Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
927.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Ассистентка о.Е. Савельева

Конституционные гарантии охраны здоровья

В местах заключения: теоретический анализ

И практика реализации

В Конституции Российской Федерации гарантировано: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый – значит никакого отступления из этой конституционной нормы нет, а следовательно, она распространяется и на лиц, содержащихся в местах заключения. При этом право заключенных на получение медицинской помощи является важнейшим и недостаточно изученным.

Не представляется возможным перечислить все нормативно-правовые акты, касающиеся данного неотъемлемого права, ибо большинство из них определяется правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, а следовательно, мало доступны для исследования, и многие из них находятся под грифом секретности. Однако существует немало международных и национальных стандартов, полностью или в той или иной степени освещающих данную проблему: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 г №5487-1; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30.08.55 г.; УИК РФ; федеральный Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Конституция РФ (ст. 37, 42); федеральный Закон «О медицинском страховании».

Каким же образом должно реализовываться и реализовывается ли право заключенных на охрану здоровья?

Медицинская помощь, оказываемая заключенным, подразделяется на первичную медико-санитарную, скорую, специализированную и медико-социальную помощь.

При получении первичной медико-санитарной помощи заключенные имеют право на бесплатное лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, осложнений и других неотложных состояний. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов устанавливают, что

© Савельева О.Е., 2003

обращение за медицинской помощью к медицинскому работнику происходит во время ежедневного обхода камер, т.е. публично, что нарушает принцип врачебной тайны. На примере ОД 1.7 ИК, расположенной в поселке Пакино, Владимирской области, нам хотелось бы опровергнуть презумпцию повсеместного нарушения данного принципа. Существует график приема больных заключенных. В каждом отряде ведется журнал записи на прием к врачу. После записи врач отбирает карточки. Прием – режимный, что означает привод и увод пациента в строго определенное время. Если необходимо оказать экстренную помощь – существует должность круглосуточно дежурящего фельдшера, который обязан оказать эту помощь, и если в условиях этого исправительного учреждения это не представляется возможным, больной спецтранспортом отправляется в ближайшее лечебное учреждение, медперсонал которого предварительно извещается по телефону (для ОД 1.7 ИК – это Владимирская областная больница). Таким образом, данная система оказания помощи больному не нарушает, а наоборот, способствует соблюдению принципа врачебной тайны. Кроме того, врачи исправительного учреждения один раз в неделю осуществляют обход изолятора (нахождение в нем заключенных не может превышать 6 месяцев). Фельдшер посещает изолятор каждый день, в случае необходимости выдавая лекарства.

В соответствии с правилами при получении специализированной медицинской помощи заключенный имеет право на бесплатную помощь при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. В действительности же диагностирование исключает экстренность состояния данного больного и поэтому осуществляется за его счет.

Кроме того, больной вправе за свой счет приобретать необходимые ему лекарства (в дополнение к тем, которые положены ему бесплатно), если необходимость этого признает лечащий врач.

Конституционная гарантия охраны здоровья заключенных определяется, в первую очередь, особенно в следственных изоляторах, соблюдением нормы площади от 2,5 до 5 м2 на одного заключенного (ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса).

Несоблюдение этого правила влечет за собой цепную реакцию нарушений права на 8-часовой сон в ночное время. В действительности, данное нарушение имеет место, особенно в отношении заключенных, отбывающих наказание в тюремных камерах. Проще дела обстоят с колониями, а волна амнистий, периодически накатывающаяся на исправительные учреждения, снижает наполняемость иногда до минимума. Основываясь на данном факте, мы не смеем утверждать, что во всех пенитенциарных заведениях ограничивается площадь, отводимая на одного заключенного. Одним из неотъемлемых прав заключенных является право на поддержание должной санитарно-гигиенической обстановки. Эта функция возложена (опять-таки на примере ОД 1.7 ИК) на врача по общей гигиене.

В каждом пенитенциарном учреждении имеется приказ о снабжении моющими средствами и спецодеждой. Грязное белье сдается в прачечную один раз в неделю, соответственно с этой же частотой у заключенных наступает санитарный день. Законом не определены, но практикой установлены некоторые отступления от правил. Так, заключенный имеет право получить от родственника нательное белье при условии получения разрешения и если оно будет цвета установленного образца, а также обувь. По заключению врача заключенный может носить теплый свитер, но опять- таки установленного образца.

Невозможно установить обеспеченность каждого пенитенциарного заведения необходимым набором медикаментов, остается лишь надеяться, что минимум их присутствует в каждом.

Одним из наиболее редко используемых прав является право заключенного на проведение экспертиз. Нами имеются в виду экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая, а также независимая медицинская экспертизы. В случае болезни, увечья, беременности, родов, протезирования заключенный имеет право требовать проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Присвоение инвалидности заключенным происходит на общих основаниях (осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы). Право на независимую медицинскую экспертизу реализуется в случае несогласия законных представителей заключенных с заключением о причине смерти и диагнозе заболевания, установленных патологоанатомическим вскрытием трупа. О факте смерти сообщается в медицинский отдел и начальнику учреждения. К сожалению, количественное и качественное выражение болезней, которыми болеют осужденные, оставляет желать лучшего. Нет такого пенитенциарного учреждения, где при осмотре не обнаружилось бы либо туберкулеза, либо сердечно-сосудистных заболеваний, наркомании, ВИЧ-инфекции, венерических заболевание паразитар-

ISBN 5-89368-369-2

Проблемы России: история и современность.

Владимир, 2003

венерических, паразитарных заболеваний. Особые проблемы вызывает диагностика СПИДА вследствие дорогостоящего ее проведения. Возрастает количество случаев заражения вирусом гепатита В, передающегося через кровь, связанных с частыми случаями сожительства заключенных.

Остается сделать вывод о том, что заключенные, являясь одной из самых малозащищенных категорий населения, должны быть объектом повышенного внимания со стороны общества и государства, органов, надзирающих за соблюдением их прав: прокуратуры, медицинского отдела при Управлении исполнения наказаний.

Получено 06.12.02

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]