Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Русская правда. Происхождение, источники, ее значение

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
19.57 Mб
Скачать

Гл. 92. О ризах архиерёовых

Гл. 87. Чин, како подобает

1-го закона.

 

 

 

погрсбати

братию.

 

(без

Гл. 93. Иоанна Златоустого.

Устав

св.

Владимира

Правило

первом,

иже не

заглавия).

 

 

 

 

 

облачают

въ все

священные

Гл. 88. Василия великого

ризы.

 

 

 

 

 

слово о прозвитерех.

 

Гл. 94. Кюрила, епископа

Гл. 89. Дорофея, епископа

Туровьского, сказание

о чер-

Турского

о 12 Апостолу.

 

норизьстем чину.

 

 

 

Того

же

о оученик.

 

Гл. 95. Чин, яко погрсбати

Гл. 90. Суд Ярослава Вло-

братию

по

уставу

монастыря

днмерича. Правда

Русьская.

Студийского.

 

 

 

Гл. 91. Никифора, патриарха

Гл. 96. Речь жидовьского

Царяграда,

летописец вскоре.

языка преложена на

рускю.

Гл. 92.

Епнфаиия сказание

Суд

Ярославль

Володими-

о пророцех.

 

 

Царяграда.

рица.

Правда Русьская.

А се

епископиа

Гл. 97. Устав св. кн.

Гл. 93. Речь жидовского язы­

Владимира.

 

 

Новго­

ка преложена

на

русьскую.

Устав

Святослава

Гл. 94. Иже но святых отца

родского.

 

 

 

 

нашего Никифора...

 

Вопрос, откуда была заимствована в эти Кормчие

Русская Правда, не может быть решен за

недостатком

Данных.

Возможны

одни

предположения.

Так,

по­

скольку возникновению Кормчих этого типа предше­ ствовало возникновение сборника Мерило Правед­ ное, причем в одном из этих Мерил находился и Сбор­ ник княжеских Уставов и Русская Правда II редак­ ции, то можно, следовательно, полагать, что в эти Кормчие Русская Правда была заимствована непо­ средственно из Мерила Праведного. Имеется, как мы знаем, один вид Мерил Праведных, содержащий Сбор­ ник княжеских церковных Уставов и Русскую Правду

II редакции,

например

ИМ,

Синодального

собрания,

№ 524, который, несомненно,

скорее чем другие виды,

мог быть

использован

составителями

Синодаль­

ной Корхмчей и Кормчих Новгородско-Софийского типа. Именно в Синодальной Кормчей церковный Устав князя Владимира принадлежал к той же редакции,

что в Мериле ИМ, Синодального собрания, № 524. Русская Правда, будучи воспроизводима в Кормчих

изученных нами видов, иногда переписывалась со­ ставителями Кормчих, имевших особый состав. Так, ‘имеется так .называемая Годуновская Кормчая, в ко­ торой сперва была переписана вторая часть Простран­

ной Правды, т. е. Устав князя Владимира Мономаха, а затем первая, т. е. Устав князя Ярослава.

Таких Кормчих, которые по своему составу от­ личалась от Кормчих Ферапонтовского и Розенкампфовского или Новгородско-Софийского видов, име­ ется сравнительно большое число. Нет, однако, боль­ шого смысла изучать историю текста Русской Правды в этих Кормчих, поскольку эти Кормчие отно­ сятся к XVI или даже к XVII в., т. е. ко времени, когда Русская Правда перестала быть действующим источни­ ком права, — изучение этой истории не поможет вы­ яснить происхождений основных редакций этого па­ мятника.

8. Итоги исследования истории Русской Правды в памятниках сложного состава

С текстом Краткой Правды мы могли познакомить­ ся благодаря тому, что она была включена в состав Новгородской I летописи по Академическому и Ар­ хеографическому спискам в середине XV в. Академи­ ческий список лежит в основе так называемых Татищевских списков. Однако в древнейшем списке Новгородской I летописи (Синодальном) текст Рус­ ской Правды не был воспроизведен. По вопросу, ко­ гда и в какую Новгородскую летопись был первона­ чально включен текст Русской Правды, существуют только предположения Шахматова, Приселкова и Ти­ хомирова.

Исследование истории Краткой Правды в летописи позволяет сделать выводы о правильности предполо­ жения акад. А. А. Шахматова о тол1, что грамота, которая, по Новгородской летописи, была дана Яро­ славом в 1016 г. Новгороду, не была Русской Прав­ дой, а грамотой, содержащей административно-фи­ нансовые льготы.

История протографа II—VI редакции (обычно этот протограф называется вообще Пространной Правдой) является, как мы могли убедиться, более сложной.

Как и следовало ожидать, поскольку Русская Пра­ вда была действующим источником русского права

XII—XIV ев., она должна была переписываться и распространяться между судьями и представителями княжеской администрации в небольшом сборнике, вклю­ чавшем так называемые Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха. Переписывалась Рус­ ская Правда и представителями церкви, причем к Русской Правде присоединялся ими Сборник из княжеских церковных Уставов: князя Владимира и князя Ярослава, а затем и князя Всеволода Мсти­ славовича (Новгородского).

Дальнейшая история Русской Правды в памятни­ ках сложного состава идет в следующем направлении.

Сборник, состоящий из княжеских церковных Ус­ тавов и из Русской Правды, дополняется Законом Суд­ ным людем.

Этот сборник в полном своем составе присоединен под 1019 г. в Софийскую I летопись, а затем другая ре­ дакция этого сборника составила приложение к Новго­ родской I летописи по Археографическому списку и к летописи Авраамки. Этот сборник вошел и в другие сборники, в частности в Кормчие.

В составе этого сборника возникли один из видов IV редакции, III и V редакции Русской Правды. Нами было выяснено, что протограф II—V редакции подвергся разного рода дополнениям. Так, в III ре­ дакции к первоначальному тексту Русской Правды были присоединены некоторые русские статьи и Устав князя Ярослава о мостех. Но самым главным допол­ нением было включение в конце первой части Рус­ ской Правды математических упражнений о приплоде скота, об урожае хлеба и пр.

Важным моментом в истории текста Русской Прав­ ды в одной из редакций данного сборника было пол­ ное слияние двух частей Правды — Суда Владимира Ярославича и Устава Владимира Мономаха (III ре­ дакция Русской Правды).

В Троицком изводе (Троицкий IV список) IV ре­ дакции был присоединен также ряд новых статей, а в начале помещено особое предисловие к Русской Правде, взятое из Слова Василия Великого.

В III редакции была сделана попытка присоеди­ нить к Русской Правде, снабженной указанным пре­ дисловием, и большую часть Закона Судного людем.

Одна из редакций сборника, включавшего Сбор­ ник княжеских уставов и Правду 11 редакции, вошла в состав Сборника 30 глав, который в свою очередь был полностью включен в Мерило Праведное. Исто­ рия этой (II) редакции в значительной степени пре­ допределялась тем, что Мерило Праведное было при­ соединено к Кормчей. Русская Правда при этом при­ соединении мало подвергалась изменениям (впрочем, в издании Академии Наук СССР обозначены как два

особых

вида списки 11 редакции — Розенкампфов-

ский и

Ферапонтовский).

Из

Мерила Праведного текст Русской Правды

был заимствован в Синодальную Кормчую, а также в Кормчие Новгородско-Софийского вида.

Среди Кормчих, находящихся в соединении с Ме­ рилом Праведным, имелись Кормчие, в которых Рус­ ской Правде предшествовала статья о послушестве, в состав которой входили «Володимера князя суд о послушестве» и «О мужи кроваве».

Один из переписчиков Кормчей этого вида решил объединить текст этих памятников с текстом соответ­ ствующих статей Русской Правды. Примером подоб­ ного рода переработки является список Русской Прав­

ды, известный

под

названием

списка

Царского III.

А затем

один

из

редакторов

Кормчей решил поло­

жить текст Русской Правды II редакции Ферапон-

товского

вида

с изменениями

статьи

«О муже кро­

ваве» в основу своей работы над его сокращением и пере­ работкой. Так возникла VI редакция Русской Правды.

бием в делах, не касающихся духовенства, указывает, по его мнению, на время Уложения (1649 г.), на ту его статью, по которой в делах ниже рубля присяга заменялась жребием.

Значительная часть позднейших исследователей1 об­ ходила вопрос об этой редакции, как не имеющей особого значения в истории Русской правды, вплоть до работ Сергеевича, который высказал ряд новых соображений об ее происхождении и источниках.

Указывая, что в данной редакции имеется только одна статья (16), не встречающаяся в других редак­ циях, он считает ее извлечением из более старых спи­ сков с изменениями и большими пропусками2. Хотя составитель этой редакции имел перед собой старые редакции, из которых и брал материал для своего труда, и в них упоминаются Ярослав, его сыновья и Владимир Мономах, тем не менее ни одно из этих имен не перешло в его списки. А это, по мнению

Сергеевича,

говорит

о

том, что ни с одним из этих

имен не соединялось

у

него никакого определенного

представления. «Едва ли можно

думать,— говорит

В. И.

Сергеевич,— что

третья

редакция возникла

ранее

конца

XII или начала XIII века»3.

Переходя к характеристике источников этой ре­ дакции, Сергеевич указывает, что составитель поль­ зовался I (т. е. частью Краткой Правды — Правдой Ярослава) и III (т. е..Пространной Правдой, типичным списком которой считался им Троицкий список) ре­ дакциями. Первые три статьи по содержанию и по последовательности соответствуют первым статьям спи­ сков I редакции, но изменены. Все остальные взяты из списков III редакции с сохранением последова­ тельности, но с изменениями и большими пропу­ сками.•*

1 Напр.,

М.

Н. Я с и н с к и й , Лекции по внешней исто­

рии русского

права, Киев, вып. 1,1898, стр. 124, М. А. Д ь я ­

к о н о в , Очерки,

стр. 38.

* В. И. С е р г е е в и ч, Лекции и исследования по. древней

истории, русского

права, изд. З-е, СПБ., .стр. 68—70.

• Т а м ж е, стр. 70.

Касаясь причин пропусков при переработке ста­ тей I и III редакции, Сергеевич объясняет их устаре­ лостью некоторых статей Русской Правды, некоторые же пропуски статей Пространной Правды, допущен­ ные составителем данной редакции, он называет за­ гадкой.

Одним из важных моментов в истории изучения VI редакции является работа Н. А. Максимейко «Мо­ сковская редакция Русской Правды»1.

Само название этой работы Н. А. Максимейко уже показывает нам, в каком направлении будет разви­ ваться основная мысль исследователя. И действитель­ но, он развивает положение, выраженное ранее Ланге и Мрочек-Дроздовским, о том, что данная редакция произошла в Москве, будучи переработана на основе принципов московского права.

Н.А. Максимейко очень подробно и конкретно объясняет причины пропусков отдельных статей и переработку их путем ссылки на основные принципы московского права. Так же как Ланге и МрочекДроздовский, он считает данную редакцию москов­ ской и. повидимому, приурочивает ее возникновение ко времени составления Соборного уложения 1649 г.

Н.А. Максимейко решил остановиться на вопросе, какие конкретные списки Пространной Правды могли быть использованы составителем VI редакции. Он

считает такими списками (по

названию Калачова) Чу-

довский II, Крестининский, Толстовский III, Румян­

цевский

I,

Московско - академический

II,

Фро-

ловский

I,

Троицкий II и

III, Строевский,

Цар­

ского II,

III и IV и Годуновский.

 

 

Совершенно

оригинальные

взгляды о

происхо­

ждении Сокращенной из Пространной редакции были

высказаны М. Н. Тихомировым. В отличие от преж­

них исследователей, которые главнейшим

источником

данной редакции считали Пространную Правду или

некоторые статьи Краткой

Правды, он

настаивает

на том, что якобы ее источником является не Простран-

1

Н.

А.

М а к с и м е й к о ,

Московская редакция Русской

Правды. Проблемы источниковедения, Сборник статей. М.— Л., 1940, стр. 127—162.

б»

иая или Краткая, а какая-то другая, более древняя. Так, приведя разные доказательства в пользу своего мнения, он заключает: «Общий вывод из всего ска­ занного заключается в признании того, что Сокращен­ ная Правда представляет особую редакцию Правды, сохранившую более древний состав, чем Простран­ ная. Эта древняя редакция не дошла до нас в полном виде и подверглась сокращениям, вероятно, при вне­ сении ее в Кормчую в конце XIV или в начале XV в.»1. Эта древняя редакция, равно как и ее протограф, по М. Н. Тихомирову — новгородского происхождения. Он предполагает,- что Сокращенная Правда возникла в церковных кругах. Поскольку содержание Кормчей, включившей в состав Сокращенную Правду, обнару­ живает, по его мнению, некоторый интерес к Перм­ ской епископии, то для этой епархии, возможно, и была составлена новая Кормчая, в которую была вне­ сена Сокращенная Правда в известном виде.

$ 2. Взаимоотношение списков

VI (Сокращенная из Пространной) редакция до­

шла до нас в двух списках: 1) в Толстовском

IV спи­

ске, сер еди н ы ^ П в., из Кормчей — ПБ, О

II 46 и

2)

в списке Оболенского I, второй половины XVII в.—

из

Кормчей, собрания Государственного древлехра­

нилища, отдел V, рубрика I, № 12, скоропись, второй половины XVII в. Сопоставляя оба эти списка, надо притти к выводу о том, что второй список (так назы­ ваемый список Оболенского) является дефектным. Так, нами2 было указано на 34 разночтения, внесенные в текст. Переписчиком было допущено очень много ошибок в тексте, которые так и не были исправлены. Так, написано:

видак вм. видока (ст. 2); жреби вм. жребий (ст. 4); дикою вм , (в)дикую(ст. 6);впродаж вм. в продаже(ст.12);то всемнет (ст. 15); лошедь вм. лошадь (ст. 16); кто кто ем. то суд (ст. 17); тому нет (ст. 18); ныне вм. и не (ст. 21); то княжикуны нет (ст. 21);

1

М. Н.

Т и х о м и р о в , Исследование, стр. 194.

*

Руськз

Правда, вид. У.А.Н., К**, 1935, стр. 169—174.

перви ел. верви (ст. 24); тя «л. татя (ст. 24); голупь ел. голубь (ст. 28); дшери ел. дщери (ст. 35); ненадобя ел. ненадобе (ст.37); на нет (ст. 37); брати ел. братия (ст. 38); безрядну ел. без ряду (ст. 43) и т. д. г.

Естественно, что при анализе текста данной редак­ ции, а также при решении вопроса об источнике ее надо принимать во внимание главнейшим образом текст положенного нами в основу издания списка (Толстов­ ского IV).

5 3. Источники VI редакции

Из обзора литературы нетрудно установить, что имеются два следующих мнения: 1) по одному, выра­ женному Ланге, Мрочек-Дроздовским, Максимейко и др., источником данной редакции является один из списков Пространной Правды, т. е. списков, находив­ шихся в Кормчей, принадлежавший к Троицкому из­ воду, который был переработан на основе московского права;

2) По другому мнению — М. Н. Тихомирова — дан­ ная редакция является переработкой особой редак­ ции Правды, которая существовала до возникновения Краткой («памятник, появившийся раньше той ре­ дакции Краткой Правды, которая сохранилась до настоящего времени»)2.

Тщательное исследование вопроса об источниках VI редакции приводит нас к убеждению, что в решений вопроса об источниках этой редакции правы Ланге, Мрочек-Дроздовский, Максимейко и др., а неМ. Н. Ти­ хомиров. Оказывается, особенности в тексте VI редак­ ции предопределяются не тем, что ее составитель ис­ пользовал список редакции Правды, который пред­ шествовал Краткой Правде, а тем, что он имел дело со списком Пространной, где эти особенности имели место. Следовательно, в нашу задачу входит установ­ ление связи между этими особенностями данной ре­ дакции и Пространной Правды данного вида. Под-*

1 Нами приняты следующие сокращения: ел,—вместо, доб — добавлено, нет — отсутствует.

* М- Н, Т и х о м и р о в , Исследование, стр. 192 и сл.

вергнём тщательному разбору доказательства, при­

водимые М.

Н. Тихомировым в пользу его мнения

о том, что

не Пространная Правда, а какая-то осо­

бая, и притом более древняя, послужила источником для данной редакции. М. Н. Тихомиров, с одной стороны, стремится доказать, что Пространная Правда вообще не может быть сочтена источником данной редакции, а с другой стороны— доказать, что какая-то особая редакция лежит в ее основе. М. Н. Тихомиров, между прочим, указывает, что мысль о зависимости Сокра­ щенной Правды от Чудовского извода устраняется уже тем соображением, что в этой редакции имеются слова:

«а ж е б е з л ю д е й

в п о к л е п е ,

а л ю-

д и е

в ы л е з у т ,

т о

12

г р и в е н

п р о ­

д а ж

и»,

которые

отсутствуют

во

всех списках Чу­

довского

извода

и,

следовательно,

отсутствовали в

его протографе. М. Н. Тихомиров убедил себя в том, что исследователи, держащиеся иных, чем он, взгля­ дов об источниках, считают один из списков Чудов­ ского или Ферапонтовского извода единственным воз­ можным источником VI редакции. На самом деле ряд исследователей, как, например, Максимейко, давший более подробный, чем другие, анализ источников данной редакции, говорит и о Чудовском списке, и о Крестининском, и о Толстовском II списках1. А в большинстве этих

списков

имеется фраза—«аже без

людей в поклепе...,

а людие

вылезут, то 12 гривен

продажи». Со вре­

мени Академического издания Русской Правды мы зна­ ем список Русской Правды Троицкого извода (издатели

называют его Ферапонтовским видом) — именно

спи­

сок Царского III, содержащий текст, который пре­

красно мог объяснить все особенности списков VI

ре­

дакции. А затем В. П. Любимов напечатал во II томе

«Правды Русской»варианты списка Никифоровского II,

которые

дополнительно объясняют изменения

тек­

ста VI

редакции без всякой необходимости предпо­

лагать существование какой-то, до нас недошедшей редакции Правды, предшествовавшей Краткой. Дело оказалось гораздо более простым.

1 Н. А. М а к с и м е й к о, Московская редакция Русской Правды, стр. 133.