Добавил:
obwayapochtakirilla@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Игры в которые мы играем. Эрик Берн. Книга.docx
Скачиваний:
216
Добавлен:
26.09.2020
Размер:
1.32 Mб
Скачать
  1. Давай надуем Джоуи

Тезис. Прототипом этой игры является старая “доверительная” игра “Большой скандал”; многие мелкие надувательства и даже игра в “Шантаж” также относятся к ДНД. Человек может стать жерт- вой ДНД лишь в том случае, если мошенничество у него в крови; в самом деле, в качестве первого хода Блэк говорит Уайту, что этот честный дуралей Джоуи только и ждёт, чтобы его надули. Если бы Уайт был совершенно честен, он отклонил бы предложение или предупредил бы Джоуи; но он этого не делает. Как раз в тот мо- мент, когда Джоуи должен раскошелиться, что-нибудь срывается, и Уайт обнаруживает, что он проиграл вложенные деньги или усилия. Или, если это игра в “Шантаж”, именно в тот момент, когда Джоуи должен стать рогоносцем, он вдруг входит. Тогда Уайт, на свой лад честно игравший по собственным правилам, обнаруживает, что ему придётся играть по правилам Джоуи, и это его огорчает.

Любопытно, что у жертвы предполагается знание правил ДНД и соблюдение этих правил. Честный вопль обманутого рассматри- вается у жуликов как допустимый риск; они не поставят это в вину Уайту, и в известных пределах ему дозволяется даже лгать полиции, чтобы сохранить лицо. Но если он заходит слишком далеко и ложно обвиняет их, например, в грабеже, — это уже обман, вызывающий у них негодование. С другой стороны, жулик, выбравший в качестве жертвы пьяного и попавший из-за этого в переделку, не вызывает особого сочувствия в этой среде, поскольку это неправильная про-

цедура, и он сам виноват в провале. То же отношение встречает жулик, по глупости выбравший жертву с чувством юмора, так как подобный человек не проявит требуемой в ДНД прямолинейности, и нельзя рассчитывать, что он пройдёт весь намеченный для него путь, вплоть до завершающей игры в “Полицейских и разбойников”. Опытные жулики пугаются жертв, смеющихся, когда их надули.

Следует отметить, что “розыгрыш” не является игрой в ДНД, по- скольку при розыгрыше пострадавшим является Джоуи, тогда как в ДНД Джоуи оказывается победителем, а пострадавшим — Уайт, Розыгрыш — это развлечение, а ДНД — игра, в которой розыгрыш используется как встречный манёвр.

Ясно, что ДНД — игра с тремя или четырьмя участниками, при- чём четвёртым является полиция, и что она родственна игре “Поде- рись с ним”.

Примечание

Автор обязан благодарностью доктору Франклину Эрнсту из Калифорнийского медицинского факультета в Вакавилле, мистеру Уильяму Коллинзу из Калифорнийского исправительного центра в Норко и мистеру Лоуренсу Минсу из Калифорнийского института человека в Техачапи за их неизменный интерес к изучению “Поли- цейских и разбойников”, а также за ценные дискуссии и критику.

Библиография

    1. Frederick Wiseman. Psychiatry and the Low: Use and Abuse of Psychiatry in a Murder Case // American Journal of Psychiatry. 1961.

V. 118. P. 289–299. Фредерик Уайзмен в статье “Психиатрия и закон: использование психиатрии и злоупотребление ею в случае убийства” (Американский журнал психиатрии. 1961. Т. 118. С. 289–299) при- водит ясный и трагический пример жёсткой формы “Полицейских и разбойников”. Речь идёт о двадцатитрёхлетнем молодом человеке, который застрелил свою невесту, а затем явился с повинной. Это было не просто, потому что он должен был четырежды рассказать полиции свою историю, прежде чем ему поверили. Позже он сказал: “У меня всегда было ощущение, что мне суждено кончить жизнь на электрическом стуле. Если это так вышло, значит, так и должно быть”. По словам автора, смешно было рассчитывать, что присяж- ные поймут сложный акт психиатрической экспертизы, изложенный на техническом языке в судебном заседании. В “игровых” терминах можно формулировать основное заключение совсем просто: Девяти- летний мальчишка решил (по причинам, ясно изложенным в суде),

что он должен кончить жизнь на электрическом стуле. Весь оста- ток своих дней он посвятил достижению этой цели; наконец, он ее достиг, использовав в качестве мишени свою девушку.

    1. Дальнейшую информацию о “Полицейских и разбойниках” и других играх, разыгрываемых заключёнными, можно найти в ста- тье: Ernst F. H., Keating W. С. Psychiatric Treatment of the California Felon // American Journal of Psychiatry. 1964. V. 120. P. 974–979. (Эрнст Ф. Г., Китинг У. Ч. Психиатрическое лечение калифорний- ских преступников // Американский журнал психиатрии. 1964. Т. 120. С. 974–979).