Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Карапетов (сборка).docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
143.49 Кб
Скачать

Правовой режим одностороннего отказа согласно ст. 328 гк.

Преимущества придания правилу ст. 328 обоюдоострого характера:

  1. должник, обязанный осуществить исполнение первым по очереди, получает юридическое основание для приостановления своего встречного исполнения и отказа от договора в случае предвидимого нарушения со стороны контрагента, обязанного исполнить вторым по очереди.

  2. решается вопрос определения сценария развития событий при одновременном исполнении сторонами своих встречных обязательств. Раз понятие встречности перестает быть непосредственно связано с последовательностью исполнения, то это позволяет признать в качестве встречных исполнений и те исполнения, которые должны быть осуществлены одновременно.

  3. мы находим правовое обоснование для пропорционального расторжения при частичном исполнении должником своих обязательств.

В ст. 328 ГК речь идет о праве одностороннего отказа в том смысле, что кредитор (он же должник по встречному исполнению) вправе в одностороннем и внесудебном порядке расторгнуть договор.

Из этого следует:

  1. процедура такого отказа подчиняется общим правилам об одностороннем отказе, которые, хотя в законе и не до конца четко прописаны, но признаются в судебной практике.

  2. основания для использования кредитором такого права не исчерпываются положениями ст. 328 ГК, но также в полной мере подчиняются общей норме ст. 450 ГК, согласно которой расторжение договора возможно лишь в случае существенного нарушения.

Подходы в науке к определению обусловленности:

  1. можно считать обязательства взаимообусловленными только в том случае, когда в договоре есть прямо выраженное указание на то, что то или иное обязательство является встречным, или неисполнение того иного обязательства дает кредитору право на отказ от осуществления встречного исполнения (формальный и неэффективный).

  1. либеральный подход (более обоснованный), который позволяет обнаруживать обусловленность не только тогда, когда в договоре эта взаимосвязь прямо обозначена, но и в тех случаях, когда она со всей очевидностью следует из толкования договора и сути взаимоотношений сторон

Например, если в договоре предусмотрено исполнение обязательства одной стороной после исполнения договора другой стороной, то этого достаточно для того, чтобы была налицо взаимообусловленность, открывающая дорогу для применения ст. 328 ГК.

Расторжение при предвидимом нарушении

(ANTICIPATORY BREACH).

В п. 2 ст. 328 ГК закреплено положение, согласно которому кредитор вправе отказаться от исполнения своих встречных обязательств или приостановить исполнение в случае, если возникают обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что должник не осуществит исполнение в срок.

Применяется ли данная норма при опасениях кредитора по поводу срока исполнения или же можно и при ненадлежащем исполнении? Ответ: можно и при ненадлежащем, это вытекает из толкования использованного в ст. 328 ГК понятия неисполнения обязательства в установленный срок (т.е. просрочки) как подразумевающего и ненадлежащее исполнение, которое кредитор не намеревается принимать.

Определять предвидимость нарушения следует по такому принципу: решающее значение будет иметь не тот факт, были ли эти опасения ложными или верными, а то, насколько обоснованной была реакция кредитора на имеющуюся у него информацию.

Российскому законодателю следует порекомендовать включить в текст ГК норму, согласно которой кредитор, получивший информацию, указывающую о возможном в будущем существенном нарушении договора, и желающий в связи с этим расторгнуть договор, обязан запросить от должника надлежащие гарантии будущего исполнения, при этом он получает право на расторжение, только если должник не сможет предоставить эти гарантии в указанный кредитором срок.

Нам представляется наиболее логичным вариант, при котором, право отказаться от исполнения понимается не как некое специальное или особое право кредитора, а как синоним права на расторжение договора. Если мы проводим знак равенства между правом на отказ от исполнения и правом на расторжение, то снимается формальное семантическое препятствие для признания за кредитором права отказаться от уже осуществленного исполнения. Поэтому считаем возможным на этом базисе установить право кредитора, исполнившего договор первым, отказаться от договора и потребовать возврата исполненного до наступления срока исполнения встречного обязательства в случае, если возникнут очевидные свидетельства того, что вторая сторона впоследствии нарушит свою часть договора существенным образом.

326-430