Добавил:
obwayapochtakirilla@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Игры в которые мы играем. Эрик Берн. Книга.docx
Скачиваний:
216
Добавлен:
26.09.2020
Размер:
1.32 Mб
Скачать
  1. Как отсюда выбраться

Тезис. Как свидетельствует история, дольше всегда выживали те узники, время которых было лучше структурировано — какой- нибудь деятельностью, развлечением или игрой. По-видимому, это известно политической полиции; как утверждают, чтобы сломить некоторых заключённых, их просто лишают занятий и общества.

Излюбленная деятельность в одиночном заключении — чтение или писание книг, а излюбленное развлечение — побег; некоторые

из развлекавшихся таким образом стали знамениты, например, Ка- занова и барон Тренк.

Излюбленная игра — “Как отсюда выбраться” (“Хочу на волю”); она разыгрывается также в больницах. Эту игру следует отличать от операции того же наименования, известной также под названием “Хорошее поведение”. Заключённый, действительно желающий вый- ти на свободу, найдёт такой способ угождать администрации, чтобы его выпустили при первой возможности. В наше время этого часто удаётся добиться хорошей игрой в “Психиатрию” типа групповой терапии. В игру “Хочу на волю” играют, напротив, те заключённые или пациенты, чей Ребёнок не хочет выйти. Они симулируют “Хо- рошее поведение”, но в решающий момент подрывают собственное предприятие, чтобы их не выпустили. Таким образом, в операции “Хорошее поведение” Родитель, Взрослый и Ребёнок работают сов- местно ради освобождения, тогда как в игре “Хочу на волю” Роди- тель и Взрослый выполняют требуемые жесты вплоть до решаю- щего момента, когда Ребёнок, в действительности испуганный пер- спективой выхода в ненадёжный внешний мир, захватывает власть и портит всё дело. Эта игра была распространена в конце 1930-х годов среди иммигрантов, недавно прибывших из Германии и пси- хически заболевших. Когда их состояние улучшалось, они просили выпустить их из больницы, но с приближением дня освобождения психопатические симптомы возвращались.

Антитезис. Внимательный администратор распознаёт и “Хоро- шее поведение”, и “Хочу на волю”, что даёт возможность надлежа- щего обращения с исполнителями на служебном уровне. Однако начинающий в групповой терапии часто впадает в ошибки. Ком- петентный специалист по групповой терапии, знающий, что эти ма- нипуляции чаще всего встречаются в тюрьмах с психиатрической ориентацией, предвидит их и обнаруживает в ранней стадии. По- скольку “Хорошее поведение” — честная операция, к ней и следует относиться как к таковой, и открытый разговор о ней не причиняет вреда. С другой стороны, игра “Хочу на волю” требует активно- го лечения, без которого запуганный заключённый не может быть подготовлен к освобождению.

Родственные игры. С игрой “Хочу на волю” тесно связана опе- рация под названием “Вам придётся выслушать”. В этом случае за- ключённый или клиент общественного учреждения настаивает на своём праве жаловаться. Жалобы его часто несущественны. Глав- ная цель его — убедить самого себя, что он будет выслушан вла- стями. Если власти ошибочно предполагают, что он в самом деле

ожидает рассмотрения своих жалоб, и отклоняют их как необосно- ванные, это может привести к неприятностям. Если его требованиям уступают, он будет предъявлять большие. Если же эти жалобы про- сто терпеливо выслушивают, проявляя признаки заинтересованно- сти, то игрок в “Вам придётся выслушать” этим удовлетворяется и хорошо ведёт себя, не требуя ничего другого. Администратор дол- жен научиться отличать “Вам придётся выслушать” от серьёзных требований, по которым надо принимать меры.

Другая игра этого класса — “Шлепок по заду”. Корыстный пре- ступник может плакаться, что получил “Шлепок по заду”, действи- тельно стараясь выйти из тюрьмы; в этом случае его поведение со- ставляет часть процедуры. Но заключённый, разыгрывающий “Шлепок по заду” в качестве игры, отнюдь не использует её эф- фективно с целью освобождения, поскольку вне тюрьмы у него не будет возможности плакаться.