Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Pravo_sobstvennosti_aktualnye_problemy-2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.31 Mб
Скачать

§ 4. Российское законодательство о правовом

положении иностранцев-собственников. Национальный режим

И ранее, в период существования СССР, провозглашалось предоставление иностранцам национального режима. Начало равенства было закреплено в ст. ст. 122 - 123 Конституции СССР. В ст. 122 Основ гражданского законодательства было установлено, что "иностранные граждане пользуются в СССР гражданской правоспособностью наравне с советскими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законом Союза ССР". В Законе СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (ст. 12) содержалось правило о том, что иностранные граждане в СССР могут в соответствии с советским законодательством иметь в СССР жилой дом и иное имущество в личной собственности. Были, однако, особенности в законодательстве союзных республик. Так, если в РСФСР земельные участки не могли находиться в собственности иностранцев (ст. 7 Земельного кодекса РСФСР), то в Казахской ССР по Закону о собственности, введенному в действие 1 января 1991 г., собственность граждан выступала в виде личной и частной (ст. 7) и объектом права собственности могла быть и земля (ст. 2); иностранные граждане могли быть субъектами права собственности на условиях и в пределах, предусмотренных законами республики.

Личная собственность граждан охранялась государством (ст. 11 Конституции СССР). В случае принятия государством законодательных актов, прекращающих право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этих актов, по решению суда должны были быть возмещены собственнику в полном объеме. В отдельных законодательных нормах конкретизировались некоторые права иностранцев. Например, согласно ст. 97 Основ гражданского законодательства (в ред. 1973 г.) авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет на территории СССР либо не выпущенные в свет, но находящиеся на территории СССР в какой-либо объективной форме, признавалось за автором и его наследниками, независимо от их гражданства, а также за иными правопреемниками автора.

Предоставление иностранцам национального режима в СССР не связывалось со взаимностью, если только на это прямо не указывал закон. Вместе с тем в случаях, когда иностранное государство вводило у себя специальные ограничения прав советских граждан (тогда как для граждан других государств такие ограничения не применялись), Советское государство могло применять реторсии (ст. 122 Основ гражданского законодательства). Случаи применения реторсий были чрезвычайно редки. Можно указать лишь на применение их в 1936 - 1937 гг., когда некоторые иностранные государства отказывались признавать права собственности советских граждан, не проживающих в данных государствах, на строения, находящиеся на их территории, ссылаясь на то, что аналогичные права не признаны по действующим в СССР законам. В качестве ответной меры было принято Постановление СНК СССР от 26 ноября 1937 г. "Об имуществе иностранцев, не проживающих на территории Союза ССР" <1>. "Дома и всякого рода иные строения, - говорилось в этом Постановлении, - находящиеся на территории СССР и принадлежащие на праве собственности или по праву застройки не проживающим в СССР иностранцам, являющимся гражданами государств, не признающих за советскими гражданами, не проживающими на территории этих государств, права собственности на имущество, находящееся на территории этих государств, подлежат передаче местным Советам депутатов трудящихся по месту нахождения этого имущества".

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1937. N 75. Ст. 368.

Относительно объема подлежавших охране за границей прав советских граждан предполагалось, что там должны защищаться субъективные права и интересы советских граждан, основанные на иностранных законах, даже если в СССР такие права не существовали (например, право собственности на земельные участки, расположенные за границей). С другой стороны, иностранцам в СССР, исходя из принципа национального режима, должны были предоставляться и такие права, основанные на советских законах, которые не признавались по законам иностранных государств <1>.

--------------------------------

<1> Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. М.: Спарк, 2002. С. 348.

Следует подчеркнуть, что сотрудничество СССР с капиталистическими странами было обусловлено полным и безоговорочным признанием со стороны последних советской социалистической системы собственности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Перетерский И.С. Борьба СССР за равноправие систем собственности в международных отношениях // Ученые записки Академии общественных наук. Вып. 1. 1947. С. 133 - 134.

Лицам без гражданства в СССР тоже предоставлялся национальный режим, но из ст. 123 Основ гражданского законодательства вытекало, что закон касался лишь тех лиц, которые проживали в СССР. Допускались и изъятия из принципа национального режима, если они были установлены законом Союза ССР.

Приведенные нормы советского законодательства, однако, практически не находили широкого применения ввиду сравнительно небольшого числа иностранцев, владевших имуществом в СССР. Земля же вообще не могла быть объектом собственности. Внимание к собственности иностранцев привлекали в основном (особенно в первые годы Советской власти) вопросы, связанные с национализацией и конфискацией имущества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. С. 429 и след.

В современной России принцип предоставления иностранцам в отношении права собственности национального режима действует в полной мере. Он закреплен в общей форме в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации". Данный режим, как отмечалось, предоставлялся в России иностранцам законодательством и ранее, но закрепление его на уровне Конституции РФ в качестве общего принципа российского законодательства означает распространение его на любые права и обязанности. Норму, аналогичную приведенному правилу Конституции РФ, содержит и Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации от 25 июля 2002 г. (ст. 4).

В сфере гражданского права правило о предоставлении национального режима получило выражение в ст. 2 ГК РФ, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом, и в ст. 1196 ГК РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Приведенная норма ст. 1196 ГК РФ выражает принцип, на основании которого определяется объем предоставляемых иностранцам гражданских прав, в том числе и прав собственности, тогда как возникновение и прекращение таких прав подчиняются личному закону, понятие которого раскрывается в ст. 1195 ГК РФ (коллизионная норма, содержащаяся в первом предложении ст. 1196 ГК РФ). Таким образом, в ст. 1196 ГК РФ выражены (в частности, применительно к собственности) оба аспекта - и коллизионный, и материально-правовой. Подобный подход отражен и в законодательстве некоторых других стран (например, в § 10 и 15 Указа 1979 г. о международно-частном праве Венгрии), в Кодексе Бустаманте 1928 г., действующем в странах Латинской Америки, в Модели ГК для стран СНГ (ст. 1205), оказавшей влияние на законодательство России и других стран Содружества.

К отношениям собственности иностранцев применимо и правило ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Употребляя термин "каждый", Конституция распространяет данный принцип на любых лиц, в том числе на иностранцев.

Национальный режим, в частности в отношении имущественных прав, предоставляется иностранцам безусловно, т.е. не требуется устанавливать наличие взаимности в отношении государства, гражданином которого является иностранец. Исключением является случай, когда сам российский закон указывает на необходимость соблюдения в определенных случаях взаимности. Так, наличие взаимности до недавнего времени требовалось в отношении определенных видов интеллектуальной собственности, например, это предусматривал действовавший ранее Закон 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Новое законодательство (часть четвертая ГК РФ) это ограничение сняло - указания на взаимность в нем не содержится.

Привлекло внимание к вопросу о национальном режиме для иностранцев принятие в 2001 г. нового Земельного кодекса РФ. Приравнивание иностранцев к российским гражданам в отношении права иметь в собственности землю (с введением ряда ограничений) неоднозначно оценивалось в обществе и рассматривалось некоторыми как нарушение Конституции РФ. В апреле 2004 г. вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Мурманская областная Дума оспаривала конституционность ряда положений Земельного кодекса РФ, касающихся прав иностранцев, в частности норм, которыми иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются конкретными правомочиями по приобретению в собственность земельных участков на территории Российской Федерации. В поданном в Конституционный Суд заявлении указывалось, что эти нормы по своему содержанию противоречат ст. ст. 2, 4 (ч. 3), 7 (ч. 1), 9 (ч. 1), 15 (ч. 1), 19 (ч. 2), 36 (ч. 1) и 67 (ч. 1) Конституции РФ. В обоснование данной позиции были приведены следующие доводы: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции РФ следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации.

Признавая положения Земельного кодекса, относящиеся к правам иностранцев, не противоречащими Конституции РФ, Конституционный Суд в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы, в частности, указал:

"Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Действие этого принципа подчеркнуто в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР".

Исходя из того что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый п. 1 ст. 2), и в соответствии со статьей 36 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ст. 9 (ч. 2) и ст. 35 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (ч. 3)" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.

Суд также подчеркнул, что по смыслу ст. 260 и ст. 261 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ "...объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность".

Принцип национального режима, предоставляемого иностранцам-собственникам указанными основополагающими актами российского законодательства, в некоторых случаях получает выражение и в отдельных законодательных актах, еще раз подтверждая общий принцип. Например, согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении" иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права их на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ).