Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Маковский А.Л. О кодификации гражданского права.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
4.9 Mб
Скачать

I. Российские революции и преемственность

гражданского права

В октябре 1917 г. и в декабре 1991 г. Россия пережила революции, кардинально менявшие ее политический и экономический строй. Обычно подчеркивают те принципиальные изменения в отечественном гражданском праве (ругая их или восхваляя), которые повлекли за собой эти революции. Никто не обращает внимания на менее заметные, но тоже принципиальные черты преемственности советского гражданского права дореволюционному российскому и нового российского - советскому.

Современная история российского гражданского права началась более 200 лет тому назад, 28 февраля 1804 г., когда недавно взошедший на престол император Александр I утвердил подготовленный по его поручению министром юстиции доклад о составлении нового законодательства. Доклад среди прочего содержал план "книги законов" - по существу, хорошо структурированного систематического собрания законов. Третью часть этой "книги" должны были составить гражданские законы <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Пахман С.В. История кодификации гражданского права. Т. I. СПб., 1876. С. 385 - 387. Следует напомнить, что вплоть до XIX века все кодификации в России объединяли нормы самых различных отраслей права - государственного, уголовного, гражданского, процессуального. Наиболее значительным и известным из таких "комплексных кодексов" было Соборное уложение, составленное и принятое 29 января 1649 г. при отце Петра I царе Алексее Михайловиче Романове (1629 - 1645 - 1676). Кодификационные работы, которые не прерывались ни при Петре I (1672 - 1682 - 1725), ни при его дочери императрице Елизавете (1709 - 1741 - 1761), ни в царствование Екатерины I (1729 - 1762 - 1796), тоже имели целью лишь составление в качестве единого закона подобных всеобъемлющих кодексов (уложений). "Уложение" происходит от глагола "уложить", "укладывать" (to pack), который имел также значение "устанавливать" - правила, нормы, законы. Соборным оно было названо потому, что было оглашено собору (собранию) представителей различных слоев народа и ими подписано.

Осуществление этого плана связано с именем одного из наиболее выдающихся деятелей в истории российской политики и права - Михаила Михайловича Сперанского (1772 - 1839) <1>, возглавившего Комиссию составления законов, которая действовала под эгидой императора. Сейчас даже мало кто из российских юристов знает, что М.М. Сперанский в течение нескольких лет упорно работал над созданием для России Гражданского уложения, которое должно было бы стать, насколько возможно, копией Гражданского кодекса Наполеона. Система проекта Гражданского уложения была приведена в соответствие с системой Code Civil: оно должно было состоять из трех книг - о лицах (I), об имуществе (II) и о договорах (III). Со структурой первой книги Code Civil почти полностью совпадала и внутренняя структура первой книги проекта Уложения. Из Code Civil было заимствовано (хотя далеко не всегда дословно) и большинство текстов конкретных норм.

--------------------------------

<1> М.М. Сперанский (впоследствии граф, почетный член Санкт-Петербургской Академии наук) - сын мелкого сельского священника, получивший только духовное образование, но прекрасно овладевший при этом математикой, философией, французским языком. Благодаря выдающимся способностям М.М. Сперанский быстро продвигался по службе в различных государственных учреждениях и впоследствии (с 1806 г.) стал одним из наиболее приближенных к Александру I лиц. Существует предание, что во время встречи Наполеона с Александром в Эрфурте (1808), куда М.М. Сперанский сопровождал русского императора, Наполеон, обращаясь к последнему, сказал: "Ваше Величество, не хотите ли Вы обменять этого человека на какое-нибудь королевство?" Крупнейший русский историк В.О. Ключевский сказал о Сперанском: "Это был Вольтер в православно-богословской оболочке" (Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. V. Курс русской истории. Ч. V. М., 1989. С. 199).

Попытка ввести в стране, где еще существовало крепостное право, религия была государственной, а в экономике господствовали феодальные отношения, гражданский кодекс (пусть и с важными изменениями), который Ф. Энгельс не без оснований назвал "образцовым сводом законов буржуазного общества", была довольно дерзкой. Поэтому, несмотря на компромиссы между компетенцией светских и духовных властей в отношении регистрации актов гражданского состояния, заключения брака и совершения разводов, соответствующие главы проекта вызвали резкую критику духовных и светских властей и острые споры в обществе <1>. Почти сразу же вслед за тем, как М.М. Сперанский попал в опалу и в мае 1812 г. был вынужден подать в отставку, Комиссия составления законов выступила против проекта Гражданского уложения. Работа над проектом какое-то время еще продолжалась, но в 1814 году фактически была прекращена.

--------------------------------

<1> Даже один из самых просвещенных людей того времени, историк Н.М. Карамзин (1766 - 1826), писал: "Для того ли около ста лет трудимся над сочинением своего полного Уложения, чтобы торжественно перед лицом Европы признаться глупцами и подсунуть седую нашу голову под книжку, слепленную в Париже 6-ю или 7-ю экс-адвокатами и экс-якобинцами?" (Антология мировой правовой мысли. Т. IV. Россия, XI - XIX вв. М., 1999. С. 438).

Обо всей этой истории, возможно, следовало бы вспоминать лишь в связи с прошедшим недавно 200-летием Code Civil. Но дело в том, что М.М. Сперанский совсем не отказался от своих идей <1>. И хотя по возвращении из ссылки в Петербург (1821 г.) он не смог возобновить работу над Гражданским уложением, тем не менее он ввел в гражданское законодательство России целый ряд норм и положений из французского права. Вплоть до самой смерти М.М. Сперанский занимал высокие государственные должности и руководил всеми работами по систематизации российского законодательства. Их результатом стали Полное собрание законов в 45 томах (1830 г.), а затем Свод законов Российской империи в 15 томах (1832 - 1839 гг.). В части I тома X Свода законов ("Свод законов гражданских") были систематизированы различные российские гражданские законы, изданные в разное время и по разным (как правило, конкретным) поводам. При этом явные пробелы были заполнены новыми нормами, а некоторым слишком узким по содержанию нормам М.М. Сперанский попытался придать более общий смысл. И в том и в другом случае широко использовались французский Гражданский кодекс и французская литература по гражданскому праву <2>.

--------------------------------

<1> Вернувшись из ссылки, М.М. Сперанский подготовил обстоятельную записку (очевидно, для Александра I) о возобновлении работы над Гражданским уложением, в которой он отвечал и на прежние упреки: "...упрекаемо было, что проект Российского уложения сходен с иностранным, и именно с французским... Петр Великий велел уложение расположить по образцу шведского (уложения. - А.М.) не потому, конечно, чтоб ввести в России законы шведские, но потому, что в его время уложение сие было лучшим. В наше время французское уложение по общему признанию заняло сие место" (цит. по статье М.М. Винавера "Записка Сперанского" в кн.: Винавер М.М. Из области цивилистики. СПб., 1908. С. 91 - 92).

<2> В свое время М.М. Винавер обстоятельно доказал это путем сопоставления конкретных текстов в статье "Об источниках X тома" (Винавер М.М. Указ. соч. С. 1 - 78). Он же писал в другой статье, что хотя М.М. Сперанским "открыто был возложен на алтарь отечества" не французский Code Civil, а X том Свода законов Российской Империи, "но под этим патриотическим переплетом провезено было, как известно, в пределы отечества немало "экс-адвокатской и экс-якобинской" контрабанды" (Винавер М.М. Указ. соч. С. 321). О том же писал, характеризуя Свод законов гражданских, и крупнейший русский цивилист Г.Ф. Шершеневич: "...не только внешняя форма, но и весьма значительная часть этого материала составляет заимствование, главным образом, из французского образца, иногда просто перевод, подчас весьма неудачный" (Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. 9-е изд. М., 1912. С. 52).

Так, уже в первой половине XIX в. началось сознательное приближение гражданского законодательства России к гражданскому законодательству континентальной Европы.

Второе, уже совершенно открытое и широкое сближение гражданского законодательства России и европейских гражданских кодексов началось в 1882 году, когда была учреждена Комиссия по составлению Гражданского уложения. За пределами России мало кто знает, что в конце XIX - начале XX века в результате огромной работы российских юристов был подготовлен и опубликован проект русского гражданского кодекса - Гражданского уложения Российской империи: пять книг, 2640 подробных статей <1>.

--------------------------------

<1> В 1899 г. была официально опубликована в пяти томах (1106 статей) книга пятая Уложения, посвященная обязательствам (Гражданское уложение. Книга пятая. Обязательства. Проект Высочайше учрежденной редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения. Т. I - V. С объяснениями. СПб., 1899). В 1910 г. был издан весь текст проекта (Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения. С объяснениями, извлеченными из трудов редакционной комиссии / Под ред. И.М. Тютрюмова. Т. I, II. СПб., 1910). В 2003 г. текст проекта опубликован в кн.: Кодификация российского гражданского права. С. 321 - 606.

Каждая статья в проекте Гражданского уложения снабжена подробнейшим комментарием и таблицей тех статей из 10 - 12 иностранных кодексов, гражданских или торговых, в которых решен аналогичный вопрос. Очень часто проектируемая норма, если она не взята из русского законодательства, представляет собой нераздельный "сплав" положений, извлеченных из кодексов разных стран. Конечно, в наибольшей степени были использованы новейшие для того времени западноевропейские кодексы - BGB и Code Civil Швейцарии. Высокому качеству проекта в большой мере способствовало то, что он все время находился в центре внимания русской цивилистики и был предметом серьезных дискуссий.

Можно полагать, что Гражданское уложение Российской империи стало бы самым совершенным гражданским кодексом своего времени. Но этого не произошло: проект, внесенный в 1913 году в Государственную Думу, законом не стал - помешала начавшаяся война, а затем революция.

Самым значительным и непосредственным результатом революции 25 октября 1917 г. в области экономики была безвозмездная национализация земли, крупных и средних промышленных и транспортных предприятий, банков, страховых компаний. Уничтожались основы и рыночной экономики, и существования необходимого для нее развитого и совершенного гражданского законодательства. Но когда полная экономическая разруха в стране заставила прибегнуть к "новой экономической политике" (нэпу) и возродить на время в ограниченных пределах рыночное производство и частную торговлю, потребовалось и соответствующее гражданское законодательство - гражданский кодекс.

В работах советского времени о создании первого советского Гражданского кодекса - ГК РСФСР 1922 г. (в том числе работах автора этих строк) не упоминалось о том, из каких источников был заимствован нормативный материал для этого Кодекса <1>. У читателя создавалось впечатление, что все подготовленные менее чем за год варианты первого советского ГК были результатом собственного творчества талантливых безымянных авторов, следовавших при этом указаниям В.И. Ленина.

--------------------------------

<1> См.: Левина Л. Участие В.И. Ленина в создании Гражданского кодекса // Советская юстиция. 1957. N 2. С. 54; В.И. Ленин и становление гражданского законодательства (авторы - А.Л. Маковский, И.Н. Петров, В.А. Рахмилович) // Роль В.И. Ленина в становлении и развитии советского законодательства. М., 1969. С. 238 - 248. Гл. 4).

В.И. Ленин действительно много раз (в письмах 15, 20, 22, 23 февраля, 1 и 31 марта 1922 г.) давал такие указания наркому юстиции и Политбюро партии большевиков <1>. В результате в ГК 1922 г. были включены более 20 статей, содержавших нормы, которые закрепляли в руках государства "командные высоты" в экономике и ставили под его контроль частнокапиталистический оборот <2>. Всего же в первом российском ГК в момент его издания было 435 статей <3>, и простое сопоставление их текста с проектом дореволюционного Гражданского уложения показывает, что для остальных примерно 400 статей ГК РСФСР 1922 г. основным источником содержания послужил проект Гражданского уложения.

--------------------------------

<1> См.: Ленин В.И. ПСС. Т. 44. С. 398 - 399, 401, 411, 412, 424; Т. 54. С. 169, 222.

<2> В их число входили нормы о собственности государства на все важные для экономики страны объекты, от земли и предприятий промышленности и транспорта до муниципализированных строений, и о запрещении отчуждения этих объектов частным лицам (ст. ст. 21, 22, 53), об особой защите права государственной собственности (ст. 60) и государственных интересов (ст. ст. 99, 159, 164, 407), об ограничении размера предприятий, которые могут находиться в частной собственности (ст. 54), и сфер их предпринимательской деятельности (ст. ст. 18, 320), о государственной монополии внешней торговли (ст. 17) и ограничении оборота золотых и серебряных монет и иностранной валюты (ст. 24), о недействительности договоров и других сделок, противоречащих интересам государства или направленных к явному ущербу для государства (ст. ст. 30, 147, 402).

<3> В том числе 51 статья в Общей части, 54 - в разделе "Вещное право", 310 - в разделе "Обязательственное право" и 20 - в разделе "Наследственное право".

Так, на переломе эпох, при замене одного политического и экономического строя в России принципиально иным, была тем не менее сохранена преемственность гражданского права прежней эпохи, прежнего строя. Малозаметная с точки зрения политической и социальной оценки, эта преемственность имела серьезные последствия для всего дальнейшего развития отечественного гражданского права, так как выражалась в явлениях принципиального характера:

1) российское гражданское право с самого начала создавалось и в последующем всегда развивалось на основе признания монизма частного права и отрицания деления его на гражданское и торговое <1>;

--------------------------------

<1> Комиссия, готовившая проект Гражданского уложения, тщательно исследовала вопрос об обособленной кодификации торгового права в западных странах и подробно аргументировала отказ от создания в России наряду с гражданским кодексом еще и торгового кодекса (см.: Гражданское уложение. Книга пятая. Обязательства... Т. I. С. III - XXXVII).

2) создание и развитие гражданского законодательства в советский период нашей истории и после распада СССР всегда основывались на признании необходимости кодификации этого законодательства <1>;

--------------------------------

<1> Первая кодификация гражданского законодательства была проведена в 1922 - 1927 гг. и привела к созданию ГК в России (1922), Армении, Грузии и Украине (1923), Азербайджане (1923, 1927) и Белоруссии (1927). Российский ГК был затем прямо или под иным названием введен в действие в Узбекской ССР и в Туркменской ССР (1939) и продолжал действовать в Таджикской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР после их выделения в самостоятельные союзные республики. В 1939 - 1951 гг. были подготовлены пять вариантов проекта ГК СССР. Вторая кодификация гражданского законодательства (1961 - 1965) имела результатом создание федеральных Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961) и ГК в каждой из этих республик (1964 - 1965). Третьей кодификацией гражданского законодательства можно считать создание Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (1991), которые из-за распада СССР так и не стали действующим федеральным законом, но были введены в действие в Российской Федерации с 3 августа 1992 г., и действующего ГК России, принимавшегося по частям (1994, 1995, 2001).

3) все отечественные гражданские кодексы (включая подобные им федеральные - общесоюзные - "основы" гражданского законодательства) построены по пандектной системе и имеют "общую часть", содержащую от нескольких десятков до нескольких сот статей <1>;

--------------------------------

<1> Выделение в гражданских кодексах общих положений не ограничивается созданием общей части. В действующем ГК можно насчитать семь-восемь ступеней вынесения обобщающих правил "за скобки" - сначала для нескольких норм в рамках одного подпараграфа, затем для нескольких подпараграфов в рамках одного параграфа и т.д.

4) при каждой последующей кодификации российского гражданского законодательства в новые ГК включалось до 3/5 общего числа норм предыдущих ГК <1>.

--------------------------------

<1> Автор неоднократно убеждался в этом, участвуя в подготовке проектов Основ гражданского законодательства 1961 г., ГК РСФСР 1964 г., Основ гражданского законодательства 1991 г. и ГК России 1994 - 2001 гг. Арифметический подсчет "строительного материала" из ГК 1922 г. (т.е. ГК, созданного "на заре" построения социализма), использованного для создания ГК РСФСР 1964 г. (кодекса "победившего социализма"), показал, что "примерно 3/5 норм, содержавшихся в первом ГК, были использованы (полностью или в переработанном виде) в новом ГК" (Развитие кодификации гражданского законодательства (автор - А.Л. Маковский) // Развитие кодификации советского законодательства. М., 1968. С. 139. Гл. 4).

Такая преемственность гражданского законодательства, которую после революций и смены политического строя не очень желают замечать, конечно, объясняется прежде всего "вечностью" гражданского права, необходимого для регулирования имущественных отношений между равными и самостоятельными субъектами (даже если они квазиравны и квазисамостоятельны, как это было в советской экономике). Обращение к развитию российского гражданского законодательства в периоды его кодификации отчетливо показывает, что, несмотря на происходившие в этом законодательстве крупные революционные перемены, оно развивалось и эволюционно, сохраняя и перерабатывая очень многое из того, что было им накоплено в предыдущие эпохи. Столь же отчетливо видно, что это развитие происходило в рамках континентально-европейской правовой семьи. Последним нередко пренебрегают, пытаясь привнести в наше гражданское законодательство трудно усваиваемые им институты из других систем права ("траст", "агентский договор", "крупные сделки" и др.).