Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Мир истории. Начальные века русской истории

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
29.04 Mб
Скачать

В последующее время «русью», «русами», «роса­ ми» называли и славян, жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания «народа РОС» варяги стали тоже именоваться русью в силу того, что они оказались в Киеве («оттоле прозвашася русью»).

Наиболее богатые и интересные находки «древ­ ностей русов» VI—VII веков сделаны в бассейне рек Роси и Россавы. Вполне вероятно, что первичное племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени, восходящим по Иордану по крайней мере к IV веку нашей эры.

Первичная земля народа РОС находилась, во-пер­ вых, на территории славянской прародины, во-вторых, на месте одного из наиболее значительных сколотских «царств» VI—V веков до нашей эры. В-третьих, она была одним из центров Черняховской культуры «тро­

яновых веков». В VI веке нашей эры союз жителей Роси с Полянским Киевом и северянским Посемьем (по реке Сейму) стал ядром зарождающегося государства Русь с цёнтром в Киеве. Как видим, спор о месте рож­ дения русской государственности — на новгородском севере или на киевском юге — безусловно и вполне объективно решается в пользу юга, давно начавшего свой исторический путь и свое общение с областями мировых цивилизаций.

северных племен днепровского бассейна. Киев, дер­ жавший ключ от днепровской магистрали и укрытый от степных набегов всей шириной лесостепной полосы

(«и бяше около града лес и бор велик»), стал естествен­ ным центром процесса интеграции восточнославянских племенных союзов, процесса возникновения таких со­ циально-политических величин, которые уже выходили за рамки самой развитой первобытности.

Вторым этапом исторической жизни Киевской Руси было превращение приднепровского союза лесостеп­ ных славянских племен в «суперсоюз», включивший в свои границы несколько десятков отдельных мелких славянских племен (неуловимых для нас), объединен­ ных в четыре крупных союза. Что представлял собою союз племен в IX веке, мы можем видеть на примере Вятичей: здесь самостоятельно, изнутри рождались отношения господства и подчинения, создавалась иерархия власти, устанавливалась такая форма взима­ ния дани, как полюдье, сопряженная с внешней торгов­ лей, происходило накопление сокровищ. Примерно такими же были и другие союзы славянских племен, имевших «свои княжения».

Процесс классообразования, шедший в каждом из племенных союзов, опережался процессом дальней­ шей интеграции, когда под властью единого князя оказывалось уже не «княжение», объединявшее около десятка первичных племен, а несколько таких сою­ зов — княжений. Появлявшееся новое грандиозное объединение было в прямом, математическом, смысле на порядок выше каждого отдельного союза племен вроде Вятичей.

Приблизительно в VIII — начале IX века наступил тот второй этап развития Киевской Руси, который ха­ рактеризуется подчинением ряда племенных союзов власти Руси, власти киевского князя. В состав Руси вошли не все союзы восточнославянских племен; еще были независимы южные Уличи и Тиверцы, Хорваты в Прикарпатье, Вятичи, Радимичи и могущественные Кривичи.

«Се бо тъкъмо (только) Словеньск язык в Руси: Поляне, Древляне, Новъгородьци, Полочане, Дрьгъвичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, послеже же Волыняне» («Повесть временных лет»).

Хотя летописец и определил этот этап как период неполного объединения восточнославянских племен, однако при взгляде на карту Восточной Европы мы видим большую территорию, охватившую всю исто­ рически значимую лесостепь и широкую полосу лесных земель, идущую от Киева на север к Западной Двине и Ильменю. По площади (но не по населенности, разу-

41