Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

D1r16PS5zY

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.04.2023
Размер:
1.98 Mб
Скачать

4 балла (средний

60%

50%

55%

показатель, «точка нуля»)

 

 

 

5-7 баллов (благоприятное

10%

10%

25%

эмоциональное состояние)

 

 

 

Средний показатель

3,6

3,4

4,8

по группе

 

 

 

Анализ полученных данных по методике САН выявляет следующие особенности. Наиболее высокие показатели определяются по шкале «настроение», 25% участников оценивают свое настроение как хорошее, положительное. Тем не менее, средний балл группы по данной шкале ниже 5, что говорит об общем неблагоприятном эмоциональном фоне группы на этапе констатирующего эксперимента. По шкале активность 40% участников отмечают отрицательные показатели, а также 30% матерей негативно оценивают свое самочувствие, что свидетельствует о наличии усталости, снижении активности на момент обследования.

Тем не менее, ведущей тенденцией при анализе данной методики можно выделить то, что большинство участников выборки при оценивании утверждений выбирали 0 баллов (60% - по шкале «самочувствие», 50% - по шкале «активность», 55% - по шкале «настроение»). В соответствии с ключом данного диагностического инструмента этот показатель обозначает среднее значение по каждой шкале. Объясняя эту тенденцию, можно предположить, что матерям достаточно трудно определить свой эмоциональный статус, понять, что действительно они чувствуют в актуальный момент времени.

Для качественной оценки мотивационного компонента реабилитационного потенциала была использована методика «Ваши цели и ресурсы». Учитывая ее проективный характер, при анализе полученных фактов мы опирались на ключ к тесту, а также психоаналитический подход и архетипические значения изображенных символов. Кроме того, особое значение имела личностная интерпретация своих рисунков самими участников исследования.

Оценка целевых ориентиров как характеристик мотивационного компонента реабилитационного потенциала по методике «Ваши цели и ресурсы» представлена в Диаграмме 1.

40

Диаграмма 1. Целевые ориентиры матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

 

10%

30%

15%

 

 

 

 

45%

 

взаимодействие с другими людьми

личностный рост

материальные ценности трансформация, изменения жизни

Результаты методики показали, что в группе матерей отмечается общий низкий энергетический уровень, отсутствие сил что-то изменить, что определило снижение энергетической, побудительной силы целевых ориентиров. Об этом свидетельствует характер изображений, малое количество дополнений в заданный сюжет, отсутствие цветовых решений, много пустых мест на рисунке, малый размер символов (Рис. 1, 2). Что касается содержания рисунков, то в основном это были морские раковины, жемчужины, как символы женского начала, связи с детьми, плодородия. Также были представлены водоросли, растения, как символ духовной жизни,

стремлений

к

личностному

развитию (45%

 

участников). В ряде Рисунок 1. Методика "Ваши цели и ресурсы",

 

 

испытуемая Т., 43 года

Рисунок 2. Методика "Ваши цели и ресурсы", испытуемая В., 46 лет

случаев на рисунке были отражены рыбы, запутавшиеся в сетях, как символ женственности, которую в актуальный момент времени трудно проявлять. В целом в соответствии с ключом методики наличие живых существ – рыб, медуз, дельфинов

свидетельствовало о направленности на взаимодействие с другими людьми

41

(30% участников). Единично в сюжете были представлены лодки, как символ трансформации (10% участников). В качестве ресурсов своей жизни матери выделяли денежный доход, достаток (15% участников), но в большей степени в качестве опоры участники определяли свой опыт и знания (45% участников).

С целью оценки межличностного (коммуникативного) компонента реабилитационного потенциала в части определения характера детскородительского взаимодействия был использован тест «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина. Результаты методики представлены в Гистограмме 3.

Гистограмма 3. Характер детско-родительского взаимодействия в семьях, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

количество участников

Анализ полученных в ходе первичного обследования данных по методике «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина показывает, что ведущим типом родительского отношения к ребенку в группе матерей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра, является симбиоз (30% участников). Об этом свидетельствует следующие факты:

характер представлений матерей в «круге знакомств» через своего ребенка: «Я- мама С., он ходит в школу, ему 8 лет, у него есть нарушения в поведении…» и далее следовал рассказ не о себе, а о своем ребенке;

использование в речи местоимения «мы», подразумевая диаду «мама и ребенок»;

зависимость эмоционального состояния матерей от успехов или неудач своего ребенка: «расстроена, потому что сын устроил истерику

вбассейне», «радостно осознавать, что все не зря, сегодня первый раз

осмысленно посмотрел мне в глаза», «не могу прийти в себя,

42

тяжело…были с ребенком на комиссии, психиатр поставил диагноз…» и т. д.

Среди ведущих тенденций по результатам данной методики можно выделить также отвержение как основной тип детско-родительского взаимодействия (25% участников). Для этих матерей характерно непринятие диагноза их детей, отказ верить в то, что у их ребенка есть интеллектуальная проблема в структуре нарушения, что говорит о наличии еще не пережитой, острой, психической травмы в связи с рождением особого ребенка.

Наблюдение за поведением и анализ характера высказываний данной категории матерей позволяет предположить, что они «балансируют» между стадиями отрицания и агрессии, что проявляется в стремлении «найти виноватых» в проблемах, обесценивании роли системы образования и коррекционно-развивающей помощи для таких детей, жалобах на некомпетентность специалистов. Тем самым, зачастую такие матери «не видят» и «не слышат» истинные потребности ребенка за своей собственной болью.

Характеризуя детско-родительское взаимодействие, следует выделить инфантилизацию в качестве типа родительского отношения, отражающий результаты исследования по методике А.Я. Варга и В.В. Столина (20% участников). Для матерей с его преобладанием свойственно восприятие ребенка как неуспешного, неприспособленного, несамостоятельного. В высказываниях матерей о детях можно услышать: «Я уже не верю, что можно что-то изменить», «какой смысл, ничего у него не получится», «...он ничего не понимает…мне легче самой сделать». При наличии выраженных негативных родительских установок такие матери стараются оградить ребенка от жизненных трудностей и всеобъемлюще контролировать его поведение и деятельность.

Для уточнения качественных характеристик коммуникативного компонента в структуре реабилитационного потенциала матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в исследовании была использована методика «Ребенок, взрослый, родитель» по Э. Берну. Результаты оценки ролевых позиций матерей в межличностном взаимодействии представлены в Диаграмме 2.

43

Диаграмма 2. Ролевые позиции матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра,

в межличностных отношениях по Э. Берну

20%

50%

30%

детская позиция

взрослая позиция родительская позиция

Анализ данных по методике Э. Берна позволяет сделать вывод о том, что ведущей тенденцией в модели взаимодействия матерей с окружающими является преобладание детской позиции (выбор в пользу данной позиции сделали 50% матерей). Это может свидетельствовать о том, что участники исследования в процессе взаимодействия опираются на свои чувства, при этом испытывают трудности эмоциональной саморегуляции и самоконтроля. Наличие детской позиции, вероятно, обусловлено тем, что матери в ситуации хронического стресса не чувствуют достаточно сил для самостоятельного решения проблем, их ресурс для преодоления трудностей и противостояния давлению другого человека в контакте с ним оказывается недостаточен, ограничен.

Преимущественно взрослую позицию во взаимодействии с окружающими по результатам исследования занимают 30% участников. Такая позиция характеризует испытуемых как думающих, зрелых личностей, принимающих ответственные и взвешенные решения, в том числе, в нестандартных ситуациях, что может говорить о достаточном уровне сформированности адаптивных механизмов у данной категории матерей.

Согласно Э. Берну, для полноценного функционирования личности при взаимодействии важно гармоничное сочетание всех трех ролевых позиций. Между тем, именно в категории матерей с преобладанием позиции взрослого обнаруживается значительный разброс значений между взрослой и родительской позицией (у 20% испытуемых разброс значений от 13 до 30 баллов). Объясняя полученные результаты, следует отметить, что родительское «Я» позволяет личности решать стандартные, проверенные задачи, запускает «полезные» стереотипы поведения. Исходя

44

из этого, можно предположить, что при воспитании ребенка с расстройствами аутистического спектра такие стандартные поведенческие модели для матерей оказываются незначимыми, малоэффективными.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования выявлено, что уровень сформированности реабилитационного потенциала соответствует средним и низким значениям. В структуре реабилитационного потенциала ведущими выступают внешние ресурсы личности матерей (коммуникативный, межличностный компонент), которые содержательно представлены как общение с друзьями, опора на членов семьи, наличие работы, при этом преобладающее значение имеет сам ребенок с расстройствами аутистического спектра, который для матери не только как источник тревог и забот, но и возможность для личностной самореализации.

Среди компонентов внутренних ресурсов можно выделить высокую оценку матерями своего здоровья, а также их опору на свои знания и опыт. Тем не менее, обнаруживается выраженный дефицит свободного времени для удовлетворения своих личных интересов и отдыха.

Эмоциональный компонент реабилитационного потенциала соответствует среднему уровню сформированности. Среди качественных показателей этого компонента можно выделить выраженные трудности матерей в осознании и «отреагировании» негативных эмоций и чувств, травматических переживаний в ситуации хронического стресса в связи с рождением ребенка с расстройствами аутистического спектра, что неблагоприятно сказалось на эмоциональном фоне группы.

Мотивационный компонент реабилитационного потенциала соответствует среднему уровню сформированности и характеризуется такими позициями, как направленность на взаимодействие с окружающими, ориентировка на личностный рост, а также желание изменений, трансформации жизни на фоне материальной стабильности.

Коммуникативный компонент реабилитационного потенциала определяется преимущественно симбиотическим характером взаимоотношений между матерью и ребенком, а также преобладанием детской позиции в модели взаимодействия с окружающими, что может быть обусловлено ограниченностью ресурса матерей для принятия самостоятельных решений и преодоления имеющихся трудностей при воспитании ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Выводы по второй главе

1. Организация исследования по изучения реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, строилась последовательно с учетом содержания деятельности на каждом из этапов:

поисково-аналитическом,

проектировочном,

диагностическом,

 

45

 

практическом, контрольно-оценочном и обобщающем.

2.При реализации этапов исследования были учтены психологические особенности выборки, которую составили матери, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра.

3.Программа формирующего эксперимента была разработана с опорой на запрос участников исследования, направлена на повышение реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью. Формой реализации программы стал социальнопсихологический тренинг, как наиболее эффективный в решении задач формирования личностной, эмоциональной и коммуникативной компетентностей матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

4.В ходе реализации исследования был разработан и подобран диагностический инструментарий, включающий как стандартизированные, так и проективные техники, позволяющие наиболее полно количественно и качественно охарактеризовать реабилитационный потенциал матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в то же время, способствующий преодолению негативных психоэмоциональных состояний матерей в ситуации диагностического общения.

5.По результатам экспериментального исследования выявлено, что уровень сформированности реабилитационного потенциала матерей, воспитывающих детей с РАС, соответствует средним и низким значениям.

Вструктуре реабилитационного потенциала ведущими становятся внешние ресурсы личности матерей (коммуникативный, межличностный компонент), которые содержательно представлены как общение с друзьями, опора на членов семьи, наличие работы, при этом преобладающее значение имеет сам ребенок, который выступает для матери не только как источник тревог и забот, но и как возможность для личностной самореализации.

6.Среди компонентов внутренних ресурсов следует выделить высокую оценку матерями своего здоровья, а также их опору на свои знания и опыт. Тем не менее, ими рефлексируется выраженный дефицит свободного времени для удовлетворения своих личных интересов и отдыха.

7.Эмоциональный компонент реабилитационного потенциала соответствует среднему уровню сформированности. В качественных показателях этого компонента выделятся неблагоприятный эмоциональный фон группы, обусловленный выраженными трудностями матерей в осознании и «отреагировании» негативных эмоций и чувств, травматических переживаний в ситуации хронического стресса в связи с рождением ребенка с расстройствами аутистического спектра.

8.Мотивационный компонент реабилитационного потенциала соответствует среднему уровню сформированности и характеризуется

46

такими позициями как направленность на взаимодействие с окружающими, ориентировка на личностный рост, а также желание изменений, трансформации жизни на фоне материальной стабильности.

9. Коммуникативный компонент реабилитационного потенциала определяется преимущественно симбиотическим характером взаимоотношений между матерью и ребенком, а также преобладанием детской позиции в модели взаимодействия с окружающими, что может быть обусловлено ограниченностью ресурса матерей для принятия самостоятельных решений и преодоления имеющихся трудностей при воспитании ребенка с расстройствами аутистического спектра.

47

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

3.1. Принципы проектирования программы

Основным этапом реализации исследования стала разработка и апробация в рамках формирующего эксперимента программы психологической поддержки матерей, воспитывающей ребенка с инвалидностью (на примере матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра) «Я умею жить по-новому».

В рамках нашего исследования под психологической поддержкой понимается область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности родителей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе в целом, что отражает целевой компонент программы.

При этом разработанная программа психологической поддержки родителей «Я умею жить по-новому» по своей сути носит психореабилитационный характер, так как предполагает реализацию системы социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психологических функций, состояний, личного и социального статуса матерей, проживающих психическую травму в результате рождения и воспитания особого ребенка.

Целью данной программы стало повышение реабилитационного потенциала матерей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра, через формирование у них эмоциональной и коммуникативной компетентностей.

Достижение цели программы предполагала решение следующих задач:

1.Гармонизация и стабилизация эмоционального состояния матерей через осознание и принятие как своих, так и чужих эмоций и чувств, обучение приемам саморегуляции и самоконтроля.

2.Формирование позитивной самооценки матерей через обучение приемам релаксации, снижения уровня тревожности, отреагирования негативных эмоций и чувств.

3.Способствование осознанию матерями внутренних и внешних ресурсов своей личности путем преодоления социально-психологических барьеров, препятствующих реализации функции материнства.

4.Оптимизация детско-родительских отношений через формирование положительного образа своего ребенка.

5.Формирование адекватной модели семейного воспитания ребенка с учетом его особых потребностей.

48

6. Поддержка социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, через установление продуктивных контактов с социумом.

Основополагающим подходом при разработке программы явилось понимание семьи как социальной системы, объединяющей группу людей и их взаимоотношения (М. Боуэн [70], А.Я. Варга, В.В. Столин [55], Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис [74], А.В. Черников [70] и др.).

Имея в виду, что семья ребенка с инвалидностью рассматривается как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом, воздействие в рамках формирующего эксперимента было направлено на мать ребенка с инвалидностью. Особое внимание к матери как элементу семейной системы обусловлено тем, что именно мать постоянно находится с ребенком с инвалидностью, решая его проблемы, заботы, полностью погружаясь и растворяясь в его потребностях, забывая при этом о своих. Учитывая пролонгированность стрессовой ситуации, высокий уровень эмоционального и физического напряжения, и, вследствие этого, быстро наступающего истощения ресурсов, центральной фигурой, требующей повышения реабилитационного потенциала, является мать ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проектирование программы осуществлялось с опорой на ряд действенных принципов психо-реабилитационной работы, выделенных в работах Н.Ш. Валеевой, Л.И. Акатова [1, 58].

1. Принцип гуманистической направленности психореабилитационной работы, предполагающий единство целей общества и личности. В нашем исследовании такой конечной и общей целью являлось включение ребенка с инвалидностью, в структуре нарушения которого расстройства аутистического спектра, а также семьи в полноценный процесс взаимодействия с социумом.

2. Принцип единства диагностики и коррекции, отражающий целостность процесса психологической реабилитации, в рамках нашего исследования реализовался через две основных тенденции. Во-первых, содержание программы психологической поддержки определили полученные в ходе констатирующего эксперимента данные:

-об эмоционально-личностных особенностях матерей;

-выраженности психологических защитных барьеров;

-преимущественно симбиотическом характере детско-родительских отношений;

-специфике функционирования их семейных систем определили.

Во-вторых, на протяжении всего периода апробации программы отслеживалась динамика изменений личности каждого участника исследования, а также отмечалась групповая динамика. Этому способствовало ведение дневника наблюдений, где фиксировались

49

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]