Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Основы элитологии

..pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.56 Mб
Скачать

рой эшелон партийной и советской региональной элиты. Тем не менее итоги выборов свидетельствовали об очень серьезном кризисе не только КПСС, но и всей конструкции власти в СССР. Выборы в органы советской власти, проведенные на альтернативной основе, способствовали выдвижению во власть «демократических новобранцев» – людей, как правило, не связанных с прежними структурами власти, поднявшимисянаволнекритикиКПССиноменклатуры.

Еще в 1985–1986 гг. решающая роль партийной элиты в решении всех принципиальных вопросов была неоспоримой. События 1987–1988 гг. (расширение гласности, выход средств массовой информации из-под тотального контроля партийных органов, развитие выборных начал, проведение первых относительно свободных выборов в высшие органы власти страны и в местные Советы) создали принципиально иную ситуацию во властныхотношениях.

Официально провозглашенный в 1988 г. на XIX партконференции КПСС курс на создание правового государства, на разделение властей, на передачу власти Советам привел к тому, что роль советских лидеров стала стремительно возрастать. Это почувствовали и партийные лидеры. Начинается борьба за советские посты, в первую очередь за пост председателей исполкомов Советов. Особенно это было характерным для районного уровня. Одновременно стала рушиться и другая основа партийной власти – партийная структура, что было связано с начавшимся и все более усиливавшимся процессом выхода из партии, усилением политической пассивности остававшихсячленовКПССираспадомвнутрипартийныхотношений.

Требования рядовых коммунистов о сокращении суммы взносов, о контроле за расходованием партийных средств, о ликвидации привилегий «аппаратчиков», их обвинения в адрес «партократов», с одной стороны, и ухудшение экономической ситуации в стране, усиливающаяся инфляция, с другой стороны, создавали для КПСС достаточно сложные материальные и психологические условия деятельности. Итогом стало то, что уже в 1990 г. региональные парторганизации реально потеряли управляемость: работники обкома уже не могли оказывать влияния на события в

151

районах, первичные парторганизации стали вести обособленную жизнь, не реагируя адекватно на указания «сверху», региональные комитеты оказались в фактической оппозиции к ЦК и Политбюро, поскольку не располагали ни четкой политической стратегией, ни конкретными целевыми установками.

К концу 1990 г. сложилась ситуация, когда каждый уровень партийной власти вел свою собственную, обособленную жизнь, исполняя указания «сверху» так и в той мере, в какой считал для себя необходимым. Достаточно распространенным стало «чемоданное» настроение, ощущение неуверенности, безысходности. Произошло то, чего не было в партии многие десятилетия: стали раздаваться обвинения в адрес еще действовавших ЦК КПСС и Генерального секретаря ЦК КПСС.

Начались интенсивные кадровые перемещения, что привело к замене целых слоев партийных лидеров. Начинается отток «старых» кадров, владевших основами организационной работы, в сферы советской и хозяйственной работы. К руководству партийными организациями стали приходить молодые (по опыту руководящей работы на соответствующем уровне) руководители. Они, естественно, не могли удержать ситуацию под контролем как потому, что не знали, как и что нужно делать, так и потому, что не могли этого сделать, поскольку не располагали соответствующими моральными, организационными, политическими, финансовыми ресурсами. Вместе с уходом «старых» лидеров разрушались привычные, нарабатывавшиеся годами связи между различными уровнями партийных структур. Новые лидеры, особенно низового и среднего звена, зачастую приходили к руководству в результате альтернативных выборов, что заставляло их учитывать не только мнение «верхов», но и своих партийных избирателей.

Сложность положения партийной элиты объяснялась также тем, что номенклатура вышла из-под контроля партийнополитической элиты. Это был бунт номенклатуры, которая приобрела при советском режиме все, кроме собственности. С конца 1980-х гг. номенклатура, в первую очередь на нижних этажах

152

управления, начинает вести себя все более независимо. Номенк-

латура теряет управляемость. Теряет смысл партийный кон-

троль за социальным составом номенклатуры, партия отходит от влияния на государственные и хозяйственные дела.

Номенклатура, предоставленная сама себе, начинает метаться между стремлением к твердому порядку и стремлением к переделу собственности. Побеждает последнее. В 1990–1991 гг.

начинается массовый выход представителей номенклатуры из партии или фактическое прекращение членства в КПСС. Связи, действовавшие между партией и номенклатурой, стали рваться. Номенклатура превратилась в самодостаточный слой, который стал бороться за выживание так, как считал нужным. Партия оказалась самым ненужным элементом в системе номенклатурных связей. Из организатора номенклатуры она превратилась в ее лишний элемент, в отработанную конструкцию.

Со второй половины 1990 г. быстро нарастает ощущение близкого краха. Августовские события 1991 г. были тем политическим и психологическим шоком, который партия не перенесла. Партийная элита перестала существовать.

1990–1991 гг. – это открытая стадия кризиса традиционной модели развития советской элиты, переходящая в паралич важнейших ее элементов, а затем и власти в целом, и завершающаяся ее крахом, становлением новых институтов общества, на базе которых зарождается новая элита.

Период с августа 1991 по конец 1993 г. – это время окончательного разрушения и ликвидации главных устоев традиционной модели советской политической элиты – КПСС и системы Советов. Одновременно это начальная стадия в формировании новой властвующей элиты, главными отличительными чертами которой стали:

формирование политической элиты при поддержке государственной власти и на основе государственных органов;

господство ультралиберальной идеологии в государственной политике по формированию новой элиты;

153

отсутствие какой-либо партии, претендующей на надгосударственный статус, крайняяслабостьвлияния новых партийныхэлит;

применение авторитарных методов для создания и поддержки отдельных групп и слоев политической элиты.

События августа 1991 г. инициировали стремительные изменения в политической системе страны. Под запрет была поставлена деятельность КПСС. Частично были демонтированы структуры советской власти, поскольку руководство около 70 % областей, краев, автономных республик, автономных областей и округов в явной или скрытой форме выступило на стороне ГКЧП.

1991–1993-е гг. были самым тяжелым периодом для федеральных и региональных элит, поскольку были утеряны идеологические, политические и организационные ориентиры властвования. Но именно в этот период вокруг исполнительной ветви власти стала формироваться прагматически настроенная часть элиты, которая стремилась воспользоваться открывшимися перспективами «хождения во власть и в собственность».

Внутри стана победителей развернулась борьба за власть.

Различия между соперниками (Б.Н. Ельциным и Р.И. Хасбулатовым) носили не только личностный характер. Можно полагать, что они отражали интересы различных групп политической и экономической элиты России. Группа Б. Ельцина была крайне либерально ориентированной, она выступала за развитие рыночных реформ на базе передела государственной собственности. За такой подход выступали те слои населения, которые либо уже выиграли от распада КПСС, «шоковой терапии» Е. Гайдара, либо предполагали выиграть. Нельзя не учитыватьфактор инерции общественного сознания, видевшего вБ. Ельцинеоплот антиноменклатурной борьбы.

Группа Р. Хасбулатова была поддержана государственническими силами, заинтересованными в продолжении практики государственных дотаций производству. Она настаивала на активном вмешательстве государства в различные сферы жизни общества, прежде всего в экономику.

154

Столкновение между двумя группами политической элиты в сентябре – октябре 1993 г. носило характер государственного переворота, в ходе которого победу одержала радикальная либерально ориентированная часть политической элиты под руководством Б. Ельцина.

Завершается данная стадия принятием 12 декабря 1993 г. Основного закона России и проведением выборов в высшие представительные органы страны и субъектов Федерации. Последовавшие затем выборы в органы местного самоуправления завершили становление(восновных элементах) новой политическойсистемы.

Таким образом, за послевоенный период радикально изменились институциональные основы деятельности российской политической элиты. В 1950-е гг. она находилась в процессе перехода от жестко централизованной системы управления, основанной на тотальном диктате Центра, к новой системе политического устройства общества, контуры которой были неясны даже самим лидерам. В результате многочисленных реорганизаций, перестановок, ротации кадров сформировалась новая система политических отношений, в основе которых лежала система итеративных процедур при решении ключевых для существования общества вопросов – кадровых, – система партийного государства. Это был вынужденный вариант развития, поскольку для поддержания основ жизнедеятельности общества необходимо было отказаться от жесткой централизации управления и предоставить регионам право принятия решений по кадровым вопросам и выбора способов выполнения установок Центра. Период «застоя» на деле явился периодом интенсивных процессов видоизменения общества, в результате которых созрелипредпосылкидляконверсиивластивсобственностьикапитал.

С конца 1980-х гг. начинаются важные институциональные изменения: ликвидация номенклатуры партии, изменение порядка выборов в органы советской власти, отмена конституционного положения о руководящей роли КПСС. Фактический распад КПСС в 1990–1991 гг. привел к утрате Центром рычагов влияния на регионы, а обвал экономикиоставилрегиональныеэлитыодиннаодинснаселением.

155

В 1993 г. завершается длительный период существования советской системы, основанной на единстве власти и политической элиты. Советская власть и коммунистическая партия взаимно дополнялидругдруга, образуя прочныйсимбиозполитическойэлиты.

2. Современная российская элита. Региональные элиты

Современная российская элита за четвертьвековой период развития приобрела специфические черты, которые отличают ее как от европейских элит, так и элит Восточной Европы.

1.В 1990-е годы для российской элиты была характерна высо-

кая степень социальной и персональной преемственности с со-

ветской номенклатурой. Исследование О.В. Крыштановской, выполненное в середине 1990-х гг., показало, что в федеральной и региональной элите высокий процент номенклатурных советских функционеров, которые воспроизводили типичные практики властной деятельности в новых условиях. Социальная преемственность элиты означает, что после политического или социального переворота новая элита воспроизводит основные типы властной деятельности, практики взаимоотношений с массами. Персональная преемственность означает, что на личностном уровне ряд элитных позиций былзанят представителями прежней номенклатуры.

Вполне естественно, что доля выходцев из номенклатуры в составе российской элиты постоянно сокращается, элита осваивает новые практики власти и управления, но связь с номенклатурной системой существует.

2.Экономической основой существования российской элиты стала приватизация государственной собственности. Реали-

зация принципа конверсии власти в собственность в 1990-е гг.

позволила элите перевести в частную собственность значительный объем наиболее прибыльных предприятий и целые отрасли экономики России, особенно – топливно-сырьевого сектора. Приватизацией государственной собственности объясняется быстрый

156

рост децильного коэффициента, сильная социальная дифференциация, быстрый рост числа сверхбогатых людей в России.

3.Социальной основой новойроссийскойэлиты стали группы предпринимателей, в том числе бывших «красных директоров», наиболее близких к государственной власти, а также государственные чиновники, создавшие состояния на приватизации государственной собственности и оказании услуг бизнесу. Роль так называемых «демократических новобранцев», пришедших во власть в конце 1980-х – первой половине 1990-х г., крайне мала. Они в значительной степени либо экскорпорированы из элиты в результате выборов, либо приняли установкии правила новойэлиты.

4.Мотивационной стороной деятельности новой элиты яв-

ляется удержание власти ради сохранения приватизированной собственности. Проблема для элиты заключается в том, что данной модели мотивации нельзя придать статус всеобщности, поскольку это означает распространение принципа перераспределения государственной собственности на массы. Но со стороны масс может возникнуть конкуренция с элитами за социальные и экономические ресурсы, что должно привести к социальному взрыву. Поэтому российская элита не может предложить массам привлекательной модели существования, новой идеологемы, которая бы оправдывала нынешний социальный порядок. Принципы либерализма полезны только для элиты, но для масс они означают существование в неконкурентных условиях в борьбе за ресурсы.

5.Способом деятельности современной элиты становится легитимизированный произвол (А. Дука), который позволяет менять правилаигрыпоходуигры. Вчастности, этовыражаетсявизменении политико-правовыми средствами содержания Конституции страны. Нормы конституции, которые элиты гарантировать не могут, подвер- гаютсякоррекцииспомощьюполитико-правовыхреформ.

6.Институциональную основу современной элиты состав-

ляют:

для политической элиты:

а) институты государственной власти, построенной по принципу разделения властей. Поэтому в состав федеральной политической

157

элиты входят Президент РФ и руководители его администрации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, Правительство РФ, члены высших судов РФ, руководители иных органов государственной власти России. Аналогична структура региональнойполитическойэлиты;

б) общероссийские политические партии, в первую очередь, парламентские;

для экономической элиты:

крупные государственно-частные корпорации («Газпром»

ипрочие), финансово-промышленные группы;

для информационной элиты:

средства массовой информации, в первую очередь: телевидение и пресса, Интернет.

7. Идеологическую основу деятельности элиты федерального уровня составляет идеология либерализма в ее самом крайнем варианте. С точки зрения ее сторонников, только рыночные условия могут породить конкуренцию среди производителей, стимулируя тем самым рост качества продукции, внедрение новейших достижений научной мысли в производство, повышение уровня квалификации работников и т.д. С этой целью российское государство вошло в ВТО, закрывает или перестает финансировать (ограничивает финансирование) нерентабельные с точки зрения рынка предприятия, отрасли экономики, социальную сферу (сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.).

3. Консолидация власти и элит в российском обществе. Национализация элит. Неономенклатура

Консолидация власти – процесс концентрации, централизации, огосударствления власти, направленный на институ-

ционализацию политического режима, отражающего интересы государственной бюрократии и наиболее крупных финансовопромышленных групп.

158

Консолидация элит – процесс подчинения элитных групп государственной власти на основе формирования общей политической и экономической политики. Консолидация элит происходит «сверху», путем применения мер государственного насилия к тем представителям элиты и элитным группам, которые отказываются играть по установленным правилам.

Концентрация власти происходит по властной вертикали.

Вместо многоцентрия власти, которое было в период президентства Б. Ельцина, возникает один основной центр принятия решений на уровне государства.

Происходит переформатирование политического и властного пространства. Концентрация власти выражается в выстраивании «вертикалей власти», каждая из которых замыкается на президентской администрации. Общими признаками для возникающих вертикально-интегрированных политических структур становятся: жесткая иерархическая соподчиненность, доминирование федеральных органов в сфере принятия решений, концентрация ресурсов на федеральном уровне, воссоздание номенклатуроподобных механизмов кадровой политики, борьба с фракционностью и инакомыслием внутри элитного сообщества и государственного аппарата, вытеснение несистемных элементов из официальных структур и др.

Особое место в процессах концентрации власти занимает «президентская вертикаль» (Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, губернаторы (главы администраций регионов)). Губернаторы,

пользуясь своим положением в регионах, проводят политику внутрирегиональной консолидации власти, добиваясь воссоздания в своих регионах матрицы политических отношений, характерной для федерального центра.

Централизация власти понимается как выстраивание единой властной иерархии в стране (административно-политической по своему характеру):

1) иерархичность и соподчиненность уровней власти;

159

2) сведение всех иерархий в один центр принятия стратегических решений.

Огосударствление власти проявляет себя как тенденция по нескольким направлениям.

1.Государственная власть становится «жесткой», т.е. применяет силу, а в применении силы присутствует «общегосударственный интерес».

2.Огосударствление политических структур, в первую очередь политических партий, и исключение из официальной (легальной) политической сферы несистемных (негосударственных, т.е. не действующих в согласии с государством) сил.

Складывается партийно-политическая вертикаль (феде-

ральные партии, партийные фракции в представительных органах государственной власти регионов). «Партийная вертикаль» создавалась именно потому, что партии являются слабыми институтами политической жизни и ими проще управлять из одного центра принятия политических решений. Государство выступает как основа деятельности партий, по крайней мере, до тех пор, пока они не обретут нормальную электоральную поддержку.

Изменение законодательства в пользу усиления роли партий

вполитической жизни страны, с одной стороны, содействует ускоренной институционализации партийной системы, с другой стороны, превращает ее в элемент государственного механизма, действующий под сильным влиянием самого государства. В силу этих обстоятельств партии лишаются своих главных функций – быть средством связи между государством и обществом, быть выразителем массовых политических настроений, средством артикуляции альтернативных мнений.

Партии в союзе с государством и государственным аппаратом начинают действовать как единый механизм выработки и принятия решений.

3.Огосударствление (частичное) естественных монополий и стремление создать крупные холдинги, ФПГ и т.д., действующие под государственным контролем.

160

Соседние файлы в папке книги