Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

пациента идентифицироваться остаётся профессиональным табу — хотя оно, как и другие табу, вероятно, нарушается намного чаще, чем многие из нас признают.

Сублимация

Когда-то концепция сублимации находила широкое понимание сре­ ди просвещённой публики и являлась модным способом описывать индивидуальные склонности. Согласно современным тенденциям, по мере снижения актуальности теории влечений в психоаналитиче­ ском мышлении и общего снижения степени знакомства с психоана­ литической теорией в психоаналитической литературе о сублимации говорят реже, и она как концепция стала менее популярной. Изна­ чальная идея заключалась в том, что сублимация — это «хорошая» защита, которая по определению представляет творческое, здоровое, социально приемлемое или выгодное решение внутренних конфлик­ тов между примитивными стремлениями и тормозящими силами.

Сублимация — это название, которое Фрейд (1905) впервые дал выражению биологически основанных импульсов (которые для него включали потребность сосать, кусать, испражняться, драться, совоку­ пляться, смотреть на других и демонстрировать себя, наносить раны, терпеть боль, защищать маленьких и т. д.) в социально приемлемой форме. Например, Фрейд сказал бы, что пародонтолог сублимиру­ ет садизм; актёр сублимирует эксгибиционизм; адвокат — желание убивать своих врагов. Согласно его мнению, обстоятельства детства человека влияют на его инстинктивные стремления; определённые влечения или конфликты приобретают особое значение и могут быть творчески направлены на полезную деятельность.

Эта защита считалась наиболее здоровым способом разрешать психологические сложности по двум причинам: во-первых, она спо­ собствует поведению, выгодному для вида; и, во-вторых, она разря­ жает импульс вместо того, чтобы тратить большое количество эмо­ циональной энергии либо на преобразование его во что-то другое (например, как происходит при реактивном образовании), либо на противодействие ему с помощью противоположной силы (как, на­ пример, при отрицании, вытеснении). Такая разрядка энергии счита­ лась по своей природе благоприятной: она поддерживала в человече­ ском организме нормальный гомеостаз (Fenichel, 1945).

Вторичные защитные процессы

211

В аналитической литературе по-прежнему можно найти ссыл­ ки на концепцию сублимации, когда речь идёт о нахождении твор­ ческого и полезного способа выразить проблематичные импульсы

иконфликты. В противоположность распространённому непра­ вильному пониманию, что объект психотерапии должен избавить­ ся от инфантильных стремлений, психоаналитическая позиция по поводу здоровья и роста включает предположение, что инфантиль­ ные части нашей природы продолжают жить и во взрослом возрас­ те. У нас нет способа избавиться от них; мы лишь можем взаимодей­ ствовать с ними так или иначе.

Цели аналитической терапии включают понимание всех аспек­ тов Я, даже наиболее примитивных и болезненных, развитие состра­ дания к себе (и к другим, поскольку снижается потребность про­ ецировать и смещать собственные ранее отвергаемые качества)

ирасширение собственной свободы для разрешения старых кон­ фликтов новыми способами. Они не включают очищение себя от отвратительных аспектов или уничтожения примитивных желаний. Тот факт, что сублимация считается апогеем развития Эго, многое говорит о базовом психоаналитическом отношении к человеческим существам и нашим внутренним возможностям и ограничениям,

атакже о скрытых ценностях, на которых основана психоаналити­ ческая диагностика.

Юмор

Я добавила юмор в список более зрелых защит, поскольку, хотя его можно считать подтипом сублимации, это особенно интересная за­ щита. Дети начинают шутить в очень раннем возрасте (знакомый восьмимесячный малыш, только что узнавший понятие «горячо», внезапно отдёрнул руки от материнской груди, крикнул: «Горя­ чо!» — и расхохотался — это очевидно была намеренная шутка). Та­ кие шутки совсем не кажутся защитными — некоторые виды юмо­ ра обладают свойством чистой радости и игривости. Если говорить о другом крае спектра, компульсивная потребность быть смешным может быть выраженно защитной; большинство из нас знают лю­ дей, которые, если их пригласить к искреннему диалогу, принима­ ются без остановки отпускать шутки. Внутренняя потребность по­ стоянно быть смешным и избегать ощущения неизбежной боли

212

Глава 6

жизни является характерной чертой гипоманиакальнои лично­ сти, наиболее часто встречающегося типа личности на пограничном уровне тяжести.

Некоторые шутки усиливают нашу способность выдерживать психологическую боль. Крайний вариант этого процесса — «чёрный юмор», который веками известен как механизм выживания в наи­ более мрачных жизненных ситуациях. В значительной мере юмор является защитой в позитивном смысле, выполняя такие полез­ ные функции, как доведение объектов страха до абсурда, призна­ ние суровой реальности с лёгким отношением, трансформация боли в удовольствие. Чувство юмора, особенно способность смеяться над собственными причудами, давно считается важнейшим элементом психического здоровья. Появление юмора у ранее замкнутого и то­ скливого пациента часто является первым признаком значительных внутренних изменений.

Заключительные комментарии

В заключение моего обзора защитных функций, которые критич­ ны для понимания организации характера, мне стоит напомнить читателю, что эта книга о структуре личности, а не только о лич­ ностных расстройствах. Хотя она и сфокусирована на клинической задаче диагностики, которая предполагает, что человек, обратив­ шийся за помощью, неким образом страдает, мы должны помнить, что проблема, по поводу которой человек ищет помощи, может не быть основана на характере пациента. Она может, например, быть ответом на некоторый стресс, который истощает резервы человека с любой структурой характера.

Но организация личности человека будет отражать, как имен­ но человек страдает, а чувствительность к личностным границам мо­ жет помочь понять, как именно можно облегчить страдание. И как­ тус, и плющ будут расти при наличии света и воды, но садовник, который не знает различий между этими двумя растениями, не даст им расцвести в полную силу. Понимание различий между людьми в их базовом характере критически важно для проведения эффек­ тивной психотерапии независимо от того, является ли заявленная проблема характерологической. Терапевтический подход, полез­ ный для обсессивного человека с депрессией, будет отличаться от

Вторичные защитные процессы

213

подхода, который поможет другому депрессивному клиенту, чья ба­ зовая личность организована больше по истерическому типу.

У каждого из нас были детские страхи и стремления, с которы­ ми мы справлялись наилучшими доступными в то время защитны­ ми стратегиями, и, по мере того как на смену ранним сценариям на­ шей жизни приходят новые проблемы, мы сохраняем эти методы. Целью чувствительного психодиагностического процесса является не оценка того, насколько человек «болен», и не определение людей, которые выходят за пределы того, что считают социальной нормой (McDougall, 1980), а понимание особенностей страдания и сильных сторон человек для участия в первом и облегчении второго.

В следующем разделе я описываю главные психодинамиче­ ски значимые типы личности. Существует множество иных спосо­ бов классифицировать индивидуальные различия; тот способ, кото­ рый унаследовали терапевты, изначально организует людей согласно виду психического страдания, к которому они склонны. (Можно было бы организовать захватывающий проект: опросить людей, игра­ ющих другие роли (парикмахеров, барменов, учителей, музыкантов, бухгалтеров), чтобы узнать, каковы их критерии деления человече­ ского пирога, поскольку, по моим впечатлениям, большинство групп людей собирают собственную информацию о типах личности соглас­ но тем призмам, сквозь которые они рассматривают животное под на­ званием «человек».) Каждая личностная категория, как я упомина­ ла, подразумевает характерологическую склонность к одной защите или группе защит. Каждая представлена диапазоном согласно степе­ ням развития, начиная с откровенно психотичных людей и заканчи­ вая наиболее психически здоровыми представителями данной пси­ хологической ориентации. Далее я раскрою как субъективные, так и объективные аспекты работы с людьми каждого типа личности и, где возможно, переведу психоаналитические обобщения и абстрак­ ции в конкретные клинические транзакции.

Заключение

В этой главе я раскрыла наиболее распространённые и клинически значимые из вторичных, или «высокоуровневых», защит: вытесне­ ние, регрессию, изоляцию аффекта, интеллектуализацию, рацио­ нализацию, морализацию, компартментализацию, аннулирование,

214

Глава 6