Скачиваний:
6
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
1.74 Mб
Скачать

§ 6. Реализация международного стандарта надзора

за судебной деятельностью

Согласно Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Одной из основных конституционных функций Верховного Суда РФ является осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за их деятельностью (ст. 126 Конституции РФ).

Это означает, что, возглавляя подсистему судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ осуществляет всю полноту судебной власти в названной ветви судебной системы РФ и несет ответственность за осуществление правосудия по уголовным делам судами общей юрисдикции.

Названное полномочие Верховного Суда РФ конкретизируется Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Одним из существенных процессуальных установлений, направленных на реализацию утверждаемого Конституцией РФ права каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50), является апелляционное, кассационное и надзорное производство в уголовном процессе.

Названные виды судебного производства представляют материальную основу конституционного института надзора за судебной деятельностью, возложенного на Верховный Суд РФ в отношении судов общей юрисдикции.

Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ путем проверки законности и обоснованности в порядке надзорного судопроизводства разрешения судами общей юрисдикции на всей территории Российской Федерации конкретных уголовных дел и исправления допущенных ошибок, но не исчерпывается этим. Важное значение имеют проводимые Верховным Судом РФ изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и дача на этой основе разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим у судов при рассмотрении уголовных дел.

Указанные установления полностью соответствуют нормам международного законодательства о порядке уголовно-процессуального судопроизводства в отношении пересмотра вступивших в законную силу приговоров судов общей юрисдикции.

В соответствии с о ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Право осужденного на пересмотр приговора предполагает предоставление ему возможности по своей воле и своими собственными действиями возбуждать производство по проверке законности и обоснованности приговора, не дожидаясь чьего бы то ни было разрешения или санкции на начало такого пересмотра. Это право носит абсолютный характер и законодатель не вправе ограничивать его ни по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих пересмотру, ни по каким иным обстоятельствам.

В соответствии с национальным уголовно-процессуальным законодательством право на пересмотр приговора гарантируется тем, что, с одной стороны, осужденному предоставляется свобода обжаловать в апелляционном, кассационном порядке вынесенный в отношении его приговор по любому основанию и мотиву, а с другой стороны, на вышестоящий суд возлагается обязанность принять и рассмотреть по существу принесенную осужденным жалобу, проверив при этом законность и обоснованность приговора.

В настоящей работе автор сосредоточивает внимание на кассационном и надзорном производстве, в деятельности которых наиболее выражена контрольная функция по осуществлению судебного надзора.

Реализация гарантий судебной защиты в стадии кассационного производства предполагает, что осужденный, если он изъявляет желание участвовать в судебном заседании, не может быть лишен возможности заявлять отводы и ходатайства, знакомиться с позициями выступающих участников судебного заседания и дополнительными материалами, если таковые представлены, давать объяснения, в том числе в связи с заключением прокурора.

Международные нормы предусматривают возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов (пересмотр приговоров в кассационном порядке, в порядке надзора, возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам).

Из права на судебную защиту, зафиксированного ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах (1966) и другими международными документами, вытекает обязательство предоставления каждому, в отношении которого выдвинуто обвинение в совершении преступления, права на рассмотрение его дела как минимум двумя судебными инстанциями, а также права законодателя предусмотреть особенности судопроизводства в каждой из этих инстанций.

Право на судебную защиту реализуется через совокупность различных процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан, одним из которых является право осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в том числе в порядке надзора. Указанные нормы с учетом положений п. 1, п. "c" п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 2 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах предполагают необходимость законодательного обеспечения осужденному соответствующих возможностей для защиты своих интересов при рассмотрении дела, в том числе в суде третьей инстанции. Объем конкретных правомочий, которые предоставляются ему в этих целях, связан как с пределами полномочий суда, так и с установленной процедурой рассмотрения дел в этих инстанциях и содержанием тех прав, которыми наделяются участники процесса.

Международный пакт о гражданских и политических правах, исходя из материального содержания правосудия и приоритета в нем прав человека, подчеркивает, что цель исправления судебных ошибок служит основанием для пересмотра окончательных решений судов, "если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки" (п. 6 ст. 14). Данная международно-правовая норма закрепляет широкие возможности для исправления судебных ошибок и имеет приоритет перед внутренним законодательством по вопросам защиты прав и свобод, нарушенных в результате судебных ошибок.

Деятельность вышеназванных судебных контрольных инстанций в сфере уголовного судопроизводства организуется на основе Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Анализ указанных нормативных установлений, сущности и особенностей реализации контрольной деятельности в апелляционной, кассационной и надзорной стадиях уголовного процесса, принципов их взаимодействия представляет содержание доктрины конституционного института надзора за судебной деятельностью.

Концепция надзора предполагает обеспечение целей правосудия, реализацию гарантий прав человека и гражданина в деятельности судов общей юрисдикции.

Судебная практика Верховного Суда РФ свидетельствует о неизменном внимании высшего судебного органа страны к обеспечению соблюдения законности в деятельности контрольных инстанций по организации и осуществлению судопроизводства, соблюдению законности и процессуальных гарантий в деятельности вышестоящих судов. Организация контролирующей подсистемы, осуществляющей надзор за судебной деятельностью, в результате принятия Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" претерпела значительное усложнение. Отныне в полномочия ряда вышестоящих судов отнесены все контрольные функции: апелляционное, кассационное и надзорное производство. Разграничение их компетенции и особенности процессуального взаимодействия не в полной мере регулируются действующим УПК РФ. В связи с этим возрастает значение восполнения возникающих в судебной практике неясностей в правоприменении посредством разъяснений Пленума и формулирования им соответствующих правовых позиций. На формирование судебной практики в осуществлении контрольных функций в судебной системе заметное влияние оказывают решения по конкретным делам Президиума и Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации. При решении вопросов исправления судебных ошибок в деятельности судов общей юрисдикции привлекают внимание правовые позиции Европейского суда по правам человека. При этом проблемы взаимодействия таких центральных процессуальных структур судебного надзора, как деятельность кассационной и надзорной инстанций, представляются тесно связанными с реализацией международных стандартов в функционировании контрольных инстанций в уголовном судопроизводстве Российской Федерации.

В связи с этим необходимо напомнить, что регулирование компетенции и порядка процессуального взаимодействия таких контрольных инстанций, как кассационная и надзорная, подверглись существенным преобразованиям в результате принятия Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Этим Законом перестроена вся система института контрольного производства в уголовном процессе Российской Федерации и его законодательного регулирования. Эти преобразования направлены наряду с усилением значения второй инстанции - апелляционного суда в системе уголовного судопроизводства - на создание условий для более эффективного функционирования таких контрольных стадий уголовного процесса, как кассационное и надзорное производство.

В разделе XIII УПК РФ "Производство в суде второй инстанции" главы 43 - 45 признаны утратившими силу (речь идет о гл. 43 "Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу"; гл. 44 "Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела"; гл. 45 "Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела").

Раздел XIII УПК РФ "Производство в суде второй инстанции" дополнен гл. 45.1 "Производство в суде апелляционной инстанции". В эту главу включаются статьи, во многом изменяющие ранее действовавший порядок апелляционного производства.