Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Стиля воспитания в формировании алекситимии у подростков с психосоматичес­кими расстройствами

Маринчева Л.П., Злоказова М.В.

Детский дневной стационар,

Кировская областная клиническая больница

им. В.М. Бехтерева,

Кировская государственная медицинская академия, г. Киров

Алекситимия - ограничение представленности в со­знании, а, следовательно, и в речи эмоционального компонента - представляет из себя один из неспецифических факторов рис­ка возникновения психосоматических (ПСР) и соматоформных (СФР) расстройств [2, 5].

По мнению W.Brautigam, P.Christian, M.v.Rad (1999), можно выделить четыре типичных признака алекситемии: 1) ха­рактерный «механистический тип мышления; 2) неспособность осознавать и выражать переживаемые чувства; 3) формальный характер отношений, конкретное или «предметное» общение с другими людьми и своеобразная «пустота отношений»; 4) не­достаточно дифференцированное восприятие внешнего мира на уровне субъект-объект, что часто обнаруживается в виде сим-биотической зависимости от окружения.

Существенными микросоциальными факторами риска (ФР) формирования алекситимических проявлений у подрос­тков с ПСР и СФР являются дезадаптивные стили семейно­го воспитания, которые влияют на формирование паттернов эмоционального реагирования [1, 4, 6, 7].. S. Minuchin (1974) называет паттерны психосоматической семьи: симбиотичес-кая связь; гиперпротекция; ригидность; низкая способность к разрешению конфликтов - избегание выражения несогласия и открытого обсуждения конфликта; триангуляционная роль па­циента - роль, при которой ребенок и его болезнь играют роль буфера в семейном конфликте.

W. Brantigam, P. Christian (1973), A.Hudgens (1979) ос­новное значение в развитии бронхиальной астмы отводят по­давлению матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем детстве. Родительские семьи больных характеризуются сдержанностью в проявлениях эмоций; родители контроли­руют и блокируют «несанкционированные» эмоциональные проявления.

Целью нашего исследования являлось выявление се­мейных факторов риска возникновения алекситимических на­рушений у подростков с ПСР и СВД.

Материалы и методы: Всего обследовано 426 подрост­ков и их семей. Средний возраст подростков - 15,1+1 лет Экспе­риментальная группа - 321 чел., пациенты Кировской детской городской клинической больницы, включавшая две подгруппы: 117 подростков (36,5%) с СФР (F 45) и 204 (63,5%) - с ПСР (F 54), включая 49 чел. (24,0%) - с бронхиальной астмой, 67 (32,8%) - с артериальной гипертонией, 77 (37,75%) - с заболеваниями же­лудочно-кишечного тракта, 11(5,4%) - с нейродермитом. Кон-трольнпя группа - 105 подростков с первой группой здоровья, учащихся 8-10 классов средних школ г. Кирова.

Применялись: клинико-психопатологический метод исследования, анкетирование (Маринчева Л.П., Злоказова М.В., 2001), экспериментально-психологические методы: Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ), Методика "Анализ семейных взаимоотношений"(Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999).

Статистическая обработка полученного материала проводилась с использованием t-критерия Стьюдента (SPSS for Windows, vers. 11). Критерием статистической достоверности являлась величина р<0,05.

Результаты исследования: Алекситимические прояв­ления были выявлены у 41,1% подростков с СФР, 49,5% - с ПСРи у 13,3% здоровых подростков.

Дезадаптивные стили семейного воспитания (потворс­твующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, воспитание в режиме повышенной моральной ответственности) были выявлены в 58,3% семей подростковс СФР, 54,7% - с ПСР, и у 20% здоровых подростков (р<0,05). При этом потворству­ющая гиперпротекция обнаружена у 29,1% семей пациентов с СФР, 10,5% - с ПСР, 2,9% - здоровых (р<0,05); доминирующая гиперпротекция -у 17,1%, 31,2% и 5,7% соответственно (р<0,05); повышенная моральная ответственность - у 7,7% с СФР, 4,4% с ПСР и не обнаруживалась в семьях здоровых (р<0,05); жестокое обращение встречалось в семьях 0,9 % подростков с СФР, 0,5% с ПСР и не обнаружено у здоровых; эмоциональное отвержение - у 1,7% с СФР, 0,5% с ПСР, у здоровых - не втречалось; неустой­чивый стиль воспитания - 5,1%, 4,9%, и 6,7%; гипопротекция -у 3,4%, 2,7% и 4,5%.

Алекситимические проявления у подростков с СФР коррелировали с потворствующей гиперпротекцией (0,325) и психотравмирующими ситуациями в семье (0,348); у подрост­ков с ПСР - с потворствующей гиперпротекцией (0,269).

Обсуждение результатов: В ходе обследования более выраженные алекситимические проявлнения нарушения стиля воспитания были выявлены у подростков с ПСР и СФР, была установлена взаимосвязь потворствующей гиперопеки с прояв­лениями алекситимии.

Выводы: Таким образом, можно утверждать, что дис­функциональный стиль воспитания по типу потворствующей гиперопеки в семье влияет на формирование алекситимических проявлений у подростков с СФР и ПСР.

ПРОВЕДЕНИЕ НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКОИ

ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Меркулова В.А., Белоусова М.В., Гаврикова И.Ю.

НП «Центр практической психологии

и психотерапии «Вершина»,

ГБОУДПО «Казанская государственная медицинская

академия», г. Казань, Республика Татарстан

Целью работы являлась отработка схемы мониторин­га психического развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающей проведение нейропсихологи-ческой диагностики. Учитывался тот факт, что у ребенка мозг развивается гетерохронно, и особое внимание уделялось этапам анатомического развития и функционального созревания отде­лов мозга. В процессе работы утверждены основные положения нейропсихологического исследования детей, включающие в себя оказание помощи ребенку в процессе проведения исследо­вания, распределение по типу выполнения задания и системный анализ нарушений. Отдельно были сформулированы требова­ния к проведению исследования. На основании существующих батарей нейропсихологических проб А. Р. Лурия, Е. Д. Хомс-кой, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович были составлены схемы нейропсихологической диагностикой для детей в возрасте 3, 4 года, 5-6, 7, 8 лет, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом его календарного возраста. Составленная подробная схема проведения нейропсихологической диагностики сопро­вождалась разъяснением способов проведения и последующего анализа получаемого протокола, примерами составления реко­мендаций и последующего выхода на проведение коррекцион-но-развивающей работы с детьми разного возраста и различной степенью нарушений.

Принимая во внимание требования к анализу результа­тов диагностики, а также учитывая ее прогностическую значи­мость, в программы были включены пробы, направленные на изучение зоны ближайшего развития ребенка. Кроме того, была представлена батарея методик, направленная на проведение диагностики эмоционально-личностной сферы ребенка.

В соответствии с разработанной программой нейро­психологической диагностики детей были проведены нейро-психологические исследования и подготовлены рекомендации, отвечающие принципам программы нейропсихологической коррекции. В изучаемых случаях внешняя картина жалоб пред­ставляется примерно идентичной в восприятии ближайшего социального окружения (непослушание, отсутствие суборди­нации в общении со взрослыми, нечувствительность к наруше­нию границ в общении и поведении, трудности концентрации в рамках одного занятия, эмоциональная возбудимость, игнори­рование требований, нечувствительность к наказаниям). Этим определяется однотипность запросов, предъявляемых психоло­гу на проведение коррекционной работы (коррекция проблем поведения). Проведение развернутой нейропсихологической диагностики (в отличие от стандартной клинической беседы или массовых диагностических срезов) позволило установить первичную причину демонстрируемого нарушения и отделить ее от психогенно-обусловленных реакций, которые преиму­щественно становятся причиной обращений. Метод нейро­психологической диагностики является неотъемлемой частью осуществления бригадного метода взаимодействия и позволяет дополнить медицинский подход, сделав его более чувствитель­ным к определению структуры дефекта. Полученные диагнос­тические данные определяют вариабельность предлагаемых для следования рекомендаций.

Так, анализ результатов проведенной нейропсихоло­гической диагностики в случаях обращения по поводу пове-

денческих проблем и гиперактивности выявил 5 вариантов нарушений с учетом ведущего нарушения нейропсихологичес­кого фактора:

  1. Нарушения лобных медиобазальных и конвекситаль-ных отделов коры головного мозга и несформированностью по-лушарного доминирования.

  2. Дефицитарность всех уровней первого блока мозга с недостаточностью функционирования задне-лобных и верхне­теменных отделов, а также конвекситальной области височного отдела левого полушария.

3. Расстройство определяется сочетанным влиянием психогенного и нейропсихологического факторов с нарушени­ ем моторно-премоторных отделов лобной области преимущес­ твенно левого полушария.

4. Ведущего нарушения нейропсихологического факто­ ра не выявлено, первичным является нарушение эмоционально- личностных факторов.

5. Расстройство обусловлено сочетанным влиянием личностного и нейропсихологического факторов нарушения диэнцефального уровня мозга.

По итогам предложенных рекомендаций нами были со­ставлены рекомендации по коррекционно-развивающему обу­чению детей в рамках нейропсихологического подхода.

Целью коррекционно-развивающего обучения, по на­шему мнению, явилось создание вместе с ребенком арсенала компенсирующих средств, являющихся способом преодоле­ния слабого звена. В процессе коррекционной работы с детьми решаются следующие задачи: 1) Развиваются когнитивные способности, за счет чего происходит увеличение учебной ус­пешности. 2) Корректируются неблагоприятные личностные особенности, что приводит к разрешению поведенческих про­блем. 3) Происходит развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений. 4) Проводится психолого-педаго­гическая работа с родителями. В работе изложен нейропсихо-логический контекст коррекционно-развивающего обучения, представлены подготовительные этапы организации обучения, а также требования к организации коррекционно-развивающе­го процесса при работе с детьми.

Коррекционная работа проводится клиническим пси­хологом во взаимодействии с лечащим врачом ребенка, пе­дагогами школы, инструктором ЛФК, логопедом, тем самым обеспечивается бригадный медико-психолого-педагогический подход к ребенку.