реальной необходимостью, поэтому ей уделяется больше времени, чем несколько лет назад. Общественнополитические интересы сведены на нет, что обусловило низкий уровень политической активности студентов в свободное от учебы время. К большему разнообразию досуговых мероприятий склонны девушки, юноши «ушли» или в работу, или игру на компьютере.

2)Современная студенческая молодежь более негативно воспринимает различные формы девиантного поведения. Студенты связывают отклонения в поведении молодежи с возрастными психологическими особенностями личности, условиями жизни молодежи (субкультурой семьи), информационной культурой общества, а не с со- циально-экономическими причинами, которые были отмечены студентами несколько лет назад.

3)Изменилось отношение молодежи к такому социальному институту, как социализация модели образа жизни. Для современной студенческой молодежи проблема «героики и идеала образа жизни» не является жизненной ценностью. В то же время в субкультуре юношей продолжает сохраняться гендерный стереотип традиционной мужской культуры. У девушек, наоборот, сформировался новый гендерный культурный стереотип. Он включает в себя, с одной стороны, сочетание традиционной женской культуры: высокую религиозность, позитивную мораль, с другой – размытость семейных ценностей, элементы мужской культуры, такие как деловая агрессивность, стремление к самовыживанию, личная самодостаточность. Это есть результат тех дискриминационных процессов, которые активно развивались все годы в условиях современной России. В этом контексте надо говорить о «социальной мутации» в гендерной культуреженщин.

4)Религия как социальный институт еще не стала для молодежи социально-нравственным ориентиром. При кажущейся высокой религиозности студентов тип их нравственного и правового сознания

248

находится на стадии социального выбора модели поведения в российской социально-политической и социально-экономической реальности. В нравственном и правовом сознании студентов доминируют социально-культурные стереотипы «ложной дружбы». Негативное влияние на тип нравственного и правового поведения оказывает «двойственная» мораль политической, экономической и «прекультурной» элиты, их образ жизни.

5) В России сформировался новый тип культуры личности молодого человека. Он включает в себя тип интеллигентного человека, ориентированного на нравственные ценности, в сочетании с деловой предпринимательской (прозападной) культурой. При этом социальноклассовые группы обладают четко выраженными социальными и культурнымиграницами в соответствии с законами классового общества.

10. Результаты данного исследования позволяют сделать общий вывод о том, что любовь – это чувство, которое проходит через пространство и время, оно может трансформироваться, меняться, но пока сохраняет свою значимость для человека.

В отношении молодежи к любви как биологическому и социальному проявлению сущности человека отражается его социокультурный, социально-экономический и социально-гендерный статус, поэтому «любовь» подвержена влиянию формационных изменений. Перенасыщенность 90-х годов «свободными нравами и сексуальной раскрепощенностью» привела молодежь к осознанию необходимости возрождения духовности в любовных отношениях. Сексуальная революция, распространившая «новые виды сексуальных отношений», сегодня столкнулась с ярко выраженным протестным восприятием студентами этих «любовных» форм. Однако девушки оказались более адаптивными, толерантными к этим аспектам человеческих отношений. И все-таки любовь сохраняет свой истинный смысл и предназначение в культуре отношениймежду мужчинами и женщинами.

Культура любви прямо влияет на отношение студентов к семье и браку. Студенты положительно относятся к этому социальному институту. Установка на семью и брак носит выраженный социаль- но-психологический и социально-статусный характер. Однако он имеет новое качество, отличное от установок студентов начала 90-х

249

годов. Здесь больше проявляется либерализация супружеских отношений, ролей и статусов. Социально-классовые позиции и социаль- но-классовая культура выступают важными факторами влияния на отношение молодежи к такому важному для человека социальному институту, как семья.

11. Политические институты как средство формирования политической культуры личности свою роль не выполняют. Студенты безразличны к структуре и форме политической власти. Для них важной является социализирующая роль политической системы и политической власти. Основным «раздражителем» здесь выступают не только СМИ, но и образ жизни политической и экономической элиты. Экономический, политический, культурно-нравственный кризис 90-х годов привел к полному отчуждению студенческой молодежи от всех институтов политической власти:

Во-первых, современный финансово-экономический кризис, официально объявленный главами государства и правительства Российской Федерации, только оголил те политические, экономические, социокультурные проблемы, которые на протяжении всего Нового времени (постсоветского) отмечались в наших социологических исследованиях студенческой молодежью. Именно с неэффективной, с точки зрения студентов, политикой в области экономики и культуры они связывают свои проблемы в будущем на рынке труда, в будущей жизни последующих поколений;

Во-вторых, эйфория «беспредела» и «мнимой свободы», «криминализация экономики», «американизация культуры» 90-х годов, «очернение» советского периода как социально несостоятельного общества – все это должно было сформировать у молодежи новые буржуазные ценности, которые предлагали идеологи «рынка». Однако результаты оказались кардинально противоположными, в процессе социализации личности в современной России сформировался совершенной иной тип культуры, морали и политического сознания. У студентов наблюдаются положительные установки на характер социальной политики СССР и, следовательно, формируется соответствующее представление молодежи о роли и месте государства в жизни общества. Особенно это проявилось в группе студентов, вы-

250