Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Суицидальная активность детско-подросткового населения краснодарского края

Бойко Е.О., Солоненко А.В., Мартусенко А.В.

ГБУЗ «Специализированная клиническая

психиатрическая больница № 1»

Департамента здравоохранения краснодарского края,

Кафедра психиатрии ФПК и ППС Кубанского

государственного медицинского университета

Целью настоящего исследования явилось изучение характера и тенденций суицидальной активности в детско-под-ростковой среде Краснодарского края, предложение мер по со­вершенствованию ее профилактики.

Материалы и методы. Полученные данные основыва­ются на клинико-эпидемиологическом методе и описательно-статистическом анализе вторичных источников информации (амбулаторные карты) о лицах, обратившихся в кабинет пси­хиатрической помощи детскому населению и психотерапевти­ческой помощи детям с ПТСР диспансерного отделения ГБУЗ «Специализированная клиническая психиатрическая больни­ца № 1» департамента здравоохранения Краснодарского края (ГБУЗ «СКПБ№ 1» ДЗ КК). Нами было обследовано 16 пациен­тов, обратившихся в диспансерное отделение ГБУЗ «СКПБ № 1» ДЗ КК. Кроме того, в 2010 году в указанный кабинет поступила информация от районных психиатров Краснодарского края о 120 детях и подростках, совершивших суицидальные попыт­ки, наблюдавшихся районными психиатрами и находившихся на лечении в ЦРБ, психоневрологических диспансерах терри­торий края и ГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» ДЗ Краснодарского края и о 17 завершенных суицидах; посту­пила информация о 41 постсуицидальном ребенке и подростке г. Краснодара, находившихся на лечении в реанимационных и соматических отделениях МУЗ «Краснодарская городская кли­ническая больница скорой медицинской помощи» (МУЗ «КГ-КБСМП»), специализированная помощь которым оказывалась психиатрами диспансерного отделения ГБУЗ «Специализиро­ванная психиатрическая больница № 7» ДЗ Краснодарского края (ГБУЗ «СПБ № 7»). Для обработки статистического мате­риала применялась программа SPSS 11.5 for Windows; Microsoft Excel 2000 (версия 7.1). Статистически значимыми различия считали при/к0,05.

Результаты. Из общего числа суицидентов по возрас­ту, как при завершенных, так и при незавершенных суицидах значительно преобладали подростки 15-17 лет - 154 человека (79,4%). По полу - в случаях незавершенных суицидальных по­пыток значительно преобладали девушки - 137 человек (77,4%), в случаях завершенных суицидов - юноши - 14 человек (82,4%). Традиционно, при совершении суицидальных попыток детьми и подростками избирались различные способы самоубийства. В случаях истинных суицидальных намерений - это наиболее

н

<

о ч о

го

<

ч:

^

н

<

ЕГ

«

н

о

>

1-4

и

(N1

ы

о

(N1

1=1

Рч

W

и

и

Й=|

со

н

£

о

325

н н 1-1

Щ о

и

н и « о

и

II

8 В о н

«В* SHS

уо'я •^ ■< в

ИМ В/

«и о

£ s я

«5 ч

мйо S 2 Рн оЕ-В

s"a

к. и л

&§!

еин

к ■< U

<%%

w 3 5 о н я

g4g Ч к


ч и

к и и 6 ч ^

IP

w ЧСк й=| m P

Mg<;

Ы6&

H в < Sum

m В h

н

<

о ч о

ГО

<

ч:

^

н

<Г

tr

и

н

о

>

1-4

и

(N1

О

ы

(N1

1=1

Рч

W

И

и

й=1

326

н н 1-1

о

н и « о

и

В Е 8 В и к о н

SHS go's

^ ■< в

им И «и о

S'B~ й s я

ИЯО

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. щ Л к ^ U

<%%

osg

g4&

g s 1

и H и

6 ч ^

IP3

6=1 Wl p

Ы6&

RH P 2^5;

Sow

m В к

травматичные способы: повешение - 23 случая, падение с вы­соты - 3 случая, огнестрельное ранение - 1 случай. В случаях же привлечения внимания к себе и своим проблемам избира­лись демонстративные способы - медикаментозное отравление - 124 случая. Повреждение режущими предметами и вскрытие поверхностных вен запястья выбиралось чаще для привлечения внимания - 33 случая, но данный способ иногда встречается и при истинном суицидальном поведении.

Среди субъективных причин, приведших к суици­дальным попыткам, самими пациентами назывались конф­ликтные отношения в семье - 70% случаев (2009 г. - 75%), проблемы успеваемости в школе и в других образовательных учреждениях, конфликты в образовательных учреждениях и в компаниях сверстников - 20% (2009 г. - 10%), неразде­ленные «чувства любви» - 10% (2009 г. - 15%). При объек­тивном обследовании у большинства пациентов выявлялись повышенный уровень тревожности и субдепрессивная сим­птоматика, иногда с фобическими включениями, психосо­матическими расстройствами и нарушениями поведения в рамках ПТСР и нарушений адаптации. Подавляющее боль­шинство суицидентов ранее не обращались за специализи­рованной помощью к психиатрам, к психотерапевтам и даже психологам детских поликлиник.

Таким образом, суммируя все выше представленные данные, психиатрической службой Краснодарского края в 2010 г. зарегистрировано 17,7 незавершенных суицидальных попы­ток 1,7 завершенных суицидов на 100 000 детстко-подростко-вого населения. Для сравнения, в 2007 г. зарегистрировано 24,7 незавершенных суицидальных попыток и 2,8 завершенных на 100 000 населения, в 2008 г. - 18,8 и 2,7, в 2009 г. - 20,6 и 2,2 соответственно.

Приведенные показатели свидетельствуют о наме­тившейся тенденции к снижению числа незавершенных суи­цидальных попыток и количества смертей от суицидов среди детей и подростков, что говорит об эффективности проводимой психиатрическими службами территорий края профилактичес­кой работы, психообразовательных и просветительских бесед с родителями и законными представителями.

Выводы. Исходя из выше изложенного, для успешной профилактики суицидального поведения у детей и подростков необходимы межведомственные усилия по развитию социаль­ных служб помощи семье и детям:

  • выявление и пресечение жестокого обращения и всех видов насилия над детьми и подростками, совместно с органа­ми МВД и юстиции;

  • организация занятости детей и подростков, совместно с центрами занятости и молодежными организациями;

  • разъяснение родителям необходимости обращения к психиатрам в сложных случаях, совместно с общепедиатричес­кой службой;

  • совершенствование службы психологической помощи семье, психологическая профилактика дезадаптации семьи и своевременная коррекция семейных отношений, в центрах пла­нирования семьи, в женских консультациях, школах, районных и межрайонных психологических центрах;

  • совершенствование и оптимизация педагогического процесса с дифференцированной нагрузкой и учетом индиви­дуальных личностных черт детей и подростков всех возраст­ных групп совместно с органами образования;

  • развитие детско-подростковой психотерапевтической службы для своевременного оказания специализированной психотерапевтической помощи, внедрение современных тех­нологий в лечебно-диагностический процесс, направленных на своевременное прогнозирование и коррекцию психопатологи­ческих состояний.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЖИДАНИЕ

САМОУБИЙСТВА В СТАЦИОНАРЕ,

КАК ОСНОВА ПРЕВЕНЦИИ

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Букин СИ., Воронко М.В., Букина Н.С.

Учреждение здравоохранения «Гродненский областной

клинический центр «Психиатрия-наркология»,

г. Гродно, Геспублика Беларусь

Цель: выделить наиболее информативные и простые в использовании критерии вероятности совершения самоубийс­тва пациентом стационарного учреждения здравоохранения (ВСС) для организации превентивных мероприятий на докли­ническом уровне предикторов суицидального поведения.

Материалы и методы. ВСС представлена коэффи­циентом относительной интенсивности частоты самоубийств городского и сельского населения Гродненской области в за­висимости от региона проживания с поправкой на рассеивание от среднеарифметического ВСС. Методами математического моделирования определены условия, при которых место жи­тельства пациента валидно в оценке возможности совершения им самоубийства в стационарном учреждении здравоохранения Гродненской области (СУЗ).

Результаты. При охвате стационарным лечением 30% населения Гродненской области в год, создание условий, предопределяющих целевое использование высокозатрат­ных методов психотерапевтической интервенции, позволяет с максимальной эффективностью использовать ресурсы СУЗ в профилактике самоубийств среди населения в амбулаторных условиях. За период использования системы мероприятий по администрированию профессиональных действий сотрудников СУЗ, основанной на стандартах и алгоритмах, количество само­убийств среди населения снизилось на 25%, причем, более 60% этого снижения приходится на период 2007 - 2011 годов, когда в Гродненской области была внедрена система мероприятий, ориентированная на административный уровень управления организацией специализированной помощи лицам, имеющим риск совершения самоубийства, ресурсами СУЗ.

Выводы. Анализ результатов использования органи­зационной модели профилактики самоубийств ресурсами СУЗ позволяет установить статистически достоверную обратную связь между ростом количества пользованных больных и дина­микой суицидальной активности населения, что указывает на эффективность и целесообразность интенсивного пути разви­тия административного регулирования качества специализиро­ванной медицинской помощи лицам, склонным к совершению самоубийства.

АНАЛИЗ ЭТНОКУЛЬТУРАЛЬНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ

И СОДЕРЖАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ БУРЯТСКОЙ

И СЛАВЯНСКИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА

Ворсина О.П.

Кафедра психиатрии ГБОУДПО ИГМАПО, г. Иркутск

Целью настоящего исследования явилось выявление этнокультуральных особенностей мотивации и содержания суицидального поведения лиц бурятской и славянских нацио­нальностей, совершивших завершенные суициды в 2005-2007гг. в Усть-Ордынском Бурятском округе (УОБО).

Материалы и методы. Усть-Ордынский Бурятский ок­руг (УОБО) включает в себя 6 сельских районов с окружным

центром пос. Усть-Ордынский, расположенный в 69 км от об­ластного центра г. Иркутска и населением 109434 человек.

За 2005-2007 гг. на территории УОБО было зарегист­рировано 305 (256 мужчин и 49 женщин) случаев завершенных суицидов.

Сведения о распространенности законченных суици­дов были получены в областном статистическом управлении Иркутской области.

Для более полного исследования этнокультуральных особенностей суицидального поведения из числа лиц, совер­шивших законченные суициды в 2005-2007 гг. в Усть-Ордын­ском Бурятском округе (305 человек) выделена группа из 158 человек (славяне - 85 человек, буряты - 73 человека), для которой удалось собрать необходимую информацию. Помимо вышеука­занных источников получения информации, проводился опрос родственников и близких суицидентов, а также учитывались имеющиеся немногочисленные предсмертные записки.

Статистическая обработка проводилась с использова­нием х2

Результаты и их обсуждение. Проведенный анализ показал, что ведущая роль в формировании суицидального поведения, независимо от этнической принадлежности суици­дентов, принадлежала реальным конфликтам - 96% (славяне - 96,5%; буряты - 95,9%). Конфликты, возникшие в связи с на­личием психопатологических переживаний, выявлены у 3,5% славян и 4,1% бурят.

Наибольшее число суицидогенных конфликтов прихо­дилось на личностно-семейную сферу (49,9%): у суицидентов славянских национальностей - 53% , бурятской - 46,5%. Кон­фликты в профессиональной сфере оказались более частыми в славянской субпопуляции суицидентов -12,9% против 9,6% бурятской субпопуляции (р>0,05).

Доля суицидентов с мотивами, связанными со здоровь­ем и материально-бытовыми проблемами, встречалась чаще у бурятской национальности - по 16,4% против 10,6% (р>0,05).

Суициды, имеющие в своей основе конфликты в судеб­но-правовой сфере, одинаково часто встречались в обеих груп­пах (р>0,05).

Таким образом, существенных различий в распреде­лении совершивших завершенные суициды лиц славянских и бурятской национальностей в зависимости от сферы суицидо-генного конфликта не обнаружено.

Анализ категорий личностного смысла суицидального поведения (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А.,1978,1980) изучае­мых групп показал следующее.

Наиболее часто встречался протест (32,3%), причем удельный вес фактора у славян оказался выше, чем у бурят -35,3% против 28,8%(р=0,48). Кроме того, в славянской субпо­пуляции преобладали категория личностного смысла в виде призыва, когда человек пытался привлечь к себе внимание и вызвать сочувствие, изменить психотравмирующую ситуацию в свою пользу - 31,8% против 23,3% у бурят (р=0,31), а также в виде самонаказания - 11,8% против 5,9% (р=0,436). Среди суи­цидентов бурятской национальности суицидальное поведение, связанное с избеганием (попытка уйти от наказания или от тяжелого психического или соматического страдания) наблю­далось несколько чаще, чем у славян - 20,5% против 12,9% (р= 0,28). Также у бурят, совершивших законченные суициды, чаще славян наблюдались категория отказа от жизни - 20,5% против 8,2%(р=0,045).

Методом «психологической аутопсии» нами предприня­та попытка определить продолжительность пресуицидального периода. Наиболее часто пресуицидальный период продолжал­ся от нескольких часов до суток - 44,3 %, реже - от нескольких суток до месяца - 27,2% (р=0,002). Продолжительность периода в несколько месяцев наблюдалась в 17,7% (р<0,001), а короткий пресуицидальный период (не более часа) - в 10,8% (р<0,001). Статистически значимой разницы по продолжительности пре-

суицидального периода в зависимости от национальности суи­цидентов не обнаружено.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ этно­культуральных особенностей суицидального поведения лиц бурятской и славянских национальностей УОБО показал сле­дующее. Ведущая роль в возникновении суицидального пове­дения принадлежала реальным конфликтам. Наибольшее число суицидогенных конфликтов у лиц обеих этнических групп, совершивших завершенные суициды приходилось на личност­но-семейную сферу (р<0,001). У лиц бурятской национальности с завершенными суицидами чаще встречалась категория лич­ностного смысла в виде отказа от жизни (р<0,05), т.е. у бурят чаще, чем у славян встречались неагрессивные формы моти­ваций, что можно объяснить национальными чертами, прису­щими народам монгольской и тунгусо-маньчжурской групп. Продолжительность пресуицидального периода не отличалась в сравниваемых группах; чаще всего пресуицид продолжался от нескольких часов до нескольких суток.