Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Русская правда. Происхождение, источники, ее значение

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
19.57 Mб
Скачать

жамятника, потерявшего всякое значение действующего источника права. При историко-юридическом под­ ходе к изучению Русской Правды, нетрудно уста­ новить, что составители Кормчих XV — XVII вв., воспроизводя текст Русской Правды, использовали оригинал, взятый из Мерила Праведного или из Корм­ чей в соединении с Мерилом Праведным, причем часто пропуская отдельные части статей или даже не­ которые статьи. Эти пропуски и прочие дефектные мес­ та и принимались во внимание сперва В. П. Люби­ мовым при академическом издании Русской Правды, а затем М. Н. Тихомировым в его «Исследовании».

Некоторые виды Русской Правды, установленные В. П. Любимовым (Новгородско-Софийский и Рогож- ско-Лаптевский) находятся в Кормчих, которые близ­ ки по своему составу к Синодальной Кормчей 1280 г.,

132.

Характерно, что хотя Устав Ярослава и Устав

Всеволода в большинстве списков этого вида, как осо­ бые памятники права, уже графически не выделялись (оглавление «Устав Владимира Всеволодича» стало за­ меняться «А се уставил Володимер князь»), тем не менее Устав князя Ярослава помечался 90-й главой, а Устав Владимира — 91-й главой.

Уже близость Новгородско-Софийской и РогожскоЛаптевской Кормчих к Кормчей 1280 г. должна пред­ определять связь Новгородско-Софийского и РогожскоЛаптевского вида Русской Правды к Синодальному из­ воду. И действительно, по некоторым своим чтениям списки этих видов до известной степени близки между собой. Но эта близость вовсе не такова, чтобы считать Синодальный 1 список протографом Новгородско-Со­ фийского и Рогожско-Лантевского вида. Порядок рас­ положения статей в этих видах соответствует Троиц­ кому списку. Нет пропуска и статьи о поклепной вире. Все это побуждает сделать вывод, что протографом этих видов был общий протограф и Синодального и Троицкого I списка.

Списки Новгородско-Софийского вида характери­ зуются большим количеством дефектных чтений. Име­ ются пропуски отдельных слов и даже нескольких фраз.

Так, пропущены в статье 78 слова о муке огнищанина, а в статье о перевесах не были упомянуты гусь и лебедь.

Наиболее удаленным от протографа 11 редакции яв­ ляется Мясниковский вид, который гораздо ближе к Троицкому 1 списку, нежели к Синодальному 1. В этом списке пропущены следующие фразы: 1) «и за смердий холоп 5 гривен», 2) «а в 40 гривен емоу заплатити из дроужины», 3) «или нога, или око или не оутнеть», 4)статья о дубе знаменном и межном,5) статья о судебных уроках, 6) статья о ротних уроках, 7) фраза «на том же стояти; паки ме без ряду оумреть, то всем детем».

Наиболее удаленные от протографа II редакции и наиболее дефектные чтения Мясниковского вида были перечислены М. Н. Тихомировым. Но его предполо­ жение о том, что составление Мясниковского вида мо­ жет быть отнесено к деятельности самого митрополита Киприана, ни на чем не основано

5. Протограф II редакции и его происхождение

Анализ списков, относящихся к разным видам II редакции, позволяет нам установить следующую схему развития текста II редакции.

.Наиболее близким к первоначальному протографу данной редакции является Троицкий 1 список. Ори­ гиналом для Синодального 1 списка послужил список Русской Правды, находящийся в одном из списков Мерила Праведного или Сборника 30 глав. Этот спи­ сок имел ряд отличий от Троицкого I списка.

Список, близкий к оригиналу Синодального I и к Троицкому I, был переработан составителем того эк­ земпляра Мерила Праведного, который был исполь­ зован при составлении Кормчей в соединении с Мерилом Праведным. Возникли два вида — Ферапонтовский вид и затем из Ферапонтовского Розенкампфовский или, по классификации М. Н. Тихомирова, Чудовский.

Из Мерила Праведного, где текст Русской Правды приближался к тексту, послужившему оригиналом для1

1 М. Н. Т и х о м и р о в , Исследование, стр. 137—138.

Синодального списка, был выписан текст Кормчих Новгородско-Софийского и Рогожско-Лаптевского вида. Из Кормчей Новгородско-Софийского вида был заимствован протограф Мясниковского вида. Текст протографа II редакции восстановить довольно легко, положив в основу Троицкий I список и корректируя его путем сопоставления с Синодальным и другими ви­ дами, а главным образом с III—V редакцией.

Что же касается вопроса о времени и месте про­ исхождения II редакции Русской Правды, то этот во­ прос может быть решен на основе следующих сообра­ жений. Нами было установлено, что история тех юри­ дических сборников, в которых находилась Русская Правда II редакции, является довольно сложной. Прежде чем она была воспроизведена в Мериле Пра­ ведном (в последней четверти XIII в.) и Синодальной Кормчей 1280 г., она входила в состав так называемого Сборника из русских статей. Этот Сборник вошел в состав Сборника 30 глав, причем Русская Правда обоз­ началась там 28 и 29 главами.

Естественно, что для того, чтобы Русской Правде сделаться одной из основных статей Мерила Правед­ ного и затем войти в состав Кормчей, надо было доволь­ но продолжительное время.

Далее установлено, что древнейшие списки II ре­ дакции — Синодальный I и списки из Мерил Пра­ ведных уже существовали в последней четверти XIII в. и притом в разных частях Руси — в Новгороде и в Се­ веро-Восточной Руси.

Наконец, отмечено, что имелись списки, которые произошли от одного протографа, общего и для Сино­ дального I и для древнейшего списка Мерил Праведных— Троицкого I, например, списки в Кормчих в соеди­ нении с Мерилом Праведным или списки НовгородскоСофийского вида.

Наличие списков II редакции, принадлежащих к разным видам в различных частях Руси (в В. Новгоро­ де и в Северо-Восточной Руси), в последней четверти XIII в. дает основание настаивать на возникновении II редакции в начале XIII в.

Что же касается места происхождения протографа II редакции, то здесь возможны одни предположения. Нами был приведен ряд соображений о том, что ори­ гиналом Синодального списка 1280 г. послужил спи­ сок, взятый из Мерила Праведного.. Наряду с Русской Правдой был заимствован и церковный Устав князя Владимира. Как мы знаем, в одном списке Мерила Праведного имелись тексты и Русской Правды и Уста­ ва князя Владимира так называемой обширной (по нашей классификации III) редакции. Если принять

наше предположение об

оригинале Русской Правды

в Синодальной Кормчей

1280 г., то тогда, поскольку

нами установлено северо-восточное происхождение сбор­ ника Мерила Праведного, надо признать, что протограф 11 редакции возник в Северо-Восточной Руси.

О северо-восточном происхождении Русской Прав­ ды II редакции говорит и тот факт, что большинство рукописей, содержащих Русскую Правду этой редак­ ции, также северо-восточного, в частности московского происхождения.

г Л А В А С Е Д Ь М А Я

ПРОТОГРАФ И—V РЕДАКЦИЙ

§ 1. Историографический обзор

___/опрос о протографе II—V редакций, т. е. о про­ тографе так называемой Пространной Правды, был поставлен еще Болтиным. Болтин считал, что Простран­ ная Правда состоит из двух когда-то самостоятельных частей, причем вторую ее часть признавал Уставом Владимира Мономаха *.

Взгляд Болтина о том, что Пространная Правда состоит из двух самостоятельных частей, был оспо­ рен Карамзиным 1.2 Его доводы были мало основатель­ ны: он указывает, что в Уставе Владимира Мономаха есть ссылки на Ярослава (ст. 22, трактующая о холопе, ударившем свободного мужа).

О Пространной Правде сделал несколько замеча­ ний Эверс, которую он назвал Правдой тринадцатого столетия 3. Вопрос о том, является ли эта Правда офи­ циальным Собранием законов или частным сборником,

является для него

открытым.

Тобин 4 признает,

что

Пространная Правда состоит

из двух

частей — первую

часть можно назвать Прав­

1 И.

Б о л т н и, Правда Русская или законы великих князей

Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономаха,

СПБ,

1792,

стр. 75.

История государства российского,

*

Н.

М.

К а р а м з и н ,

т. II,

СПБ, 1892, Приложения, стр. 26—40.

 

историче­

3

И.

Ф.

Э в е р с , Древнейшее русское право в

ском его

раскрытии, пер. И. Платонова, СПБ,

1835,

стр.

229

и 358

и

далее.

кгШ$сй

ЬеагЬеКег

С/иеПеп

йег

4 Т о Ь I е п, 5ашш1ип5

ОсасЫсМе с!е$ Ш5$15с11еп КесЫ$, стр.

29.

 

 

 

дой Ярослава, а вторую— Правдой Владимира Моно* маха. Вторую Правду он признает дополнением первой.

Калачов, подобно Тобину, вынужден был отметить, что в некоторых Кормчих Правда составляет не одну главу, а две, т. е. является не в виде одного памятника,

адвух, причем вторая глава начинается Уставом князя Владимира Всеволодовича о процентах. Он же отметил, что начало этой второй главы украшается киноварью,

аиногда переносится на следующую страницу, с ос­ тавлением пробела на странице предшествующей. В кон­

це концов он приходит к предположению о том, что вторая половина Русской Правды (с Устава Вла­ димира) могла быть присоединена к первой не во время составления ее первоначального текста, а гораздо позже и что обе они сами по себе составляли сперва нечто друг от друга отдельное 1.

Ланге, касаясь происхождения Пространной Прав­ ды, писал, что «Изяслав начал преобразование Ярос­ лавовой Правды, довершил же это преобразование Вла­ димир Мономах, так что два устава, совместно взятые, как дополнявшие друг друга, составляли новое, ис­ правленное и значительно дополненное издание пер­ вого нашего законодательного памятника, которое от­ носилось к Правде Ярослава так же точно, как в настоя­ щее время новое издание Свода законов к прежнему»8.

Как Тобин, так и Ланге считают Устав Ярослава и Устав Владимира Мономаха официальными сбор­ никами права.

Последующие исследователи —Дювернуа, Соловьев, Мрочек-Дроздовский — вообще мало касались Прост­ ранной Правды. Среди замечаний Мрочек-Дроздовского о Пространной Правде надо, впрочем, отметить его мне­ ние о происхождении ее в промежуток времени от кон­ ца XI до половины XII вв.3.

 

1 Н.

К а л а ч о в , Предварительные юридические сведения

для полного объяснения Русской Правды,

вып. I, СПБ, 1846,

стр.

70.

Л а н г е , Исследования об уголовном праве Русской

 

2 Н.

Правды,

стр. 4—10.

Исследования о Рус­

ской

3 П.

М р о ч е к - Д р о з д о в с к и й ,

Правде, вып. II, стр. XXXVI.

 

т

Рожков считает Пространную Правду частным юри­ дическим сборником. Среди ее источников он перечис­ ляет о.бычное право, судебную практику, княжеские уставы и византийское право. Происхождение Простран­ ной Правды он относит к первой половине XII в. *.

Сергеевич уделил Пространной Правде довольно большое внимание. Он, следуя большинству историков права его времени, признает эту Правду частным сборником права. Он считает возможным приписать составление ее одному лицу. Одним из основных источ­ ников Пространной Правды он признает Краткую Прав­ ду, причем ее составление он относит к самому началу XII в. 1.2

Ключевский, считая Пространную Правду памят­ ником, возникшим в церковной среде нуждами и целями юрисдикции, которой руководился ее состави­ тель, относит ее происхождение ко второй половине XII или началу XIII в . 3.

Немецкий историк права Гетц посвятил изучению Пространной Правды два тома (3 и 4) своей работы. Он всячески и притом без всяких доказательств, пу­ тем простых ссылок на тексты, старался доказать, что одним из основных источников Пространной Правды является германо-скандинавское право 4. Это влияние, по его мнению, особенно проявляется в удвоении виры за убийство княжеских людей, в оплате увечий в размере полвиры, в постановлениях о своде и закупничестве.

Вопрос о времени происхождения Пространной Прав­ ды Гетц не решил. В качестве предположения он ука­ зывает на XI в. Местом же происхождения ее он счи­ тает Киев.

М. Н. Тихомиров посвятил исследованию текста Пространной Правды большую часть своей уже цити-

тированной

нами книги (гл. 10—20,

22—24).

Источ­

1

И. А. Р о ж к о в, Очерки юридического быта по Русской

Правде,

Сборник статей, ч. II,

М., 1906 г.

 

стр.

60.

2

В.

И.

С е р г е е в и ч , Лекции и исследования,

3

В.

О.

К л ю ч е в с к и й ,

Курс русской истории, ч.

I,

стр. 272

и 279.

 

79—83.

 

 

4

С о е * 2 , Оа$ ги$515с11е КесЫ, В. II, 5.

 

 

никами Пространной Правды М. Н. Тихомиров считает Краткую Правду, Устав Владимира Мономаха, протограф Сокращенной Правды, отдельные постановле­

ния и записи.

происхождения

Пространной Правды

Местом

М. Н. Тихомиров считает

Новгород, временем — ко­

нец XII в. или начало XIII в. В конце концов он уточ­

няет время происхождения Пространной Правды: именно он считает таковым 1210— 1215 годы — время княжения в Новгороде знаменитого Мстислава Мстиславича, князя новгородцев

М. Н. Тихомиров в конце концов не признает Пространную Правду официальным сборником права. «Пространная правда была скорее проектом закона, чем законодательным памятником». Называя ее да­ лее «юридической компиляцией», он считает, что она составлена не без участия церковных кругов.

§ 2. Вопрос о составе статей протографа II—V редакций

В результате анализа списков II— V редакций не­ трудно притти к заключению, что ни один из дошедших до нас списков не может быть признан протографом этих редакций. Вместе с тем нельзя настаивать и на особой непосредственной близости какого-либо списка к этому протографу. Так, древнейший список — Си­ нодальный I— имеет порядок расположения статей, который не совпадал с порядком расположения статей в протографе. А кроме того, в Синодальном I списке пропущена статья о поклепной вире, конец ст. 107 (118) и начало ст. 108 (119). Не может быть признан списком, претендующим на особую близость к протографу, и Троицкий I список, в котором пропущено начало статьи 107(118) и конец статьи 108(119). Имеются в этом списке и чтения, которые не могли быть воспроизведены в протографе II— V редакций. III редакция тем более не может быть признана близкой к протографу, так1

1 М. Н. Т и х о м и р о в , Исследование, стр. 229.

как в ее составе находится материал, который не имеет отношения к тексту Русской Правды: статьи о при­ плоде скота и урожае хлеба, Устав Ярослава о мостех

инекоторые позднейшие русские статьи. А главное в III редакции, как и в Синодальном списке, Устав Яро­ слава и Устав Владимира Всеволодовича объединены

вединое литературное целое. IV редакция, состоящая из двух списков: Троицкого IV и Пушкинского, также

достаточно удалена от протографа II— V редакций, благодаря наличию особого предисловия к Русской Правде и дополнительным статьям.

V редакция, которая представляет соединение двух памятников: Русской Правды и Закона Судного лю­ дей, тем более не может быть признана ближайшей к протографу II— V редакций.

Но если поставить вопрос, какая же редакция яв­ ляется н а и б о л е е близкой к протографу, то при­ дется указать вместе с большинством исследователей на II редакцию, а среди списков этой редакции — на Троицкий I список.

Если в этом вопросе почти нет разногласий, то зато имеются две группы исследователей, которые по-раз­ ному подходят к вопросу об источниках или, вернее, о составе II — V редакций — так называемой Простран­ ной Правды.

Как видно из историографического обзора, уже дав­ но идет борьба между двумя группами исследователей. Так, Болтин, Тобин, Ланге, Калачов настаивали на том, что Пространная Правда состоит из двух частей — Правды, составленной до Владимира Мономаха (не­ которые называли ее Изяславовой Правдой), и Правды, принадлежащей Владимиру Мономаху. Распростра­ нение теории о неофициальном происхождении Рус­

ской

Правды среди

буржуазных

исследователей вто­

рой

половины

XIX в.,

способствовало

тому,

что

вопрос о

двух

самостоятельных

частях

Пространной

Правды

был снят. Считалось признаком

дурного

ака­

демического

тона,

когда

этот

вопрос

 

вообще

ста­

вился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М. Н. Тихомиров, который в своем крупном ис­

следовании

должен

был

весьма подробно

разобраться

во всех теориях происхождения Правды и в том числе и Пространной Правды, ограничился голословными опровержениями взглядов Болтина, Тобина и Ланге. Так, касаясь мнения Тобина, М. Н. Тихомиров пишет: «В особенности было ошибочным представление о деле­ нии Пространной редакции на две части разновремен­ ного происхождения». А касаясь решения вопроса о происхождении и составе Пространной Правды со стороны Ланге, он называет его'упрощенным: «Непо­ стижимо,— пишет он,— каким образом Ланге мог иг­ норировать критические замечания своих предшествен­ ников и вернуться целиком на позиции историков XVIII века» ».

Одновременно с этим М. Н. Тихомиров, который чрезвычайно высоко оценивает работу Н. В. Калачова о Русской Правде, замалчивает, что и этот исследова­ тель держался взгляда о том, что Пространная Правда состояла из двух самостоятельных частей.

Отказываясь видеть, что протограф II— V редакций Русской Правды (Пространной Правды) состоит из двух самостоятельных и притом возникших в разное время частей, исследователи объясняют наличие ссылки на законодательство Владимира Мономаха во второй части Пространной Правды или тем, что Владимиру Мономаху принадлежит только одна статья об ограниче­ нии резов (ст. 46 (53) Тр.), или тем, как это мы наблю­ даем в исследовании Тихомирова, что к так называе­ мому Уставу Владимира Мономаха принадлежат статьи, начинающиеся словами о совещании в Берестове (ст. 46 (53) Тр.) и кончающиеся нормой о разрешении в малых тяжбах ссылаться на закупов (ст. 57 (66) Тр.), за исключением статей о потоплении купца, о долге и о холопе, ударившем свободного2.

Нетрудно понять, насколько важно для истории Русской Правды решение вопроса о составе протографа II—V редакций (Пространной Правды). Если будет до­ казано, что этот протограф состоял ранее из двух са­ мостоятельных частей, то при решении вопроса о про-*

1 М. Н.

Т и х о м и р о в , Исследование, стр. 17.

* Т а м

ж е , стр. 208.